В декабре в Майкопе состоялось собрание наиболее многочисленной черкесской (адыгской) организации Республики Адыгея - "Адыгэ Хасэ" Адыгеи. На собрании, среди прочих вопросов, обсуждалось и было принято обращение к президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову. В обращении выражается надежда, что республиканские "официальные властные структуры примут меры по выявлению и наказанию" тех, кто дестабилизирует обстановку в регионе в связи со спорами по земельным вопросам. Внимание черкесской общественной организации Адыгеи к данным событиям связано с тем, что в спорах по земельным вопросамв Кабардино-Балкарии активно участвуют в том числе и черкесские (кабардинские) общественники. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости принятие обращения прокомментировал председатель исполкома "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, заслуженный тренер СССР Арамбий Хапай.

Наиболее активно черкесские (адыгские) общественные движения действовали в последнее время в Кабардино-Балкарии. В ноябре-декабре там был проведен ряд митингов по земельному вопросу, где жестко критиковались власти республики. Затем состоялись мероприятия, где уже другие общественники выступали против этих митингов. Появилась информация и о нападениях на руководителей ряда черкесских организаций. Как вы оцениваете складывающуюся в связи со всем этим ситуацию?

Основное, что меня как лидера черкесской национальной организации Адыгеи беспокоит сегодня в связи с Кабардино-Балкарией - это раскол, который имеет место внутри черкесов. Его не должно быть. Ведь и Ибрагим Яганов, критикующий сегодня власти Кабардино-Балкарии, и те, кто выступает против Яганова и его сторонников, - все это черкесы. Противостояние внутри черкесской общественности считаю фактом ненормальным.

Я не живу в Кабардино-Балкарии и не могу знать всех нюансов происходящего там. Но мне понятно, что там произошло несчастливое стечение различных обстоятельств. Земельные споры идут там не первое столетие. Очень плохое влияние на их ход оказали законы о границах и статусах муниципальных образований. Этими законами земля изымалась у поселений, а это неправильно: горные пастбища должны принадлежать селам, в том числе и равнинным селам, если они пасут скот в горах. Тем законам уже почти пять лет, но ликвидация последствий их принятия идет до сих пор, и очень многое в дальнейшем было обусловлено именно этими законами.

Кроме того, возможно, сыграло свою роль то, что скоро заканчиваются полномочия президента Кабардино-Балкарии, и соискателям этого поста выгодна активизация любого конфликта в регионе.

Как вы оцениваете действия властей Кабардино-Балкарии в связи с продолжающейся там полемикой?

Перед митингом оппозиционных черкесских организаций, который намеревались произвести 5 декабря, мы вместе с руководителем "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии Мухамедом Черкесовым встречались президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. Говорили мы с ним именно о ситуации в Кабардино-Балкарии. Как мне показалось, республиканская власть ищет пути решения проблем. Для того, чтобы не допустить роста напряженности, важно развивать этот нейтральный диалог руководства республики со всем спектром общественников. Мы со стороны не можем предложить никакой формулы решения непростого земельного вопроса, мы можем только настаивать на продолжении диалога.

Как вообще сейчас строится взаимодействие между черкесскими организациями разных регионов?

Мы тесно взаимодействуем как с черкесскими организациями северокавказских республик, а именно с "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии, "Хасэ" и "Черкесским конгрессом" Кабардино-Балкарии, так и с "Адыгэ Хасэ" Краснодара, "Адыгэ Хасэ" Причерноморской Шапсугии, Москвы, Санкт-Петербурга, Абхазии. Общие же вопросы же взаимодействия между черкесами разных регионов и стран призвана решать Международная Черкесская ассоциация.