Тайное "государство в государстве": Литва за неделю

Вильнюс, 25 декабря 2009, 14:58 — REGNUM  

Тюрьмы ЦРУ в Литве и тайное "государство в государстве"

Выводы комитета Сейма: обнаружены не тюрьмы ЦРУ, но... помещения тюрем. На минувшей неделе Комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО) Сейма, состоящий из 12 депутатов, огласил результаты длившегося более полутора месяцев расследования, которое было призвано ответить на вопрос, были ли в Литве тайные тюрьмы ЦРУ, пишет газета Vilniaus diena. Были опрошены все высшие должностные лица страны тех времен, а также десятки ответственных государственных работников, свидетелей. Члены КНБО выезжали лично для осмотра объектов, о которых американские СМИ сообщили как о тюрьмах ЦРУ в Литве. Незадолго до этого парламент Литвы принял закон об уголовной ответственности за дачу ложных показаний Сейму, что, очевидно, уменьшило желание многих свидетелей говорить неправду. Как явствует из выводов, американцы вели себя в Литве, как дома, как если бы Литва была не правовым демократическим государством, а банановой республикой: договорившись, вопреки закону, напрямую с литовскими спецслужбами и даже, быть может, ввезя тайно неопределенную сумму денег, дав взятки работникам спецслужб (на это намекают в своих выводах КНБО, а также министр обороны Литвы).

Однако, как отмечают литовские обозреватели, главной новостью недели является даже не косвенное подтверждение наличия таких тюрем (представленные выводы содержат элементы двусмысленности), а неожиданный переход властей на сторону критиков Департамента госбезопасности (ДГБ) и так называемых "государственников". До этого о "клане государственников", которые, используя спецслужбы, якобы создали управлявшее страной никому не подконтрольное "государство в государстве", чем попрали основы демократии, говорили лишь некоторые политологи и ряд второстепенных политиков. Этих политологов и политиков на протяжении последних лет третировали как выдумывающих небылицы маргиналов и чуть ли не как врагов Литвы, работавших на Россию и компрометировавших госбезопасность страны. На некоторых пытались влиять старыми методами запугивания (к некоторым политологам являлись работники ДГБ для "предупреждения", что якобы их могут использовать спецслужбы враждебных государств, также в последнее время много шума наделала информация о, похоже, незаконном прослушивании спецслужбами телефонных разговоров неугодных журналистов: Сейм собирается расследовать это дело).

Однако на минувшей неделе, как сообщает литовская национальная телерадиокомпания LRT, о "государстве в государстве" заявил уже сам глава консерваторов, премьер Литвы Андрюс Кубилюс, шокированный тем, что группка работников литовской госбезопасности, тайно от руководства страны, дала ЦРУ зеленый свет на строительство тюрем в Литве, а затем отстранилась от контроля того, что американцы ввозят на территорию страны.

Затем те же слова об образовавшемся антидемократическом "государстве в государстве", которое ставит под вопрос сам основанный на демократии государственный строй Литвы, заявила и другой видный консерватор, министр обороны Литвы Раса Юкнявичене (см. ее интервью ниже). КНБО установил, что тюрьмы (по крайней мере, одна в Вильнюсе, а другая под Вильнюсом) были американцами на самом деле построены: однако поскольку литовская сторона не контролировала, что ввозят и вывозят из страны американские самолеты, то, естественно, фактов ввоза подозреваемых в терроризме узников в Литву, и тем более фактов применявшихся к ним пыток, у КНБО нет. Как сказал глава КНБО Арвидас Анашаускас, пока он не подержит террориста, содержавшегося в Литве, за руку, он не может гарантировать факта наличия этого террориста в обнаруженной тюрьме ЦРУ (которая, получается, если там террориста не было, - не тюрьма, а лишь "помещение тюрьмы"). По этому поводу литовские политологи шутят, что, наверно, ЦРУ строило тюрьмы для выращивания шампиньонов.

КНБО решил также обратиться в Генпрокуратуру и просить выяснить, могли ли бывшие руководители ДГБ Мечис Лауринкус и Арвидас Поцюс, а также заместитель директора департамента Дайнюс Дабашинскас злоупотреблять служебным положением и превышать полномочия.

Обращаясь к конкретным формулировкам выводов КНБО, газета Respublika отмечает: комитет, "проведя парламентское расследование, пришел к выводу, что имелись условия для того, чтобы доставить или вывезти через территорию Литвы людей, задержанных ЦРУ, однако не установлено, были ли привезены такие лица. По сведениям комитета, Департамент государственной безопасности (ДГБ) получил просьбу от партнеров оборудовать помещение в Литве для содержания задержанных, но подготовленное помещение не использовалось с этой целью. Об этом говорится в утвержденных вчера выводах КНБО, за которые проголосовали 10 членов комитета. Двое были против". В то же время обозреватели указывают на явное противоречие, когда тут же признают, что Литва не могла контролировать ни сами помещения, где хозяйствовали американцы, ни содержимое грузов, которые неоднократно доставлялись самолетами ЦРУ (номера их полетов обнародовали СМИ США) в Литву. Стало быть, поскольку признан факт отсутствия контроля со стороны Литвы, утверждать, что тюрьмы не использовались, нет оснований - есть лишь основания говорить, что КНБО не располагает информацией о таком использовании. Ведь ЦРУ, конечно же, не докладывало, кого оно или что ввозит в Литву на свои базы, поскольку люди, которые должны были представлять государство Литву, дали ему возможность в обход законов бесконтрольно совершать свои действия на литовской территории, отмечают комментаторы.

На проходившей во вторник 22 декабря пресс-конференции председатель КНБО Арвидас Анушаускас заявил: "Помещение было, возможность пересечь границу Литвы была, самолеты, имеющие отношение к ЦРУ, были". Комитет выяснил, что воздушные суда, которые в официальных расследованиях упоминаются как имеющие отношение к перевозке лиц, задержанных; ЦРУ, в 2002-2005 г.г. неоднократно пересекали воздушное пространство Литвы. В выводах отмечается, что заместитель генерального директора ДГБ Дайнюс Дабашинскас с ведома генерального директора ДГБ Арвидаса Поцюса по меньшей мере дважды предоставлял должностным лицам США возможность беспрепятственно подойти к этим самолетам.

Как упомянул Анушаускас, эти самолеты не подвергались таможенной и пограничной проверке. "Не менее одного раза сознательно были ограничены возможности должностных лиц Службы пограничной охраны провести проверку самолетов. Во всех упоминаемых случаях таможенный досмотр не проводился. Таким образом, было невозможно установить ни личности пассажиров, ни назначение грузов", - констатирует КНБО в своих выводах. Анушаускас сообщил, что, как следует из данных расследования, в 2002 году был начат проект номер 1 о сотрудничестве с партнерами. Департамент госбезопасности, согласно пожеланиям и условиям, которые сообщили партнеры, оборудовал помещения для содержания задержанных. КНБО установил, что о проекте было известно генеральному директору ДГБ Мечису Лауринкусу и его заместителю Дабашинскасу. "В рамках проекта номер 1 в Литве были созданы условия для содержания задержанного лица, но, по имеющимся у комитета сведениям, эти помещения не использовались с такой целью", - отмечается в выводах.

Комитет Сейма выяснил, что к выполнению проекта номер 2, который рассматривался в ходе парламентского расследования, ДГБ приступил в начале 2004 года. В выводах утверждается, что ход работ по оборудованию необходимого объекта обеспечивали уже сами партнеры (телеканал LNK опросил свидетелей, которые видели англоязычных рабочих, даже негров, работавших на бывшей конной крытой базе, строивших "здание внутри здания", чтобы извне не было видно). Реконструкция здания должна была соответствовать определенным требованиям охраны. В осуществлении данного проекта участвовали должностные лица ДГБ, которые имели возможность свободно бывать во всех помещениях объекта, но в то время, когда на объекте присутствовали представители партнеров, в некоторые помещения должностные лица ДГБ не заходили. По сведениям комитета, о времени таких встреч и о соответствующей подготовке должностным лицам ДГБ сообщал заместитель генерального директора этого ведомства Дабашинскас.

ЦРУ использовало тюрьмы "по своему усмотрению". КНБО, исходя из полученной информации, полагает, что "ДГБ, участвуя в проекте номер 2, не стремился контролировать действия партнеров, не наблюдал и не фиксировал прибывающие и убывающие грузы, не контролировал приезд и отъезд партнеров, а кроме того, не всегда имел возможность видеть всех прибывающих и убывающих лиц". "Лица, дававшие показания комитету, опровергают предпосылки и возможности, что в помещениях проекта номер 2 содержались или подвергались допросам определенные лица, однако расположение помещений в здании, степень его закрытости и охрана по периметру, фрагментарное присутствие сотрудников ДГБ в помещениях позволяли партнерам предпринимать действия, не контролируемые ДГБ, и использовать инфраструктуру по своему усмотрению", - говорится в выводах. Другими словами, КНБО ссылается на факт отрицания опрашиваемыми содержания узников в тюрьме ЦРУ в Литве, но тут же допускает, что опрашиваемые лгут или не могут знать, поскольку не было контроля и все было возможно.

Как отмечает ELTA, "у членов парламентского комитета создалось мнение, что оставляли желать лучшего учет и порядок использования денежных средств и материальных ценностей, выделенных для совместных действий. По мнению парламентариев, это требует более детального расследования. КНБО полагает, что необходимо четко регламентировать финансовые ресурсы, используемые в разведывательной и оперативной деятельности, их учет и контроль за использованием". Другими словами, вполне возможно, что ЦРУ ввезло неконтролируемое количество денег для подкупа работников литовской госбезопасности, дабы те тайно от Сейма и других представителей высшей власти устраивали им тюрьмы на территории Литвы. Эту мысль высказала в ниже приводящемся интервью и министр обороны Литвы Раса Юкнявичене.

ELTA также отмечает, что собранная Комитетом информация показывает, что Государственный совет обороны, правительство, Сейм не обсуждали вопросы, касающиеся деятельности секретных центров ЦРУ для задержанных на территории Литвы, их содержания на территории Литвы и перевозки. По сведением КНБО, на заседании Государственного совета обороны лишь однажды (19 сентября 2001 г.), когда обсуждался вопрос "Международный терроризм и антитеррористические действия, предупреждение и управление кризисными ситуациями и нормативная база", упоминалось о широком прямом сотрудничестве ДГБ и ЦРУ О перевозке и содержании в Литве задержанных лиц на заседании Государственного совета обороны не говорилось. КНБО Сейма не был осведомлен о характере сотрудничества. Проведя расследование, КНБО предложил Генеральной прокуратуре выяснить, не содержатся ли в действиях М.Лауринкуса, А.Поцюса и Д.Дабашинскаса признаков злоупотребления служебным положением или превышения полномочий.

Президент Литвы: история тюрьмы ЦРУ не повредит отношениям с США. Руководитель Литвы Даля Грибаускайте оценивает выводы КНБО как еще один шаг в сторону прозрачности и открытости. Эти выводы подтвердили подозрения президента, сказал ELTA пресс-секретарь Грибаускайте Линас Бальсис. По словам Бальсиса, президент не считает, что объявленная информация может повредить взаимоотношениям с США и напоминает, что администрация Барака Обамы сама идет к открытости, эта политика продолжается.

По словам Бальсиса, представленные выводы подтвердили подозрения президента, глава страны отметила, что страна должна очиститься и идти по пути прозрачности и открытости. Президент уже говорила о том, что деятельность Департамента госбезопасности Литвы должна быть деполитизирована. Готовится национальная концепция разведки, которая станет основанием для реформы ДГБ.

В свою очередь, министр обороны, член КНБО Раса Юкнявичене отклоняет все спекуляции в связи с тем, что парламентское расследование о секретной тюрьме ЦРУ может принести вред отношениям между Литвой и США. "Напротив, я думаю, что чем более прозрачные отношения, чем больше спецслужб таких стран, как Литва, будет контролироваться, контролироваться демократическими принципами, чем меньше будет спекуляций и возможностей с помощью даже очень могущественных стран оказывать влияние и на политическую жизнь Литвы, тем прозрачнее, крепче будут эти отношения между странами", - сказала министр, комментируя выводы КНБО. Юкнявичене подчеркнула, что взаимоотношения между Литвой и США только все больше укрепляются путем участия в важных совместных проектах. "Литва должна стать европейской, отвечающей стандартам НАТО страной в том смысле, насколько она способна контролировать свои спецслужбы. Их работа не может останавливаться, им нельзя мешать действовать, они должны нормально, спокойно выполнять свою работу в соответствии с установленным законом порядком", - сказала Юкнявичене.

Валдас Адамкус: я уверен - тюрьмы ЦРУ в Литве не было. В свою очередь, как сообщает BNS, экс-президент Валдас Адамкус 22 декабря заявил, что уверен в том, что секретной тюрьмы ЦРУ в Литве не было. "Я уверен, что этого не было, мне никто не доказал", - сказал Адамкус BNS. Экс-президент сказал, что считает, что выводы парламентского комитета по нацбезопасности и обороне не дали ясного ответа на вопрос, действовала ли в Литве секретная тюрьма ЦРУ.

Адамкус сказал, что, по его мнению, в Литве невозможно скрыть факт ввоза подозреваемых в терроризме лиц. "Если в Литву привезли хотя бы несколько таких людей, я уверен, что и СМИ, и все жители Литвы сразу же об этом узнали. Как бы то ни было, Литва не такая большая, чтобы можно было это скрыть", - сказал, демонстрируя, по мнению многих обозревателей, наивность (или хитрость?) Адамкус. Экс-президент считает, что КНБО не ответил на вопрос, что дает повод для дальнейших спекуляций.

