Индекс Центральной Азии, рассчитанный в Казахстане, показал неожиданный результат: на критической нулевой отметке в региональной картине находится социокультурный аспект. События, которые подкрепляют безопасность, и события, которые составляют угрозу, в совокупности были оценены так, что они друг друга уравновешивают. По мнению Рустама Бурнашева, директора Института политических решений по аналитике и консалтингу, основываясь на этой информации, можно сделать очень интересные выводы.

ИА REGNUM Новости: Индекс безопасности Центральной Азии рассчитывает казахстанская структура. Насколько это адекватно?

О том, что Центральная Азия является важным объектом в вопросах безопасности, говорят постоянно с 2001 года, когда актуализировался Афганистан. Однако попыток рассчитать индекс для Центральной Азии до настоящего момента не предпринималось. У нас возникла институциональная возможность, появились кадры, которые могут это делать, поэтому эта давняя идея реализовалась. Насколько это репрезентативно для Центральной Азии? Я не вижу в этом проблемы, потому что все равно, что бы мы ни делали, оно будет где-то территориально локализовано. Это может быть Москва, Ташкент, - да что угодно. Здесь очень важно, что расчет строится на основе экспертного опроса. Эксперты, вы можете посмотреть наши материалы, представляют всю Центральную Азию. 28 человек. И казахстанских экспертов среди них не доминирующее число. Узбекистан - 6 человек, Киргизия - 7 человек. Есть российские эксперты. Пропорция соблюдена. Да и динамика экспертов достаточно высокая. Поэтому, когда мы говорим, что у нас четыре эксперта из Казахстана, это не значит, что они коренные казахстанцы, что они прожили здесь всю жизнь. Благодаря этому ситуативно получается довольно полная картина. Что мы делаем в Алма-Ате? Мы делаем event-анализ, то есть, отслеживаем событийный ряд. Несколько десятков страниц у нас занимает таблица событийного ряда. Информационные источники - представляют все республики, кроме того, мы используем и зарубежные. Нет избирательности. Мы их отслеживаем, выбираем и систематизируем по секторам: экономическая безопасность, военная и так далее. И потом предлагаем экспертам для оценки. Международные эксперты оценивают. Процедура подсчета индекса прозрачна. Она стандартна, это статистический анализ по большому счету. Здесь какого-то влияния казахстанской позиции, по сути, нет.

ИА REGNUM Новости: И как, пригодна Центральная Азия для жизни?

Конечно, пригодна, мы же живем! Но тут важно оговориться: это первый этап исследования. У нас есть показатель. Что значит этот показатель, мы сказать не можем. Это все равно, что мы сейчас скажем: ВВП Казахстана составляет столько-то. Что это нам говорит? Да ничего не говорит. Для того, чтобы нам это что-то сказало, нам надо его с чем-то сравнивать. А сравнивать мы можем только во временной перспективе. Сейчас мы делаем второй выпуск. В конце декабря мы закончим event-анализ, и где-то недели 2-3 мы будем работать с экспертами. К концу января мы сделаем новый выпуск. Здесь уже будет динамика. Мы сейчас можем делать определенные выводы, по итоговому индексу, по нулевой отметке - она означает: ситуация критическая, 50 на 50. Еще чуть-чуть и мы скатываемся в отрицательную динамику. Мы сейчас находимся в положительной части. Но насколько это положительно, насколько это устойчиво, мы, к сожалению, сказать не можем.

ИА REGNUM Новости: Какие особенности показывает предварительное исследование?

Есть у нас другая табличка, где мы разбили эту общую цифру по секторам. Есть политические значения, есть - военные. Здесь возникают очень интересные моменты. Например, мы можем заметить, что на критической нулевой отметке у нас находится, как ни странно, социокультурный аспект. События, которые подкрепляют безопасность, и события, которые составляют угрозу, в совокупности были оценены так, что они друг друга уравновешивают. И мы получили ноль. По сути, это критическая ситуация. Основываясь на этой информации можно сделать очень интересные выводы. Обычно мы обращаем внимание на безопасность политическую, военную. А социально-культурные вопросы у нас остаются в стороне. И оказывается, что в среднем по Центральной Азии ситуация в социально-культурном секторе является одной из самых критических. Можно посмотреть и по другим каким-то позициям. Например, в экономической сфере. Тоже критическая ситуация. Причем, по экономической и социально-культурной сферам хотелось бы добавить один нюанс. Например, в экономической сфере можно было бы сказать: да, у нас же мировой глобальный кризис, поэтому у нас такая ситуация. Но когда мы делаем этот расчет, мы глобальные тенденции не фиксируем. Мы берем только региональные процессы. И поэтому можно сказать, что низкая оценка экономической ситуации - это не влияние глобального кризиса, это наши внутренние проблемы, имеющиеся у региона. Причем ситуация в три раза хуже, чем в политической и в военной сферах. Но, повторю, самая критическая у нас - социокультурная ситуация.

