В проекте федерального закона "О концессионных соглашениях" не прописано отличие долгосрочной аренды от концессии. Для лесного законодательства это является принципиальным вопросом. Так прокомментировала Леспром.ру проект документа директор по развитию ГК "Титан" Наталья Пинягина.

Напомним, что законопроект был представлен Министерством экономического развития (МЭРТ) на конференции, организованной Всемирным банком и Министерством природных ресурсов РФ "Проблемы и перспективы развития концессионного лесопользования в России".

По словам Натальи Пинягиной, концепцией МЭРТ не сформулирован порядок организации конкурсных торгов лесными участками, предназначенных для концессий, что обеспечило бы здоровую конкуренцию, а также не обоснованы сроки передачи леса в концессию или возобновления концессионных договоров.

Кроме того, существенной недоработкой является отсутствие определения прав и обязанностей концессионеров, а также прав и требований государственных органов, предоставляющих госимущество в концессию. "Положение о возможности одностороннего разрыва концессионного договора со стороны государства с последующей компенсацией ущерба вызвало особенное неприятие в процессе дискуссии, - отметила Н. Пинягина. - Так как в реальности это мало осуществимо, и может нанести значительный урон государству".

Как сообщила Н. Пинягина, на конференции также обсуждалась концепция федерального закона " О платежах за пользование лесным фондом", разработанная МПР России. В проекте закона признана неналоговая природа платежей за пользованием лесным фондом, а также то, что размер платы является остаточной стоимостью единицы лесного ресурса, зависит от цен на лесную продукцию и производственных издержек.

"Во время обсуждения этого документа практически все участники конференции отметили актуальность и острую необходимость принятия этих законов, что значительно ускорит доработку и принятие Лесного кодекса, однако многие положения представленных проектов законов вызвали много вопросов", - подчеркнула Н. Пинягина.

В частности, заложенная в расчеты ставок лесных податей нормативная прибыль лесозаготовительных предприятий, равная 20%, не отвечает действительному положению дел и является завышенной.

Как отметил директор по развитию ГК "Титан", лесозаготовительная отрасль в России является практически убыточной, и достичь такой рентабельности практически не реально, что приведет к искажению результатов расчетов. Н Пинягина также подчеркнула, что из представленного документа не ясно, каким образом будет стимулироваться инвестиционная деятельность на лесозаготовительных предприятиях, если это будет увеличивать издержки, а значит ставку лесных податей. "Получается, что наиболее эффективные предприятия будут платить за лесные ресурсы больше, а малоэффективные - меньше. Где же стимулы повышения эффективности деятельности и модернизации производства?".

Перед утверждением конкретных ставок лесных податей в законе предусматривается переговорный процесс между органами лесной службы и лесопользователями. Но, по замечанию Н. Пинягиной, организация такого переговорного процесса между десятками тысяч лесопользователей и одним федеральным органом в законе не прописана и представляется затруднительной.

По результатам дискуссии был выработан пакет конструктивных замечаний и предложений по доработке рассматриваемых документов.

Напомним, в работе форума приняли участие первый заместитель Министра природных ресурсов, руководитель Государственной лесной службой МПР России Валерий Рощупкин, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы РФ Александр Беляков, представитель Всемирного Банка Герхард Дитерле, представители территориальных органов МПР России, администраций субъектов РФ, научных институтов, а также топ-менеджмент ведущих лесопромышленных компаний страны.