"Комитет должен был ответить на вопрос - была тюрьма или нет. Мне кажется, что объявленные выводы ответ на этот вопрос не дают (...). Будет оставлено то же поле для спекуляций, интерпретаций, импровизаций, от этого не будет никакой пользы для Литвы как для государства, не укрепится ее авторитет в международном сообществе, а вот поле для партийных разборок будет", - сказал Адамкус. Он считает, что парламентское расследование должно было дать ясный ответ.

"Парламентское расследование ничего бы не испортило, если бы был ясный ответ на основной вопрос - была или нет. Комитет на этот вопрос не ответил. Информацию можно было получить иным способом, однако был выбран этот", - сказал экс-президент. Во вторник 22 декабря Адамкус еще раз повторил, что никакой информации о секретной тюрьме ЦРУ не получал. "О существовании тюрьмы не упоминалось вообще, я даже не подозревал, что подобное могло быть в Литве", клялся Адамкус. Между тем бывший глава ДГБ Арвидас Поцюс, обвиненный в самовольном впускании на территорию страны спецслужб других государств, уже заявил, что докладывал президенту Адамкусу о тюрьмах ЦРУ.

Amnesty International требует наказания устроителей тюрьмы ЦРУ в Литве. По сообщению BNS, неправительственная организация Amnesty International заявила, что выводы парламентской комиссии по нацбезопасности и обороне о секретной тюрьме ЦРУ в Литве - это только первый шаг в сторону ответственности, "Выводы расследования - это лишь первый шаг к ответственности. Расследование в Литве должно продолжиться, а лица, которые как-то приложились, должны быть идентифицированы и привлечены к ответственности", - цитируются слова эксперта Amnesty International по вопросам борьбы с терроризмом Джулии Холл. Организация призвала и другие страны провести подобные расследования.

Amnesty International считает, что тот факт, что высшие чины власти о происходящем не были информированы или их информация была поверхностной - это не оправдание. "Правительство Литвы должно было знать, что делают ее агентства, оно отвечает за секретную тюрьму и любые нарушения прав человека, которые могли там происходить. Самое время правительствам Европы пересмотреть и укрепить контроль службы разведки и гражданской безопасности. Недостаточно правительству сказать, что оно не знало, что делала его госбезопасность", - сказала Холл.

Литва - третья страна в мире, которую подозревают в том, что на ее территории действовали секретные тюрьмы ЦРУ. Среди подозреваемых числятся Польша и Румыния.

"Кое-кто в Литве решил, что он выше народа, партий и Сейма" (интервью министра обороны Литвы Расы Юкнявичене)

В интервью ежедневнику Lietuvos žinios заместитель премьера Андрюса Кубилюса по партии ("Союз Отчизны - Христианские демократы Литвы"), министр обороны, член КНБО Раса Юкнявичене изложила новую концепцию литовской власти, касающуюся приоритетов внешней политики и национальной безопасности. Согласно этой неожиданной, если иметь в виду принадлежность к лагерю правых, концепции, "русскую карту" могут использовать враги литовского государства, пытающиеся выставлять себя патриотами, а в действительности - осуществляющие незаконное, неконституционное управление страной, путем игнорирования законно избранного парламента и воли партий. Еще будучи членом КНБО Сейма прошлого созыва, Юкнявичене неоднократно протестовала против отказа ДГБ выполнять приказы парламента и предоставлять ему необходимые для ознакомления справки. Как известно, ДГБ не подчинялся политическому руководству в лице Сейма: правда, президент Валдас Адамкус всегда был на стороне спецслужбы в конфликте с парламентом.

Газета Lietuvos žinios предваряет интервью Юкнявичене следующими словами: "Сегодня в Литве меняются фронтовые линии мировоззрения: наш выбор - не "за" или "против" Америки, а - за демократию или за несколько ощутивших себя мудрецами молодчиков, которые решили, что они выше народа, партий и Сейма. Так в интервью газете Lietuvos žinios утверждала министр обороны Раса Юкнявичене, комментируя выводы расследования тюрем ЦРУ, подтвержденные комитетом Сейма". Ниже приводятся основные места интервью.

Проведший расследование по делу о возможных тюрьмах ЦРУ Комитет по национальной безопасности и обороне Сейма (КНБО) констатировал, что в Литве были созданы условия для обустройства такой тюрьмы, но не установил, на самом ли деле она существовала и действовала. Как вы оцениваете выводы комитета?

Расследование было тяжелым: не нужно говорить о "хороших" или "плохих" результатах. Хороших ответов нет. Уже одно то, что приходится расследовать такие вещи - большая проблема. Радости и счастья не ощущаю. Я думаю, мы нащупали продолжение тех проблем, которые уже обнаружили раньше, проводя парламентское расследование деятельности Департамента государственной безопасности (ДГБ).

Мы установили, что ДГБ получил просьбу союзников оборудовать в Литве помещения, которые были бы пригодны для содержания в заключении задержанных лиц. Условия для этого проекта в Литве были созданы. Мы не можем утверждать, что (и как) ими воспользовались. Однако были созданы условия не только держать в заключении задержанных лиц, но и их ввезти.

Нарушили ли эти условия законы Литовской республики?

Мы обратились в Генеральную прокуратуру и предложили ей расследовать, не были ли действия Мечюса Лауринкуса, Арвидаса Поцюса и Дайнюса Дабашинского (первые два бывшие руководители ДГБ, третий заместитель главы ДГБ. - ИА REGNUM Новости) злоупотреблением служебным положением и превышением полномочий. Мы установили, что тогдашние высшие должностные лица страны не имели информации об определенных действиях упомянутых лиц. Однако Сейм не может установить, были ли нарушены законы, - это дело правоохраны.

Является ли теперь Литва правовым государством, имея в виду, что она одна из стран, которые связаны с историей тюрем ЦРУ?

Я думаю, мы достигли немало. Расследование показало, что наша парламентская демократия сделала шаг вперед. Тяжело себе представляю, каким образом такой шаг можно было сделать, скажем, год тому назад. Amnesty International формулирует вопрос похоже, как и вы, и обращает внимание на прогресс литовской демократии.

Не свидетельствует ли такое рвение Литвы об определенных изменениях в нашей внешней политике?

Если бы обсуждаемые проблемы были подняты в Литве, может быть, я сказала бы "да". Однако вопрос подняли в США - в самом демократичном государстве мира. Информация к нам поступила из США, там теперь тоже выясняют. Поэтому я не связывала бы этой проблемы с изменениями в нашей внешней политике.

Как могло так случиться, что даже руководитель страны Валдас Адамкус ничего не знал про эпопею тюрем ЦРУ в Литве?

Не могла бы утверждать, что В.Адамкус совсем ничего не знал. Бывший руководитель ДНБ А.Поцюс по этому вопросу свидетельствовал иначе. Он сказал, что президент был соответствующим образом информирован.

История ЦРУ в Восточной Европе заставляет поставить вопрос: каким образом должны были вести себя американцы? Вели ли они себя неподобающим образом в этих обстоятельствах? Нужно ли было им жертвовать целями борьбы с терроризмом ради того, чтобы не пострадали гуманистические идеалы?

Мне тяжело оценивать нюансы политики другого государства. Имеются две стороны медали. С одной стороны, те картины, которые мы все видели 11 сентября, гибель огромного количества людей нас всех потрясли. Возникает естественное желание остановить эти жестокие процессы.

С другой стороны, в демократиях всегда ведь возникает принцип правового государства. США центров задержания военных узников на своей территории не учреждали: американские законы не позволяют этого делать. Запрещают это делать и правовые акты других государств.

Однако имеются страны, законы, правовая база которых не упорядочены достаточным образом, а специальные службы - слабо контролируются. Литва как раз - между такими молодыми, неопытными государствами, в которых американцы могли иметь неплохие условия для того, чтобы осуществлять желанные операции.

Все-таки мой взгляд направлен не на США - их обращение за помощью было естественным. Мой взгляд направлен на тех литовских людей, которые, общаясь с американцами, должны были знать, что позволяют, а чего не позволяют законы нашей страны. На людей, которые должны были сообразить, нарушают они или нет законы Литвы.

Стало быть, Соединенные Штаты, как следует из ваших утверждений, нас просто использовали? К себе они применяют высокие стандарты прав человека, а от союзников ждут, что те этих стандартов не будут придерживаться?

Уж никак не хотела бы так сказать. От такого мышления я отмежевываюсь. Специальные службы США исполняли свои функции, а стопроцентная ответственность лежит на наших должностных лицах, которые или принимали предлагаемые им предложения, или нет. И если они их приняли, каким образом тогда они их осуществили? (...).

Как вы думаете, почему как раз теперь из ответственных постов в литовской дипломатической службе и ДГБ уходят - или их просто увольняют - должностные лица, которые сыграли немалую роль во время так называемого скандала "государственников"?

Определенные проблемы раньше просто не решались. Если есть нарыв, его нужно удалять. А этого не делалось: вовремя не замечены симптомы, свидетельствовавшие о воспалении. Прежде всего я имею в виду проблемы, связанные с ДГБ.

Те беды - системные, я боюсь, что в скором времени мы их не решим. Положение нужно менять по существу - таким образом, чтобы ДГБ не был "государством в государстве". То "государство в государстве" контролировали не те должностные лица и не те политики, которым обязанность контролировать устанавливает Конституция.

Теперь возникает атмосфера нетерпимости по отношению к такой ситуации. КНБО Сейма становится структурой, которая серьезно осуществляет парламентский контроль специальных служб. Старожилы этого парламентского института обрели опыт: не осталось прежних страхов и неинформированности. Похожие процессы имеют место во всех новых демократиях. Ведь мы не располагаем людьми, которые ранее работали бы в демократических структурах безопасности: в Литве все они работали в КГБ или были с КГБ связаны.

Почему в Литве так легко высшие посты в структурах безопасности получили лица, связанные с КГБ, как бывший руководитель ДГБ А.Поцюс?

Одни государства проводят люстрацию быстро и принципиально, а в других этих процессы даже не двигаются с места. Литва застряла где-то посередине между этими двумя категориями - ближе к странам, в которых почти ничего не сделано.

Литва - небольшое государство. Активные и способные люди были нужны везде. Их в былые время "хватали" и компартия, и комсомол, и КГБ. Так случилось, что те активные, способные люди смогли утвердиться и в новых условиях, в условиях независимости.

И постоянно стремились к власти и влиянию, и теперь стремятся к тому же?

Да. Они обладают необходимыми способностями и внутренним "зарядом" на достижение власти. Кстати, имеются люди, которые, обладая номенклатурными чертами и желая управлять Литвой вовсе не самыми подходящими способами, используют "русскую карту" и карту КГБ. Однако одних только критериев "прорусскости" или КГБ - недостаточно. Самый важный критерий - добросовестность и недобросовестность. Как и в истории тюрем ЦРУ.

Было бы ошибкой руководствоваться одним только ценностным противопоставлением "за Америку" или "против Америки". Что означает - "за Америку"? Не навредила ли секретность, которая окутала историю тюрем, нашим отношениям с Америкой? Не лучше ли было бы иметь дело с прозрачными и правовыми действиями?

Хочу подчеркнуть: изменяются фронтовые линии мировоззрения. Теперь самый важный выбор - между теми, кто готов усиливать демократию в Литве, и теми, кто думает, что народ ничего не понимает, партии - глупые, а Сейм - неудачник, и что лишь несколько умных мужчин (увы, не женщин) могут решать, как нам жить дальше.

И в истории "государственников" я вижу людей, с которыми мы теперь по разные стороны фронта. А ведь долгое время мы с ними были вместе. Эти люди не имеют советского шлейфа, однако что касается демократических ценностей, их мышление отличается. Они полагают, что демократия - это скорее игра, ширма, за которой должны действовать те, кто умеет дергать за веревки и оказывать непрозрачное влияние. Влияние такого масштаба, что оно может даже изменить суть нашего политического строя.

В том лагере, с представителями которого Ваши пути разошлись, имеется и один из бывших руководителей представляемой Вами партии - Мечис Лауринкус, и один из бывших ее членов и претендентов в депутаты Сейма - Повилас Малакаускас. Как так получилось, что бывшие партийные соратники оказались по разные стороны баррикад? Ведь вначале ценности вроде бы и совпадали.

Не знаю. Некоторых людей очень искушает могущество, которое им дарят определенные атрибуты власти. Это могущество, я думаю, может их изменить. Иногда говорят, что самая могущественная страсть изо всех - страсть властвовать. Когда она не ограничивается, человек может ощущать себя всемогущественным. В условиях демократии такого быть не должно. Как раз в этом месте и проходит мной упомянутая линия фронта.

Кстати, одной из проблем, которую нащупало расследование, проведенное комитетом, является проблема использования денег. Некоторые должностные лица почувствовали себя всемогущественными, потому что за ними - мощь Америки, они не только игнорировали правила, которых должны были придерживаться, но и, вполне возможно, непрозрачно использовали деньги, предназначавшиеся на общие с союзниками операции. Мы располагаем многими свидетельствами, которые вызывают беспокойство. Немалые деньги могли сформировать упомянутое желание править и увеличивать власть, которой кое-кто так жаждал.

"Тюрьма ЦРУ была не одна" (интервью экс-президента Литвы Роландаса Паксаса)

Свергнутый президент Литвы, ныне член Европарламента, руководитель парламентской партии "Порядок и справедливость" Роландас Паксас дал интервью газете Respublika, в котором призвал посадить "антигосударственников, назвавших себя государственниками" на скамью подсудимых. Вслед за Юкнявичене, Паксас заявляет, что речь не столько о том, что в Литве были тюрьмы ЦРУ, сколько о том, что в стране орудует группа не являющаяся высшими должностными лицами страны людей, считающая себя вправе действовать вне закона, принимая важные для страны тайные решения в узком кругу. "Но надо понять, что мы говорим не о проблеме тюрьмы, а о занимающих высокие посты деятелях, которые почувствовали себя выше Конституции", сказал Паксас.

Предваряя интервью, газета отмечает: "Начиная с президента Валдаса Адамкуса и заканчивая бывшими руководителями госбезопасности, высшими военными чинами, расследователями из Сейма, происходили попытки навязать мнение, что в Литве не существовало никакой тюрьмы Центрального разведывательного управления США. Или же об этом просто "не ведали" даже те, кому ведать надлежало. Однако тюрьма, где томились, а, может быть, даже и подвергались пыткам, существовала не только вблизи Антавиляйского дома престарелых, но и в других местах страны". По словам ежедневника, печатающего фотографию одной из тюрем, "возможно, уже в недалеком будущем открыто заговорят "террористы", которых держали или даже пытали в этом учреждении". Газета также подчеркивает: "Член Европарламента Роландас Паксас сказал парламентским дознавателям, что американские тюрьмы под Вильнюсом - это не миф". И напоминает: "После ответов, данных отстраненным президентом Р.Паксасом на вопросы членов парламентского комитета о возможном существовании в Литве тюрьмы Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, президент Даля Грибаускайте распорядилась отозвать посла Литвы в Грузии Мечиса Лауринкуса. Бывший руководитель Департамента госбезопасности (ДГБ) М.Лауринкус тому же комитету подтвердил, что находившегося на президентском посту Р.Паксаса спрашивал о возможности содержания под стражей в Литве людей, считающихся террористами. Но он уверял парламентских дознавателей, что о тюрьмах ЦРУ говорил абстрактно и такого учреждения в Литве якобы никогда не было. Однако Р.Паксас убежден, что М. Лауринкус является одним из архитекторов американской системы содержания под стражей и такая тюрьма была не одна". Ниже приводятся основные моменты интервью, озаглавленного "Роландас Паксас: "Тюрьма ЦРУ была не одна". Напомним, что Лауринкус, в то время шеф ДГБ, является одним из основных организаторов свержения Паксаса с поста президента. Свое отстранение Паксас и его партия называют "государственным переворотом".

Что вы сегодня думаете об ответах М. Лауринкуса парламентскому комитету?

М. Лауринкуса давно пора отстранить от каких бы то ни было государственных должностей. Такие люди не должны участвовать в общественной и гражданской жизни. Должно наступить время и для уголовной ответственности М.Лауринкуса за все его делишки, включая и ответственность за совершенный пять лет назад президентский переворот в Литве. Он был одним из его организаторов. А до этого М. Лауринкус как руководитель ДГБ просил моего разрешения на ввоз в Литву заключенных террористов из-за границы.

Говорили ли вы с М. Лауринкусом о количестве таких заключенных?

Нет, он только интересовался моим, как президента, согласием на ввоз и содержание этих людей у нас. Видя, что М. Лауринкус совершенно не справляется с ДГБ, я предложил ему отправиться послом в Испанию. Однако М. Лауринкус предпочел на месяц отправиться в США. Что же он там делал? Сегодня уже можно пытаться предположить, что в Америке готовились ко многим вещам. Не только к устройству тюрем ЦРУ в Литве.

Давайте вспомним и мой визит в США. Почему кое-кто не хотел, чтобы Паксас встречался с тогдашним президентом Америки Джорджем Бушем? Потому что Паксас сказал бы Бушу: "Парень, какого черта вы там делаете в Литве?". Есть и третий факт - не назначение Гинтараса Багдонаса (бывшего директора второго Департамента оперативных служб Министерства обороны. - ИА REGNUM Новости) руководителем ДГБ. Им был назначен резервист КГБ Арвидас Поцюс. Ведь и сегодня А.Поцюс остается резервистом КГБ, а Г.Багдонас стал заместителем начальника военного штаба Евросоюза, ответственным за разведку. Все эти "государственники", начиная с М.Лауринкуса, и оттеснили Г.Багдонаса. Вот и складывается картина, за которую М. Лауринкус должен отвечать по закону.

Что вам, когда вы были президентом, мешало публично и громко сказать о планах по созданию в Литве секретной тюрьмы?

Конфиденциальные разговоры о содержании террористов в Литве были частью моего ежедневного рабочего расписания. По поводу одних вещей я говорил "да", по поводу других вещей - "нет". Я М. Лауринкусу относительно этой идеи ясно сказал "нет", и он должен был подчиниться. Точка, закончено. Я говорил об этих вещах, но мои возражения против тюрьмы никто не слышал. Кстати, Антавиляй не единственное место для тюрем ЦРУ в Литве.

А где еще были созданы места заключения иностранцев?

Сейчас я не могу этого сказать, но общество об этом довольно быстро узнает. Если бы сказал, кое-кому создал бы серьезные неудобства. Линия этих тюрем начала создаваться до моего прихода в президенты и продолжалась уже после меня. Физическое строительство тюрем началось уже после того, как меня отстранили от обязанностей президента. Я думаю, все началось сразу после того, как 6 апреля 2004 года Сейм проголосовал за снятие меня с поста.

Почему сменивший вас Валдас Адамкус отрицает существование тюрем ЦРУ и уверяет, что ничего об этом не знал?

Я не могу и не хочу это комментировать, но мне кажется, что это и так всем ясно.

Почему создание секретных тюрем вы связываете с отстранением вас от должности президента?

Не только тюрьмы, есть еще история "Мажейкю нафты", отданной американской компании "Вильямс". Но это - только мое мнение, которое подтвердилось после того, как свержение президента Паксаса встретило такую большую поддержку за рубежом. Во многих государствах мира происходят подобные события, о которых их руководители даже не знают. Более вероятно, что происходит не только разведывательная работа соответствующих разведок, но "проталкивание" интересов, а по согласию с местными "аборигенами" - и бизнеса местного уровня. В данном случае в Литве, видимо, договаривались с нашими антигосударственниками, которые почему-то любят называть себя государственниками.

Парламентские дознаватели спрашивали Лауринкуса о секретной тюрьме ЦРУ, однако, наверное, эти учреждения назывались совсем по-другому, например, центрами задержания?

Вы попали в десятку. Когда опрашивали М.Лауринкуса, членам Сейма, видимо, нужно было сформулировать совсем другие вопросы, чтобы бывший шеф ДГБ не мог уйти от невыгодного для него ответа. Действительно, нетрудно даже тюрьму назвать так, чтобы это не бросалось в глаза, а потом у кого-то была возможность отвертеться.

Мы стали очень смешны в глазах всех людей. Ведь и в Литву летали транспортные самолеты США, должны были остаться накладные на строительные материалы тюрьмы, строители и работники, охранники, поставщики продовольствия. До сих пор неясно, на какие деньги выросли эти здания, но мы говорим, что о тюрьме никто не знал.

Но разве могут те руководители Литвы, которые пытаются убедить, что тюрьмы не было или о ней никто не знал, гарантировать, что через год-другой не появится человек, который по телевидению скажет: "Я содержался в тюрьме ЦРУ под Вильнюсом и там мне выкручивали руки-ноги?" А в мире уже появляются такие заговорившие узники.

Что вы думаете о том, что газета Respublika уже раскрыла: военные транспортные самолеты США С-17 в Вильнюсе не проверяются, к ним подпускаются только представители американского посольства?

Мне трудно представить себе государство, которое для самолетов даже своих партнеров по военному альянсу открыло бы ворота без ведения и досмотра своих служб. Так как же тогда с контролем наркотиков, оружия?

Литву в Иерусалиме раскритиковали за отождествление нацизма с коммунизмом

Не только Россия, но и Израиль недоволен тем, что Вильнюс приравнял коммунизм к нацизму. На минувшей неделе министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас принял участие в международном форуме по борьбе с антисемитизмом в Иерусалиме. На этом форуме в адрес Литвы прозвучало немало критики за то, что израильские СМИ назвали попыткой "связать преступления Холокоста с проведенной СССР оккупацией страны".

Ежедневник The Jerusalem Post цитирует профессора Давида Каца, который сказал, что Ушацкас на конференции "упустил удобный случай" осудить "документы своей страны, которые отождествляют нацизм с коммунизмом". По его словам, Литва оклеветала литовских евреев, боровшихся с фашизмом, против гитлеровской армии; мол, литовские прокуроры привлекли их к уголовной ответственности. Катц также заявил, что в Литве есть "особая форма антисемитизма" - литовцы уважают израильтян, но "местные евреи" являются их мишенью. В Литве их считают "непатриотично настроенными, якобы они поддерживали коммунистов".

В ответ МИД Литвы сообщает, что Ушацкас на форуме сказал, что не только литовцы, но и многие евреи, русские и люди других национальностей, проживавшие в Литве, в сталинские годы понесли те же исторические потери - насильственную депортацию, смерть в ГУЛАГах, конфискацию имущества, преследование за религиозные убеждения, язык и культуру. "Ушацкас выразил надежду на то, что Израиль и весь еврейский народ, расселившийся по всему миру, поймет и поддержит наши усилия почтить память всех жертв тоталитаризма, вернуть историческую память и воспитывать молодое поколение в духе нетерпимости к тоталитаризму", - сообщил МИД Литвы.

Однако, как пишет BNS, профессор Геральд Штейнберг из Департамента политических наук при Университете им. Бар-Илана считает, что "недостаточно только сказать израильской аудитории, что связь между Холокостом и советской оккупацией сейчас разделена". По его мнению, речь министра иностранных дел Литвы "должна быть объявлена и распространена в Литве, чтобы литовское общество увидело начало перемен".

Реагируя на критику, Ушацкас в интервью Jerusalem Post утверждал, что Литва в моральном аспекте не отождествляет преступления сталинизма и нацизма, однако хочет, чтобы процесс их оценки был схожим. "Хочу подчеркнуть: мы не ставим знак равенства в моральном плане, но хотим, чтобы процесс оценки был схожим", - сказал он. В то же время глава литовского МИДа полагает, что Литва может и России помочь осудить сталинизм тем, что сама его осудит: тогда, мол, Россия поймет, что "советы" это не Россия: "Сталинизм, который принес столько боли и преступлений, не получил должной оценки. Это важно, поскольку честной оценкой преступлений советской эпохи мы поможем таким странам, как Россия, признать, что россияне - не "советы". Они страдали от сталинизма так же, как и другие", - сказал Ушацкас.

Протестное движение

Врачи опять готовятся к забастовке. Неолиберальный путь развития общества, навязываемый Литве властями, уже привел к введению платного обучения в вузах, распродаже имущества Вильнюсской мэрии, а заодно проводится и медицинская реформа, которая должна "укрупнить" медицинские центры, ликвидировав немало провинциальных больниц или отняв у них право проводить операции. В ближайшее время, пишет газета Vakarų ekspresas, у жителей Литвы возрастут расходы на лекарства, а медицинские услуги будут менее доступны, прогнозирует президент Литовского союза врачей (ЛСВ) профессор Лютаурас Лабанаускас. По мнению президента ЛСВ и членов совета союза, ответственность за решения, которые принимаются, не учитывая ни потребностей жителей Литвы, ни предложений компетентных специалистов, ложится на политиков и чиновников системы здравоохранения. "Громко рекламируемая реформа системы здравоохранения проводится без соблюдения правовых актов, экономического обоснования, поэтому врачи отказываются отвечать за последствия такой реформы", - заявил Лабанаускас. По его словам, "мы открыто заявляем, что медики отказываются платить за "бесплатное" здравоохранение".

По словам президента ЛСВ, Министерство здравоохранения (МЗ) из выводов экспертов Всемирного банка выбрало лишь те утверждения, которыми можно оправдать планируемую реформу. Правительство не должно было утверждать реформу, которая проводится без реальных экономических расчетов, без глубокого анализа последствий и потока пациентов, которая основана лишь на популистских декларациях. "Организаторы реформы не могут заставить самоуправления объединить лечебные учреждения, а больницы - закрыть определенные отделения. Это значит, что министерство не располагает никаким реальным правовым механизмом для воплощения реформы в жизнь", -подчеркнул Лабанаускас.

По мнению президента ассоциации, намерения МЗ сгруппировать лекарственные препараты сходного терапевтического воздействия и степени безопасности, чтобы устанавливать уровень компенсации, исходя из цены самого дешевого лекарства конкретной группы, означает, что доплаты за многие компенсируемые лекарства заметно возрастут, а платить придется не кому-нибудь, а больным людям. "Мы понимаем и поддерживаем усилия, направленные на эффективное использование средств Фонда обязательного страхования здоровья, однако такое решение не только означает дополнительное финансовое бремя для пациентов в кризис, но и может вызвать опасность для их здоровья и даже жизни".

Лабанаускас сообщил, что 18 декабря совет ЛСВ принял решение еще раз обратиться к правительству в связи с неэффективностью реформы, плана о доступности лекарств и положений закона о фармацевтике. Хотя чиновники, проводя свои реформы, утверждают, что государство сэкономит сотни миллионов литов, они умалчивают о том, что эти миллионы заплатят пациенты и врачи. Действуя подобными методами, чиновники продолжают уверять, что в Литве здравоохранение бесплатное. Если правительство не прислушается к мнению совета ЛСВ и оставит все без изменений, врачи, как утверждал Лабанаускас, будут вынуждены пойти на крайние меры и провести забастовку.

Учителя требуют указания сроков повышения зарплат. В свою очередь ELTA сообщает, что после окончания экономического кризиса учителя намерены требовать повышения заработной платы, поскольку правительство Андрюса Кубилюса из-за кризиса отложило осуществление долгосрочной программы по повышению зарплат учителей. Педагоги, которые приходили на встречу со спикером парламента Иреной Дегутене утверждают, что правительство должно установить ясные показатели окончания кризиса и, когда снова будут повышены зарплаты учителей.

