Московский Манеж. Вид со стороны Моховой ул. Акварель архитектора А.Бетанкура. Около 1817 г

1817 год. 12 декабря (30 ноября ст.ст.) состоялось торжественное открытие Манежа в Москве, посвященного победе над Наполеоном. Построен Манеж был по проекту архитектора А.Бетанкура.

Фасады Манежа. Из альбома комиссии по строению. 1825 год

Многие инженерные решения проекта Бетанкура для своего времени можно считать по-настоящему революционными. Казалось чудом, что здание 166 на 44 метра не имело ни одной опорной колонны, кровля покоилась только на наружных стенах. Главный секрет гениального инженера заключался в особой конструкции деревянных перекрытий. Для их сохранности пол Манежа был засыпан полуметровым слоем махорки, которая была прекрасным абсорбентом, впитывающим всю лишнюю влагу. По легенде махорку скурили в 1917 году революционные солдаты, вместо нее пол засыпали простыми опилками, плохо спасавшими дерево от сырости.

Изначально Манеж строили для проведения военных смотров, парадов и учений. Здание по меркам XIX века казалось огромным, в нем мог поместиться целый пехотный полк - более двух тысяч солдат и множество зрителей. До постройки Манежа еще с XV века на его месте существовала рыночная площадь, затем возник Моисеевский женский монастырь, но в XVIII веке монастырь снесли, а на освободившейся площади вновь возникли торговые ряды. После создания Манежа вплоть до 1937 года вокруг него всегда располагался рынок, в самом же здании после революции поселился правительственный гараж. В конце 1930-х годов по плану реконструкции Москвы рынок был снесен, и Манежная площадь стала самой большой площадью столицы. Она занимала пространство между Александровским садом, Историческим музеем и домами, стоящими на улице Охотный Ряд.

В 1957 году к юбилею, в честь 40-летия Октябрьской революции, было принято решение переоборудовать Манеж в Центральный выставочный зал страны. С того времени здесь стали проходить ежегодные отчетные выставки Союза художников. Однако это была возрожденная традиция, потому что еще в XIX веке в Манеже организовывали народные праздничные гуляния и различные выставки. Особенно памятным для русской культуры стал состоявшийся в 1867 году грандиозный концерт, в котором приняли участие хор в 700 человек и оркестр, ими дирижировали великие композиторы Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн. Концерт собрал 12 тыс. зрителей. Именно в Манеже в 1872 году проходила и знаменитая Политехническая выставка.

В советское время с 1977 года в Манеже размещался Центральный выставочный зал страны, где, сменяя друг друга, постоянно работали различные экспозиции. После реставрации здания в начале 1990-х оно по-прежнему оставалось основной выставочной площадкой России, привлекавшей к себе всеобщее внимание. Однако в последние годы все настойчивее стали раздаваться голоса, что Манеж ветшает и нуждается в полной реконструкции. Появились различные планы его спасения, и, в конце концов, в 2003 году был проведен открытый конкурс для инвесторов. Но случилось непредвиденное: вечером 14 марта 2004 года примерно в 21.20 Манеж загорелся.

Грандиозный пожар потряс всю Москву, всю Россию. У стен Кремля полыхало здание, которое во многом за долгие годы своего существования стало одним из символов российской столицы. Как в древние времена, когда на пожары, от которых, как мы знаем из истории, так страдала Москва, бежали к Манежной площади люди. Сотни москвичей со слезами на глазах наблюдали, как безжалостное пламя уничтожало знаменитый памятник архитектуры. Пламя поднималось в небо на 30 м, крыша прогорела и обрушилась, в результате погибли двое пожарных. Загорелись входные двери расположенного рядом подземного торгового центра "Охотный Ряд", от высокой температуры лопнули оконные стекла здания журфака МГУ на Моховой улице, искры пламени долетали даже до гостиницы "Националь". Всю ночь с огнем боролись 60 пожарных расчетов и два специальных вертолета МЧС.

Пожару была присвоена высшая, пятая степень сложности. Окончательно потушить Манеж удалось лишь утром 15 марта. Когда еще у дымящегося страшного пожарища, на фоне остатков обугленных стен, в которых человек с самой лучшей фантазией не узнал бы прекрасное здание погибшего Манежа, Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков пообещал, что всего за год памятник будет восстановлен, но, если быть честными, практически никто из москвичей в это не поверил. К тому же всем было известно, что планы реконструкции здания принимались самые серьезные, кроме всего прочего, собирались строить подземные этажи. Однако чудо все же произошло.

Стены Манежа были укреплены так называемыми бетонными инъекциями, крыша восстановлена точно в соответствии с первоначальным проектом, все перекрытия выполнены из клееных деревянных балок ферм, подобных тем, что были сделаны в XIX веке. Благодаря тому, что не были установлены подвесные потолки, теперь можно видеть воссозданные потолочные крепления. Все конструкции пропитаны специальными огнеупорными материалами.

В здании установлены современные системы пожаротушения, вентиляции и кондиционирования. После восстановления полезная выставочная площадь Манежа увеличилась в несколько раз, за счет возведения антресольных этажей и подземной части. Появились новые административные, инженерно технические и подсобные помещения, конференц зал, ресторан, буфет. Кроме того, на подземном уровне будет еще один выставочный центр. В Манеже создается музей его истории, в котором разместят экспонаты, извлеченные при выемке грунта в ходе строительства подземных этажей. Здесь археологами было обнаружено более четырех тысяч уникальных древних находок".

Цитируется по: Ордынская И. Возрожденный манеж - жемчужина России из пепла//Моя Москва. №5, 2005

"Осенью 1817 г. Москва готовилась торжественно отметить пятую годовщину победы в Отечественной войне. Из Петербурга должен был прийти сводный гвардейский отряд, составленный из героев наполеоновских войн. Для смотра и парада войск было приказано построить "экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, т. е. почти 2 тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик, начальник главного управления путей сообщения и публичных зданий, возглавлявший комитет по делам строений и гидравлических работ, инженер-генерал А. А. Бетанкур.

Строительство манежа он поручил генералу А. Л. Карбонье, который в зоне парадной застройки города для возведения здания выбрал Моховую площадь (ныне площадь 50-летия Октября). 10 июня 1817 г. проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года. В связи с крайне ограниченным сроком постройки Карбонье начал подготовительные работы к возведению здания еще весной 1817 г., не дожидаясь официального утверждения проекта. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и фактический производитель всех работ инженер-поручик А. Я. Кашперов.

Открытый 30 ноября 1817 г. манеж стал чудом инженерного искусства своего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 квадратного метра перекрывалось общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 метра каждое, и не имевшей каких-либо промежуточных опор. Такое удивительно смелое решение было применено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Бетанкура точных и тщательных расчетов конструкций потолочных перекрытий и их нагрузок. Кроме того, для постоянного поддержания первоначальной конфигурации стропил их деревянные балки связывались довольно сложной системой металлических тяг с регулируемой специальными гайками длиной. Многие годы при манеже состояла воинская команда, следившая за сохранением форм стропильных конструкций и регулировавшая для этого длину тяг. И по сей день деревянные формы превосходно сохранились и вполне способны работать с прежней нагрузкой.

Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам значительные размеры- длину 166,42 метра, ширину 44,81 метра и высоту около 15 метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением. Массивные, утолщенные книзу стены опираются на высокий рустованный цоколь. Боковые стены здания расчленены равномерно примыкающими к ним колоннами тосканского ордера. А между колоннами в заглубленных арочных проемах помещены сводчатые окна, отчего стены манежа кажутся еще выше. Мощная верхняя часть здания выполнена в дорическом ордере. На торцевых стенах манежа под гладкими фронтонами, а также в средней части боковых стен в высоких нишах, прорезающих цоколь, расположены удлиненные тройные деревянные ворота. Благодаря тому, что окна составляют около трети всей площади стен, внутри помещение хорошо освещено дневным светом.

Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж является своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 г. В нем состоялись чествование и праздничный парад по случаю пятилетия победы русского оружия в этой войне".

Цитируется по: Смирнов А.А. Московский Манеж. // Москва - героям 1812 года. М.: Московский рабочий, 1981

История в лицах

Из отзывов о московском Манеже:

В огромности, архитектуре и конструкции кровли" зданию точно нет в Европе подобного

Цитируется по: Бальян А. Славное дело//Моя Москва. №3-4, 2007

Мир в это время

В 1699 году английский изобретатель Томас Севери демонстрирует созданный им паровой насос Лондонскому королевскому обществу.

Паровой насос Томаса Севери, 1698 год

Материал предоставлен АНО "Руниверс"