Интервью ИА REGNUM Новости с армянским экспертом, аналитиком Инициативы Европейской Стабильности (European Stability Initiative) Тиграном Мкртчяном.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете 2009 год в контексте нормализации армяно-турецких отношений. Есть ли повод считать, что ожидания армянской стороны от темпов и итогов этого процесса не оправдались?

2009 год является годом успешного завершения переговорного процесса по нормализации армяно-турецких отношений. Он не протекал без препятствий, без регресса или даже угроз срыва процесса. Но, благодаря целеустремленности руководства обеих стран и атмосфере исключительного содействия международного сообщества, переговорный процесс успешно завершился. Протоколы могли бы быть подписаны еще ранее, но турецкой стороне не всегда удавалось придерживаться политики налаживания отношений без выдвижения условий, а звучащие противоречивые заявления разочаровывали не только армянскую политическую элиту, но и руководителей третьих стран, активно поддерживающих процесс. В любом случае, уже подписанные протоколы должны быть ратифицированы в течение месяцев, а не годов. В противном случае мы вернемся к той исходной позиции, с которой начинался процесс.

ИА REGNUM: Есть мнение, что нормализация армяно-турецких отношений нужна Анкаре для ускорения переговоров по членству в ЕС. Есть ли вероятность того, что на каком-либо этапе диалога с Арменией, во имя интеграции в Европу, Турция откажется покровительствовать Баку и перестанет лоббировать проазербайджанское решение карабахского конфликта?

ЕС не рассматривает нормализацию армяно-турецких отношений в качестве условия для вступления Турции в Союз. Однако уже на этом этапе, если руководству этой страны не удастся обеспечить ратификацию протоколов в парламенте, то не исключаю, что в будущем, открытие армяно-турецкой границы и нормализация отношений с Ереваном будут представлены различными странами-членами ЕС в качестве вопросов, подлежащих разрешению. На сегодня Турции необходимо решить ряд других вопросов, таких как обеспечение последовательности демократизации внутри страны, особенно по части расширения прав нацменьшинств, полноценное обеспечение свободы слова, конкретизация и прозрачность в политико-военных отношениях, предложения по решению курдской и кипрской проблем.

В процессе нормализации армяно-турецких отношений присутствует и Европейская платформа. Турция стремится стать членом Европейского союза. Армения входит в программу политики соседства ЕС, и вероятно, вскоре начнутся ее переговоры по статусу ассоциированного члена Союза (Аssociated membership status). В этом процессе, между столь близкими к ЕС странами необходима европейская модель развития, и ни в коем случае не политика "zero sum game" или политика изолирования, идущая своими корнями в 19 век и даже еще в ранние времена.

Проазербайджанская пропаганда Турции не может привести к какому-либо результату в мирном урегулировании карабахского конфликта. Турция является членом Минской группы ОБСЕ, которая много раз озвучивала, что в основе решения карабахского конфликта лежат три основных принципа Хельсинкского заключительного акта: право наций на самоопределение, территориальная целостность и политика неприменения силы. Тут следует уточнить, что принцип права наций на самоопределение нельзя подвергать селективному восприятию и говорить, что его возможно применить лишь в контексте принципа территориальной целостности, что пытается сделать Азербайджан. Подобный поход сам по себе уже является попранием права наций на самоопределение.

Но если Турция признаёт эти три основополагающих принципа, она не может предопределить лишь один приемлемый вариант разрешения конфликта - в рамках территориальной целостности. Предвзятость Турции в вопросе урегулирования конфликта вокруг НКР ужесточила позицию Азербайджана, сделав его более воинственным. Наладив же отношения с Арменией, Анкара будет способствовать снижению милитаризации в регионе и ослабит возможность возобновления войны. Считаю, что Турция своим соседям желает мира.

А если Турция желает стать региональным игроком и пользоваться авторитетом среди всех трех стран Закавказья, осуществлять свои региональные программы безопасности и мира, то ей необходимы урегулированные отношения со всеми странами. Россия является стратегическим партнером Армении, однако умеет обеспечивать добрососедские отношения и с Азербайджаном. Нездоровым является противопоставлять или обуславливать отношения с одной страной отношениями с другой.

ИА REGNUM: Недавно все мы стали свидетелями определенного фиаско Анкары в решении курдской проблемы. Могут ли внутриполитические события в Турции негативно отразиться и на армяно-турецком процессе?

Решение курдской проблемы не полностью провалилось, оно переживает регресс. Несмотря на то, что партия DTP провозглашена вне закона, большинство членов этой партии сохранят свои места в парламенте. Несомненно, обычно внутриполитические процессы влияют на внешнюю политику. Внешняя политика рождается внутренней. Не исключаю также, что будучи не в состоянии одновременно решить три имеющих стратегическое значение вопроса: армяно-турецкий, кипрский и курдский, и в условиях регресса в кипрском и курдском вопросах, правительство Турции возможно ужесточит позицию по армянскому вопросу.

Однако, подобное ужесточение принесет скорее вред чем пользу турецкому правительству. В первую очередь, оппозиция не прекратит нападки на правительство, будет обвинять его в некомпетентности, в том, что оно не просчитало логику этой инициативы и в результате ослабило позиции Турции на международной арене. А в глазах международного сообщества власти Турции оставят впечатление ненадежного и непредсказуемого партнера. В то же время, на фоне провалов во внешней политике (к которым можно добавить напряжение с Израилем, несбывшееся желание Турции стать посредником между Ближним Востоком и Западом) не исключено, что власти Турции пожелают зафиксировать хотя бы одну победу. А нормализация армяно-турецких отношений - вопрос, который находится в непосредственной близости от успеха.