"Чтобы мы знали, с какого момента, по каким объективным причинам, а не после какого-либо высказывания, закончится кризис. Уважаемый премьер сказал, и вы поверили... Кризис никогда не закончится, если они не захотят. Поэтому мы хотим, чтобы это было установлено конкретно", - сказал после встречи с Дегутене председатель Профсоюза работников просвещения Литвы Алексас Бружас. Напомним, что в прошлом учителя были одни из самых активных участников забастовок, в результате чего их зарплаты стали расти быстрее, чем зарплаты других слоев населения.

Литва уже на пороге социального взрыва? Так ставит вопрос в статье "Власть накаляет страсти" ежедневник Respublika, "Заговорившие недавно о вероятности социальных волнений правящие не только задали кучу вопросов, но и породили в обществе дискуссии на тему, не оказалась ли страна на пороге социального взрыва, - пишет газета. - Почему представители власти об этом заговорили? Действительно ли Литва стоит на пороге социальных потрясений? Что за всем этим кроется?".

По словам газеты, "прогнозируется, что прокатившаяся по Литве на прошлой неделе волна протестов в будущем только усилится. Вполне вероятно, что самым суровым наказанием власти за сегодняшнюю социальную политику будут не разоренные здания или какой-либо другой материальный вред, а эмиграция молодых трудоспособных людей". Во время дискуссии, состоявшейся во вторник 22 декабря в Агентстве новостей ELTA, член движения "Жальгирис" Гядиминас Якавонис высказал такое мнение: благословленный парламентариями бюджет, растущая не по дням, а по часам безработица привели к тому, что появилось много недовольных людей, которые захотели выйти на улицы.

По словам бывшего председателя парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Альвидаса Садяцкаса, общество стоит на пороге социальных волнений. Он предложил КНБО подумать об угрозах, о возможных решениях социальных вопросов, а не о репрессивных мерах. "Литва стоит на пороге социальных волнений, и это уже объективный процесс. Разумеется, происходящее - активность людей, протесты, сопротивление действиям власти - вызвано результатами действий этой власти, т.е. ухудшением социальной политики, условий жизни", - сказал он.

Представитель оппозиционной Социал-демократической партии Альгирдас Сисас высказал предположение, что народ накажет власть не митингами или протестами, а еще больнее - эмиграцией. Правящие прогонят из Литвы тех, кто еще что-то может внести в бюджет. "Граждане Литвы, особенно молодые люди, квалифицированные, умные, могут наказать и правительство, и государство куда более жестоко - просто-напросто эмигрировать. Это будет гораздо более суровым наказанием для Литвы не только в ближайшей, но и в дальнейшей перспективе. (...) Если экономическая ситуация не изменится, то, как показывают исследования, 70% готовы собрать чемоданы и уехать. Вот тогда возникнут проблемы с социальной защитой, потому что некому будет платить налоги, и тогда начнутся массовые беспорядки", - предрек мрачное будущее член Сейма Литвы.

Безработица и рост цен

За одну неделю зарегистрировалось 6.200 новых безработных. Согласно данным биржи труда с 10 по 17 декабря на биржах труда зарегистрировали 6.200 новых безработных и 1.200 свободных рабочих места, сообщает. С 10 по 17 декабря Биржа труда помогла трудоустроиться 1.900 безработным. 854 безработных были задействованы в средствах активной политики содействия занятости, большую их часть послали на общественные работы и курсы.
p>

За год цены на бензин в ЕС в среднем выросли на 18%, а в Литве на 41,5%. За год цены на бензин 95-й марки в странах Европейского союза выросли в среднем на 17,9%, свидетельствуют обобщенные данные Европейской комиссии. Так, год назад бензин 95-й марки на заправочных станциях в ЕС обходился в среднем в 102,09 евро центов за литр, а 14 декабря текущего года - 120,36 евро центов за литр. В Литве за год цены на бензин выросли на 41,5%. Все это в огромной мере - благодаря дальнейшему повышению государственного акциза. Таким образом государство пытается залатать бюджетные дыры.

Интересно, что даже в соседней Латвии, где дела с экономикой идут хуже, цены на бензин поднялись почти вдвое меньше - на 24,1%, в Словении - на 36%, Греции - на 28%, Венгрии - на 25%, в Швеции - на 24,3%. Вместе с тем, менее всего цены выросли на заправках в Ирландии - на 2,2% и Бельгии - на 10,3%, а на Мальте, наоборот, упали на 3,9%.

На 14 декабря самый дорогой бензин продавали в Голландии - 138,2 евро центов, Финляндии - 131,78 евро центов и Дании - 131,42 евро центов. Самый дешевый бензин в Румынии - 91,07 евро центов, в Болгарии - 92,16 евро центов, на Кипре - 94,13 евро центов, в Латвии - 99,77 евро центов. В Эстонии бензин в декабре стоит 102,37 евро центов, а в Литве - 107,04 евро центов.

В 2010 г. электричество подорожает на 57-70%. Согласно утвержденным ценам, после Нового года электроэнергия в Литве для тех, кто пользуется одним тарифом будет стоить 45 цт/кВт (на 28,7% больше, чем сейчас). Между тем, для тех, кто пользуется двумя тарифами - "дневным" и "ночным", который действует и в выходные дни, "ночное" электричество подорожает до 36 цт/кВт (на 56,8%), а "ночной" тариф для жителей, использующих электроплиты, увеличится на 70,3% и составит 34 цт/кВт. В среднем в следующем году электроэнергия подорожает на 34,2%. Представители электросетей утверждают, что сейчас "ночное" электричество для пользователей электроплит стоит дешевле, чем их предприятию.

"Ни один из производителей не предлагает "Восточным распределительным сетям" (ВРС) электроэнергию по разным ценам, ее продают по одной цене и днем, и ночью. Устанавливая цены для жителей, ВРС руководствовались принципом погашения расходов, поэтому в 2010 году больше всего увеличатся "ночные" тарифы", - так ситуацию объяснила Delfi пресс-секретарь предприятия Эдита Сирутене. В то же время пресс-секретарь другого поставщика - "Западных распределительных сетей" - Гедре Виницкене сказала Delfi, что основная причина роста цен - это то, что после закрытия Игналинской атомной электростанции на 9 цт подорожает производство электроэнергии. Экономисты, между тем, предрекают на протяжении будущего года еще не одно повышение цены на электричество, что станет дополнительным ударом по переживающей рецессию литовской экономике.

