Карен Микаелян: Конфликты на постсоветском пространстве - последствия преступной политики советского режима

Москва, 9 декабря 2009, 00:01 — REGNUM  

Российскую империю в качестве колониальной державы можно было рассматривать лишь по отношению к Польше и Финляндии.

Многие народы были освобождены Россией, другие добровольно вошли в ее состав и достигли высокого культурного и материального уровня развития, сохранив все разнообразие национальных традиций и особенностей. Некоторые мусульманские народы Кавказа с трудом адаптировались к европейской русской цивилизации, предпочитая законы и традиции шариата законам гражданского общества, принятыми в то время в России. Однако это сопротивление кончилось с покорением Шамиля и проведением реформ Лориса-Меликова (в особенности на Северном Кавказе), Витте, Столыпина, которые имели своей целью обеспечить эволюционное общественно - политическое, социально-экономическое развитие страны. В условиях относительной веротерпимости и свободы развития до Октябрьского контрреволюционного переворота 1917 года в России не известны факты национально-освободительного движения народов против русской государственности (кроме финнов и поляков). Волнения, выступления были следствием отставания процессов общественного преобразования страны и экономического благосостояния большинства населения, но не национального гнета.

После Февральской буржуазно-демократической революции Россия стояла на пороге преобразования в демократическую федеративную республику через созыв Учредительного собрания и принятия конституции. В процессе преобразования страны принимали активное участие полномочные представители всех народов России, кроме Финнов и поляков, независимость которым планировалась еще до революции.

Октябрьский контрреволюционный переворот, разгон Учредительного собрания, установление в стране диктаторского режима, восстановление худшей формы авторитаризма, сравнимой разве что только с опричниной, развязывание гражданской войны и красного террора стали причиной сепаратистского движения среди многонационального народа страны. Самым мощным сепаратистским движением явилось Белое движение русских (великороссов). На стороне большевиков, красных стала обманутая часть народа, морально не устойчивые, беспринципные люди. На стороне Белого движения против большевиков, красных боролись элита нации, духовенство, офицерство, аристократия, буржуазия, все партии кроме левых эсеров.

Причины поражения Февральской революции, Временного правительства, Белой России - особая тема для научного, объективного исследования. До сих пор не выявлены, каковы были масштабы германского вмешательства, лоббирования немцами заговора большевиков, прервавшего развитие Февральской демократической революции, совершения Октябрьского контрреволюционного государственного переворота. Осознана ли западными демократиями их ответственность в отсутствии политической воли оказать достойную помощь Белому движению в деле подавления в зародыше чумы двадцатого века, большевицкого псевдокоммунизма? Во что человечеству обошлось это попустительство преступникам?

Как и Белая Россия, великороссы, так и другие народы России не приняли советскую власть, не подчинились Красному центру, провозгласили независимость от него и вынуждены были создать свои государства, многие из которых не были готовы для самостоятельного существования. Как и Белая Россия, так и новообразованные государства, - (кроме Польши и Финляндии, которые отстояли свою свободу самостоятельно), - не получившие внешней помощи от западных демократий, - в то время еще слабо организованной, беспринципной и недееспособной в лице АНТАНТЫ (прообраза НАТО) и Лиги Наций (прообраза ООН, Евросоюза), - были оккупированы Красной армией и насильственно советизированы. Наиболее яростное и мощное сопротивление большевицкой оккупации оказало Белое движение русских. Первым порабощенным большевиками народом стали именно русские, великороссы, потом уже малороссы, белорусы, другие народы, а позже - прибалтийские народы. Пользуясь не организованностью и не решительностью западных стран защитить свободу и демократию, Советы навязали свой неэффективный, антигуманный строй народам Восточной Европы. Мир был повержен в расточительное, разрушительное противостояние Свободы с тоталитаризмом в течение десятилетий Холодной Войны, которая собственно началась с Октября 1917 года. Сегодня некоторые т.н. патриоты из т.н. народно-патриотических сил порабощение народов, насильственная советизация и сколачивание Советского Союза и создание Варшавского блока ставят в заслугу большевикам, якобы собравшим русские земли, временно отпавшие в результате ими же развязанной гражданской войны и якобы создавшим сверхдержаву. Правда, как оказалось на глиняных ногах. Однако, псевдопатриоты злонамеренно забывают, что созданные на абсолютно иной государственной, идейной и духовной основе, чем досоветская Россия, СССР и советский блок держались до поры до времени исключительно на насилии, страхе и обмане и распались, как карточный домик, после того, как деградировал и рухнул тоталитаризм, появилась гласность, ослабло всевластие партии и карательных органов.

