- Зимний сезон 2002-2003 года, хоть и ушел в прошлое, видимо, еще долго останется "горячей темой" для городского хозяйства. Зима была суровая, средняя температура оказалась почти на 10 градусов ниже, чем в прошлом году. Плюс повышение тарифов, непростая ситуация с платежами за энергоресурсы... Тем не менее, серьезных сбоев в коммунальной сфере не было?

- Именно так. За всю зиму лишь однажды в одном из кварталов Советского района по техническим причинам случился полуторачасовой перерыв в отоплении. Но ни одной серьезной технической неполадки на магистральных сетях города не было. Не было критических проблем и в отношениях с энергетиками - по оплате. В связи с ростом тарифов почти на треть и холодной зимой платежи значительно возросли. Однако мы не допустили отключения тепла и энергии практической ни в одном доме. Выстроили отношения таким образом: оплату за энергоресурсы, которая составляла порядка 60 млн. рублей в месяц, пролонгировали на летний период, когда город тепло не берет, но мы постепенно будем расплачиваться. Энергетики пошли навстречу. И еще одна важная деталь: прошлой зимой мы на несколько градусов увеличили заказ ТЭЦ на температуру потребляемого теплоносителя. И хотя затратность возросла, но она оправдана улучшением температурных режимов на концевых участках.

- Однако зима показала, что в городе все еще остаются хронически недоотапливаемые районы. Что, положение там безнадежно?

- Ну почему? Нет, конечно. Принято решение о строительстве газотурбинных ТЭЦ. Мы создали городской штаб, который будет координировать пуск первого такого 18-мегаватного источника энергии и тепла в Северном районе - к следующему отопительному сезону, что даст возможность принципиально улучшить там отопление. Кстати этот проект предполагает чистые инвестиции и никаких наших бюджетных денег. Такие же станции думаем построить в Заводском районе и в районе старого аэропорта - Наугорского шоссе. В течение последних 2,5-3 лет на самых "больных" участках были дополнительно поставлены четыре небольшие котельные.

Серьезно осложняет проблему то, что предприятия "сбрасывают" свое ведомственное жилье городу. Понятно, что они делают это вынужденно. Но, по расчетам специалистов ЖРЭП, чтобы привести в порядок этот жилой фонд, необходимо 115 млн. рублей - инженерные сети изношены, ремонты в домах не проводились... И только в прошлом году пришлось затратить на такие цели около 20,5 млн. рублей. В тактической перспективе такая политика по теплоснабжению города себя оправдывает. Но мы понимаем, что локальными мерами проблему радикально не решить, особенно в рамках реформы ЖКХ. Поэтому стоит вопрос о привлечении добропорядочных инвесторов - таких, например, как фирма "Энергомашкорпорация", с которой был заключен договор на одной из ярмарок инвестиций, которые проходят под патронажем губернатора. Причем, есть договоренность, что будут работать строго в рамках тарифов, которые действуют на территории города. Специально подчеркиваю это потому, что есть и другие предложения: давайте, дескать, мы вам сделаем, но при этом повысим и тарифы. На это администрация и горсовет никогда не пойдут. Сейчас мы уже практически начинаем готовиться к новому отопительному сезону. Есть соответствующие программы "Гортеплоэнерго", тепловых сетей. Мы будем выводить наши 29 котельных из подвальных помещений (это целесообразно и с точки зрения их кпд), предложим строительство новых миникотельных, более современных газотурбинных и так далее. Принято постановление, где расписаны объемы работы, определены ответственные, сроки проведения. В прошлом году мы добились, чтобы график подготовки был соблюден с точностью до недели. И в этом сделаем все, чтобы работа велась продуманно, взвешенно, с такой же степенью ответственности перед жителями.

- Еще одна "болячка" Орла - водоснабжение...

- Проблема есть, и она неоднозначна. Сегодня добывается порядка 160 тысяч м3 воды, и по всем расчетам это должно обеспечивать в полной мере потребности жителей города. Но по районам, с учетом существующих сетей, существующих накопительных резервуаров (а точнее - несуществующих в некоторых местах), кое-где обеспечить подачу воды на верхние этажи технически не представляется возможным.

