Президентские выборы: "Бэсеску - самый критикуемый и беспомощный диктатор из всех существовавших в истории". Политический кризис в Молдавии: "Евроинтеграция Молдавии сегодня невозможна ни с Приднестровьем, ни без Приднестровья". Геополитика: "Если Молдавия смирится с мыслью, что она является "мостом" между Востоком и Западом, значит она так ничего и не поняла". Румыния - Украина: "Румынию с Украиной сближает, не в последнюю очередь, решение Гаагского суда о делимитации черноморского шельфа".

Президентские выборы: "Бэсеску - самый критикуемый и беспомощный диктатор из всех существовавших в истории"

Согласно результатам первого тура голосования на выборах президента Румынии, нынешний глава государства, кандидат Либерально-демократической партии Траян Бэсеску получил большинство голосов в западных уездах, в регионах Добруджи, а также в Бухаресте, пишет Romania libera. Глава Социал-демократической партии Мирча Джоанэ оказался на первом месте в юго-восточных уездах. Лидер Национал-либералов Крин Антонеску обошёл Джоанэ в ряде районов, но ни в одном из них не получил большинства голосов.

То, как первые два кандидата поделили между собой регионы Румынии в первом туре, даёт некоторые интересные показатели того, как битва будет проходить в туре втором, продолжает Romania libera. Румынские социологи обращают внимание, что Мирча Джоанэ победил в регионах с низким уровнем жизни, а Траян Бэсеску победил в "богатых" уездах. Ещё есть фактор венгерской Трансильвании. Здесь социал-демократ Джоанэ не смог получить значительного результата, и вряд ли во втором туре 6 декабря он сможет добиться успеха.

Определённую роль в достижении одним из двух кандидатов победы во втором туре сыграют местные лидеры национал-либеральной партии, пишет Romania libera. Несмотря на то, что Крин Антонеску заявил о своей поддержке во втором туре Мирчи Джоанэ и исключил любое сотрудничество с Бэсеску, не все мэры и руководители НЛП на местах поддерживают такое решение. Ряд соответствующих заявлений, прозвучавших вслед за решением Антонеску поддержать социал-демократов, серьезно дезориентировали избирателей.

Что касается характеристик сторонников того или иного кандидата, то действующий президент имеет довольно однородный электорат, продолжает Romania libera. Сторонники Мирчи Джоанэ и Крина Антонеску, напротив, принадлежат совершенно разным группам населения. За кандидата социал-демократов голосовало в основном сельское население, за национал-либерала Антонеску голосовали, как правило, в крупных городах. Среди сторонников Джоанэ преобладают люди с начальным образованием, а у Антонеску с высшим.

Траян Бэсеску остался один, пишет интернет-издание Ziare.com. Имея поддержку одной лишь Либерально-демократической партии, он противостоит целому политическому классу, который объединился против него. Повторяется ситуация накануне референдума о его отставке в 2007 году, с той лишь только разницей, что на этот раз президент находится не в начале своего мандата и его популярность далека от 70%, полученных на референдуме. В первом туре он прошёл плечо к плечу с Джоанэ, и его битва поистине драматична. В этих условиях он принял единственно возможную стратегию: "единственным моим союзником является народ, который хочет политических реформ и поможет мне разбить этот реакционный политический класс, который хочет ограбить страну". Однако есть очевидная трудность в такой стратегии. На референдуме, который проводился вместе с выборами, за политическое реформирование ответили "да" в два раза больше избирателей, чем получил в свою поддержку сам Бэсеску, инициировавший этот референдум. Это означает, что около половины сторонников глубоких политических изменений не связывают их с именем нынешнего президента. Потому что нельзя выступать за реформирование политического класса, за борьбу с коррупцией, за прозрачность и одновременно продвигать наверх сомнительные и некомпетентные фигуры.

Может ли румынский народ после этого предоставить президенту ещё один шанс? - задается вопросом Ziare.com. Чтобы побудить эту отчаявшуюся массу Траяну Бэсеску понадобится нечто большее, чем просто негативный и устрашающий "месседж" против оппонентов. Ему необходимо убедительно объяснять людям не только то, что он намерен делать, но и то, как он собирается это осуществлять. Он должен показать, что по-настоящему усвоил ошибки последних 5 лет, что у него есть долгосрочная стратегия, а также взвешенный рецепт решения проблем, подводит итог издание.

На протяжении многих лет мы слышим одни и те же стандартные обвинения в адрес Траяна Бэсеску, пишет Hot News. Эти обвинения уже давно стали штампами, и когда они звучат, никто даже не требует доказательств. Всё воспринимается как само собой разумеющееся, без малейшей попытки проанализировать. Один из таких упрёков - что при Бэсеску Румыния стала изолированной страной. Когда звучат подобные обвинения, сразу же вспоминается натовский саммит в Бухаресте в апреле 2008 года, когда за одним столом с Бэсеску сидели Путин, Буш, Меркель и ещё несколько фигур того же калибра. Когда во всей нашей истории было нечто подобное, чтобы самые влиятельные люди планеты сидели за одним столом и по-дружески беседовали с главой Румынии? Да никогда! Сказать о стране-члене Европейского союза и НАТО, что она изолирована - это огромная глупость. Никогда в своей истории Румыния не была такой открытой, как сегодня. Хоть это заслуга не только Бэсеску, но это факт.

Согласно другому известному обвинению, Бэсеску является диктатором, продолжает Hot News. Такое можно услышать даже от интеллигентных людей, у которых есть своя голова на плечах, но они предпочитают повторять вслед за услышанным по телевизору: "Бэсеску - диктатор!". Человек, которого с утра до вечера ругают по всем телеканалам, обвиняется в диктаторстве! Есть такие телеканалы, где Бэсеску не проклинается только в спортивных выпусках и прогнозах погоды. Есть ли какой-то конкретный поступок президента, факт, а не просто впечатление, который бы указывал на то, что Бэсеску является диктатором, нарушил какой-то закон, не выполнил решение Конституционного суда, или, может, вывел на улицы танки или что-то подобное? Об этом ничего не говорится, есть одно лишь заезженное клише: "Бэсеску - диктатор!" Самый критикуемый и беспомощный диктатор из всех существовавших в истории.

Нельзя сказать, что Бэсеску чист, пишет Hot News. У него есть свои грехи, как человеческие, так и политические. Он слишком много говорит, когда молчание могло бы принести ему больше пользы. Он допустил ошибку, когда поверил, что правительственная коалиция с социал-демократами является хорошей идеей (на самом деле, это было большой глупостью). Но при всём при этом, он абсолютно отличается от Мирчи Джоанэ, который, кажется, лукавит даже тогда, когда целует свою жену. Бэсеску является живым человеком, со своими плюсами и минусами, подводит итог издание.

Политический кризис в Молдавии: "Евроинтеграция Молдавии сегодня невозможна ни с Приднестровьем, ни без Приднестровья"

Издание Adevarul публикует интервью с мэром Кишинева, вице-председателем Либеральной партии Молдавии Дорином Киртоакэ. По мнению Киртоакэ, правящий в Молдавии сегодня Альянс за европейскую интеграцию "не имеет проблем, связанных с сохранением или выживанием". "АЕИ не просто сформирован, но и работает и имеет результаты, идёт шаг за шагом вперёд, и не обращает внимание на разные спекуляции вокруг себя. Я бы сказал, что после периода напряжённости, который длился с июля по сентябрь, сейчас всё пришло в норму. Мы обнаружили, что нам досталось катастрофическое наследство - около 40-50% бюджетного дефицита. Это ставило под угрозу выплату зарплат и пенсий в последние месяцы года. Однако удачное заключение соглашения с МВФ, предпринятые меры по прекращению растраты государственных средств позволили нам обеспечить финансовую целостность Молдавии в 2009 году, и сейчас идёт работа над принятием бюджета-2010. С этой точки зрения, общество успокоилось", - отметил кишиневский градоначальник.

Говоря о "следующем шаге" в своей политической карьере, Киртоакэ заявил, что заинтересован в том, чтобы в ближайшее время были реализованы положения программы, которую он предложил в качестве мэра Кишинёва. "Также я намерен поддерживать АЕИ в проектах республиканского уровня. Таковы первоочередные задачи, а другие я не ставлю пока. Следующие местные выборы состоятся примерно через два года, и за это время мы должны благополучно завершить все начатые проекты. После этого мы подведём итог, и я решу, что делать дальше", - подчеркнул Киртоакэ.

По его мнению, Мариан Лупу может стать тем президентом Молдавии, который сможет найти "золотую середину" между тем, что называется интересами Запада и интересами России в регионе. "Тем более, у нас есть приднестровская проблема. Лупу является кандидатом Альянса, и мы его поддерживаем. В настоящее время, уверен, каким бы ни был способ избрания президента, Мариан Лупу имел бы все шансы на победу. Согласно опросам, он опередил Воронина - такого не было за последние 8 лет. Думаю, Москва сейчас ищет себе новых партнёров в Молдавии. И это естественно! Политический класс в России поменялся, и те отношения с представителями советско-тоталитарной воронинской системы были ненормальными. Думаю, всё идёт к прагматичным отношениям. Я, например, никогда не пренебрегал интересами, которые имеет в этом регионе Россия. Тем более что у нас есть приднестровская проблема. Но сейчас складывается более прагматичное отношение, основывающееся, прежде всего, на экономическом и торговом сотрудничестве между странами. В первую очередь, речь идёт о газе. Пока Молдавия будет иметь непогашенные долги за российский газ, дела для нас не смогут идти хорошо", - сказал мэр Кишинева.

Отвечая на вопрос о готовности отказаться от Приднестровья, если встанет вопрос об ускоренном присоединении Молдавии к ЕС, Киртоакэ заявил: "Приднестровский регион является частью Молдавии, поэтому мы не можем отказаться от Приднестровья (Приднестровье до советского периода никогда не являлось частью Молдавии, более того при образовании Молдавской ССР в 1940 году именно часть Бессарабии (нынешняя Республика Молдова в фактических границах) была присоединена к Приднестровью - прим. ИА REGNUM Новости). Экономические агенты Приднестровья зарегистрированы в правобережье (необходимость регистрироваться в Кишиневе и подвергаться таким образом двойному налогооблажению рассматривается приднестровскими экономическими агентами, как одно из главных проявлений экономической блокады Приднестровья - прим. ИА REGNUM Новости). Таким образом, вся их экономическая деятельность отражается в официальной отчётности Молдавии. Жители левобережья имеют молдавские паспорта (помимо собственно гражданства Приднестровской Молдавской Республики подавляющее большинство жителей Приднестровья обладают также российским, украинским или молдавским гражданством - прим. ИА REGNUM Новости). Но я бы сказал, что европейская интеграция сегодня невозможна ни с Приднестровьем, ни без Приднестровья. ЕС испытывает сейчас "усталость" от расширения. Молдавия может предложить стать ассоциированным членом - это да. (13 марта 2009 года в представительстве Европейской комиссии в России сообщили ИА REGNUM Новости, что такого понятия, как "ассоциированное членство" в базовых документах ЕС нет. Представители Еврокомиссии отметили, что государства, заключающие тот или иной вид соглашения об ассоциации с ЕС "являются участниками определённого процесса, но слово "членство" нигде не упоминается". "У ЕС есть члены, а также страны-кандидаты и страны-потенциальные кандидаты. Поэтому слово "членство" употреблять не стоит", - подчеркнули в представительстве Еврокомиссии в Москве. Из постсоветских государств переговоры по заключению соглашения об ассоциации с ЕС на сегодняшний день ведёт только Украина. Однако, как отмечают в Еврокомиссии, это будущее соглашение также не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе. "По отношению к ЕС отдельная страна может быть либо его членом, либо нечленом, либо действующим или потенциальным кандидатом на вступление. "Ассоциированным членом" ЕС государство быть не может", - подчеркнул представитель Еврокомиссии - прим. ИА REGNUM Новости). И в момент, когда мы станем ассоциированным членом, экономическая ситуация будет другой. Правобережье Днестра может стать привлекательным для приднестровского региона. Как в своё время такой стала Западная Германия для Восточной. Исходя из этого, думаю, что приднестровская проблема может быть окончательно разрешена. Когда в Молдавии появятся свобода СМИ, независимость правосудия, перспектива экономического роста, безопасность, свободное передвижение в Европу, рабочие места, достойная жизнь - всё это станет достаточными аргументами для того, чтобы жители Приднестровья сказали: "мы тоже хотим быть частью Молдавии".

Отвечая в этом контексте на вопрос о "нахождении российских войск в Тирасполе", Киртоакэ обратил внимание на то, что советские войска были и в Германии, и в Чехии, и в Польше. "В Германии даже стена была. Но когда весь мир развивался, а эти страны оставались позади, ничто из этого не срабатывало. Это и стало причиной краха СССР", - считает мэр Кишинева. "Детям, родившимся в Приднестровье в 1991 году, сейчас уже 18 лет и они никогда не были в составе Молдавии", - оппонирует Adevarul. "Но они понимают, что что-то не в порядке, что регион непризнан, документы нигде недействительны", - отвечает Киртоакэ. "На Украине, например, действительны..." - парирует издание. "Ну, хорошо, они могут ездить со своими документами и машинами, зарегистрированными на территории Приднестровья, на восток, на Украину. Но на Запад не могут. В современном мире границы разрушаются, и всё становится относительным. Иногда легче перелететь океан, чем попасть в какой-то регион Молдавии. С этой точки зрения и граждане Приднестровья понимают, что их перспектива в другом, но не в изоляции режима и сохранении его на уровне времен СССР. Когда едешь в Приднестровье, такое впечатление, что ты перемещаешься не только в пространстве, но и во времени. Будто попал в Советский Союз", - делится впечатлениями Киртоакэ.

Он затруднился ответить на вопрос о том, заинтересована ли Россия в обеспечении гарантий стабильности в Приднестровье? "Не могу ответить за Россию. В разрешении приднестровской проблемы у нас должна быть своя повестка дня и, с моей точки зрения, акцент должен быть сделан на идее роста привлекательности правобережной части Молдавии, с тем, чтобы жители левобережья смогли сравнить и ощутить разницу. Когда в Молдавии у власти были коммунисты, такой разницы не было. На обоих берегах были диктаторы. И там, и здесь сыновья диктаторов контролировали экономику. И там, и здесь население выезжало за границу на заработки", - отметил политик.

В ответ на просьбу прокомментировать "сегодняшние последствия Пакта Молотова-Риббентропа", Киртоакэ заявил: "Если говорить об этой части Европы, не будем забывать, что Пакт затронул не только Бессарабию, но и Северную Буковину (Черновицкая область современной Украины - прим. ИА REGNUM Новости), Южную Бессарабию и уезд Герца (соответственно большая часть Одесской области и часть Черновицкой области современной Украины - прим. ИА REGNUM Новости). Сегодня эти территории принадлежат разным государствам: Молдавии и Украине. К тому же, в то время Бессарабия доходила только до Днестра. Сегодня, хотя приднестровская проблема пока остаётся неразрешённой, территория молдавского государства располагается и за Днестром. Наше государство признано на международном уровне, и его территориальная целостность всеми единогласно поддерживается. Поэтому, возвращение к этому вопросу будет означать провоцирование нестабильности в этом регионе, по крайней мере, для Румынии, Украины и Молдавии, а, учитывая приднестровскую проблему, затронута будет и Россия. Поэтому, мы должны попытаться решить эту проблему, которая возникла в этом регионе после оккупации Бессарабии в 1812 году и аннексии Бессарабии в 1940-м (имеются в виду освобождение Бессарабии российскими войсками от османского ига, после чего по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, она вошла в состав Российской империи и возвращение оккупированной Румынией в декабре 1917 года Бессарабии и включение ее в состав СССР в 1940 году - прим. ИА REGNUM Новости), такими методами, которые позволили бы избежать упомянутых злоупотреблений.

По мнению Дорина Киртоакэ, Молдавия сегодня ждёт от Румынии "очевидных вещей: продолжения добрых отношений, которые наметились в последние месяцы; присоединения к энергетической системе, в первую очередь, видимо, к электроэнергетике посредством АЭС в Черноводах, для большей независимости в этом смысле; к газовой системе, чтобы иметь такую же независимость от России в области поставок природного газа, а не как сейчас - на 100% завися от Москвы, в то время как Румыния - зависит на 30%". "Присоединение к системе газопроводов позволит нам, в случае возможной аварии, либо какого-то политического конфликта сохранить автономию. Потом, всё что касается экономических отношений и инвестиций. Румыния может способствовать привлечению в Молдавию западных инвесторов, в том числе, из-за океана. Мы пройдём тот же путь, по которому шла Румыния последние 10-15 лет. Только у нас возникла некоторая задержка, из-за того, что коммунисты превратили страну в искусственно изолированную и законсервированную зону", - отметил политик.

Со своей стороны, Румыния, по его мнению, ждёт от Молдавии формирования и структурирования названных отношений на правительственном и региональном уровне, на уровне гражданского общества и СМИ. "Всё, что можно назвать нормальными отношениями. Думаю, что подобные ожидания имеются не только у Румынии, но, также и у Украины и Запада в целом. Могу предположить, что и у России", - отметил Киртоакэ.

Говоря об озвучиваемой идее мгновенного присоединения Молдавии к ЕС путём её возвращения в "естественные границы Румынии", Дорин Киртоакэ отметил: "Два года назад президент Румынии Траян Бэсеску сделал Молдавии предложение войти в состав Евросоюза вместе с Румынией, но в качестве отдельного государства. Предложенная тогда формула, звучавшая как "два государства - один народ", поддерживается и сегодня. С этой точки зрения, Румыния может и дальше оказывать поддержку Молдавии, если не в присоединении, то в сближении с ЕС. Что касается воссоединения двух государств, то, к сожалению, эта тема была последние 20 лет предметом спекуляций и политических споров, и так вышло, что одних она привлекает, а других пугает. В конце концов, если объективно, справедливо и зрело взглянуть на отношения двух государств, можем увидеть следующее: интеграция Молдавии в Европейский союз позволит окончательно разрешить спор о проблеме объединения Молдавии и Румынии. Поскольку, в ЕС больше не существует границ. Таким способом были разрешены подобные проблемы и в других регионах Европы. Теперь должны разрешиться и у нас. Такой же конфликт был между Германией и Францией по Эльзасу и Лотарингии. Были и другие регионы, веками оспариваемые между государствами. Но, с расширением Евросоюза эти проблемы исчезли". (Adevarul)

Справка ИА REGNUM Новости: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы княжеству Молдова, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году княжества Молдова и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-1940 гг. и 1941-1944 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Геополитика: "Если Молдавия смирится с мыслью, что она является "мостом" между Востоком и Западом, значит она так ничего и не поняла"

Adevarul публикует интервью по проблематике молдавско-румынских отношений профессора Дана Дунгачиу. Отвечая на вопрос о возможности объединения Молдавии с Румынией, эксперт отмечает: "Смотря, что под этим понимать. В нынешних условиях, если Украина станет пророссийской, или президент будет склоняться больше к России - у Ющенко, напомним, рейтинг менее 5% - думаю, что приднестровское урегулирование, так и останется заблокированным. То есть, останется как проект, по которому Российская Федерация будет вести переговоры, но я не вижу никаких причин, по которым она может пойти на уступки в приднестровском вопросе. И не надо быть наивными, это не имеет никакой связи с тем, кто находится у власти в Республике Молдова. Владимир Воронин уступил России все, что было возможно. Сказал, что хочет вступить в Союз Россия-Украина-Беларусь, пообещал в предвыборной кампании придать русскому языку статус государственного, говорил, что будет защищать Российскую Федерацию от танков НАТО. Он сказал все, что можно было сказать. Он пришел к власти в 2001 году, но Россия не дала ничего. В какой-то момент, кажется, в 2002 году, во время визита в одну из северных стран, он передал свою просьбу российским властям: "Уберите, наконец, Смирнова!" Не убрали! Даже Воронину ни в чем не уступили. Тут дело не в личных связях. У Москвы с Кишиневом нет личных связей - только геополитические. Она обсуждает на глобальном уровне не одну лишь проблему Приднестровья, но и десяток других дел одновременно, потому что Россия - это государство с самым большим числом соседей в мире. И действует соответственно... Тот факт, что у страны очень много соседей, породил особую культуру ведения дипломатических переговоров. Никогда не рассматривается один отдельный вопрос. На повестке дня переговоров всегда пять или шесть вопросов, по разным геостратегическим направлениям, и различным досье, и с этого момента начинаются переговоры. Приднестровский вопрос в одном досье, иранская проблема в другом, газопроводы в третьем, вопросы афганского транзита в четвертом и т.д. Чтобы вести подобные переговоры с Россией, надо иметь соответствующий уровень подготовки. Республика Молдова в этом смысле еще под стол пешком ходит, а смеет надеяться, что может вести переговоры на равных с Россией, думает, что может решить приднестровский конфликт, путем двусторонних переговоров. Это глупо! Кишинев, если не пробьется в НАТО или Евросоюз, так и останется - за дверью".

По мнению Дунгачиу, Мариан Лупу сможет стать прозападным президентом Молдавии, "если захочет". "Но сперва посмотрим, станет ли он вообще президентом. Идею прозападничества Кишинева не столь легко осуществить в нынешнем политическом контексте. Да, большинство там прозападное, с чем бессарабцев можно поздравить. Однако, если изучить учредительный документ Альянса за европейскую интеграцию, увидим, что с точки зрения стратегии, в Кишиневе победила политкорректность. В том смысле, что Республика Молдова, которая заявляет о своем желании вступить в Евросоюз, в этом документе выступает с двумя парами стратегических партнеров - Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, Румынией и Украиной. Это своего рода равновесие между политическими партиями, политическими программами и общественным восприятием. Общим знаменателем является то, что на одни весы кладутся Российская Федерация и Соединенные Штаты, а также Украина и Румыния. Такого рода равновесие, в геополитическом плане выглядит, по крайней мере, проблематично. Если ты стремишься интегрироваться в Евросоюз, мне трудно представить, что этого можно достичь имея двух стратегических партнеров - американского и русского, а твои соседи - Румыния и Украина - равнозначны, несмотря на то, что один из них, является членом НАТО и Евросоюза. Для того испытания, которое предстоит Республике Молдова, это видение слишком узко. Как можно утверждать, что Румыния равна Украине в тех условиях, когда последняя после президентских выборов, может повернуться лицом к Москве? Сегодня в Кишиневе считают, соблюдая, естественно, меру, что ситуация в Молдавии схожа с положением в Румынии периода 1996 - 2000 гг., когда к власти пришла коалиция и была устранена монополия власти. Ситуация такая же: устранена монополия власти, созданы плюралистические масс-медиа, общество раскололось и демонополизировалось, деполитизировалось, и тогда Румыния, в тех условиях, стала готовиться к интеграции. Это точно, но неверно, в том смысле, что это не все. Главные события этого периода - 1998-2000 гг., это интегрирование Румынии в НАТО в результате войны в Югославии и подписание стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки. Это определило интегрирование Румынии в евроатлантическое сообщество. Если Республика Молдова считает, что простая смена власти и приход новой правящей коалиции приведет ее в европейское пространство, она глубоко заблуждается. Молдавии нужно заключить с США стратегическое партнерство. Америка в одиночку из-под влияния Российской Федерации не вырвет, но без нее такое вообще невозможно. Более того, если Республика Молдова смирится с мыслью, что она является "мостом" между Востоком и Западом, значит, она так ничего и не поняла. Когда на Западе неинтегрированное государство называют "мостом", это значит, что ты "и здесь, и там", то есть, ты "не на Западе". Хочешь быть "мостом" или интегрированным?"

По мнению эксперта, Молдавия стоит перед выбором: объединение с Румынией через евроатлантическое расширение, или расширение ЕС через объединение с Румынией. "Так, что объединение с Румынией - это один из рецептов европейского расширения. В этом нет ничего противозаконного. Даже Хельсинкские соглашения 1975 года этого не запрещают. Главное, чтоб этого хотели обе стороны. С этой теоретической, виртуальной точки зрения, объединение с Румынией - это путь интегрирования в ЕС. У Республики Молдова есть еще один путь к европейской интеграции - нормальный, который прошли все восточноевропейские государства, но и в этом плане присутствует исключение, потому что все эти страны предварительно прошли через чистилище НАТО, чего конституция Республики Молдова не допускает. Но помимо любых теоретических выкладок, мне кажется, что по настоящему состоянию вещей в ЕС, первый путь может оказаться реалистичнее второго. Потому что, ожидая нормальных шагов, при тех условиях, в которых Кишинев сейчас обсуждает что-то подобное, думаю, что в лучшем случае, лет через двадцать можно будет говорить о реальных дискуссиях по поводу вступления Республики Молдова в европейские структуры, если даже будет подписан с Брюсселем какой-то документ об ассоциированном статусе. Посмотрите на Турцию, сколько лет ведет переговоры!" - подвел итог Дан Дунгачиу.

Румыния - Украина: "Румынию с Украиной сближает, не в последнюю очередь, решение Гаагского суда о делимитации черноморского шельфа"

Информационное агентство Inforusia публикует интервью заместителя министра иностранных дел Украины Александра Купчишина. Отвечая на вопрос о том, как складывается сотрудничество Украины с членами ЕС в рамках проекта Евросоюза "Восточное партнёрство", украинский дипломат отметил: "Хочу подчеркнуть, что сначала Украина скептически восприняла участие в "Восточном партнёрстве". Сомнения имели под собой свои основания. Этот европейский проект интерпретировался нами как желание некоторых стран-членов ЕС сделать из "Восточного партнёрства" альтернативу вступлению в Евросоюз, что, разумеется, было невыгодным для Киева. Мы же со своей стороны всегда представляли и представляем "Европейское партнёрство" как своеобразный трамплин для интеграции в ЕС, как дополнительный инструмент в реализации нашей конечной цели. Руководство ЕС заверило, что данный проект не рассматривается им как альтернатива интеграции, и лишь на этих условиях мы согласились участвовать в "Восточном партнёрстве". Могу сказать, что 6 стран-участниц проекта находятся на разных стадиях своего развития, поэтому согласованной интеграции в ЕС не произойдёт. Думаю, что Грузия, Азербайджан и Армения имеют свои цели и специфические методы сотрудничества с ЕС. Украина же воспринимает этот проект как действительно шаг на пути к интеграции. С другой стороны, по "Восточному партнёрству" происходит не только вертикальное, но и горизонтальное сотрудничество, поэтому Украина взаимодействует с другими участниками проекта. Украина имеет тесные связи в этом смысле с Молдавией, Азербайджаном и Грузией в рамках ГУАМ. С Арменией и Белоруссией наши отношения немного отстают, но мы стараемся оценить потенциал и этих государств. Что касается Молдавии, то мы с интересом наблюдаем за происходящими там политическими изменениями, процессами смены власти. Надеемся, что у них будет избран президент, и мы сможем укрепить отношения с новым руководством. Скоро состоятся выборы на Украине и в Румынии. После этих электоральных испытаний мы постараемся углубить и расширить отношения с нашими соседями и с другими европейскими государствами. Могу сказать, что страны-члены "Европейского партнерства" в процессе европейской интеграции обладают разными скоростями. У нас есть план сотрудничества со всеми странами проекта и каждый из нас может воспользоваться поддержкой ЕС в достижении наших внешнеполитических целей".

Говоря о румыно-украинских отношениях, Купчишин заявил: "Поскольку Румыния является нашим соседом, мы пытаемся оценивать и расширять сотрудничество с этой страной. Хотя мы и понимаем, что нам предстоит ещё многое сделать в этом направлении. Главной целью нашей внешней политики является выстраивание нормальных дружественных отношений со всеми соседями. С Румынией нас сближают множество факторов. Во-первых, у нас имеется завершённая правовая основа для стимулирования двустороннего сотрудничества: Базовый договор, Соглашение о делимитации границ и, не в последнюю очередь, решение Гаагского суда о делимитации черноморского межконтинентального шельфа. С законодательной точки зрения, у нас нет препятствий, которые могли бы помешать сотрудничеству. Существует один фактор, требующий повышенного внимания - защита украинского меньшинства в Румынии и защита румынского населения на Украине. Мне бы хотелось, чтобы украинское меньшинство в Румынии имело бы не меньшие права, чем другие национальные группы в этой стране, или чем имеет румынское меньшинство на самой Украине. Этот вопрос находится в центре внимания ОБСЕ, был создал механизм контроля за соблюдением прав национальных меньшинств в обеих странах, были созданы рабочие группы, которые наблюдают за ситуацией в этом деле. Думаю, мы должны достигнуть определённого уровня взаимного доверия, чтобы все эти моменты, которые могут усложнить наши отношения, исчезли, и мы построили добрососедские, соответствующие всем европейских стандартам взаимоотношения. Напомню, в связи с этим, о поддержке Украиной кандидатуры Румынии при её вступлении в НАТО и ЕС. Надеемся, что при интеграции Украины в эти структуры мы получим такую же поддержку и со стороны Румынии. Можно сказать, что отношения между Румынией и Украиной развиваются по восходящей. Все препятствия, которые теоретически могли бы помешать нашим отношениям, были преодолены. Теперь всё зависит от внутренней политической стабильности каждой из стран".

Отвечая на вопрос о возможности повторения "газового кризиса", украинский дипломат отметил: "Со всей ответственностью заявляю, что в этом году такая ситуация не повторится, хотя нам не так уж легко оплачивать счета за российский газ в условиях экономического кризиса. Тем не менее, в течение всего года нам удавалось платить, и премьер-министр Юлия Тимошенко дала гарантии, что ситуация прошлой зимы не повторится. Украина также будет соблюдать свои обязательства как страны-транзитёра. С другой стороны, у нас имеются достаточные объёмы газа в подземных газохранилищах, которые позволят нам удовлетворить потребности как внутри страны, так и потребности ряда зарубежных потребителей. С сожалением должен сказать, что Россия использует эту тему в качестве оружия давления против нас, косвенно намекая нам, что если мы будем держаться подальше от НАТО, то и энергетических проблем у нас не будет. Мы пытаемся с российской стороной разрешить эти непонимания и не хотим, чтобы российско-украинские "газовые недоразумения" стали бы предметом опасения для Европы или были инструментом в политическом споре между нашими странами. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что этой зимой никаких проблем не возникнет и все договорённости будут Украиной соблюдены". (Inforusia)