Возможно, теоретически был шанс преобразовать СССР в новое Российское содружество, вернувшись к идее Учредительного собрания, заключив новый союзный договор. Но в советском правящем политическом классе не остались люди с русским национальным самосознанием. Это сознание было вытравлено за десятилетия выращивания нового человека, нового сообщества людей, т.н. советского народа. Русским людям привили советский псевдоинтернационализм, заменив здоровый русский патриотизм советским шовинизмом, ксенофобией, антизападничеством, внушив страх перед надуманным всемирным заговором, навязав миссию распространения мирового советского коммунизма, ценой растраты своего национального богатства. Другие же народы СССР, наоборот, пользуясь преимуществами т.н. титульных наций в союзных республиках сохранили и развили сове национальное самосознание и мечтали сбросить ярмо ненавистного советского режима. Яркий пример успешного покидания тонущего корабля - поведение членов Политбюро Алиева и Шеварднадзе. Ничего лучшего для остановки неуправляемого распада страны, чем ГКЧП насквозь советизированная русская политическая элита из правящего класса не способна была предложить. Спасали же они не Россию, а свою власть, недееспособный режим. Т.н. демократическое, космополитическое окружение Ельцина тоже стремилось к власти и еще меньше думало о судьбе страны, России. Иначе, чем объяснить такой позорный факт, как подписание Беловежских соглашений, зафиксировавших нецивилизованный раздел СССР. Среди преобразователей страны один только "архитектор перестройки", теперь уже покойный, Александр Яковлев признал, что "... процесс можно было ввести в цивилизованное русло путем договоренностей по территориальным вопросам... "

Рыночная, свободная экономика, гражданское общество в России будут построены. Не мытьем - так катаньем. По-ельцински ли, по-путински ли, или еще как-то. Россия будет свободным, процветающим, сильным государством. Народ это сделает при свободе. А она пришла безвозвратно, не те времена, да и народ уже не тот. В этой части революция Горбачева - Ельцина выполнила свою задачу. Весь вопрос только, какой ценой? За счет страданий и лишений большинства народа, ограбления страны, преступно организованной приватизации и оставленной без законного, цивилизованного ее пересмотра? За счет потерянных (безвозвратно ли?) территорий, законную их принадлежность России которых никто всерьез не в состоянии оспорить, оставленных без пересмотра Беловежских соглашений путем цивилизованного переговорного процесса по определению новых законных границ? Были же пересмотрены соглашения: Мюнхенское, Гитлера-Сталина, другие послевоенные соглашения, позволившие восстановление исторической справедливости, изменения преступных границ, освобождение народов и т.д. Какое падение духа должна была пережить политическая элита нации, какой низкий уровень должно иметь национальное, политическое сознание нации, чтобы представляющий ее лидер, президент Путин мог убежденно повторять упорно навязываемая обществу т.н. демократами мысль о том, что "Россия при развале СССР, чтобы избежать югославского сценария, пошла на беспрецедентные жертвы, отдав десятки тысяч квадратных километров своих исконных земель". Не время ли, чтобы прогрессивные русские патриоты, демократы-государственники развенчали этот чудовищный обман? Неужели всерьез можно предположить, что мини-империи объявили бы России войну, если бы она, не попав в капкан Беловежских соглашений, не стала бы признавать мини-империи без необходимых для этого цивилизованных, мирных переговоров по определению новых границ, вместо произвольных, а зачастую преступно установленных советских границ, имеющих значение только при существовании СССР. Русские же не объявляют войну Японии, когда она отказывается подписывать мирный договор с Россией, предъявляя ей территориальные претензии, требуя возвращения своих островков. Немцы в течение долгих 45 лет так и не смирились с навязываемой им идеей об окончательном разделении их страны и добились мирного воссоединения Германии, обеспечивая поддержку мирового сообщества. Что мешает русским достичь понимания и признания своих проблем и национальных интересов со стороны мирового сообщества?

Примитивен миф о существовании какого-то русофобства на Западе, в США. Неприятие вызывает остаточный советизм России и русских. Адам Михник точно выражается: "Я антисоветский русофил". Все еще советизированным русским не хватает русского духа прямо, без примитивной хитрости заявить о своих национальных интересах. Иначе чем объяснима мелкая, недостойная великой нации, возня по поводу "тузлы", "маяка", "боржома", и т.п.? Ложно внедряемая вера в том, что не Крым надо вернуть, а иметь всю Украину, не Абхазию, Южную Осетию, не Армению с Карабахом, а все Закавказье - опаснейшее заблуждение. Якобы некуда им деваться, приползут. При такой бездарной политике уйдут мини-империи, если уже не ушли, захватив с собой им не принадлежащие, советами подаренные земли, да и потащив с собой Армению, т.н. стратегического союзника России.

Все будет зависеть от того, как скоро сформируется финансово-политическая сила демократов-государственников, представляющая союз зарождающегося русского национального капитала и национально ориентированных прогрессивных интеллектуалов, и способная осознать, выражать и защищать национальные интересы России.

Все будет зависеть от темпов возрождения русского духа, русской, великоросской идентичности, этой государственно-образующей основы многонационального российского народа. Скорейшего освобождения народа от оков совковости, от советского шовинизма, ксенофобии, антизападничества, от комплекса осажденной крепости, однако, также одновременно и от национального нигилизма, советского псевдо-интернационализма, псевдо-космополитизма.

Мучительно, медленно, но неизбежно происходит формирование современного русского национально-государственного политического мышления, основанного на полной десоветизации, декоммунизации, деленининизации, десталинизации общественного сознания, возрождения прогрессивного русского национального самосознания, лучших традиций российской государственности. Осознания и оценки того прогресса, который был достигнут в особенности за период с 1905-го до октября 1917-го года и той перспективы, которая открывалась перед Россией после буржуазно-демократических революций и либеральных, демократических реформ, которые были приостановлены большевиками и которые предстоят заново внедрить и развить русской новейшей истинной демократией в полном взаимопонимании и сотрудничестве с мировым развитым сообществом на пути к формированию нового, более справедливого и гуманного миропорядка, в котором возрожденная Россия займет свое достойное место.

Формирование этого миропорядка нельзя взваливать только на плечи англосаксов, США, на тех сил демократического Запада, которые сознают, что узко национальные интересы невозможно эффективно защитить без объединения усилий всех тех, кто привержены идеалам свободы, прогресса и гуманизма. Безответственно, недальновидно и опасно изолироваться, надеясь только на себя, только со стороны злорадствовать при неудачах, ошибках тех, у кого хватает воли, силы и духа бороться за эти идеалы, призывая к совместным действиям. Россия, русские, россияне могут и должны активно включиться в процесс глобализации, которая при согласованном, научном, добросовестном управлении этим процессом неизбежно приведет к формированию более справедливого и гуманного мирового порядка.

