Интервью корреспондента ИА REGNUM - Архангельские Новости с руководителем территориальной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства по Архангельской области - Владимиром Сергеевичем Хромылевым.

- Владимир Сергеевич, существует ли акт проверки Госкомрыболовства о нарушениях в Архангельской базе тралового флота, о чем писали некоторые СМИ?

- И да, и нет. Акт такой в природе есть, но юридически несостоятелен. Он подписан лишь руководителем комиссии Госкомрыболовства, а остальные члены комиссии его не подписали.

- А сколько их?

- Да немного, всего человек пятнадцать. Проблема еще и в том, что выводы у некоторых членов комиссии были разные, а вот в акт были занесены лишь определенные. Но кое с чем в акте, конечно, можно согласиться. Например, с тем, что разрушена система управления предприятием.

- А в чем причины проблем у рыбаков? Простой такой вопрос...

- На такой простой вопрос ответов не дал даже Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства, который состоялся 27 ноября 2002 года. Мы уже освещали в средствах массовой информации Архангельской области результаты работы съезда, но, к сожалению, на сегодняшний день ни одно из принципиальных решений по постановлениям съезда не выполнено. Какие принципиальные решения - выделим два из них. Первое - обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину принять представителей от делегатов съезда для информирования о положении дел в отрасли и предложениях по выводу ее из кризиса. Второе - признать аукционные торги квотами-прогнозами на вылов водных биоресурсов для российских пользователей инструментом, который ведет к разрушению экономики предприятий, регионов, подрыву сырьевой базы отечественного рыболовства и негативным социально-экономическим последствиям для трудовых коллективов. На сегодняшний день - результаты отрицательные, хотя есть предпосылки, что вопрос аукционных квот в 2004 все-таки будет пересмотрен. Пагубность платного квотирования биоресурсов постараюсь показать на примере работы крупнейшего рыбодобывающего предприятия области - ФГУП "Архангельская база тралового флота" в условия. Объемы бесплатных квот на высоколиквидные сырьевые ресурсы (треска и пикша) с 19 тыс. тонн в 2000 году уменьшились до 4 тыс. тонн в 2003 году. Аукционные цены 2003 года - примерно 700 долларов США за тонну даже не сырца, а прогноза! - не позволили крупнейшему предприятию приобрести дополнительные ресурсы, да и какая экономика предприятия может выдержать, если цена одной тонны, еще не выловленной рыбы, уже составляет 50 процентов цены реализации готовой продукции. А увеличение затрат по топливу, по сравнению с прошлым годом в 2 раза. Вот поэтому и стоят все среднетоннажные суда флота на отстое, а на промысле на традиционных объектах лова находятся только 2 траулера.

- Владимир Сергеевич, но, наверное, в кризисных ситуациях и выявляются главные проблемы?

- Вот здесь я с вами полностью соглашусь. Кризисные ситуации не только позволяют увидеть главные проблемы, но и дают возможность выработать критерии и практические действия по некоторым основным проблемам. Рассмотрим проблему распределения сырьевых ресурсов, как главную без чего не может работать флот. На сегодняшний день в Архангельской области существующая методика наделения сырьевыми ресурсами по техническим и налоговым коэффициентам, не может удовлетворять в полной мере, так как отсутствует мотивация использования такого главного коэффициента, как трудовые ресурсы Архангельской области. Еще три года назад Архангельская область имела квоту 36 тысяч тонн трески, сегодня - лишь 10 тысяч тонн. А вот Мурманская область, например, имеет 60 тысяч тонн. Остальное предлагается докупать на аукционах. С квотами вообще какая-то полная неясность. Остался перекос с советских времен - Мурманская область по-прежнему рассматривается как основной рыбодобывающий регион в стране и имеет квоту в 60%. Хотя население там меньше, чем в Архангельской области. Нам дают, вместе с Ненецким округом - 25% и здесь надо отметить заслугу руководителя департамента рыбным хозяйством области Леонида Мелешко - он добился того, чтобы квоту области подняли с 18 до 22%. Появились еще и Калининградская область, Ленинградская область и город Санкт-Петербург. То есть завтра могут квоты все переделить между регионами. Проблема квот - это проблема стабильной работы отрасли в регионе.

- Стоп. Давайте попробуем встать на точку зрения Грефа. Он о всей стране должен думать, как денег раздобыть. Ведь кто-то покупает тонну за 750 долларов. Кто, интересно, вы знаете?

- Банки покупают. Российские и зарубежные. То есть на торги выходят рыболовецкие предприятия, но за ними стоят банки, это всем известно. Под фиксированные обязательства осуществляются поставки рыбы на иностранные рыбоперерабатывающие комплексы, судоремонт и техническое обслуживание в иностранных портах и т.п.. Вообще, следует особо отметить, что у иностранных рыбопереработчиков - в первую очередь норвежских - к России интерес особый и не всегда здоровый. Вполне можно было норвежские рыбоперерабатывающие предприятия мягко принудить инвестировать средства в модернизацию существующих и в постройку новых рыбоперерабатывающих комплексов в наших северных регионах. Многое можно было бы сделать в рамках сотрудничества стран Баренц-евроарктического региона. Норвегия - вторая рыболовецкая страна в мире и имеет такую же квоту как и Россия - 45% от общедопустимого изъятия рыбных ресурсов по северо-восточной Атлантике, но Норвегия планирует входить в Европейское сообщество, а это значит, что норвежская квота может быть пересмотрена. Следовательно, интерес к нашим предприятиям у норвежцев объективно очень большой. А вот выводы - хорошо это или плохо для российских производителей, всегда ли добровольно наши суда идут Норвегию с рыбой - делайте сами. Изменить положение дел должны администрации северных регионов России.

- Может быть, Архангельской базе тралового флота надо из государственного частным предприятием становиться?

- То есть опять частным предприятием становиться? Мы уже приватизировались в 1990 году - тогда Дегтярев делал ЗАО. Когда ЗАО надо было преобразовывать в открытое акционерное общество, работники АБТФ выбрали форму государственного предприятия. Но никаких преференций, связанных с этим статусом не чувствуем все восемь лет. А ведь все имущество предприятия является 100% собственностью государства, и как эффективно загружены производственные основные фонды, должно стать главной задачей не только руководства предприятия. Одни обязанности. Смотрите сами - ветеранская организация, 1300 человек. Пенсии сейчас сами знаете какие - помогаем. Морской колледж - места для прохождения практики предоставляем ребятам, надо же о смене думать. А ведь еще иные вопросы, связанные с безопасностью и обороноспособностью государства решаем. И все за счет прибыли. Нам только и надо - четкой государственной политики, государственных заказов под льготные государственные кредиты. Но никакой поддержки государство государственному предприятию не оказывает. Но становиться снова частным не хотелось бы. Да и все формы собственности должны участвовать в производственно-хозяйственной деятельности. Должен ведь кто-то о людях думать, а не только о прибыли.

- То есть частники не думают?

- Частник думает о том, как ему денег заработать. И это, с точки зрения экономики оправданно, иначе нельзя. А вот как развивать рыбную отрасль, да так, чтобы там люди работали, как развивать рабочие места - у него душа не болит. Вот смотрите, что получается. По программе судостроения на 4 судна новостроя (два из которых уже работают) необходимо выделить 10 тысяч тонн трески и пикши, на сегодняшний день это все ресурсы Архангельской области, но тогда что делать всему среднетоннажному флоту АБТФ и АРКС - на металлолом и с прибылью работать? А люди - оставить 500 человек из 3000 работающих в отрасли. А так - решение всех наших проблем. Но ведь надо думать, чтобы люди оставались в рыболовецком деле, ведь нельзя все отдавать на откуп техническому прогрессу! Поэтому я и предлагаю нашему областному руководству - делите областные квоты в соответствии с количеством работающих рыбаков, а не по производственным мощностям, как это сейчас принято. Вот у области квота - 10 тысяч тонн трески. Пять тысяч человек работает в отрасли. Значит, 2 тонны высоколиквидной продукции приходится на одного человека. 4 тысячи дали в этом году АБТФ, а если по количеству работающих, то надо бы 8 тысяч тонн. Ведь любой директор понимает - работающие люди, это доходы и налоги в том числе и в областной бюджет. Ведь если делить квоты по работающим, тогда и руководители предприятий будут заинтересованы в сохранении рабочих мест.

- Изменилось ли количество работающих в рыбной отрасли области с советских времен?

- Не то слово. В 1991 году работало 24 тысячи человека, в 2001 году - 7 тысяч, в 2003 - 5,5 тысячи. На рыбокомбинате было 1600 человек, осталось 50, на Архангельской базе тралового флота - 18 тысяч, осталось 3,5 тысячи. При этом стараемся сохранять достойную зарплату - за ежедневный 12-часовой рабочий день на протяжении 4-5 месяцев (продолжительность рейса) наши рыбаки получали в 2000 году в среднем 5800 рублей, в 2001 - 7400 рублей, в 2002 году - 9000 рублей.

- И все-таки - какие планы у предприятия?

- Есть такой план: создать научно-производственное объединение. Объединиться всем государственным оставшимся предприятиям в единое целое: тралфлоту, водорослевому комбинату, Морскому колледжу, СевПИНРО. Организовать холдинг. Такой симбиоз был бы полезен для всех учреждений. Государственная задача - это и оценка биоресурсов, и научный отлов рыбы. Здесь необходимо объединение ресурсов и возможностей разных участников. Будем надеяться на лучшее, - государственный подход к отрасли в конечном итоге возобладает. И здесь многое зависит от нас с вами.