Интервью с независимым азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM: Политические партии Азербайджана, за исключением правящей "Ени Азербайджан" и в какой-то мере оппозиционной "Умид", приняли более чем пассивное участие во вчерашних муниципальных выборах. С чем это, на ваш взгляд, связано?

Формально в выборах участвует много партий, в том числе и оппозиционных. Но в целом соглашусь с Вами, что муниципальные выборы в Азербайджане прошли довольно пассивно. Связано это в первую очередь с неопределенным статусом наших муниципалитетов. Полномочия и финансовые ресурсы, которыми они распоряжаются - мизерные. Достаточно сказать, что если в большинстве стран мира органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении от 15 до 30 процентов совокупного бюджета страны, то у нас жалкие 1-2 процента. Параллельно с муниципалитетами действуют структуры исполнительной власти, вплоть до малых поселков и сел. Многие из муниципалитетов своей бездеятельностью, безынициативностью и коррумпированностью вызвали глубокое разочарование у населения. Вдобавок выборы были организованы не интересно, не было дебатов, привлекательных кандидатов, содержательных программ.

ИА REGNUM: Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сказал, что Иран и Азербайджан могут сыграть роль моста дружбы между странами региона. Согласны ли вы с его утверждением о том, что "усиление связей между Баку и Тегераном принесет пользу обеим странам"?

Усиление связей между соседними странами, которых связывает общая история, религия, культура и экономика вполне естественно. Недавний визит главы Министерства иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Тегеран в этом смысле полезен. Но говорить о том, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут сыграть роль "моста дружбы" для региона - это пропагандистское преувеличение. Исламская Республика Иран и режим Ахмадинежада находится в такой глубокой международной изоляции, что ему впору искать посредников и стран-мостов, для того, чтобы наладить собственные отношения с мировым сообществом.

ИА REGNUM: Опровергая произнесенные в разные годы слова целого ряда представителей духовной и политической элиты Армении, президент Серж Саргсян на встрече с новоназначенным послом Албании Вили Минаролли заявил, что "карабахский конфликт... не имеет религиозной составляющей". В свою очередь, албанский дипломат подчеркнул, что Албания всегда поддерживала право народов на самоопределение. Ваши комментарии...

Принимая посла мусульманской Албании, президент Армении, наверное, так и должен говорить. Хотя слова Сержа Саргсяна плохо согласуются с тиражируемым политиками и СМИ его страны позиционированием Армении как "христианского форпоста" во враждебном мусульманском окружении. Религиозная составляющая в массовом сознании армян касательно карабахского конфликта также широко распространена. Посол же Албании в Армении - не та фигура, чтобы его комментировать. Минарелли просто ретранслирует официальную позицию своей страны в пользу "самоопределения", что объясняется косовским ирредентизмом.

ИА REGNUM: Глава армянской парламентской комиссии по обороне Грайр Карапетян заявил, что некоторые страны-члены НАТО, и в первую очередь Турция, нарушают баланс в вооружениях между Арменией и Азербайджаном и снабжают последний оружием. По его словам, Армения уже представила соответствующие факты спецпредставителю генсекретаря НАТО Роберту Симмонсу. Насколько, по-вашему, заявление Карапетяна отражает реальность?

У Азербайджана тесные партнерские отношения в области военно-технического сотрудничества не только с Турцией, но и с Пакистаном, Украиной, ЮАР, многими другими странами. Мы одновременно развиваем собственное производство военной техники. Да и сама Армения получала и продолжает получать в большом количестве, причем бесплатно или по очень льготной цене, оружие из России. Армянскому парламентарию не следует утруждать себя обращением в НАТО. Белоруссия, состоящая с Арменией в ОДКБ, также продает Азербайджану вооружения. Удивляться этому не стоит, ведь Азербайджан, в отличие от Армении, представляет собой привлекательный и платежеспособный рынок для ВПК. Допускаю, что на нашем рынке могут появиться производители оружия даже из России. Так что парламентариям в Ереване вместо тщетных потуг по поддержанию военного баланса с Азербайджаном, на который у Армении недостаточно ни демографических, ни финансовых ресурсов, впору подумать о том, как поскорей завершить карабахский конфликт миром.

ИА REGNUM: "Объективные предпосылки для достижения прогресса в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2010 году имеются". Заявивший об этом российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ также отметил, что в случае одобрения президентами Азербайджана и Армении в совместном или отдельных заявлениях базовые принципы урегулирования станут рамочным соглашением. Произойдет ли это, на ваш взгляд, в будущем году?

Прогресс не только возможен, но и так сложилось, что отвечает интересам всех ко-спонсоров мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта: США, Европейского Союза (представляемого Францией) и России. Сопредседатели Минской Группы проделали значительную работу по сближению позиций конфликтующих сторон. Хорошие шансы на то, чтобы согласовать так называемые "Мадридские принципы" и приступить на этой основе к работе над текстом "Большого Договора" есть уже в первом квартале наступающего года и было бы большой ошибкой его упустить.

ИА REGNUM: Что, по-вашему, принес уходящий год Азербайджану? Укрепил ли он или, напротив, ослабил политические позиции этого государства? Упрочились ли региональные и внерегиональные связи Азербайджана, его экономическая и энергетическая безопасность?

Можно сказать, что задача привлечения внимания и интереса ведущих мировых и региональных держав к Азербайджану в основном успешно решена еще в прошлые годы. Баку удалось сбалансировать интересы соперничающих больших и региональных держав таким образом, чтобы не вызывая их прямого неудовольствия или враждебности, шаг за шагом расширять поле для проявления самостоятельности. Динамичное экономическое развитие, внутриполитическая стабильность, растущий стратегический интерес к нашей стране дали необходимые для этого ресурсы.

Хочется также отметить, что население Азербайджана не так уж сильно ощутило разразившийся в мире финансовый и экономический кризис. Экономика нашего государства одной из первых на постсоветском пространстве возобновила свой рост. В результате, в уходящем 2009 году во внешней политики Азербайджана усилились проявления самостоятельности и твердого отстаивания собственных интересов. Это не осталось незамеченным как со стороны друзей и партнеров, так и недоброжелателей Азербайджана. Но с фактом усиливающегося, как в экономическом, так и в политическом и военном отношении Азербайджаном, придется считаться всем!