Последний европейский автократ Александр Лукашенко в поисках западных инвесторов становится либералом. Превратится ли остров социализма в государство высоких технологий?

Таким белорусы Лукашенко еще не знали. Авторитарный руководитель государства, который до сих пор позволяет праздновать 7 ноября - годовщину большевистской революции, играет с недавних пор роль оппозиционера. Выступая перед народом, он негодует по поводу произвола чиновничества и требует "либерализации экономики". Бывшая советская республика должна стать "привлекательной для инвестиций".

Превратится ли вдруг властитель страны, которому нравится, когда его величают Батькой, и которого многие считают последним диктатором в Европе, в реформатора? В самом деле, можно заметить некоторый прогресс. В индексе Всемирного банка Белоруссия оказалась в десятке наиболее успешных стран с реформируемой экономикой, где созданы особенно благоприятные условия для основания предприятий. Немецкие эксперты говорят об "улучшении инвестиционного климата", в Белоруссии трудятся 360 предпринимателей из Германии. В Минске проводятся международные конференции по вопросам экономики, привлекающие внимание магнатов, осуществляется приватизация государственных предприятий. Международный валютный фонд хвалит Лукашенко за проведение "жесткой финансовой политики" и за "хорошую реакцию", проявленную в условиях кризиса.

В Европе царит удивление: что произошло с Лукашенко? Способна ли Белоруссия стать государством-тигром? Валерий Цепкало, человек из президентского окружения, на протяжении многих лет работает над концепцией смены экономического курса. Ныне он является директором белорусского Парка высоких технологий и официальным "помощником" президента, а когда-то работал послом в США.

На восьмом этаже небоскреба на окраине Минска, сидя на белой софе перед искусственным водопадом, Цепкало изыскивает для страны с десятимиллионным населением новые перспективы. Он утверждает, что Белоруссия должна сделаться "лидером в сфере информационных технологий на восточноевропейском и балтийском пространстве", поэтому как раз и создается "белорусская Силиконовая долина". В минском Парке высоких технологий уже зарегистрированы 72 фирмы, которые пользуются налоговыми и пошлинными привилегиями. Арендная плата составляет лишь три доллара за квадратный метр. Средняя зарплата сотрудников здесь достигает почти тысячи долларов, что в четыре раза превышает уровень по стране.

Но едва ли даже Лукашенко верит, что государство действительно превращается в рай для развития хайтека. Ему необходимы средства, и он обращается за помощью везде, где на них можно рассчитывать. От Кремля получено обещание выдать кредит в два миллиарда долларов; МВФ осуществляет выдачу кредита в размере 3,63 миллиарда.

Прежде всего, батька озабочен поиском западных инвесторов. Контрольный пакет акций богатого традициями предприятия по производству часов "Луч" должен отойти швейцарцам. А вот российские олигархи не склонны восхвалять Лукашенко за склонность проводить приватизацию "по-человечески". Также и российский государственный Сбербанк столкнулся с проблемами, пытаясь купить минский Промстройбанк. Белорусский президент утверждал, что россияне предложили вчетверо меньше ожидаемой суммы. Но большой сосед оказал давление: сделка в 280 миллионов долларов состоялась в обмен на возможность до 2014 года получать газ по льготной цене.

В своем ближайшем окружении президент позволяет себе выражать скепсис по отношению к российским инвесторам, от которых нельзя ждать гарантий, что купленное ими предприятие вдруг не обанкротится. Кроме того, его вообще порой раздражает "вся эта приватизационная кухня", в отличие от "регулируемой экономики", предполагающей возможность вмешательства государства в вопросы ценообразования.

Изначально было объявлено о продаже 519 государственных предприятий. Но эксперты говорят о "застое в приватизационном процессе". На минском тракторном заводе имени В.И. Ленина по-прежнему царит социализм. Предприятие, чей оборот сократился на треть, экономит даже на отоплении цехов. В монтажном зале длиной почти в километр рабочие трудятся при температуре чуть выше ноля. Продукция предназначена на экспорт, хотя, как правило, долго простаивает.

Руководство заверяет в стабильности положения - продажа завода с 36 000 рабочих мест не планируется. Однако есть подозрения в завышении реальных показателей. Представители Государственной контрольной комиссии ведут дела о приписках и превышении руководством служебных полномочий. Есть указания на теневые сделки и сбыт продукции в Россию по демпинговой цене. Даже официозная газета "Советская Белоруссия" признаёт, что производство находится "на грани остановки".

Подобные новости заставляют Лукашенко делать страну более открытой Западу, чем предполагалось ранее. На это надеется и Евросоюз, приостановив введенный после фальсификации выборов в 2006 году запрет на въезд в страны ЕС для высшего белорусского руководства. В начале декабря страну посетил Сильвио Берлускони - первый из глав государств ЕС, приехавший в Белоруссию за последние пятнадцать лет.

Статья опубликована в последнем номере немецкого журнала Spiegel под названием "Тигр из Минска".