Главным положительным результатом неформальной встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана, в ходе которой была достигнута договорённость о создании Единого экономического пространства, является то, что интеграционный процесс получает определённую этапность. Такое мнение высказал 21 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог Михаил Ремизов.

"Формируется представление о желательной цели интеграции, которая может быть обозначена как "Евросоюз в экономическом измерении". Это является не столько целью, обязательной для достижения, сколько условием того, что более скромные цели, поставленные в рамках Таможенного союза, могут быть реализованы и воплощены в жизнь, поскольку процессы региональной интеграции невозможно осуществлять без видения конечной интеграционной модели", - отметил эксперт.

"ЕЭП заявлено как следующий этап после формирования Таможенного союза. Если это будет реализовано в трёхстороннем формате между Россией, Белоруссией и Казахстаном, то, думаю, это принесёт пользу всем странам. Экономисты и политики говорят о том, что эффект от интеграции может равняться 15% рост ВВП для каждого государства. Это действительно так. Кроме того, формирование единого регионального рынка является важным конкурентным преимуществом для каждой из стран на мировой арене", - считает Ремизов.

"Однако возникают вопросы в связи с перспективой присоединения к Таможенному союзу и ЕЭП других среднеазиатских государств, о чём уже не раз говорилось", - подчеркнул политолог. "На мой взгляд, к этому необходимо подходить взвешенно по целому ряду причин. Во-первых, некоторые государства, такие, как Киргизия, уже взяли на себя непосильные обязательства в рамках ВТО. Во-вторых, все среднеазиатские государства, кроме Казахстана, обладают крайне низкоразвитой социальной сферой и избыточным предложением рабочей силы, что может привести к дальнейшей интенсификации неблагоприятных для России миграционных процессов. Казахстан в этом отношении не представляет угрозы, поскольку он создаёт достаточный спрос на рабочую силу. Поэтому единый рынок труда - это один из самых тревожных моментов в проекте ЕЭП", - считает эксперт.

"Но этому можно противостоять в рамках ЕЭП, даже если туда войдут другие среднеазиатские государства. Нужно просто превратить положение о равных социальных гарантиях трудящимся вне зависимости от их гражданства в инструмент дестимулирования работодателя к найму иностранной рабочей силы. Если поставить такую задачу, то это будет довольно несложно. Вполне можно создать условия, при которых человека из Средней Азии будет нанять не дешевле, а дороже, чем гражданина России - например, потому, что работодатель мог бы не выплачивать издержки по его социализации. Это было бы адекватным экономическим инструментом по дестимуляции миграции на территорию России из неразвитых в социально-экономическом и социально-культурном плане регионов. Но эти задачи должны ставиться и целенаправленно отслеживаться российским руководством. Очень важно, чтобы программа ЕЭП в случае её расширения за счёт Средней Азии не дала зелёный свет заселению России миллионами людей, которые сегодня не востребованы экономиками этих стран", - подвёл итог Михаил Ремизов.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, согласно договорённости Дмитрия Медведева, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева, которую они заключили 19 декабря в Алма-Ате, с 1 января 2012 года на территории СНГ начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг и ведущее согласованную экономическую политику, внутри которого также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы.