Социальная напряженность в Тольятти будет нарастать

Самара, 2 декабря 2009, 22:59 — REGNUM  Социальные проблемы Тольятти не исчерпываются ситуацией на ОАО "АВТОВАЗ". Но все они порождены кризисом и не могут быть разрешены независимо от судьбы главного предприятия города. Об этом корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ сообщили в пресс-службе Института глобализации и социальных движений (ИГСО), специалисты которого изучали ситуацию на АВТОВАЗе и Тольятти.

Правительственные меры "оздоровления компании" сводятся к планам раздробления завода на бизнес-единицы с привлечением крупного иностранного инвестора и выделению финансовых средств, расходуемых на выплату долгов и временную социальную поддержку работников завода. Между тем кризис производства на АВТОВАЗе затрагивает всю социально-экономическую инфраструктуру города. Без модернизации предприятия при сохранении его целостности, без направленной поддержки и развития всей социальной сферы города разрешить проблемы не удастся.

Действия правительства по урегулированию ситуации в Тольятти, рассмотренные в комплексе, позволяют увидеть единую линию, проводимую более или менее последовательно - спасение отверточного производства. Одновременно осуществляется ситуационная социальная поддержка трудящихся. "Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия", - полагает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п. Между тем: АВТОВАЗ - ключевая, но не единственная проблема Тольятти. Но никакой целостной социально ориентированной стратегии по отношению к городу не просматривается.

Судьба города непосредственно связана с судьбой завода. Жители Тольятти не вполне осознают это и не предвидят последствий закрытия или расчленения гиганта. "Занятые на АВТОВАЗе, это почти седьмая часть населения города, который вырос за 50 лет в 60 раз вокруг завода. Ликвидация базового предприятия - сокрушительный удар по бюджету, рынку труда, всей социальной сфере города", - отмечает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Она считает, что завод такого масштаба и социально-экономической значимости не может быть только частично государственным, находясь в совместной собственности частной компании и госкорпорации.

Ситуация должна быть взята под реальный государственный контроль. Сегодня в Тольятти нет активного социального субъекта, способного заметно влиять на судьбу завода и города. Работники АВТОВАЗа демонстрируют отсутствие солидарности и недоверие к коллективным действиям. Единого социального движения в городе пока не сложилось. Если кризис сосредоточенный сегодня на крупнейшем предприятии города скажется большей социальной напряженностью и прорвется социальным взрывом, то не на самом предприятии, где рабочие, в целом довольны. Напряжение будет расти в тех секторах социальной инфраструктуры города, которые сегодня остаются практически без поддержки: в здравоохранении, образовании, социальной защите и других сферах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail