"Безвластие за полярным кругом".

(Газета 05.06.03. М.Мишкин. И.Саськов)

Мэр Норильска подал в отставку

Административный кризис в Норильске набирает обороты. Вслед за срывом избирательной кампании по выборам мэра от исполнения обязанностей главы города отказался временно назначенный на эту должность Геннадий Петухов. Горсовет Норильска, который по закону должен назначить нового и.о. мэра, на внеочередной сессии не смог утвердить ни одного из восьми представленных кандидатов. В заполярном городе наступило полное безвластие.

Как рассказали Газете в пресс-службе губернатора Красноярского края, 3 июня поздно вечером Геннадий Петухов встретился с губернатором края Александром Хлопониным, рассказал ему о результатах работы горадминистрации, а затем неожиданно попросился в отставку. Объясняя мотивы своего поступка, Петухов заявил, что в Норильске возникли сложности с исполнением бюджета 2003 года. Налоги в городской бюджет от предприятий и организаций практически не поступают. К тому же возникли проблемы с формированием бюджета на 2004 год. Он признался, что временная администрация Норильска не в состоянии найти выход из создавшейся ситуации, поскольку лишена возможности заниматься стратегическими задачами.

Хлопонин отставку принял. Он сообщил, что внимательно следит за развитием событий вокруг Норильска и разделяет беспокойство Геннадия Петухова. По словам губернатора, временный статус администрации серьезно отражается на ее деятельности: "Власти решают текущие проблемы, но им трудно работать на перспективу. Это сказывается на авторитете горадминистрации и порождает у жителей Норильска неуверенность в завтрашнем дне". Глава края поблагодарил Петухова за многолетнюю работу: "Это непростое решение, но я надеюсь, что ваши знания и опыт будут использованы в деятельности преемника". Он выразил уверенность, что управляемость городом не будет нарушена и горсовет в кратчайший срок изберет нового и.о. мэра, который обеспечит надлежащие условия для проведения новых выборов в Норильске.

Вчера горсовет Норильска собрался на внеочередную сессию, чтобы назначить нового временного главу города. После пятичасового заседания никто из 8 представленных кандидатов не набрал нужного количества голосов.

Отказ Петухова - очередной виток административного скандала в Норильске. Напомним, что выборы городского главы, проведенные 20 апреля 2003 года, завершились безрезультатно. Во второй тур тогда вышли два кандидата - лидер профсоюзов "Норникеля" Валерий Мельников (47% голосов избирателей) и ставленник управления комбината Сергей Шмаков (31% голосов). Но Норильский горсуд по требованию прокуратуры снял с выборов кандидатуру Валерия Мельникова, утверждая, что он допустил финансовые нарушения в ходе избирательной кампании. Потом уже Шмаков сошел с дистанции, заявив, что "выборы, по существу, стали безальтернативными и способны расколоть единство норильчан". Практически сразу же свои кандидатуры сняли кандидаты, занявшие третье и четвертое место на выборах - начальник одного из управлений "Норникеля" Леонид Фрайман и красноярский адвокат Александр Глисков. В итоге избирком Норильска был вынужден признать выборы несостоявшимися.

Примерная дата новых выборов мэра - 17 октября, поскольку по закону повторное голосование должно состояться не ранее чем через 70 и не позднее чем через 80 дней после того, как выборы были признаны недействительными. В Норильске считают, что именно предстоящие выборы и стали причиной ухода в отставку Геннадия Петухова. "В "Норникеле" поняли, что Петухов в качестве кандидата на пост мэра - фигура непроходная. Поэтому решили провести рокировку, чтобы этот пост занял человек, способный на выборах составить реальную конкуренцию оппозиции, - рассказал Газете один из депутатов краевого Заксобрания. - Решение хоть и запоздалое, но правильное. Ошибиться второй раз - так, как это произошло со Шмаковым, - "Норникель" не может себе позволить".

"Норильск остался без управляющего".

(Коммерсантъ. 05.06.03. Б.Ельшин)

Нового градоначальника выберет Александр Хлопонин

Кризис власти в Норильске продолжается. В конце апреля были признаны несостоявшимися выборы мэра города, а во вторник вечером подал в отставку временно исполняющий обязанности мэра Геннадий Петухов. Вчера на внеочередной сессии горсовета депутаты не смогли найти ему преемника. Ожидается, что теперь кандидатуру градоначальника на обсуждение городских властей вынесет губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

26 января мэр муниципального образования Норильск Олег Бударгин победил на выборах губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и, вступив в новую должность, снял с себя полномочия главы города. Горсовет Норильска утвердил в роли и. о. главы города Геннадия Петухова, с 2000 года курировавшего в муниципальной администрации вопросы городского хозяйства (до этого Геннадий Петухов работал в Норильской горной компании заместителем главного инженера по контролю над топливными ресурсами).

