"Украинское правительство всегда понимало, что отечественная газотранспортная система - это козырь в игре с Кремлем. Только как его правильно применить, до сих пор не придумали, потеряли и время, и репутацию". Об этом пишет украинское издание "Эксперт".

"С "Газпромом" в любом случае придется договариваться. Что мы можем предложить? Пока участие в нашей газотранспортной системе невозможно, самый вероятный вариант - доступ "Газпрома" на внутренний рынок. Если к власти придет Партия регионов, имеющая свой интерес в RosUkrEnergo, высока вероятность, что этот посредник вернется на рынок. При президентстве Юлии Тимошенко может увеличиться вес дочерней структуры "Газпрома" - "Газпром сбыт Украина", которая 13 ноября подписала с "Нафтогазом" договор купли-продажи газа в 2010 году. По его условиям, "Газпром сбыт Украина" в следующем году приобретет у НАКа для последующей реализации отечественным предприятиям природный газ в объеме, не превышающем 25% от общего объема импортного природного газа, предназначенного промышленным потребителям Украины (то есть не более семи миллиардов кубов)", - говорится в материале. "Однако если Киев хочет сохранить за собой большой транзит, придется привлекать Россию и Евросоюз к модернизации нашей ГТС. Экономически России выгоднее вложиться в модернизацию украинских газопроводов, чем строить новые. В Европе модернизацию оценивали в 4,5-5 млрд евро (правда, министерство энергетики РФ считает, что сумма больше). В марте 2009 года Украина попыталась получить у Евросоюза 4,7 млрд евро на модернизацию ГТС. Взамен Европа потребовала провести реформы в газовом секторе. Россия никаких реформ не требует", - отмечает издание. "Сейчас самое худшее для Украины - помогать "Газпрому" строить обходные газопроводы, даже с перспективой получения доли в них. Надо заполнять собственную трубу и поддерживать ее в рабочем состоянии. Этой стратегической задаче и должны быть подчинены все тактические шаги и договоренности", - резюмируется статья.