Власть: "В ответ на намерения Формузала в два раза сократить срок действия НСГ нынешнего созыва депутаты могут ответить началом процедуры импичмента башкана". Комрат - Кишинев: "Молдавская политическая система неспособна удовлетворить политические права гагаузского меньшинства". Дата: "Кишинев не раз намекал, что "гагаузские сепаратисты" тесно связаны с международными террористическими организациями, в том числе чеченскими".

Власть: "В ответ на намерения Формузала в два раза сократить срок действия НСГ нынешнего созыва депутаты могут ответить началом процедуры импичмента башкана"

Башкан АТО Гагауз Ери Михаил Формузал направил официальное письмо на имя руководства высшего законодательного органа автономии, в котором выражает обеспокоенность деятельностью депутатского корпуса, и заявляет о готовности изменить взаимоотношения между Народным собранием (НСГ) и Исполкомом, пишет "НИКА-пресс". Глава автономии, обращаясь к спикеру Анне Харламенко, в частности, пишет: "Затягивание сроков рассмотрения законодательных инициатив Исполнительного комитета Гагаузии, а также принятие Постановлений Народного Собрания без учета наличия соответствующих заключений Исполкома говорит о Вашей неспособности и нежелании организовать эффективную совместную работу Народного Собрания и Исполкома. Таким образом, затягиваются сроки реализации стратегии развития АТО Гагауз Ери, утвержденные Народным Собранием".

В ответ спикер НСГ Анна Харламенко в официальном письме обратила внимание главы АТО, что все законодательные инициативы гагаузского правительства находятся в работе в соответствующих парламентских комиссиях, продолжает "НИКА-пресс". Далее в документе говорится: "Считаем нужным обратить Ваше внимание не некорректность и предвзятость вашего письма... Смеем думать, что это не объявление "войны" депутатскому корпусу, а следствие Вашей усталости, которая накопилась к концу рабочего года из-за напряженных трудов на посту башкана Гагаузии. Рекомендуем Вам отдохнуть, после чего пересмотреть свое отношение к Народному Собранию, если Вас действительно заботит совместная работа НСГ и Исполкома. Ваш упрек в отношении, якобы, затягивания нами сроков реализации программ стратегии АТО является, на наш взгляд, не совсем удачным пиаром. Ваш намек на нашу неспособность или нежелание организовать совместную работу... является надуманным... В сложнейшей ситуации политической нестабильности нам удалось объединить депутатский корпус и настроить его на рабочий лад...".

В аппарате НСГ рассматривают письмо Формузала, как начало подготовки общественного мнения и законодательной базы для проведения досрочных выборов в гагаузский парламент и совмещения их с выборами главы АТО, которые должны состояться в декабре будущего года, пишет "НИКА-пресс". Здесь же отмечают, что в ответ на намерение Формузала фактически в два раза сократить срок действия НСГ нынешнего созыва депутаты могут ответить началом процедуры импичмента главы АТО, большинством голосов признав его работу за 2009 год неудовлетворительной. Тот факт, что ответное письмо Формузалу подписал и зампредседателя НСГ Демьян Карасени, являющийся лидером многочисленной депутатской группы от ПКРМ, следует расценивать, как реальную возможность объединения усилий коммунистов и "группы Дудогло", на которую Харламенко имеет известное влияние, в борьбе против "народных патриотов", продолжает "НИКА-пресс". Наблюдатели считают, что во властных структурах АТО создается точно такой же по качеству и содержанию очаг напряженности, который коммунисты в 2001-2002 годах использовали для свержения неугодного им высшего руководства автономии.

В Комрате состоялась научно-практическая конференция, посвященная 15-летию гагаузской автономии, пишут "Молдавские ведомости". В конференции участвовали представители исполкома Гагаузии, правительства и неправительственных организаций. Среди выступавших была и председатель Народного собрания Гагаузии (НСГ) Анна Харламенко, которая позже рассказала о взаимоотношениях с исполкомом, новым парламентом, а также поведала о том, как депутатам гагаузского парламента удалось избежать роспуска.

Говоря об организации конференции, Харламенко отметила, что "в программе, которую раздали присутствовавшим в зале, в списке выступавших значились многие, но представителей депутатского корпуса НСГ в списки не включили". "Депутаты очень удивились такому решению организаторов. Было бы правильным, чтобы в разработке той же резолюции принимали участие и представители депутатского корпуса автономии. Нас настораживает такая позиция к Народному собранию со стороны исполкома, как одного из организаторов мероприятия. Я ни в коем случае не хочу обострять ситуацию. Я понимаю, что всегда есть сторонники скандалов, а потому попытаюсь сдержать эскалацию конфликта с исполкомом. По моему мнению, согласие возможно не через конфликт, а через диалог. Меня просто удивило, после смены власти в стране новым руководством Молдавии был замечен один башкан Гагаузии. С другими представителями властей автономии центральные власти пока отказываются вести диалог. У господина Формузала проходят в Кишиневе постоянные встречи, он периодически участвует в различных мероприятиях, организуемых руководством страны. А Народное собрание, несмотря на неоднократные обращения, так и не удостоилось чести провести хотя бы одну встречу с новым председателем высшего законодательного органа страны либо с главой правительства. Думаю, после этих приемов башкана в руководстве страны, Михаил Макарович решил, что только он один достойный представитель власти автономии. Надеюсь, эта эйфория пройдет", - заявила председатель НСГ.

