Сегодня, 10 декабря, в столице Чувашии прошла ярмарка организаций системы потребительской кооперации, участниками которой стали 87 предприятий различных форм собственности - от индивидуальных предприятий до крупных торговых сетей из Чувашии, Татарстана, Нижегородской области, Кировской области, Марий Эл, Москвы и Минеральных Вод. Это уже девятая по счёту ярмарка. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости, на ней можно было увидеть не только различные виды продуктов питания - от сладостей до мяса и вино-водочных изделий, но и оборудование для приготовления и хранения пищи, была даже представлена полиграфическая компания, разрабатывающая фирменные этикетки и логотипы.

Глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин, осматривая представленную на ярмарке продукцию, интересовался у производителей не только спецификой и конкурентоспособностью продукции, но и торговыми отношениями с ритейлерами. В беседе с журналистами министр отметил, что продукция чувашских производителей не хуже "тех аналогов, которые продаются в крупных сетях" и, "соответственно, покупатель имеет право получать такой качественный продукт". Иван Моторин особо подчеркнул, что работа по продвижению местной продукции ведётся, но признал, что значительных успехов в этом направлении пока не так много, как хотелось бы и "присутствие в крупных сетях наших производителей пока низкое". Иногда, по словам министра, это усложняется тем, что "управленческие решения принимаются зачастую даже не в Чебоксарах, не в Нижнем Новгороде - к примеру, у "Перекрёстка" матрица выкладки товаров происходят из Москвы": "У них здесь, в Чебоксарах, даже нет юриста, то есть какое-то решение принимает Москва, в лучшем случае - Нижний Новгород".

Глава Минэкономразвития также обратил внимание на то, что сложнее всего "зайти в сеть" "именно небольшим производителям", так как ритейлеры требуют большие объёмы продукции: "И производитель говорит, что у него оборудования даже нет для того, чтобы обеспечить крупные объёмы. И уже на основании этого идёт "отсечка".

Министр подчеркнул, что Минэкономразвития совместно с Минсельхозом создана рабочая группа, на которой прорабатываются эти вопросы вместе с руководителями торговых сетей. При этом группа также занимается и проблемами задержки оплаты со стороны сетей за поставленный товар. Кроме того, как сообщил Моторин, при открытии "любых крупных сетевых магазинов обязательно" на встрече местных товаропроизводителей и представителей сетей обговариваются условия сотрудничества.

Министр также не исключил, что "возьмёт на вооружение" работу по организации фирменных магазинов местных товаропроизводителей: "Наверное, небольшие магазины, узнаваемые через своего производителя, нужны. В принципе, я думаю, что мы возьмём это на вооружение. И будем продвигать".

Напомним, ранее заместитель главы администрации Чебоксар по вопросам потребительского рынка и услуг Михаил Булгаков, комментируя ИА REGNUM Новости вопрос увеличения продукции местных производителей в крупных торговых сетях, отметил, что ряд сельхозпроизводителей Чувашии не готовы работать с крупными торговыми сетями даже при взаимном интересе. "Например, в "Перекрёстке" сложность связана с тем, что это федеральная сеть и снабжение происходит через распределительные центры регионального масштаба. Это большой механизм, а не отдельно взятый магазин с частным предпринимателем, который сам решает, что ему покупать. Нельзя говорить о поставке 1 тонны картошки в отдельно взятый "Перекрёсток" - это просто невозможно технически сделать. Поэтому чтобы увеличить долю продукции местных производителей, нужно работать всем", - заметил Михаил Булгаков. При этом, по его словам, некоторые сельхозпроизводители не готовы работать с сетями, "поскольку в системе самообслуживания необходимо штрих-кодирование, развеска, упаковка - к этому производители сами не готовы, а просто навалом ведь ту же самую картошку туда не привезешь".

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в апреле 2009 года в розничных торговых сетях, расположенных на территории Чувашии, возрос удельный вес объёма реализации местной продукции: в общем объёме товарооборота он составил в среднем 67,6%, что на 10% выше, чем в прошлом году. При этом в структуре продукции местного производства наиболее высокий удельный вес занимала продукция местного производства с ограниченным сроком годности: хлебобулочные изделия (97%), птица (86,4%), яйцо (83,5%), молочные продукты (83,1%), торты (82,6%), масло животное (80%), рыба соленная (72,2%), рыба копченая (61,8%). "Руководители и специалисты в ходе маркетингового обследования предприятий розничной торговой сети указали, что причины недостаточного присутствия в торговой сети продукции местных товаропроизводителей связаны с недостаточной конкурентоспособностью продукции, узким ассортиментом, отсутствием информации о производимой продукции, недостаточной рекламой товаров, нарушением предприятиями договорных обязательств, отсутствием сельхозтоваропроизводителей, работающих с НДС", - отметили в Минэкономразвития Чувашии.

Иван Моторин также подчеркнул в общении с журналистами, что ярмарка оставила "только положительные" впечатления: "Предприятия работают, производят товары, много новинок, что очень радует меня как министра, курирующего торговлю. Есть интерес со стороны предпринимателей. Ярмарка себя оправдывает". Ряд участников ярмарки отметили в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости, что уже за час работы составлен "большой список" потенциальных клиентов, с которыми планируется наладить сотрудничество. "Очень много действительно интересных контактов. Все - в позитиве, стремящиеся к чему-то новому", - радовалась одна из участниц.

В рамках ярмарки также прошли электронные презентации организаций, мастер-классы, также состоялся круглый стол, на котором участники обсудили проблемы и подвели итоги мероприятия.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в январе-октябре 2009 года в Чувашии общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации (с учетом экспертной оценки объема неорганизованного ввоза и продажи товаров на рынках и ярмарках) составил 59245,8 млн рублей. В том числе оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, 51067,7 млн рублей, или 86,2% от общего оборота розничной торговли. Общий оборот розничной торговли в январе-октябре 2009 года по сравнению с январем-октябрем 2008 года в сопоставимых ценах во всех каналах реализации снизился на 2,5%, а оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, возрос на 1,8%. В макроструктуре общего оборота розничной торговли на долю пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий приходится 47,2%, непродовольственных товаров - 52,8%.На 1 ноября 2009 года в розничной торговой сети имелось текущих товарных запасов на 1815,8 млн рублей, или на 36 дней торговли.