Очевидно, что основным препятствием на пути полноценного возвращения России в мировое сообщество, в семью развитых передовых стран является не преодоленные последствия Холодной Войны в виде взаимного недоверия, подозрения. Главной причиной этого недоверия кроется в половинчатости преобразований в России. До сих пор нет полной десоветизации, деленинизации, десталинизации общественного сознания на государственном уровне. Без покаяния, без очищения - нет истинного освобождения, реального возрождения. Безнравственно объявить о каком-то примирении между злом и добром, между преступлением и жертвой, не осудив тоталитарную коммунистическую идеологию и ее лининско-сталинский преступный режим. Необходим свой нравственный "ньюренберг". Без этого нельзя обеспечить доверие к новой России ни собственного народа, ни других народов. От большевиков, советской власти Россия, русские пострадали больше, чем немцы от гитлеризма, национал-социализма. Возможно ли в современной Германии положительные упоминания о каких-то гестаповских традициях, как это делается в России о чекистских традициях? Возможно ли в новой Германии возвеличивание гитлеровцев, как все еще в России большевиков и в Турции младотурок?

Необходимо полностью отказаться от советской преемственности, открещиваться от злодеяний преступного советского коммунистического режима, чтобы не нести ответственности за преступления чуждого режима. Обелить преступления большевиков, советской власти, находить оправдания, объяснения им (заключения Брест-Литовского мира, договора Ленин - Ататюрк, голодомора в стране, насильственного навязывания антинародного ненавистного строя, пакта Сталина - Гитлера и т.д.) - неблагодарная, безнравственная, бесперспективная задача. Необходимо установление преемственности от исторической России, от Временного правительства, от прерванного процесса созыва Учредительного Собрания и т.д.

Одним из первых шагов властей новой России в международных делах должно стать установление полноценных союзнических отношений с США. Все т.н. противоречия между двумя странами надуманы, являются следствием не преодоленных предубеждений Холодной Войны, в которой потерпела поражение от Свободного Мира Империя советского зла, антигуманный, неэффективный режим, но никак не Россия, не русские. Потерпел поражение преступный, неэффективный, антинародный, навязанный России, русским, другим народам большевицкий режим. Русские, не получив должной поддержки от союзников, отчаянно сопротивлялись большевикам в развязанной им гражданской войне и красного террора, которые пользовались поддержкой Германии и Турции. Первыми предали французы, отказав в поддержке русскому флоту, отступившему к Бизерте, вернуться и свергнуть незаконную власть большевиков. Американцы дольше всех воздерживались от признания преступной власти, захватившей Россию и поработившей многие народы. Необъяснимым образом к порабощенным советами народам почему-то в США, на Западе относили только прибалтийцев.

Российско-американские отношения достигли своего апогея в период между Февральской революцией и Октябрьским контрреволюционным переворотом. Либеральные министры демократической России не ограничились вопросами тактического взаимодействия с Вашингтоном, а строили, как свидетельствуют документы, далеко идущие планы стратегического союза. В апреле 1917 г. президент США В.Вильсон в своем выступлении заявлял: "...Теперь, когда автократический режим (в России) ликвидирован, великий, благородный русский народ присоединится в своих природном величии и мощи к силам, которые сражаются за всеобщую свободу, справедливость и мир. Теперь Россия является подходящим партнером для лиги чести".

США были в числе первых государств, которые немедленно признали Временное правительство. В официальной телеграмме правительства США Временному правительству (май 1917 г.) говорится о поздравлении Америки "новому и могущественному члену, который ныне вступил в великую семью демократических народов. Соединенные Штаты ручаются за сотрудничество и помощь России в деле достижения цели увековечивания демократии, которая ныне, более чем когда-либо является русской; именно желание Соединенных Штатов стать бок о бок, плечом к плечу против автократии соединит русский и американский народы дружбой через Тихий океан".

В течение нескольких месяцев весны-лета 1917 г. Россия и США начали согласовывать такие вопросы, как, например, послевоенное устройство Германии или судьба Османской империи, т.е. по существу приступили к координации своей внешней политики по отношению к третьим странам и важнейшим проблемам глобальной безопасности. А это уже несомненный признак установления союзнических отношений. Ни с Великобританией, ни с Францией у России и США такого уровня доверительности на тот момент достигнуто не было.