По ее словам, "полтора года совместно с исполкомом мы работаем над вопросами жизнедеятельности Гагаузии". "Бывали, конечно, рабочие столкновения, разногласия. Это нормальный рабочий процесс. Однако последнее время другую точку зрения на различные проблемы башкан иногда воспринимает необъяснимо раздражительно. Не знаю, почему так происходит. Это нормальный рабочий процесс, когда некоторые законопроекты мы возвращаем на доработку. Но делаем это не с целью их "зарубить", а усовершенствовать. Уточню, четвертый созыв НСГ, то есть нынешний состав депутатов автономии, взял на себя задачу усовершенствовать законодательную базу Гагаузии. Мы провели ревизию некоторых законодательных документов. И когда начинаем вникать, советоваться с парламентскими адвокатами, башкан почему-то злится и настаивает, чтобы все инициативы одобрялись очень быстро. Еще он очень болезненно реагирует, когда мы выступаем с предложениями усовершенствовать какой-либо законопроект, улучшить его. Депутатский корпус большой, там много мнений. Потому мы стараемся учитывать мнение каждого представителя НСГ. Повторю, что на данный момент у башкана какое-то головокружение от признания его центральной властью. Надеюсь, это головокружение пройдет. Хотя головокружение это может и обостриться, так как не за горами выборы башкана", - отмечает Харламенко. По ее словам, отношения между депутатами НСГ наладились. "Были острые моменты в Народном собрании. Но потом мы решили учитывать мнение каждого. В гагаузском парламенте настоящий плюрализм. Если есть интересный законопроект, мы голосуем за него. Чаще всего конфликты возникали не из-за самих депутатов, а из-за личных амбиций руководителей каких-то групп. Их сегодня в НСГ несколько: коммунисты и их сторонники, сторонники Формузала и группа депутатов, поддерживающая Харламенко и Дудогло. По большей части вопросов мы находим компромисс, но он не всегда кому-то нравится. Такое впечатление, что некоторых местных политиков больше устраивают конфликты в НСГ, а не согласие. Недавно башкан назвал депутатов несостоятельными. Причем указал это слово в письме для широкой аудитории. Хочется верить, что такое поведение главы исполкома - обыкновенная усталость к концу кода, нежели стремление идти на конфликт. Мы не хотим конфронтации. Ведь в Народном собрании наконец-то достигнуто взаимопонимание. Я всегда себе ставила цель объединить всех депутатов. Это удалось благодаря тому, что давала высказаться всем народным избранникам. И когда каждый получил возможность свободно выразить свой взгляд на определенную проблему, все поняли, что НСГ - место для рабочей полемики, а не для обид. И вообще-то, нет никакой конфронтации и с исполкомом. Все начальники управления взаимодействуют с Народным собранием. Приходят на заседания президиума, обсуждают все вопросы, которые мы им предлагаем. Загвоздка лишь в самом башкане. Наверное, что-то он не понял, и обиделся на это. Но нам, руководству НСГ, об этом говорить отказывается", - заявила председатель парламента Гагаузии.

Наблюдая за развитием конфликта в парламенте страны, политики Гагаузии успевают постоянно ссориться и мириться между собой, продолжают "Молдавские ведомости". Некоторые депутаты Народного собрания Гагаузии обиделись на то, что им не предложили выступить на конференции, посвященной 15-летию автономии. По словам башкана Михаила Формузала, "еще за полтора месяца организаторы сообщили широкой общественности о том, что состоится научная конференция". "Если бы они получили от госпожи Харламенко хотя бы одно предложение о внесении ее в список выступавших, уверяю, это было бы учтено. Да, в Комрате состоялась конференция. И если председатель Народного собрания об этом вспомнила лишь поутру, когда проснулась, это ее проблемы. Между прочим, в мероприятии участвовали десятки выступавших. Их никто специально не приглашал. Объявление о мероприятии давно размещено в интернете. Соответственно, все депутаты были в курсе. Повестка дня неоднократно обсуждалась. Председателю НСГ бессмысленно искать мелкие шероховатости на ровном месте", - заявил глава Гагаузии.

По его словам, предвыборная конфронтация в автономии началась около двух месяцев назад. "Почему? Это надо спросить у госпожи Харламенко и ее брата, мэра Комрата Николая Дудогло. Они давно начали предвыборную кампанию. И коммунисты начали. Единственный, кто не занимается выборами - исполком Гагаузии. Мы работаем и не намерены начинать какую-либо предвыборную кампанию. Это мы сделаем за три месяца до даты официального объявления выборов", - подчеркнул Формузал. По его словам, "госпожа Харламенко со своей фракцией давно работают вместе с коммунистами". "Нужно признать, что госпожа Харламенко работает в одной связке с коммунистами. Вместе с ними она принимает решения, выгодные прежде всего парламентской группе Харламенко-Дудогло и ПКРМ.

На вопрос о том, почему после прихода демократов к власти в стране, исполнительную власть Гагаузии чаще чем законодательную приглашают на встречи с высшим руководством Молдавии, Формузал ответил: "Это вам так госпожа Харламенко сказала? У госпожи Харламенко, видимо, какое-то искривленное понимание ситуации. Когда она встречалась с Ворониным, я никогда не возмущался. Не возмущался, когда председатель НСГ получала от бывшего президента страны часы. Даже занавески он ей дарил. Это ее право - просить занавески лично у руководителя Партии коммунистов. Чем ревновать башкана к кому-то, лучше бы работой занялась".

По мнению главы Гагаузии, в случае отказа коммунистов избрать президента страны новые парламентские выборы отрицательно скажутся на реализации общегосударственных программ. "Но в политическом плане на Гагаузию никак не повлияют. Мы поступили мудро - мы не меняли свой закон. У нас раз в четыре года народ выбирает башкана. Если руководство Молдавии поступило непродуманно, если они стремились подогнать закон под Партию коммунистов - страна получила то, что имеет почти восемь лет. Рано или поздно политическое "перекрашивание" законодательства всегда заканчивается конфликтом. Опасно принимать законы в интересах одной политической партии. Необходимо руководствоваться интересами страны, автономии и населения. Тогда эти законодательные нормы будут жизнеспособны. Сегодня мы наблюдаем в парламенте конфликтную ситуацию. Виновник конфликта - Партия коммунистов. Зачем было менять закон о всенародных выборах президента? В США конституцию приняли еще в 1776 году. За 230 лет с лишним внесли лишь 25 поправок. Нужно выполнять закон, а не менять его после прихода каждой политической силы. Чем отличается нынешнее парламентское большинство от коммунистического? И те, и другие стремятся подогнать закон под себя. Это неправильно. Закон нужно принимать в интересах устойчивого развития независимого молдавского государства", - подвел итог Михаил Формузал. ("Молдавские ведомости")

В канун 15-летия автономии Исполком Гагаузии организовал научно-практическую конференцию на тему: "Гагаузской Автономии 15 лет. Проблемы и перспективы развития", пишет Comrat.md. Надо признать, конференция прошла на хорошем уровне, не считая два "прокола" в самом её начале. Докладчики аргументированно, конкретными фактами доказали существование проблем. Из докладов прозвучало, что полномочия автономии очень сильно урезаны, особенно за последние 8 лет, что взаимоотношения между Комратом и Кишиневом так и остались натянутыми...

Теперь о "проколах", продолжает Comrat.md. Представитель руководства РМ "отстрелял" свое приветственное выступление на государственном языке. Участники мероприятия, не понимая, о чем идет речь, стали друг на друга смотреть с недоумением, и только к концу выступления из зала возник вопрос: "А где переводчик?" Со стороны Исполкома последовал ответ: "Не хватило денежных средств на переводчика". Неужели это был сигнал гагаузам: и впредь будет такое отношение? И второй "прокол": Председателя Народного Собрания Гагаузии (НСГ) на конференцию пригласили, а в программу с приветственным выступлением не включили.

Резолюция конференции принята, резолюция хорошая, пишет Comrat.md. А что же дальше? Будут ли предложения конференции внедрены в жизнь? Почему Исполком раньше не организовывал такую конференцию, скажем, к 13- или 14-летию образования автономии? Когда перейдем от слов к делу? Или говорить - "не мешки таскать"? Конечно, бумаги (резолюции, обращения, письма и т.д.) будут направлены и в парламент, и в правительство, но положительные сдвиги вряд ли будут иметь место. На наш взгляд и названная конференция и конгресс гагаузов не что иное, как предвыборные трюки, ведь на носу предстоящие выборы башкана. Оба эти "показных мероприятия" проводились "для поднятия рейтинга". Надо же показать как мы "любим гагаузов". Кстати появление на политической арене бывшего башкана Дмитрия Кройтора именно на конгрессе, думаем, очень озадачило (омрачило) нынешнего башкана.

Для решения в перспективе проблем, поднятых на конференции, все ветви власти автономии (и НСГ, и Исполком, и мэры, и советники местных советов) должны действовать в унисон, бить в одну точку, продолжает Comrat.md. Только совместными усилиями можно добиться желаемого. Без единства не получится ничего. И пример такого единства имеем. Автономии добились только тогда, когда весь гагаузский народ поднялся. Большинство мэров и советников и ранее поддерживали законодателей и исполнителей Гагаузии. В трудные времена Исполком и Народное Собрание Гагаузии всегда являлись ориентирами для них. А как поступят сами "ориентиры" в перспективе?

НСГ хоть и разделено на три части, но думается, ближе к народу и поддержит участников конференции, пишет Comrat.md. Нельзя пройти мимо двух немаловажных моментов. На торжественном собрании в честь 14-летия Гагаузии Михаил Формузал зачитывал хвалебные оды в адрес центра, а Анна Харламенко выступила с резкой критикой туда же. В своем выступлении она еще тогда, год назад, затронула практически все проблемы, которые прозвучали на сегодняшней конференции. Прекрасно знаем, как трусливо вел себя башкан, когда НСГ признало Южную Осетию и Абхазию. Какой путь изберет Исполком на этот раз? А Исполком поступит так, как скажет глава (он же башкан, он же один из лидеров Народно-республиканской партии), никто не осмелится перечить ему. Даже аксакалы Степан Топал и Михаил Кендигелян, хоть и ходят в "советниках", все равно только глава им "советует". В последнее время все больше и больше заметны попытки башкана "подмять под себя" и НСГ, видимо для установления единоличного правления "всея автономией".

Если проследить за политической линией вышеназванного лидера, то получится сплошное шараханье из стороны в сторону, продолжает Comrat.md. Недаром в СМИ писали о том, что он неоднократно менял партии, неоднократно, покидал" их. Сплошные зигзаги, зигзаги удачи: Формузал всегда на плаву. В 2006 году резко критикуя коммунистов, тут же объединился с ними и стал башканом. Благодаря мандату из рук народа стал членом правительства РМ. Разве не мог он выйти с инициативой и вынести на обсуждение все те вопросы, которые прозвучали на конференции?

После этого Формузал принялся хвалить Воронина во время выборной компании, пишет Comrat.md. Может ли такой лидер объединить Гагаузию? Ответ один: нет. У него такой цели и нет, иначе давно бы объединился с Дудогло, а такие намерения когда-то были, но с уклоном односторонней выгоды. Глава автономии вместо объединения все три года используя админресурсы, применяя методы прессинга, собственноручно превратил его в главного оппонента. "Единая Гагаузия" осталась только в названии газеты, подводит итог издание.

Комрат - Кишинев: "Молдавская политическая система неспособна удовлетворить политические права гагаузского меньшинства"

Во время празднования 15-летия автономии Гагауз Ери Михаил Формузал выступил сразу с двумя инициативами, которые, по его мнению, "обеспечат адекватное представительство гагаузов в центральных органах власти", пишет "Пульс". Добиваться "адекватного представительства" исполнительные власти региона намерены, создавая собственные региональные партии и добиваясь создания на территории автономии одномандатных округов. По словам башкана, "для появления на территории Гагаузии региональных партий есть несколько предпосылок: исторические обстоятельства, наличие собственной образованной политической элиты, особая самоидентификация жителей региона и как следствие особо выраженный региональный интерес". "Когда мы говорим о представительстве Гагаузии в парламенте Молдавии, речь не идёт о том, чтобы нам дали квоту, к примеру, 5 человек. Я прошу не путать с квотами. Квоты были в Советском Союзе. Килограмм сахара или ещё что-то. Мы говорим об адекватном представительстве Гагаузии. Речь идёт о том, что в Гагаузии должны быть одномандатные округа, по которым бы избирались депутаты парламента. Они будут отвечать перед жителями Республики Молдова, а не перед политическими партиями", - заявил Формузал.

Инициативу башкана для "Пульса" прокомментировала депутат ПКРМ из Комрата Ирина Влах. По мнению депутата, если инициативы башкана обретут законодательную силу, то Гагаузия от этого только проиграет. "Население Гагаузии - это примерно 3,5% от населения всей Молдавии. А для прохождения в парламент партиям нужно набрать как минимум 5%. Даже если в день выборов всё население автономии выйдет и проголосует за определённую региональную партию, она всё равно окажется за бортом парламента", - отметила Влах.

Идея о создании в автономии нескольких одномандатных округов исключительно на территории автономии, по мнению Ирины Влах, явно проигрышна для гагаузов, продолжает "Пульс". Правом голоса обладают около 2,6 миллиона граждан Молдавии, из которых в автономии проживает лишь 138 тысяч. То есть в пропорциональном отношении Гагаузии полагается от силы 3 места в парламенте. "Гагаузы должны голосовать за те силы, которые, по их мнению, смогут максимально защитить интересы автономии в парламенте. Находясь в общенациональных партиях, гагаузы влияют на позиции всех коллег-депутатов. А что будет, если их голоса раздробятся между несколькими региональными партиями или в парламенте будут отсиживаться 3-5 депутатов, избранных по одномандатным округам? Кто тогда будет считаться с их мнением?" - ставит вопрос депутат. Более того, если в действующее законодательство будут внесены соответствующие поправки, вряд ли в автономии появится только одна региональная партия. Как показывает практика, региональные политики не любят идти на компромисс и предпочитают идти на выборы поодиночке.

В нынешнем парламенте Гагаузия представлена четырьмя депутатами, пишет "Пульс". Трое из них - Ирина Влах, Олег Гаризан и Дмитрий Тодорогло - были избраны по спискам Партии коммунистов. Ещё один - Александр Стояногло - прошёл по спискам Демократической партии. В предвыборных списках ЛДПМ, ЛПМ и АНМ не нашлось места ни для одного жителя автономии. Руководство Либеральной партии и Альянса "Наша Молдова" даже не сочло нужным направить своих представителей в Окружную избирательную комиссию Гагаузии. Какое место занимает Гагаузия на политическом поле Молдавии? Гагаузский фактор неизменно "всплывает" во время парламентских выборов. Cогласно конституции, за Гагаузией закреплён особый статус автономно-территориального основания, и уже хотя бы на этом основании жители автономии имеют полное право и должны быть представлены в парламенте. Но помогут ли реализовать это право региональные партии и депутаты, избранные по одномандатным округам, как того желает башкан Михаил Формузал?

"Пульс" переадресовал эти вопросы политическому обозревателю Николаю Цвяткову: "Идеи, озвученные башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, сами по себе не новы. В экспертном сообществе уже давно ведутся дискуссии о целесообразности региональных партий и о формировании всего парламента не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Насколько я помню, Михаил Формузал всегда был горячим сторонником этих идей, но, как мне кажется, в этом вопросе именно для Гагаузии есть несколько подводных камней. У самой идеи формирования парламента Молдавии по одномандатным округам есть свои плюсы и минусы, но я бы хотел остановиться на вопросе: а что бы выиграла автономия, если бы такие округа всё-таки были созданы? В Молдавии более 2,5 миллиона граждан обладают правом голоса, из них в Гагаузии проживают чуть больше 100 тысяч. То есть в теории автономии полагается от силы 3 депутатских кресла, что не так много.

"Михаил Формузал, конечно же, знаком с этими нехитрыми подсчётами и заранее подстраховывается, когда говорит не о квотировании, а об "адекватном представительстве" Гагаузии в парламенте Молдавии, - продолжает эксперт. - Но тут у меня возникает вопрос: адекватно чему? Присутствию гагаузов на политическом поле страны, административно-территориальному устройству автономии, численности населения? Термин "адекватное представительство" явно требует дополнительной расшифровки. Допустим, башкан сможет убедить Кишинёв, что для автономии "адекватное представительство" в парламенте - это не 3, а 5 депутатских мандатов. Но гагаузы - это не единственное национальное меньшинство, проживающее в Молдавии. А что помешает болгарам в Тараклийском районе вслед за гагаузами потребовать "адекватное представительство" в парламенте? То есть не пропорционально числу граждан Молдавии болгарской национальности, а хотя бы на один мандат больше. Вслед за болгарами этот же вопрос могут поднять украинцы и русские, которых, кстати, проживает в Молдавии больше, чем гагаузов. Иными словами, если мы говорим о квотах гагаузов в парламенте, то тогда нам следует дать такое же право и другим национальностям. И если гагаузы получают "адекватное представительство", то такое же право должны получить и другие национальности. В том числе и государствообразующая нация - молдаване".

"В самой идее появления в Молдавии региональных партий я не вижу ничего плохого, - заявляет Цвятков. - Такой партии вовсе не обязательно стремиться попасть в парламент. Её амбиции могут ограничиваться, скажем, муниципальным, районным советом или, если брать выше, Народным собранием Гагаузии. Но и здесь есть свой риск. Наша страна не столько велика, чтобы в её уголках действовали разные политические системы. Если жители автономии получат право создавать и вступать в региональные партии, то точно таким же правом должны пользоваться и жители остальной Молдавии. И здесь, по моему мнению, кроется главная опасность этой идеи: как не допустить вырождения региональных партий в партии национальных меньшинств? Как сделать так, чтобы региональные партии выражали интересы именно регионов, а не этнических групп?"

"Насколько идеи, озвученные Михаилом Формузалом, могут быть привлекательны для жителей Гагаузии? Не знаю. На этот вопрос должны ответить они сами. Но я боюсь, что если мы пойдём по пути создания региональных партий и одномандатных округов, по которым бы голосовали нацменьшинства, мы получим некую Палату национальностей, где группы депутатов будут отстаивать интересы не всей страны, а только своих этнических групп. Политическая система должна способствовать тому, чтобы в парламент проходили те, кто хочет сделать что-нибудь полезное для всей Молдавии, а не только для своего региона или этнической группы. С другой стороны, политические партии должны включать в свои списки не только представителей государствообразующей нации (молдаван), но и представителей национальных меньшинств. Если, конечно, эти силы претендуют на то, чтобы выражать интересы всех граждан Молдавии", - подвел итог эксперт. ("Пульс")

Интернет-издание MoldovaNova.md публикует материал на основе выступления на конференции "15 лет Гагаузской автономии. Проблемы и перспективы развития" экс-советника башкана Гагаузии, соучредителя движения "Новая Молдавия" Вячеслава Крачуна на тему "Адекватное представительство АТО Гагауз Ери в центральных органах власти Молдавии в контексте совершенствования политической системы страны". По мнению эксперта, "говоря о представительстве Гагаузии в центральных органах власти речь должна идти не столько об АТО, как формальной структуре, сколько о представительстве населения автономии, вне зависимости от национальности". "Здесь важно подчеркнуть специфику населения гагаузской автономии среди остальных национальных меньшинств Молдавии. Принадлежность к "гагаузскому" меньшинству, вследствие выработанной за последние десятилетия особой региональной самоидентификации, определяется сегодня не только этническими характеристиками, как принято считать, но и политическими и культурными факторами. Молдавское законодательство, провозглашая принцип равноправия граждан, гарантию политических прав и запрет дискриминации, в том числе по этническому признаку, создает, казалось бы, правовую основу для участия гагаузского меньшинства в политической жизни страны на равных основаниях с мажоритарным этносом. В реальности же, возможности у них разные. Причин тому несколько - это и объективные сложности существования малых этнических групп в условиях доминирования другого, имеющего неформальную государственную поддержку этнического большинства, это определённые стереотипы и предубеждения среди государственной элиты и общества в вопросе политических прав гагаузского населения, это, наконец, несовершенство национального законодательства, не обеспечивающего гарантий политического участия гагаузского, и шире - всех этнических меньшинств в управлении страной. Теоретики могли бы привести ещё такой аргумент. Если рассматривать демократию как "диктатуру большинства", то с этой точки зрения, меньшинства не имеют тех возможностей, которыми обладает большинство в силу изначальной организации демократического общества", - отметил Крачун.

"Насколько справедливо сегодня говорить о защите/незащите политических прав гагаузского меньшинства? - продолжил эксперт. - Для оценки развития молдавского национального законодательства в плане обеспечения населения Гагаузии и национальных меньшинств в целом в государственном управлении, можно применить несколько показателей: существование эффективной формы автономии, наличие в политической системе региональных политических партий, привилегии для национальных меньшинств в избирательном законодательстве, наличие специальных парламентских комитетов или института омбудсмена, обеспечение интересов меньшинств на уровне правительства, министерств, а также, представительство в разного рода государственных комиссиях, советах, в там числе Совете по безопасности, право вето при принятии государственных решений особой важности. Разумеется, оснований утверждать, что ничего этого в Молдавии не существует, нет. В то же время, очевидно, что по большинству показателей молдавская политическая система не отвечает поставленным критериям, и, следовательно, не способна удовлетворить политические права гагаузского меньшинства. Даже в отношении такого, казалось бы, очевидно положительного момента, как функционирование автономии, есть вопросы. Принятие Закона "об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" является, безусловно, положительным достижением раннего этапа молдавского государства. Но идеализировать его и видеть в нём решение всех проблем гагаузского участия в политической системе страны оснований мало. Закон - это всего лишь инструмент, эффективность применения которого зависит как от степени совершенства самого закона, так и общественного контекста его применения. Было бы удивительным, если всего лишь одним законом "гагаузский вопрос" был бы снят с общественной повестки дня".

"Сосредоточим внимание на некоторых мерах, которые позволили бы осуществить населению Гагаузии право политического участия на национальном уровне, - продолжил Крачун. - Доступ представителей Гагаузии в политический истеблишмент может обеспечиваться как неформальными мерами, так и принятыми нормативными актами. Если говорить о неформальных возможностях политического участия, то представители Гагаузии могут добиться политического представительства, сотрудничая с общенациональными партиями. Такой опыт в Молдавии есть, однако сложно говорить о его успешности. Во-первых, при таком подходе представительство не гарантировано, поскольку обеспечивается посредством не прописанных механизмов, а вследствие конъюнктурных переговоров с политическими партиями. Во-вторых, проходящие по партийным спискам гагаузские депутаты чувствуют на себе груз партийной дисциплины и обязательств. Опыт сотрудничества гагаузских представителей с Партией коммунистов именно это и демонстрирует: число гагаузских депутатов в проходном списке варьируется от выборов к выборам, а прошедшие в парламент избранники действуют скорее в интересах партии, нежели своих соплеменников. Можно было бы говорить о более надёжном сотрудничестве, в случае существования в стране региональных партий. Отсутствие такой возможности, безусловно, можно отнести к пробелу и минусу в обсуждаемой нами теме. Нормативная регламентация политического участия гагаузского меньшинства является наиболее надёжным способом обеспечения их политических интересов. Для этого необходимо принятие целого комплекса правовых мер и механизмов, направленных на "выравнивания возможностей" участия в государственном управлении гагаузского меньшинства и мажоритарного этноса. Внимание при этом следует обратить на следующие моменты: приведение национального законодательства в соответствие с законом об автономном статусе Гагаузии, создание правовой основы для функционирования региональных политических партий, создание системы "льгот" для региональных партий (например, снижение для партий национальных меньшинств избирательного порога до 2-3%, снижение требований при формировании парламентских фракций...), создание численных квот в законодательном органе, обеспечение представительства в парламентских комиссиях, органах исполнительной власти. Подобных мер достаточно много. Законодательное их закрепление позволит декларативную, по сути, гарантию соблюдения прав нацменьшинств наполнить позитивным правовым содержанием. Кстати, не могу не привести в пример аналогичный опыт обеспечения участия нацменьшинств в государственном управлении в самой Гагаузии. Численность нацменов на уровне самой гагаузской автономии составляет до 15% (молдаване, болгары и русские примерно в одинаковой пропорции). При этом, состав местного правительства почти на четверть состоит из этнических молдаван. Местная конституция обязывает при формировании руководящих органов Народного собрания один из постов зампредстедателя законодательного органа предоставлять лицу негагаузской национальности. В автономии действуют три официальных языка - русский, гагаузский и молдавский. И в целом, подобные дискуссии о проблемах политического представительства нацменьшинств в автономии никогда не велись".

Вообще, в разработке нормативно-правовой модели, обеспечивающей политическое участие меньшинств в государственном управлении Молдавии, по словам представителя "Новой Молдавии", трудно "открыть Америку". "Всё это довольно чётко сформулировано в известных международных документах. Это и решение Венецианской комиссии от 21 августа 2002 года об изменении и дополнении конституции Молдавии в части, касающейся статуса Гагаузии, и Лундские рекомендации 2001 года, касающиеся участия национальных меньшинств в избирательном процессе, и многочисленные документы ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы... Данные рекомендации успешно применяются во многих странах мира, в том числе, в странах-членах ЕС. Так что, приверженцам европейских ценностей и идеи евроинтеграции, а также сторонникам построения в Молдавии современного цивилизованного общества, которые до сих пор при одной мысли об участии гагаузов в государственном управлении страной склонны впадать в националистический психоз, стоит задуматься над этим. В свете вышесказанного становится очевидным, что процесс вовлечения населения Гагаузии в систему государственного управления сопряжён с необходимостью развития и совершенствования некоторых элементов политической системы Молдавии. Это касается пересмотра избирательной системы. Непосредственно с этим встаёт вопрос возможного изменения структуры парламента, изменения численности депутатов. Очевидно, что развитие политической системы взаимосвязано с перспективой решения приднестровского конфликта. При нынешней ситуации в переговорном процессе молдавскому руководству вряд ли стоит делать какие-либо однозначные заявления по ключевым вопросам, связанным с типом и статусом взаимоотношений Кишинева и Тирасполя и объявлять тему федерализации закрытой", - отметил Крачун.

По его словам, даже если говорить не о принятии упомянутых мер, а о прагматичном их обсуждении, для этого потребуется достаточно высокий уровень зрелости молдавского гражданского общества и ответственности политических элит. "Необходимо понимать, что главным предметом дискуссий становится вопрос о совершенствовании в соответствии современным реалиями основного закона страны. В этом вопросе, наверняка, стоит ожидать преобладания в обществе консервативных настроений. Однако в современных условиях имеется в виду не только проблема политического представительства нацменов, но и неразрешённый молдавско-приднестровский конфликт и подверженность молдавской политической системы кризисам, делать из конституции "священную корову" по крайней мере, недальновидно", - считает эксперт.

"Говоря о представительстве Гагаузии в центральных органах власти я, по возможности, пытался избегать озвучивания всем известных претензий некоторых местных политических активистов по отношению к Кишиневу в стиле "нас ущемляют... нам должны... мы требуем, - продолжил Крачун. - Изначальные тон и формат дискуссии на эту тему определяют их результативность. Если трезво оценить ситуацию, то станет понятно, что вопрос политического представительства Гагаузии в центральных органах власти является проблемой, в решении которой в равной степени заинтересованы как Комрат, так и Кишинев. Для Комрата - это вопрос обеспечения политических прав и интересов гагаузского народа, а для Кишинева - это вопрос стабильности политической системы страны, вопрос целостности и интегрированности, снижающих конфликтный потенциал молдавского общества. Решение данной задачи нуждается в крайне ответственном и тонком подходе сторон. Повторюсь, выставлять всё в виде списка грозных требований сегодня нет смысла. До сих пор все подобные попытки неизбежно приводили к ответным обвинениям в экстремизме и сепаратизме. Чтобы у диалога между Гагаузией и Молдавией был положительный для сторон результат, комратские и кишинёвские элиты должны пройти определённый путь политической эволюции, который позволит сторонам осознать, что обвинительно-требовательный дискурс 90-х сегодня неадекватен. Разговор, основанный на требованиях и, тем более, угрозах, редко уместен в современной политике. Смена политической элиты в Кишинёве даёт повод предположить, что с новыми представителями молдавских властей возможен диалог, основанный на таком подходе. Не меньше усилий для прагматичного и трезвого подхода необходимо приложить и комратским политическим деятелям. Силы, призывающие или ждущие от руководства автономии радикальных действий должны понимать, что практика баррикад дала свои результаты в прошлом, но сегодня она неуместна. Махание патриотической шашкой и ожидание, что такие телодвижения принесут пользу для Гагаузии, сегодня выглядят, по меньшей мере, комичными. Если обеим сторонам будет по силам осознание общности главных угроз и если они проявят обоюдное желание их разрешить, пусть даже разными путями - это станет лучшим условием и мотивацией к открытому цивилизованному диалогу".

"Важно обратить внимание ещё вот на что. Если формальные права национальных меньшинств определяются международными и государственными правовыми нормами, то фактическое их положение зависит от современности политической элиты и зрелости гражданского общества. Так что, главное препятствие, во всяком случае, до недавнего времени, было в последнем. Возможность проверить, не произошли ли какие-нибудь изменения в этом смысле, предоставляет нынешняя конференция. Комиссия, которая была создана по итогам работы мероприятия, должна будет сформулировать ряд предложений молдавскому парламенту, отражающих видение южан относительно своего места и роли в политической системе страны. Готовность к переменам в этом вопросе, или, по крайней мере, к открытому обсуждению, станет для новых либерально-демократических властей Молдавии верным тестом на точность их политической самоидентификации. Свою зрелость, заключающуюся, в частности, в способности воспринимать новую кишинёвскую элиту отдельно от медийно-пропагандистских образов, необходимо подтвердить и представителям автономии. В целом же для Молдавии ожидаемый диалог станет общим экзаменом на "цивилизованность", который позволит судить о перспективах построения в стране современного свободного общества", - подвел итог Вячеслав Крачун. (MoldovaNova.md)

Дата: "Кишинев не раз намекал, что "гагаузские сепаратисты" тесно связаны с международными террористическими организациями, в том числе чеченскими"

11 декабря в Комрате состоится торжественное заседание высшего законодательного органа АТО Гагауз Ери, посвященное пятнадцатой годовщине создания гагаузской автономии в составе РМ, пишет "НИКА-пресс". В составленном уже списке приглашенных на мероприятие - государственные и политические деятели страны, специалисты в области международной и региональной юриспруденции, общественные и политические деятели, принимавшие непосредственное участие в подготовке проекта Закона "Об особом правовом статусе Гагауз Ери, депутаты молдавского парламента, принявшие документ 23 декабря 1994 года. На заседании ожидается присутствие таких известных в РМ и в АТО деятелей, как первый и второй президенты РМ Снегур и Лучинский, президент и спикер непризнанной Гагаузской Республики Топал и Кендигелян, первый башкан АТО и первый председатель Народного Собрания Табунщик и Пашалы, представители исполнительной и законодательной властей автономии всех последующих созывов... Среди представителей местной общественно-политической группы, относящей себя к народно-патриотическим силам края, на торжествах наверняка появятся и второй глава гагаузской автономии Кройтор, силой отправленный коммунистическими властями в отставку в 2002 году, а также комратский правозащитник Бургуджи, до сих пор вынужденный находиться за пределами Молдавии в связи с рядом уголовных дел, возбужденных протии него в период 2001-2008 годов.

В стенах НСГ соберутся и дипломаты, аккредитованные в РМ от тех стран, которые, как считают официальные власти АТО, оказали существенное общеполитическое влияние и даже целенаправленные действия в создании и развитии автономии, продолжает "НИКА-пресс". В этом списке Россия, Украина, Турция, Азербайджан, Болгария, а также молдавское представительство ОБСЕ... Особым авторитетом среди гагаузов, как известно, пользуется бывший президент Турции Демирель. Это был единственный зарубежный чиновник высокого государственного ранга, в период существования непризнанной Гагаузской Республики посетивший "сепаратистскую столицу" и инициировавший важные консультации с лидерами южан об условиях ликвидации ГР и подписания документа о создании на Юге территориально-этнического образования.

В Комрате считают высокой и роль российского высшего руководства в решении "гагаузского вопроса", пишет "НИКА-пресс". За полтора месяца до принятия парламентом РМ закона о статусе Гагаузии на Юге произошло столкновение между молдавскими полицейскими и группой гагаузских сил самообороны, повлекшее за собой жертвы с обеих сторон. Президент Снегур и тогдашний министр внутренних дел Анточ находились с рабочим визитом в одной из стран Восточной Европы, что дало основания думать о наличии в РМ "третьей силы", пытающейся сорвать подписание давно готового документа. Кроме того, явно затянувшуюся паузу в "молдавско-гагаузских отношениях", разбавляемую то взаимными острыми заявлениями, то локальными стычками, связывали с началом подготовки к президентскими выборам в Молдавии. Основные ее участники - действующий президент Снегур, спикер парламента Лучинский и премьер Сангели, очевидно, хотели использовать гагаузский фактор в борьбе за президентское кресло и не спешили с принятием документа - до выборов оставалось без малого два года.

Считается, что события в Гагаузии были ускорены сразу же после начала военных действий в Чечне в середине декабря 1994 года, продолжает "НИКА-пресс". В Комрате утверждают, что решение о проведении специальной сессии молдавского парламента по принятию закона об особом правовом статусе Гагаузии было принято после телефонного разговора Снегура с Ельциным, взаимно обеспокоенных опасностью нового этапа военных конфликтов на постсоветском пространстве. Ранее, напомним, официальный Кишинев не раз и открыто намекал со ссылками на данные своих спецслужб, что "гагаузские сепаратисты" тесно связаны с международными террористическими организациями, в том числе и чеченскими полевыми командирами, спонсирующими и технически подогревающими различные "горячие точки" бывшего Союза ССР.