Мэрией разработана программа увеличения подачи воды и в целом по городу, и по отдельным микрорайонам, которые испытывают нехватку. Эта программа требует инвестиций, вложений. Есть такой вариант: взять кредит в Международном банке развития и реконструкции, это шесть миллионов долларов, однако и наш бюджет тогда должен в течение пяти лет вложить 2,5 млн. долларов. Но, во-первых, даже с большим кредитом проблему одномоментною не решить. А, во-вторых, как справедливо отметил на заседании коллегии обладминистрации губернатор, условия кредита достаточно тяжелые. Это принципиальная установка, и я с ним солидарен, что нагрузка на бюджет при этом должна быть минимальной. Иначе встанет вопрос о повышении тарифов... Ведь в рамках этого кредита мы должны будем в течение 15 лет ежегодно, с учетом процентов возвращать 20-23 млн. рублей! Да еще и попробуй купи что-нибудь на этот кредит. Это тендер международный - на работы, исполнителей, технику, технологию. Они так обставят, что мы будем... "Водоканал" предлагает: давайте введем инвестиционную составляющую. По различным расчетам, на каждого жителя города она составит от 20 до 40 рублей. Надо просчитать, продумать спросить всех горожан. Может быть, это и разумно - сразу поднапрячься и, не выплачивая процентов, рассчитаться. Словом, нужно семь раз отмерить чтобы принять единственно верное решение. Тем не менее, в любом случае: возьмем ли мы кредит найдем ли другие пути - мы обязательно будем решать вопрос с водой.

- А жилищно-коммунальная реформа, которую правительство заставляет проводить регионы, не помешает этим планам? Как, к слову, она выглядит в "орловском варианте"?

- ЖКХ - это система, которая пронизывает всю жизнь нашего города - от ТЭЦ, которая подает тепло, до слесаря, который к вам домой приходит. Здесь еще непочатый край работы, непочатый край проблем. Мы постарались в прошлом году как-то приблизить эксплуатационные службе непосредственно к жителям, "монстра" - МУП ЖРЭО - разделили, пошли по прогрессивной схеме: заказчик и подрядчик не должны быть в одном лице. В некоторых городах - например, Курске, Воронеже - поделили людей, кабинеты, у них пошли межведомственные проблемы, и человек, приходя, не разберется где кто. И во многих местах такая система принесла только вред. Я там был, коллеги сами говорят об этом. Поэтому мы пошли по более мягкому варианту: разделив функции, создали в районах т.н. ДМУПы (дочерние предприятия), дали им практически финансовую самостоятельность. И они сейчас работают по схеме разделенного заказчика и подрядчика, но имея районную самостоятельность. В этом году пойдем дальше: большими правами наделили наши ЖЭЦ, чтобы они тоже могли решать вопросы, не оглядываясь, в рамках своих полномочий и чтобы они имели для осуществления этих полномочий определенные возможности - финансовые, материальные и т.д. Есть схема, которую мы дальше будем проводить в жизнь.

- Василий Игнатьевич, если не ошибаюсь, на контроле в горадминистрации находятся 12 целевых программ по благоустройству? Расскажите немного о них.

- Это то, что на виду у наших жителей: программы капитального и текущего ремонта дорог, ремонта фасадов, "зеленого строительства", укладки тротуаров и так далее. Могу сказать, что несмотря на сложную ситуацию с бюджетом, они выполняются, по крайней мере, в принципиальных вещах, что отрадно, ведь за этим - труд целых коллективов муниципальных предприятий. В нынешнем году, несмотря на погоду, мы начали дорожно-ремонтные работы даже раньше, чем в прошлом. Я взял это на личный контроль. Работает 12 бригад, в том числе 4 - на мостах. Из-за отсутствия материалов нет сбоев ни на один день - мы всем запаслись. Недавно запустили завод-автомат, который производит в больших объемах асфальт, включили средства малой механизации. Сейчас главная задача - работать качественно. Допущен сбой в прошлом году (вот программа, которая не выполнена) по благоустройству окрашенных улиц. Тому есть объективные причины. В позапрошлом году с большой помощью губернатора были выделены средства, мы их безусловно освоили, появились прекрасные улицы - порядка 35-37. А в прошлом году сделали практически в два раза меньше. Но люди-то уже увидели хорошее и сразу почувствовали разницу. К сожалению, из-за нехватки средств и в этом году мы не сможем выйти на те объемы, которых хотелось бы достичь - скажем, 50 улиц.

Другая наша боль - капитальное строительство. Хотелось бы строить больше и качественнее. Программа, естественно, требует капитальных вложений. А с учетом стесненных возможностей бюджета размахнуться не можем. Но, тем не менее, ведутся работы по ряду объектов. Скажем, недавно были сданы 2-я очередь детской поликлиники и молочная кухня в Заводском районе. Значительные средства туда вложил ТФОМС, но и город тоже. Перед этим сдали больницу им. Боткина, в прошлом учебном году завершили художественную школу, сейчас ведутся работы на бассейне 45-й школы (это очень важный объект для Северного района), в этом году постараемся сдать пристройку к 24-й школе, по крайней мере, в строительном плане.

- А как с жильем?

- Во-первых, мы начали (раньше этого не было) строительство муниципального жилья. Ввели в бюджет, стали финансировать, вот уже второй год строим. Но все там у нас получается, но кое-что будем иметь. Я, как мэр города, пошел на непопулярные среди инвесторов меры, увеличив долю жилья, которую застройщики отчисляют для муниципальных нужд. Если раньше эта планка была до 7%, то теперь - до 7-10 %.Правда, сейчас только инвалидов Великой Отечественной I группы стоит на очереди более трех десятков человек. Но есть подходы к ипотеке, к молодежному строительству. В этом году мы впервые реально подошли к осуществлению программы по сносу ветхого и аварийного жилья. Есть указ губернатора на этот счет, который определил доли бюджетов. К сожалению, мы здесь зависим от "правил игры", которые заказывает федеральное правительство. Оно сначала обещало, что будет платить порядка 30%, а потом снизило свою долю до минимума, мене 10% - а остальное, дескать, пусть берут на себя регион и муниципалитет... Тем не менее, в этом году мы уже первые три миллиона получили, то есть подвижки будут. По каждому району составили программу, определили дома, есть очередность - все будет делаться объективно, взвешенно, прозрачно. Что касается инвесторов? Мы сейчас строим порядка 115 м2 жилья (эта цифра ежегодно колеблется). Губернатор поставил задачу: удвоить, как минимум, этот объем. Задача серьезная...

- Мы здесь подошли к проблеме, получившей немалый общественный резонанс. Строительство так называемых "элитных" домов, под которые администрация выделяет площадки в центре города, вызывает неоднозначную реакцию у населения. Выскажите, пожалуйста, вашу позицию...

- Существует два подхода: либо мы предлагаем инвесторам площадки с каким-то объемом сноса и таким образом вынуждаем их нести определенную социальную нагрузку, либо даем свободные от застройки участки, но при этом в максимальной степени "навешиваем" им "обременение", в том числе по созданию технической инфраструктуры. Вот, скажем, дом на ул. Красноармейской, о котором так много говорят в городе. Прежде всего, ответственно заявляю о том, что все будет решено в соответствии с действующими законами, нормами и правилами. Школу-лицей № 1 не ущемят ни на один сантиметр, она будет иметь то, что ей и положено, строители - будут иметь свое. Что касается города, то в данном случае мы даем застройщику "обременение" на сумму более 4,5 млн. рублей. Это строительство новой подстанции и замена кабелей в центральной части Орла; реконструкция инженерных сетей, в т.ч. водопровода и канализации; замена школьной кровли, приобретение компьютерного класса, реконструкция теплицы; благоустройство прилегающей территории; и конечно, доля жилья - городу. Так что мы не просто отдаем что-то кому-то за красивые глаза.

Кстати, в данном случае инвесторы приходят, на мой взгляд, серьезные, порядочные, которые имеют опыт строительства в Москве, других регионов. Они приходят со своими деньгами и своим видением. Да, они строят большой дом, с большим объемом благоустройства, но, наверное, и это может быть востребовано, в т.ч. людьми, которые приезжают в нам город с Севера и т.д., имеют деньги, имеют возможность купить это жилье. А почему мы не можем воспользоваться этим, чтобы за счет денег инвесторов сделать то, что городу крайне необходимо?

- Знаете, в таких случаях возникает опасность, как бы в погоне за конкретной выгодой не упустить из виду перспективу...

- А мы и не выпускаем ее из виду. Заканчивается корректива генерального плана города, мы видим уже теоретически пути решения проблем, но они, к сожалению, многозатратны. Именно поэтому приходится привлекать инвесторов. Те же строительные кампании - если их из Москвы вытесняют, как говорит губернатор, то почему бы их не привлечь сюда, коли нам это выгодно? Мы вообще рады каждому серьезному и честному инвестору. Сейчас есть предложения в сфере строительства, ЖКХ - здесь даже соперничают газовики и энергетики. Та же "Энергомашкорпорация" - она вкладывает в газотурбинные станции порядка 12 млн. долларов! Ну и почему нет, если они пришли, строят, если будут работать в рамках наших тарифов - то и пожалуйста, пусть работают, дают тепло и электроэнергию. И это только один пример. А комбайновый завод, а новое ювелирное производство компании "АЛРОСА"? По инициативе губернатора изучаем вопрос "посадки" производства комбайнов "Джон Дир": мы предложили им площадки в городе, и они сейчас их рассматривают. Или взять строительство мусороперерабатывающего завода на полигоне твердых бытовых отходов. Где-то половина всего городского мусора будет перерабатываться по их технологии, а из этого станут выпускать стройматериалы - совершенно дешевые, экологически чистые... Сейчас ведутся переговоры. Стоимость проекта - порядка 15 млн. долларов. Есть масса и других проектов.

Но при этом я совершенно откровенно и искреннее хочу сказать: город никогда не допустит ущемления своих интересов в угрозу какому-либо инвестору. В том же, что может принести городу пользу - мы рады любому серьезному предложению.