Восходящая линия русско-американского военного, политического и гуманитарного сотрудничества была вскоре прервана в результате захвата власти в стране большевиками, перехода их в стан злейших врагов России - Германии и Турции. По существу Холодная Война берет свое начало с октября 1917 г., когда большевики, по словам К.Каутского, "объявили войну демократии как форме государственного строя". Экспорт революции, экспансия коммунистической идеологии и строя в мировом масштабе были объявлены конечной целью. В ноябре 1918 г. Вудро Вильсон так выразил свое отношение к Советской России: "Союзные державы не имеют более намерения придерживаться пассивной тактики по отношению к большевизму. В нем они видят единственного врага, против которого следует бороться... Большевистская Россия не может быть принята в союз демократических и свободных народов". В январе 1918 г. Вильсон обратился с посланием к конгрессу, перечислив в 14 пунктах предлагаемые им условия послевоенного устройства. Урегулированию "русского вопроса" был посвящен 6 пункт, который предусматривал "очищение всей русской территории" (от большевизма) и гарантирование России "искреннего радушного приема в содружество свободных наций". Таким образом, правящий класс США видел отчетливую разницу между демократической Россией и режимом большевиков, для которых т.н. социалистическая демократия была лишь декларативным прикрытием установления тоталитарной власти. В первом случае Россию воспринимали в качестве составной части "демократической семьи народов", во втором - как инородное тело, которое не могло быть принято в сообщество свободных наций. Именно поэтому США сразу же признали Временное правительство и тянули с признанием СССР 16 лет.

После такого признания 16 ноября 1933 года началась история не российско-американских, а советско-американских отношений, развивавшихся преимущественно в негативной парадигме. Известные моменты сближения между СССР и США были связаны с совместным временным противоборством с общими угрозами, когда был создан временный тактический союз для противоборства с фашистским режимом в Германии и милитаристским режимом в Японии. После 1945 г. Холодная Война между СССР и США была продолжена с удвоенной силой и не прекращалась вплоть до разрушения Берлинской стены в 1989 г.

Конечно, история не имеет сослагательного наклонения. И все же в ней, как известно, нет изначальной, жесткой предопределенности. Каждый момент истории следует рассматривать как некий набор альтернатив. И мыслительный эксперимент, поэтому, здесь вполне допустим и полезен, для усвоения уроков истории. Если говорить о 1917 г., то на основе приведенных выше документов, очевидно, что тогда Россия и США стояли на пороге стратегического союза с полным совпадением национальных интересов по ключевым вопросам тогдашней мировой политики. Нетрудно себе представить, каким мир был бы в ХХ веке, и каких бед удалось бы избежать, если бы этот намечающийся союз двух крупнейших тогда и наиболее динамично развивающихся (Россия развивалась тогда даже быстрее Америки) государств мира, стал реальностью. А каким бы мир был бы сегодня, в начале ХХI века...

Когда удастся установить требуемые национальным интересам двух народов отношения между Россией и США, нетрудно представить, как эффективно будут развиваться мировые отношения, встречены вызовы времени, решаться мировые проблемы, как поведут себя вдохновители и организаторы терроризма и экстремизма, лидеры мини-империй Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины, которые так ловко и нагло манипулируют искусственно раздуваемыми противоречиями между Россией и остальным цивилизованным миром. Как это успешно делала Турция долгое время, да и продолжает делать в наши дни. Конфликты на постсоветском пространстве являются прямым следствием преступлений советского коммунистического режима. Результатом нецивилизованного, без надлежащего переговорного процесса оформления распада СССР.

Новому руководству России необходимо брать инициативу на себя - называть вещи своими именами, вместо двусмысленной, примитивной политики игнорирования сути конфликтов, поиска врагов не там, где они есть, провозгласить политику исправления результатов преступлений прошлого тоталитарного режима. Границы мини-империй были установлены лининско-сталинско-хрущевскими картографами с нарушением прав народов, без учета их интересов. И эти границы подлежат исправлению, как во многом были исправлены границы СССР, СФРЮ. Сначала справедливые границы, а потом они вообще потеряют смысл как в объединенной Европе. Соединенные Штаты Европы, Соединенные Штаты Мира - неизбежны. Россия напрасно теряет время, сопротивляясь неизбежному объективному процессу. Бессмысленно и бесперспективно воссоздание блоков.

