Президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев 19 ноября в Алма-Ате достигли договорённости о намерении создать Единое экономическое пространство трёх стран к 1 января 2012 года. Согласно данным договорённостям, с указанного момента на территории СНГ начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг и ведущее согласованную экономическую политику. Внутри этого объединения также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы. Значение данной инициативы прокомментировал 21 декабря для ИА REGNUM Новости российский политолог Юрий Солозобов.

Это решение является прорывным, без всяких пафосных слов. Подписанные во время неформального саммита в Ак-Булаке соглашения позволяют полноценно и реалистично осуществить процесс создания Единого экономического пространства в течение двух лет.

Есть два пакета документов. Первый рассчитан на один год, и он создаёт необходимые условия для передвижения товаров и людей. По истечении ближайшего года граждане трёх стран в своей жизни непосредственно ощутят преимущества Таможенного союза. Второй пакет касается действия самых важных инфраструктурных и естественных монополий. Это и железная дорога, и перекачка углеводородов, и энергетические тарифы. Данные параметры будут выровнены уже к 2012 году. То есть, на рубеже 2012 года мы будем иметь образование, по своим экономическим показателям аналогичное модели Европейского Союза. Четыреста миллиардов долларов суммарного дохода, 15% среднего роста экономики для каждой из стран - и все критики, которые говорят, что создание ЕЭП нам ничего не даст, и что это пиар-проект, будут посрамлены.

Почему я так считаю? Потому, что подготовка к созданию Единого экономического пространства шла не один год, и, несмотря на то, что процесс проходил за закрытыми дверями, он развивался очень продумано. Во главе его стояли такие политики, как Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин, заинтересованные в евразийской интеграции, над этой идеей работали такие видные экономисты, как Сергей Глазьев. На выходе получилась продуманная и просчитанная экономическая программа.

В пользу создания ЕЭП играет то, что наши постсоветские страны имеют гораздо большую степень интеграции, чем даже государства ЕС. Наша интеграция происходила уже на уровне административных образований. Эти преимущества должны быть конвертированы в нормальный экономический проект в течение двух лет. Я также хотел бы обратить внимание на очень важный шаг: во время своего выступления президент Казахстана дал чёткую программу развития нашей интеграции. В ней было показано, что первой частью этой интеграции является создание Таможенного союза, второй - создание ЕЭП, и финальной частью - формирование Евразийского экономического союза государства. Это очень важная цель, и если мы будем ставить её впереди, то у нас, безусловно, получится её достичь.

Ещё один важный момент заключается в том, что на встрече были не только представители "тройки", но и ряда среднеазиатских государств СНГ, исключая Узбекистан, всё дальше идущий своим "особым путём" неизвестно куда. Президенты этих стран Содружества не являются "массовкой", как сейчас замечают в своих ироничных публикациях многие зарубежные и российские СМИ. Это лидеры государств, готовых вступить в формат Таможенного союза и ЕЭП вторым эшелоном. Есть основания полагать, что состав этих двух структур будет неуклонно расширяться, что является очень отрадным событием. Впервые на постсоветском пространстве от всем надоевших и обрыдших разговоров об интеграции мы перешли к реальным действиям. И наше дело, дело экспертов и СМИ - всемерно поддерживать этот великий почин.