ИА REGNUM Новости: Что в себя включает понятие в этом случае?

Это вопросы, связанные с миграцией. Это вопросы, связанные с межэтническими отношениями. Это вопросы, связанные с такими долгосрочными вложениями, как образовательные процессы. Ситуация оказалась критической. Хотя, казалось бы, каких-то серьезных межэтнических конфликтов у нас нет. Все - разовые точки. А оказывается, что количество событий и экспертная оценка в совокупности дает критическую ситуацию. Хотя событий в этой части происходит не очень много, оценка негативная. И этому есть интересное объяснение. Вложения в социально-культурную сферу являются долгосрочными. А у нас почти во всех республиках управленцы находятся у руководства ограниченное время, и потребности населения рассчитаны на быстрый результат. Поэтому ресурсы, которые вкладываются в социально-культурную сферу, недостаточны.

ИА REGNUM Новости: При этом оценка политических событий по логике вашего обзора получается положительной.

Было достаточно большое количество событий. Больше было только событий в военной сфере, и в области безопасности. Причем в политическом плане почти все события в области безопасности за третий квартал 2009 года оказались направлены на стабилизацию ситуации. Это подписание договоров и соглашений, создание и закрепление коллективных сил быстрого реагирования. Это и действия России в части договоренности с Киргизией о возможности создания дополнительного контингента, который называют второй базой. Эти усилия оцениваются экспертами как факторы, которые будут поддерживать безопасность. И второй момент: политике уделяется очень большое внимание, потому что она дает отдачу очень быстро. Сейчас вложили, через очень ограниченное время получили результат. И ситуация выравнивается.

ИА REGNUM Новости: А как вы разделяете политический и военный индекс?

Мы предлагаем четкое описание критериев. Что к военным относится? События, которые связаны с деятельностью оборонительных, наступательных боеспособностей, связаны с военными силами. Они естественно, сильно переплетаются с политическими, но для анализа мы их можем разделить. Например, договоренность между странами по созданию какого-то экономического союза или какой-то политической организации - это, безусловно, будет чисто политическое событие. Если мы говорим о создании военной базы - это будет военное событие, в военной сфере. Они переплетаются, но в аналитике их можно развести достаточно просто.

ИА REGNUM Новости: Какова конечная цель исследований?

Здесь сложно говорить о конечной цели. Исследование, как оно планируется: регулярное, не имеющее финальной даты, когда будет завершено. Пока есть интерес к этому исследованию, пока есть интерес у нас и пока есть возможности, мы планируем его реализовывать. Есть не конечная цель, а задачи, которые мы решаем.

ИА REGNUM Новости: На кого рассчитано исследование, кто в нем может быть заинтересован?

Поскольку это первый проект, мы не можем точно сказать. Мы его предлагаем многим, но при этом лишь предполагаем, кому он будет интересен. Я думаю, что он будет интересен людям, которые целенаправленно занимаются вопросами безопасности, специалистам. Это может быть интересно, я думаю, во многом бизнес-структурам. На основе этого исследования можно делать оценку рисков. Одна из задач - это создание некоего вида информационного справочника. Здесь есть оценка ситуации. И на ее основе можно строить оценку рисков. Есть событийный ряд, я могу посмотреть и выбрать. Если я специалист по военной безопасности, я могу посмотреть этот событийный ряд, и у меня будет картина событий. Есть политические портреты, которые для меня могут быть важны. Если я бизнесмен и хочу устанавливать контакты, для меня важно иметь информацию о людях каких-то, о политиках. И то же самое, я думаю, будет полезно журналистам. По большому счету, фокусная группа - это люди, которые интересуются тем, что творится вокруг них, и которым важно знать тенденции в политических процессах и в области безопасности.