Абхазы, южные осетины, армяне Арцаха, русские Крыма были в нарушение их прав и против их воли включены в состав т.н. советских социалистических республик и не могут оставаться в составе этих мини-империй только потому, что Беловежские соглашения были подписаны незаконно, с нарушениями и без учета воли народов, а мировое сообщество поспешило с признанием мини-империй, хотя они имели нерешенные, территориальные проблемы, которые приводят теперь к войнам и дестабилизируют ситуацию в регионах.

Используя ущербную политику России и Армении, которая основывается не на исторической правде и не на международном праве в полном объеме, а на половинчатой, трусливой, якобы хитроумной концепции самоопределения народов, не полностью отражающей суть проблемы и причины конфликтов, лидеры мини-империй шантажируют Россию и вводят в заблуждение мировое сообщество, ложно и нагло обвиняют Россию и Армению в агрессии против соседей, стремясь сохранить территориальные приобретения, преступно доставшиеся им в советское время. В то время как речь идет о восстановлении прав народов и территориальной целостности России и Армении, нарушенных в советское время.

Потрясающе невежественными и безответственными были печально известные заявления в свое время министра обороны Сергея Иванова об истоках конфликтов на постсоветском пространстве и путях их решения. Освобождая Россию от ответственности за конфликты на постсоветском пространстве, волей неволей загоняется в тупик дело урегулирования этих конфликтов. Россия несет полную ответственность за эти конфликты, созданные в Советском Союзе, правопреемницей которого является новая Россия, так и не осудившая на государственном уровне преступления прежнего режима и не дистанцировавшаяся от него.

Вернись Россия к своей исторической цивилизаторской, освободительной миссии, к истинно российским ценностям, основанным на общечеловеческих идеалах, начни, для примера, с осуждения и исправления результатов (по примеру пакта Сталин-Гитлер в отношении к Прибалтике) ленинско-кемалистского сговора по расчленению Армении, признай преступность насильственного присоединения Абхазии и Южной Осетии к Грузинской ССР, незаконность и преступность передачи Крыма Украинской ССР, и никак не прибегая к шантажу и давлению путем перекрытия крана нефти и газа якобы для сохранения мини-империй в зоне своего влияния (ради каких благ?), для ограждения их вступления в НАТО (а кому, какой вред от этого?), то тогда начнется настоящий процесс реинтеграции на постсоветском российском пространстве. При таком повороте политики России, скорее, в первую очередь с Арменией (более продвинутой по пути к демократии и рыночной экономике) можно начинать создание союзного государства, чем с Белоруссией Лукашенко, наглухо застрявшей на переходном этапе развития, союз с которой всеми воспринимается как стремление к возврату в СССР, а не воссоздание Российской государственности. Пора осознать, что идея создания СНГ, т.н. единого экономического пространства (якобы неизбежного для отсталых, не конкурентоспособных стран) и т.д. были придуманы для якобы компенсации от потерь, причиненных России при бездумном подписании Беловежских соглашений, призванных узаконить нецивилизованный, грабительский раздел СССР (советизированной, извращенной России) без необходимого переговорного процесса.

При ясном, предсказуемом обозначении своих национальных интересов, четких пределов своих законных претензий, Россия в лице Запада, США приобретет союзника, но никак не вытеснителя из т.н. сферы своего влияния на постсоветском пространстве. Миру нужна Россия свободная, прогрессивная, сильная, с предсказуемой внутренней и внешней политикой, как партнер по совместному преодолению серьезнейших вызовов времени, формированию нового, более справедливого, гуманного мирового порядка.

Карен З. Микаелян (К.З Михайловский), главный редактор журнала "Армянский вестникъ" и шеф-редактор журнала "Гражданинъ" (Москва)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail