Траян Бэсеску остается румынским президентом. Согласно предварительным, озвученным Центральной избирательной комиссией результатам выборов, он набрал 50,33% голосов; его социал-демократический оппонент Мирча Джоанэ получил 49,66%. При этом была зафиксирована неожиданно высокая явка в 58%. Таким образом, за Башеску было подано примерно на 70.000 голосов больше.

Партия социал-демократов намерена эти результаты оспаривать. В их штабе в воскресенье вечером начали праздновать победу, когда три из четырех ведущих институтов по исследованию общественного мнения спрогнозировали на основе проведенных опросов окончательное преимущество Джоанэ в 2%. Он не возражал против досрочного начала чествования. Председатель партии национал-либералов Крин Антонеску, который после выхода из игры в первом раунде решил поддерживать Джоанэ, обращался к нему уже "господин президент". А Клаус Йоханнес - немецкий мер Херманштадта (Сибиу), города, где компактно проживают этнические немцы, - публично приветствовал "долгожданный поворот". Джоанэ обещал ему в случае победы на выборах должность премьера, надеясь привлечь тем самым на свою сторону представителей среднего класса. Джоанэ получил перевес в Бухаресте, но в том же Сибиу, как и в Клюе, Брасове или Тимишоаре Бэсеску поддержали существенно больше избирателей. За него голосовало большинство румынских мигрантов в Италии и Испании, а также жителей Молдавии и Венгрии, имеющих румынское гражданство.

В то время, как социал-демократы отдавали предпочтение в основном Джоанэ, многие национал-либералы не последовали призыву своих лидеров оказать ему поддержку. Йоханнес, как один из наиболее известных оппонентов Бэсеску - признал поражение и исключил для себя возможность занять пост руководителя правительства. Социал-демократы, ссылаясь на несоответствие предварительных и итоговых результатов, собираются добиться их пересмотра из-за вероятных манипуляций. Однако, согласно первым сообщениям наблюдателей из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, выборы прошли в соответствии с демократическими стандартами.

Так же, как и после окончания первого раунда предвыборной борьбы, телеканалы, принадлежащие олигархам, еще до закрытия избирательных участков - в противоречие с конституцией - объявляли предварительные итоги голосования. "Антенна 3" успела даже провести с участием правого экстремиста Корнелиу Вадима Тудора круглый стол, посвященный окончанию эры Бэсеску.

Открытым остается вопрос, как его переизбрание повлияет на разрешение правительственного кризиса, которое является непременным условием для предоставления со стороны ЕС и МВФ остро необходимых кредитов. В октябре социал-демократы разорвали коалицию с Консервативной партией. После этого события - первого, предложенного президентом кандидата на должность премьера "прокатили" в парламенте, а согласование других кандидатур затягивалось оппозиционерами до тех пор, пока для данной процедуры не истек предусмотренный конституцией срок.

Тем не менее, подготовкой бюджета на 2010 год по-прежнему - снова в нарушение конституции - занимается распущенное правительство Эмиля Бока. Причем, по поручению того же парламентского большинства, которое в октябре отправило это правительство в отставку. Пытаясь преодолеть политический и правовой хаос, Бэсеску получил обещание некоторых национал-либеральных депутатов сотрудничать с Консервативной партией при формировании нового правительства. Кроме того, уже на следующий день после выборов в их стане начала раздаваться резкая критика слишком тесного сближения с социал-демократами.

Бэсеску был избран президентом в 2004 году, а должность премьера занял тогда Колин Попеску-Тэричану. Между первыми лицами государства возник конфликт, когда, вскоре после вступления Румынии в ЕС, Тэричану удалось избавиться от консервативных министров и беспартийного министра юстиции Моники Маковей. Попытка импичмента, инициированная парламентским большинством, сорвалась благодаря всенародному референдуму. Но цель - сместить неудобного президента - по-прежнему объединяет бывших коммунистов, великорумынских правых экстремистов, национал-либералов и остатки некогда столь значимых аграриев. Их в этом стремлении поддерживают и выигравшие на приватизации, могущественные олигархи с подконтрольными средствами массовой информации. Румынская аномалия заключается в том, что президент, который не может полностью положиться даже на собственную партию, борется при помощи референдумов с представителями класса, считающими государство своим владением. Если он все же не сможет заручиться поддержкой парламентского большинства, едва ли ему удастся выиграть предстоящие битвы.