20 апреля состоялись выборы мэра Норильска. В первом туре убедительную победу одержал активный противник руководства ГМК "Норильский никель" и сторонник национализации комбината, председатель федерации профсоюзных организаций ГМК Валерий Мельников, который набрал 47, 01%. Однако для победы было необходимо набрать 50% плюс один голос. Кандидат "Норникеля" глава горсовета Норильска Сергей Шмаков занял второе место, но набрал всего 31,44%, что практически лишило его шансов на победу во втором туре.

29 апреля Норильский городской суд по представлению горизбиркома отменил кандидатскую регистрацию Валерия Мельникова. По мнению суда, в ходе агитационной кампании кандидат допустил перерасход средств и нарушил выборное законодательство при размещении рекламы в СМИ. На следующий день после оглашения решения суда Сергей Шмаков также снял свою кандидатуру, заявив, что "не желает участвовать в безальтернативных выборах". Вслед за ним самоотвод взяли и два оставшихся кандидата - сотрудник ГМК Леонид Фрайман и красноярский адвокат Александр Глисков. В итоге избирком Норильска был вынужден признать выборы мэра несостоявшимися. Дата новых выборов мэра до сих пор не определена. Таким образом, старый состав администрации города остался руководить Норильском еще на неопределенный срок.

Вечером во вторник и. о. мэра Норильска Геннадий Петухов встретился с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным и сообщил ему о своем решении уйти в отставку (напомним, расположенный на территории Таймырского округа Норильск юридически подчиняется Красноярскому краю). Объясняя мотивы своего поступка, и. о. мэра Норильска заявил, что возникли трудности с исполнением бюджета 2003 года и формированием бюджета на 2004 год. Кроме того, несостоявшиеся выборы главы Норильска показали, что люди ожидают серьезных перемен в управлении. Александр Хлопонин, комментируя отставку Геннадия Петухова, заявил, что затянувшийся временный статус администрации Норильска серьезно отразился на ее деятельности: власти решают текущие проблемы, но им трудно работать на перспективу, что сказывается на авторитете городской администрации и порождает у жителей Норильска неуверенность в завтрашнем дне. "Рассчитываю, что управляемость городом не будет нарушена, и городской совет в соответствии с нормами устава Норильска в кратчайший срок изберет нового и. о. главы города, который обеспечит эффективность работы исполнительной вертикали и надлежащие условия для проведения выборов мэра Норильска", - заявил Александр Хлопонин.

Вчера для утверждения нового и. о. мэра была созвана внеочередная сессия горсовета Норильска (в соответствии с уставом города именно горсовет выдвигает и назначает исполняющего обязанности главы города). В самом начале заседания два наиболее вероятных кандидата на роль временного управляющего Норильском - глава горсовета Сергей Шмаков и мэр города Кайеркана ( он входит в норильское единое муниципальное образование) и по совместительству заместитель мэра Норильска по социальным вопросам Игорь Степаненко - сделали заявления о том, что не желают занимать место и. о. мэра. Это стало неожиданностью: во всяком случае, в штабе Валерия Мельникова были уверены, что новым кандидатом "Норильского никеля" на очередных выборах станет как раз Игорь Степаненко.

Тогда депутаты стали выдвигать новые кандидатуры, и в результате был сформирован список из восьми человек. После тайного голосования, на которое было потрачено более часа, список сократился до двух кандидатов: депутата горсовета Михаила Никулина, возглавляющего профильную комиссию по городскому хозяйству, и представителя Федерации профсоюзов работников бюджетной сферы Людмилы Магомедовой. Собравшиеся решили провести голосование повторно, но Михаил Никулин взял самоотвод. После этого депутаты решили не голосовать по кандидатуре госпожи Магомедовой, так как при первом голосовании за нее было подано меньше голосов, чем за Михаила Никулина.

В заседании был объявлен перерыв для проведения консультаций с администрацией Красноярского края. Но и после перерыва новый исполняющий обязанности главы города так и не был назначен. Вместо этого депутаты горсовета приняли две поправки к уставу города: одна предписывает господину Петухову исполнять обязанности и. о. мэра до тех пор, пока не будет назначен его преемник, а вторая дает губернатору Красноярского края право вынести на обсуждение горсовета кандидатуру от региональной администрации.

Сегодня губернатору края Александру Хлопонину предстоит разбираться в сложившейся ситуации на месте. Вчера он вылетел в Норильск.

"Заполярная отставка".

("Труд-Енисей", 05.06.03)

3 июня 2003 года губернатор Красноярского края Александр Хлопонин принял и.о. главы города Норильска Геннадия Петухова (по просьбе последнего). Петухов поведал губернатору о своем решении уйти в отставку с занимаемой должности. Объясняя (мотивы своего поступка, и.о. мэра посетовал, что в городском управлении нарастают сложности, имеют место трудности с исполнением бюджета 2003 года и формированием бюджета на 2004 год.

Александр Хлопонин подчеркнул, что внимательно следит за развитием событий в Норильском промышленном районе и разделяет обеспокоенность Геннадия Петухова. По мнению губернатора, затянувшийся временный статус администрации Норильска, после избрания мэра Олега Бударгина губернатором Таймыра, серьезно отразился на городском хозяйстве. Власти решают теку-щие проблемы, но им трудно работать на перспективу, заниматься стратегическими задачами развития города. Это сказывается на авторитете городской администрации и порождает у жителей Норильска неуверенность в завтрашнем дне.

Александр Хлопонин поблагодарил Геннадия Петухова за многолетнюю работу в органах государственной власти и заявил, что с пониманием относится к его решению об уходе с поста исполняющего обязанности главы города. "Это - непростое решение, но я надеюсь, что знания и опыт Геннадия Петухова будут использованы в деятельности его преемника. Рассчитываю, что управляемость городом не будет нарушена, и городской Совет, в соответствии с нормами Устава Норильска, в кратчайший срок изберет нового и. о главы города, который обеспечит эффективность работы исполнительной вертикали и надлежащие условия для проведения выборов мэра Норильска", - отметил Александр Хлопонин.

По мнению ряда наблюдателей, отставку нынешнего и.о. следует рассматривать именно в контексте грядущих выборов мэра. "Норильский никель", скорее всего, нашел более "проходную", нежели Геннадий Петухов, фигуру и собирается "раскрутить" ее в роли исполняющего обязанности в период, оставшийся до выборов. Как показывает практика большинства российских выборных кампаний, вариант с "популярным и.о." бывает практически беспроигрышным.

"Всадник без главы".

("Известия-Красноярск", 05.06.03, Андрей Хохлов)

Исполняющий обязанности мэра Норильска внезапно подал в отставку.

Вечером 3 июня губернатор Красноярского края Александр Хлопонин дал аудиенцию Геннадию Петухову, который несколько месяцев исполняет обязанности норильского градоначальника. Как говорится в официальной информации. Геннадий Федорович сообщил губернатору о своем решении уйти в отставку с занимаемой должности, чего в принципе от него не ждал никто. Объясняя мотивы своего поступка, и.о. мэра Норильска признал, что в городском управлении нарастают сложности, имеют место трудности с исполнением бюджета 2003 года и формированием бюджета на 2004 год.

"Несостоявшиеся выборы главы Норильска показали, что люди ожидают серьезных перемен в управлении городом", - заметил Петухов. В ответ Александр Геннадиевич подчеркнул, что внимательно следит за развитием событий в Норильском промышленном районе и разделяет обеспокоенность Геннадия Петухова. По мнению губернатора, затянувшийся временный статус администрации Норильска после избрания мэра Олега Бударгина губернатором Таймыра "серьезно отразился на ее деятельности". Власти решают текущие проблемы, но им трудно работать на перспективу, заниматься стратегическими задачами развития города. "Это сказывается на авторитете городской администрации и порождает у жителей Норильска неуверенность в завтрашнем дне", - полагает красноярский губернатор.

Руководитель пресс-службы администрации Норильска Марина Селезнева подтвердила корреспонденту "Известий-Красноярск", что с 3 июня Геннадий Петухов действительно не работает в мэрии. Официального документа об отставке еще нет в канцелярии, потому что заявление об уходе Геннадий Федорович вручил Александру Хлопонину. Но неофициальная версия кадрового хода уже известна - это "невозможность решать стратегические задачи из-за временного статуса руководства Норильска". Теперь, по уставу города, исполняющего обязанности главы единого муниципального образования (ЕМО) должен назначить местный Совет - на сессии, и, по словам Марины Викторовны, уже 4 или 5 июня внеочередной форум депутатов Норильска назовет нового "и.о." Фамилию она пока не называет - "есть несколько претендентов". Но очевидно, что на временную должность вряд ли будут претендовать негласные кандидаты на новые, уже октябрьские, выборы мэра, кулуарно одобренные в ОАО "Норильский никель", - красноярский депутат от "Северной партии" Валерий Семенов и вице-глава города Игорь Степаненко. Ведь пост "исполняющего обязанности" в современной российской власти во многом является заведомо безнадежным, работающим против собственного имиджа.

Впрочем, как считает Марина Селезнева, несмотря на нестабильную обстановку в норильской власти, ситуация в городе "находится под абсолютным контролем". Полностью выплачены отпускные суммы, в эти дни несколько тысяч норильчан выезжают отдохнуть "на материк" и о политике стараются не думать Северная конституционная специфика такова финансовое обеспечение Норильского промышленного района - заслуга исключительно металлургической корпорации. Решение проблем двухсот тысяч живущих здесь граждан принадлежит не столько мэру, сколько генеральному директору компании. Поэтому стабильность крупного заполярного узла и беззаконно избранного главы ЕМО прочно удерживают и Михаил Прохоров и Александр Хлопонин.

Одна ко даже внешне Норильск не оставляет линию первородных политических скандалов, начатую еще в середине февраля голодавшим 17 дней профсоюзником Валерием Мельниковым - сначала суд снял его с выборов градоначальника, затем голосование перенесли на неопределенный срок (кстати, точной даты нет до сих пор), а затем уже исполняющий обязанности мэра неожиданно ушел в отставку. Создан еще один политический прецедент в прошлом году, например, и о губернатора Ашлапов после гибели Лебедя работал по полной программе и ничего не говорил о стратегических задачах власти.

В ТЕМУ

Геннадий Федорович Петухов работал исполняющим обязанности главы города Норильска с 20 января 2003 года - дня инаугурации нового губернатора Таймыра Олега Бударгина, который до этого работал мэром города. В команде Бударгина Геннадий Петухов курировал сферу городского хозяйства и, когда состоялось его новое назначение, сразу же заявил, что баллотироваться на должность градоначальника не будет.

"Открытый диалог с ветеранами".

("Красноярский рабочий", 05.06.03)

Александр Хлопонин провел встречу с ветеранами края в форме открытого диалога.

На встрече присутствовали заместители губернатора, руководители комитетов и управлений краевой администрации, депутаты Законодательного Собрания. Губернатор подробно изложил информацию о положении дел в экономике, перспективах развития края, социальной политике в отношении пожилых людей. По словам Хлопонина, в первую очередь необходимо четко определить правила игры для всех секторов экономики, создать условия для привлечения в край инвестиций и в 2004 году начинать развивать экономику быстрыми темпами. Среди направлений социально-экономического развития края губернатор обозначил создание системы госзаказов, оптимизацию расходов в бюджетной сфере, социальную защиту населения при реформировании ЖКХ, развитие агропромышленного комплекса, лесной и деревообрабатывающей отраслей.

Что касается "ветеранских" бюджетных статей, то, как заверил Хлопонин, они будут полностью профинансированы: забота о старшем поколении входит в число приоритетов краевой власти. На брифинге для журналистов губернатор сказал: "Наши ветераны - это поколение людей, которые заботятся не только о себе, но и о будущем края. Они добрейшие люди, переживают за край, дают заряд энергии для дальнейшей работы".

"Завтрашний день казенного имущества".

("Красноярский рабочий", 05.06.03, Борис Никольский)

Рыночную экономику Россия выстраивает уже более 10 лет. Правда, темпы этого строительства в каждой отрасли разные. В одних - по преимуществу сырьевых - капитализация прошла быстро и в основном эффективно. В других же медлительность и отсутствие внятной концепции развития обернулись явным отставанием. И отставание это делается тем больше, чем острее становится конкуренция на рынке. А ведь России еще предстоит вступать во Всемирную торговую организацию. Как только двери ВТО раскроются для нашей страны, распахнутся и ворота внутренних российских рынков для иностранцев. И тогда наших хозяйственников будут мерить общемировым аршином. Вопрос только, готовы ли они к такой конкуренции.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ ИЗ МОСКВЫ

Сейчас много говорится о том, что Россия обязана сделать резкий экономический рывок. Иначе ее просто сомнут и вытеснят со всех важнейших мировых рынков более энергичные государства. Именно поэтому президент России Владимир Путин в своем нынешнем послании поставил задачу удвоить внутренний валовой продукт страны. А это можно сделать только при условии системного реформирования экономики. Каждая отрасль, каждое предприятие обязаны работать на конечный результат. Главная цель - реальный вклад в экономический рост государства.

Направлений работы много. Но одно из основных - управление государственной собственностью. Оно наконец-то должно стать действительно эффективным. Эпоха стихийной приватизации, когда страну сотрясали скандалы с переделом собственности, на глазах уходит в прошлое. И сейчас спохватившееся государство намерено жестко и последовательно провести ревизию своего имущества. Намерено разобраться, что осталось, в каком состоянии и как это можно использовать.

Концепция управления недвижимостью в Российской Федерации круг приоритетов очерчивает четко. Управление госсобственностью должно быть нацелено прежде всего на решение социально-экономических задач общества. Имущество казенное должно работать. И работать хорошо. Вносить свой вклад в экономический подъем страны. Причем при неукоснительном соблюдении федеральных и местных законов.

Вообще задача у государства здесь двоякая. С одной стороны, оно не должно чрезмерно усиливать свое присутствие в экономике. Как показал и мировой, и российский опыт, в итоге это неэффективно и неминуемо плодит иждивенчество. А с другой стороны, полностью самоустраняться от регулирования процессов в экономике опять-таки неразумно. Подобное "умывание рук" со стороны власти чревато серьезными социальными потрясениями. Так что разумное присутствие государства в экономике вполне оправданно и даже неизбежно. Важно только выдержать этот баланс.

Именно на это и нацелена федеральная политика в области управления государственной собственностью. А потому и вехи на этом пути расставлены конкретные. Это разработка правовой основы для построения эффективной системы управления государственным и муниципальным имуществом. Создание условий для привлечения инвестиций в эту сферу. Формирование рынка земли и другой недвижимости и реформирование системы платежей за это имущество. А кроме того, предстоит усовершенствовать методы оценки недвижимости.

КУГИ - НЕ СОБАКА НА СЕНЕ

Понятно, что в русле федеральных новаций самые серьезные задачи стоят и перед краевым комитетом по управлению государственным имуществом. Не секрет, что в последние годы работа КУГИ нередко подвергалась жесткой критике со стороны депутатов Законодательного Собрания и аудиторов Счетной палаты. Достаточно вспомнить хотя бы скандальную историю с продажей акций Красноярской угольной компании. И хотя сейчас управление имущественно-земельным комплексом в крае становится более системным, резервов для повышения эффективности в этой сфере более чем достаточно.

Однако сразу следует оговориться, что усиление управления госсобственностью не означает роста числа этих объектов в социально-экономическом пространстве края. Напротив, новая модель управления требует, чтобы избыточное имущество могло быть акционировано. Речь, разумеется, не идет о казенных предприятиях и организациях, выполняющих важные социальные функции. Однако оптимизация состава краевого имущества в целом неизбежна. Оно должно войти в хозяйственный оборот.

Важно понимать, что КУГИ намерен быть открытым и прозрачным в своей деятельности для всех. Деление на "близких по духу" хозяйственников с государственных унитарных предприятий и "чуждых" бизнесменов должно прекратиться. Уж коли государство - это народ, то и собственность государственная должна работать на народ. А работать в нынешних условиях - значит приносить прибыль. Или хотя бы не ложиться тяжким грузом на бюджет, на налогоплательщиков. Имущественный комплекс за счет налогов и сборов должен напитывать краевой и местные бюджеты.

А у ГУПов выбор невелик. Или оставаться казенным предприятием и выполнять четко обозначенные социальные функции. И тогда - смета, план, жесткий контроль со стороны власти. Или акционирование. Монопред-приятиям, тем более не имеющим стабильных рынков сбыта продукции, предстоит менять профиль. Чтобы вести речь о их возрождении, необходимы большие деньги. А где их взять? Чудес от администрации края тоже ждать не приходится. Там работают не волшебники, а управленцы-прагматики. Однако власть может создать условия для прихода на проблемные производства новых энергичных команд. Принципиальная позиция сегодняшнего руководства КУГИ: необходимо формировать слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий в интересах поступательного социально-экономического подъема края.

НЕЛЬЗЯ ЧЕРПАТЬ БЕЗ КОНЦА ИЗ ЧУЖОЙ КАСТРЮЛИ

Логика отношений власти с финансово-промышленными группами предельно проста. Если хочешь что-то взять из края, то вначале вложи в него что-нибудь. А если не хочешь тратить, то ничего и не получишь. Когда же начнешь вкладывать деньги в развитие предприятия, а стало быть, и краевой экономики, то и власть будет тебе помогать, защищать твой бизнес от произвола. Так что составляй бизнес-план, создавай рабочие места, обеспечивай социальные гарантии, плати налоги, и дело пойдет. Везет, как известно, тому, кто везет. В принципе не надо бояться приезжих директоров (речь, естественно, о цивилизованном бизнесе). Ведь и Ленин в свое время пошел на создание концессий, заставлял "красных командиров производства" учиться у иностранцев.

Пусть не во всем, но ситуация сейчас у нас схожая. Про иждивенчество следует забыть, и чем раньше, тем лучше. На предприятия должен прийти капитал, умеющий работать. И не стоит продолжать пугать друг друга страшилками про "распродажу" края. Ведь КУГИ ежедневно участвует в нескольких судах, защищая госсобственность. И подавляющее большинство дел выигрывает. Однако суть в том, что из общей массы госпредприятий навскидку можно вспомнить разве что "Красноярскнефтепродукт" да "Красцветмет". Это "живые" производства. А практически все остальное, за редким исключением, лежит на боку. Так о какой же эффективности государства в роли собственника тут можно говорить?

Другое дело, что бизнес всегда и везде жестко исповедует одну логику: минимизация расходов и максимализация прибыли. Но на то она и власть, чтобы в подобных ситуациях доходчиво напоминать бизнесу о его социальной ответственности и собственных интересах региона.

БАНКРОТСТВО - НЕ САМОЦЕЛЬ

Очевидно, что ревизия и классификация госимущества в крае вызовет не только всплеск эмоций, но и жесткий конфликт интересов. Однако власть обречена быть последовательной. Иначе в запущенном хозяйстве не разобраться. Сейчас разрабатывается концепция управления государственной собственностью Красноярского края. Необходимо принять целый ряд правовых документов, которые станут основой нормативной базы при управлении гос-имуществом. Работа уже начата. Речь идет о полной инвентаризации и последующей паспортизации объектов. Это позволит объективно оценить потенциал госсобственности в крае и вовлечь его в хозяйственный оборот.

Что же касается незавершенного строительства и других низколиквидных объектов, то они будут использованы для организации нового бизнеса в регионе и привлечения инвесторов.

Особая тема - банкротства предприятий. Акцент делается не на быстрейшем взыскании задолженности, что может только окончательно подкосить производство. Главное - не фискальный успех, а реальное оздоровление: диверсификация производства, создание новых рабочих мест и нового бизнеса.

Словом, только сочетание новых подходов к управлению госсобственностью и выполнения конкретных территориально-отраслевых программ позволит обеспечить реализацию намеченной стратегии развития края. И роль КУГИ в этих процессах весьма велика. Важно только правильно определить тактику и направление движения и не сбиваться затем с намеченного курса. А сделать это по силам только всем заинтересованным сторонам, вместе взятым, - от депутатов до чиновников и бизнесменов.

"Богатство Москвы прирастает Сибирью".

("Красноярский рабочий", 05.06.03, Геннадий Айвазов)

Обладая огромными запасами качественной древесины, Красноярский край имеет от ее реализации и переработки лишь два-три процента в общем объеме поступлений в бюджет. Это говорит о крайне неэффективной политике краевых властей и сплошной криминализации отрасли.

В определенной степени можно говорить о сращивании интересов представителей государственной власти и криминальных структур, которые не заинтересованы в развитии производства по глубокой переработке древесины. Причиной этому является то, что в лесной отрасли слишком "длинные" деньги. Лесопильное предприятие с развитой инфраструктурой, сырьевой базой, обученными кадрами начинает давать прибыль, по подсчетам специалистов, только через 12-15 лет. Поэтому в промышленном секторе экономики края лесопромышленный комплекс одним из последних оказался в сфере интересов криминально-государственных структур. Сейчас они ведут активную скупку предприятий, направляя свою деятельность на продажу древесины в круглом виде. Продажа "кругляка" с привлечением для лесозаготовок полулегальной рабочей силы и оплатой производственных издержек "черным налом" дает несравненно более быстрый оборот денег. В силу этого прогноз развития лесохимической и перерабатывающей промышленности в крае на ближайшее время представляется пессимистичным.

В последнее десятилетие структура экспорта древесины из Красноярского края носит ярко выраженный сырьевой характер. Если товарной целлюлозы продается около 14 процентов и пиломатериалов не более 17-19, то до сорока процентов объема торгового оборота занимает круглый лес. Большая часть древесины экспортируется из края по очень низким ценам. Более 30 процентов круглых лесоматериалов продается за рубеж по ценам значительно ниже внутренних. Из 118 лесопользователей, зарегистрированных в Енисейском районе, и из 42 - в Мотыгинском, абсолютное большинство занимается только заготовкой, скупкой и продажей круглого леса. При этом не ведутся лесоохранные и восстановительные работы, ничтожно мала плата в местные и краевой бюджеты за пользование природными ресурсами. Производство пиломатериалов в Мотыгинском районе снизилось с 12,4 тысячи кубометров в 1999 году до 2,2 тысячи в 2002-м. Отсутствие переработки древесины в Мотыгинском, Богучанском, Енисейском районах и колониальная политика крупных лесоэкспортных предприятий резко снизили цены на круглый лес.

Экспорт древесины в страны дальнего зарубежья за десятилетие возрос на 50-70 процентов при одновременном снижении уровня производства в лесной отрасли на 50-60 процентов. Лесные товары экспортируются более чем в 50 стран мира, первое место среди которых занимают Япония и Китай, причем доля Японии в валютной выручке составляет более 20 процентов. Лидерство среди покупателей необработанной древесины держат (в порядке убывания) Япония, Финляндия, Швеция, Норвегия, Китай, Корея, Италия, Франция, Англия. Наиболее крупные покупатели пиломатериалов - это Англия, Египет, Германия, Япония, Финляндия, Ливан, Франция, Сирия.

Доля валютной выручки в собственных бюджетах от продажи продукции глубокой переработки древесины в Финляндии составляет 82 процента, в Швеции - 77, в Канаде - 68, в США - 55 процентов. Указанные страны практически не продают круглый лес и при гораздо меньших лесосырьевых ресурсах по доходам от переработки древесины опережают Россию: Финляндия и Швеция - на 500 процентов, США - на 700 процентов, а Канада - на 900 процентов.

Основные запасы древесины, представляющие промышленный интерес, в Красноярском крае находятся в границах Кежемского, Богучанского, Мотыгинского и Енисейского районов. Эти территории характеризуются почти полным отсутствием дорог круглогодичного действия, мостов через главные реки, там затруднены энергоснабжение и связь. Среднее плечо вывозки древесины из лесосеки составляет 100-150 километров. Объемы древесины в крае достигают 7,5 миллиарда кубометров, свыше 6 миллиардов из которых - хвойные породы, основа для лесопиления и экспорта. Расчетная лесосека края имеет запас в 55 миллионов кубометров для ежегодной рубки без ущерба для естественного воспроизводства лесов. Если Ангарский сырьевой бассейн постепенно истощается, то сырьевая база среднего Енисея - Енисейский и Туруханский районы - находится под угрозой иного рода. Правобережье Енисея, от Енисейска до Ярцева, занято очень большим количеством перестойных лесов, где никаких лесозаготовок не ведется. Енисейский гослесхоз (объем запасов леса - 497,16 миллиона "кубов") и Нижнеенисейский (около 800 миллионов) отводят лесосеки только на левом берегу Енисея.

Правобережье, по мнению специалистов лесхозов, ожидает экологическая и биологическая катастрофа - пожары в перестойных и сухих лесах, развитие огромной кормовой базы для сибирского шелкопряда, черного усача и других вредителей. Расчетная лесосека по обоим лесхозам составляет более 5 миллионов кубометров. В резервных лесах лесхозов в породной характеристике лесов восемь из десяти единиц - сосна и кедр. В Мотыгинском районе шелкопрядом уже поражены и засыхают сотни тысяч гектаров тайги с миллионами кубометров древесины, которую срочно надо вырубать, чтобы не возникли гигантские пожары.

Мощности по выпуску пиломатериалов в крае рассчитаны на производство 7 миллионов кубометров в год. Но производится лишь около полутора миллионов кубометров, 1,44 миллиона из которых приходится на Лесосибирский лесопильный комплекс с общим объемом валютной выручки свыше 100 миллионов долларов в год. На три лесопильных комбината - Лесосибирский ЛДК N1, Маклаковский комбинат и Новоенисейский ЛХК - приходится 30 процентов российского экспорта пиломатериалов при общем объеме распила сырья более 2,5 миллиона кубометров. Годовые объемы производства Лесосибирского ЛДК N1 и Новоенисейского ЛХК составляют по пиломатериалам свыше 300 тысяч кубометров экспорта, по ДВП - более 24 миллионов квадратных метров на каждом. Поэтому оба предприятия представляют значительный интерес для криминально-государственных структур. В настоящее время ОАО "Маклаковский комбинат" принадлежит гражданам Республики Кипр.

Огромный интерес к этим предприятиям проявляют московские промышленно-финансовые группы, занимающиеся через информационные и консалтинговые фирмы сбором информации о них. По словам представителей лесосибирских комбинатов, помимо сбора данных через средства массовой информации и Интернет распространяется негативная информация о предприятиях. Создание отрицательного образа, снижение их конкурентоспособности значительно обеспокоит торговых партнеров и банки, поставит предприятия в трудное финансово-экономическое положение. Далее по-следует скупка акций и активов предприятия и смена собственника.

Богатство Москвы будет прирастать Сибирью. Так можно охарактеризовать активную распродажу природно-ресурсного блока Красноярского края. Москва, которой некуда девать деньги, скупает нефтяные, золотоносные и угольные месторождения, с помощью отработанной системы банкротств красноярские предприятия меняют хозяев и прописку. Сегодня в Красноярском крае осталось только два мощных и работоспособных лесопильных комбината с разнообразной номенклатурой продукции и солидной репутацией на рынке - Лесосибирский ЛДК N 1 и Новоенисейский ЛХК. Именно они еще позволяют утверждать, что в крае существует деревообработка. Уйдут они под крыло Москвы - ни о какой самостоятельности лесопромышленного комплекса края речь можно не вести.

"Рекомендательная власть".

("Красноярский рабочий", 05.06.03)

Третий съезд депутатов Красноярского края намечено провести в начале декабря. В том, что этот форум необходим, сомнений нет. Но нужно приложить немало усилий для того, чтобы съезд не превратился в большую говорильню, а стал руководством к действию для органов власти края.

К такому выводу пришли участники прошедшего в минувший вторник заседания координационного совета ассоциации по взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления края. Поскольку речь шла о будничной работе, не увенчанной ореолом скандалов и разоблачений, "галерка" для работников СМИ в зале заседаний ЗС была полупустой. Мало кто из коллег досидел до конца мероприятия, тем более что начиналось оно весьма рутинно. Во вступительном слове спикер краевого парламента Александр Усс перечислил причины, по которым депутатский форум предложено провести в начале декабря. Дату пришлось сдвинуть из-за выборов (два года назад предыдущий съезд проходил весной). К тому же в начале зимы удастся совместить полезное с приятным - как раз грядет 69-я годовщина образования края. Тема съезда, по мнению Усса, должна быть четкой - стратегия социально-экономического развития, "которую край заждался".

Затем слово взял зампредседателя ЗС Анатолий Ромашов. Он напомнил, что координационный совет был создан по решению II съезда депутатов края и начиная с апреля 2001 года заседал семь раз. Обсуждалось много чего - и проекты краевого бюджета, и борьба с наркоманией, и роль природно-ресурсного потенциала, и положение детей. Выдвинут целый ряд конструктивных предложений, особенно по бюджету. Неплохо потрудились постоянные секции, созданные при координационном совете. Правда, работали они очень неравномерно - одна секция провела восемь заседаний, а другая всего одно. Но этот недостаток меркнет перед сплошным позитивом. Резко возросло количество законодательных инициатив с мест, свыше семисот депутатов и работников органов МСУ прошло учебу в кадровом центре, а главное, выполняется основная задача II съезда - объединить усилия депутатского корпуса, обеспечить более организованную и системную работу.

Как заметил Усс, доклад Ромашова был выдержан в партийном стиле - "несмотря на отдельные недочеты, все у нас хорошо". Дальнейшие события показали, что многие из собравшихся были настроены более критично. Пока они копили порох в пороховницах, Алексей Клешко рассказал о сценарии двухдневного съезда. Три пленарных заседания пройдут в БКЗ и большом зале краевой администрации. Гвоздем программы станут концептуальные выступления губернатора края и председателя ЗС. Затем каждый делегат, вооруженный текстами этих судьбоносных докладов, сможет выбрать себе секцию по душе и обсудить хоть образовательную политику края, хоть защиту прав граждан, хоть пресловутую административную реформу, затеянную Федерацией. Не забыты ни село, ни транспорт, ни малый бизнес. К тому же двери для инициатив, касающихся работы секций, гостеприимно распахнуты настежь.

Вот вкратце все, что касается, так сказать, внешней стороны предстоящего форума. Если же копнуть глубже, то проблем можно нарыть выше крыши. Главную из них впору выразить такой фразой: "Ну, соберутся депутаты, ну, поговорят, а дальше-то что?" Первую критическую стрелу пустил председатель Лесосибирского горсовета Виталий Дорофеев. Он не согласился с тезисом Анатолия Ромашова о том, что решения предыдущего депутатского съезда успешно воплощаются в жизнь. В самом деле, ведь первейшая задача так и осталась невыполненной - уровень благосостояния населения края не повысился, качество жизни не улучшилось. О долгожданном проекте программы социально-экономического развития края, которую разрабатывает нынешняя губернаторская команда, депутат отозвался нелестно: "Я вынес оттуда только то, что в крае построят два мясокомбината, которые будут работать на китайском и австралийском сырье. А по лесной отрасли ничего внятного нет. Между тем можно сказать, что наши лесные богатства - достояние Китайской Народной Республики. К сожалению, и в наработках комиссии Гурова ничего конкретного я пока не обнаружил".

Целое ведро масла подлил в огонь глава Курагинского района Леонид Марченко, он же председатель райсовета депутатов. Марченко развил мысль Дорофеева о том, что начинать съезд следовало бы с отчета о выполнении решений предыдущего форума. "Кто контролировал этот вопрос? - сурово вопрошал он.- И вообще, каков статус съезда депутатов края? Нам надо определиться, что это - сход граждан, где будут лишь продекларированы проблемы, или орган власти, решения которого обязательны для исполнения. Я считаю, что этот съезд нам надо готовить снизу, чтобы не сработать вхолостую. Если мы не услышим голос с мест, дельного разговора не получится. Скажу откровенно - на прошлом съезде многие делегаты вообще не понимали, зачем они там. Такого быть не должно".

В ответ на напористую атаку Марченко Ромашов был вынужден сделать контрвыпад. Мол, не все так уж декларативно - на основе решений II съезда были разработаны конкретные мероприятия, которые внедрялись под мудрым руководством замгубернатора Владимира Овчинникова. Другое дело, что после его ухода с этого поста работа заглохла, тут уж ничего не попишешь. Как всегда, реалистичен был Усс: "Мы никогда не придем к тому, чтобы исправно выполнялись решения съезда депутатов, который является не легитимным органом власти, а органом совещательным, вырабатывающим рекомендации. Разумеется, ими нельзя пренебрегать - они должны становиться основой для законов, важных решений краевой власти".

Что же касается голоса с мест, то он в полную силу прозвучал уже на этом заседании. Зампредседателя Канского горсовета Галина Березутская говорила о злополучном канализационном коллекторе и о проблемах спиртпрома, попутно пожурив депутата ЗС Владимира Горлова (по ее словам, он проводит много встреч с населением, но плохо взаимодействует с местными органами власти). Председатель Железногорского горсовета Олег Боков рассказал о специфических трудностях относительно благополучного, хотя и больше чем наполовину дотационного "атомграда". Оказывается, Минфин и Счетная палата РФ считают нецелевым использование средств, направляемых из бюджета Железногорска на финансирование некоторых краевых законов. Глава поселка Березовка Сергей Суслов в своем эмоциональном выступлении посетовал на отсутствие единого правового пространства и частую смену правил игры при распределении поступлений от единого налога на вмененный доход.

Под конец заседания председатель ЗС признался, что рассчитывал услышать большее количество предложений по поводу предсъездовской работы. Ну а то, что разговор получился не совсем тематический и "оброс" местной спецификой, - еще один аргумент в пользу того, что депутатам всех уровней надо чаще встречаться и обговаривать все злободневные вопросы. Да и глав муниципальных образований не худо бы привлекать к этой работе, тем более что многие из них едины в двух лицах - под их началом и администрации, и советы депутатов. За более тесное взаимодействие всех органов власти края высказался и замгубернатора Юрий Олейников. В общем, решено основательно подготовиться к депутатскому съезду и провести его на достойном уровне - и по форме, и по содержанию.