Провал проекта "Вильнюс - культурная столица Европы" уничтожает шансы других прибалтийских столиц

Перестав быть столицей Европы - Вильнюс парадоксальным образом обрел связь с миром. Весь 2009 год, когда Вильнюс был культурной столицей Европы, литовская столица оставалась одной из самых недоступных столиц ЕС. В связи с банкротством литовской авиакомпании FLYLAL (неудачно приватизированных "Литовских авиалиний") гости из Парижа, Рима, Берлина и других столиц Европы могли добраться в Литву лишь с пересадками. Даже еврокомиссар, а впоследствии президент Литвы Даля Грибаускайте летала в другие страны мира с пересадками, Более того, завышенные расценки Вильнюсского аэропорта отпугнули потенциальных конкурентов, которые могли бы занять пустые ниши. Поэтому версия о том, что кто-то специально решил испортить Вильнюсу год, когда он был столицей Европы, не лишена, по мнению некоторых местных обозревателей, смысла. Как только важный для Вильнюса год международного статуса истек - сразу же снизились расценки Вильнюсского аэропорта, появились желающие осуществлять прямые перелеты.

В 2009 г. вместо того, чтобы туристы со всего ЕС заполонили Вильнюс, поток туристов, из-за отсутствия прямой связи, наоборот, уменьшился, а объявление Вильнюса "культурной столицей Европы" стало попахивать скандалом. "Таллин может остаться без титула культурной столицы Европы, - пишет газета Respublika. - По словам программного директора фонда "Таллин-2011" Януса Рохумаа, такое решение могут принять организаторы со стороны ЕС, чтобы не допустить через год повторения такого же провала, который случился с Вильнюсом, носившим титул культурной столицы в 2009 г.".

Тем временем, по сообщению Delfi, в пятницу, 18 декабря, в 16.45 самолет airBaltic в первый раз совершил полет из Вильнюса в Париж. До Рождества airBaltic возобновит три маршрута из Международного вильнюсского аэропорта - в Париж, Мюнхен и Берлин. В Мюнхен самолеты будут летать по субботам, в Берлин - по понедельникам. airBaltic сообщает, что ее самолеты будут летать в Париж три раза в неделю - по вторника, пятницам и воскресеньям. По словам вице-президента и гендиректора airBaltic в Литве Тадаса Визгирды, после Нового года airBaltic возобновит прямые маршруты из Вильнюса в Амстердам и Рим. Все новые маршруты будут обслуживать самолеты Boeing 737-500.

Самые влиятельные люди Литвы глазами депутатов Сейма (опрос)

Согласно опросу, проведенному журналистами еженедельного журнала Veidas, самым влиятельным человеком в стране является президент Даля Грибаускайте. На втором месте остался премьер-министр Андрюс Кубилюс, на третьем - главный акционер группы Achemа и президент Литовской конфедерации промышленников Бронисловас Лубис. Далее следуют спикер Сейма Ирена Дегутене и экс-президент Альгирдас Бразаускас. На шестом месте европарламентарий Витаутас Ландсбергис, после него - акционер Vilniaus prekybа (компания, владеющая самой большой сетью литовских супермаркетов) Нериюс Нумавичюс, литовский кардинал Аудрос-Юозас Бачкис, каунасский архиепископ Сигитас Тамкявичюс и президент инвестиционной группы Ūkio bankas Владимир Романов.

На 11-15 местах: акционер ежедневника Lietuvos rytas Гедвидас Вайнаускас, президент и единственный акционер MG Baltic Дарюс Моцкус, главный акционер группы изданий Respublikа Витас Томкус, министр финансов Ингрида Шимоните и председатель правления NDX energijа Игнас Сташкявичюс.

Оставшиеся места двадцатки разделили: глава и акционер Rubicon Group Андрюс Януконис, генпрокурор Альгимантас Валантинас, гендиректор LRT Аудрюс Сяурусявичюс, министр обороны Раса Юкнявичене и социал-демократ Альгирдас Буткявичюс. Глава Литовского банка Рейнольдиюс Шаркинас в рейтинге занял 21, а экс-президент Валдас Адамкус - 26 место. В прошлом году наиболее влиятельным человеком в Литве был избран Андрюс Кубилюс.

Список был составлен, опираясь на мнение 100 депутатов. В опросе просили участвовать всех депутатов, однако откликнулись только 100. Опрос был анонимным.

"Прорусские" партии возглавляют рейтинги популярности (опрос)

Согласно опросу, проведенному с 20 по 26 ноября компанией Spinter tyrimai по заказу Delfi, проводящий политику "тотальной экономии" правящий правый "Союз Отчизны - Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) скатился на четвертое место, уступив лидерство оппозиционным партиям левого толка, по отношению к которым оппоненты нередко разыгрывали "русскую карту". На первом месте следует Социал-демократическая партия Литвы, чей почетный президент Альгирдас Бразаускас не раз критиковался за слишком толерантное отношение к России. Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, то за социал-демократов голосовало бы 14,2% избирателей, 12,5% отдали бы свои голоса за Рабочую партию русскоязычного Виктора Успасских, 8,9% - за партию "Порядок и справедливость" экс-президента Роландаса Паксаса, которого сняли с поста президента в том числе использовав якобы компрометирующие его связи с Россией. За СО-ХДЛ - 8,6% (в октябре - 11,2%, в сентябре - 11,4%).

Все другие партии, в том числе и входящие в ныне правящую коалицию (Союз либералов и центра, Движение либералов и Партия народного возрождения) не преодолевают пятипроцентный барьер и остаются за бортом Сейма. У Движения либералов - 3,8%, у Нового союза - 3,2%, у Союза либералов и центра - 3%, крестьяне-народники и Партия народного возрождения - соответственно 1,8% и 0,7%.

14,6% респондентов не ответили на вопрос, за кого отдали бы свой голос, а 25,2% вообще не голосовали бы.

Виктор Успасских - на третьей позиции в рейтинге политиков (опрос)

Согласно опросу, проведенному с 3 по 8 декабря центром исследования общественного мнения и рынка Vilmorus, в рейтинге доверия жителей Литвы политикам и общественным деятелям по-прежнему лидирует президент Даля Грибаускайте. Несмотря на то, что за последний месяц число доверяющих президенту уменьшилось на 8%, ей все равно доверяет 42% респондентов. На втором месте находится спикер парламента Ирена Дегутене, однако отрыв ее от Грибаускайте огромен - ей доверяет 13,6%. Сенсационным можно считать выход на третью позицию лидера Рабочей партии европарламентария Виктора Успасских, которому доверяет 6,8% респондентов. За ним следуют лидер социал-демократов Альгирдас Буткявичюс (5,3%), руководитель партии "Порядок и справедливость" Роландас Паксас (5,1%), депутат Юлюс Весялка (4,3%). За месяц уровень доверия к этим политикам поднялся.

В то же время доверие к лидеру "Союза отечества - Христианских демократов Литвы" премьеру Андрюсу Кубилюсу снизилось - с 3% в ноябре до 2,3% в декабре. В десятку деятелей, которым литовцы больше всего доверяют, входят также экс-президент Альгирдас Бразаускас (2,4%), лидер оппозиции Валентинас Мазуронис (2,3%) и министр транспорта и коммуникаций Элигиюс Масюлис (2,1%) (Lietuvos rytas).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.