ОАО НК "Роснефть" начало реконструкцию крупнейшего архангельской нефтебазы. В 2003 году в модернизацию планируется инвестировать 15 млн. долларов. В Котласе до 1 июня 2004 года будет построен нефтяной терминал с пропускной способностью 4 млн. тонн. На это строительство выделено 23 млн. долларов. В Приморске в ближайшие три-четыре года будут построены терминал и нефтеперабатывающий завод. В Мурманской области компании принадлежит терминал, через который будет переправляться нефть, добытая на Варандейском месторождении.

Как рассказал вице-президент ОАО НК "Роснефть", генеральный директор ОАО НК "Роснефть - Архангельскнефтепродукт" Владимир Иванчиков на пресс-конференции 4 июня, штаб-квартира компании в северо-западном регионе будет располагаться в Архангельске, сообщает корреспондент ИА REGNUM - Архангельские Новости.

В Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии (Севмаш) началось строительство платформы "Приразломная", во второй декаде июня в Северодвинск будет доставлено верхнее строение платформы из Норвегии. Платформа должна быть достроена к июню 2004 года и тогда она уйдёт к месторождению "Приразломное", где в 2005 году начнется добыча шельфовой нефти. В строительство этой платформы уже вложено 180 млн. долларов. Как подчеркнул В.Иванчиков, платформу планируется достроить в самые сжатые сроки, так как затяжное строительство значительно увеличивает стоимость проекта. Специалисты, необходимые для обслуживания этой платформы, будут готовиться в Архангельске и Северодвинске.

Терминал, который планируется построить в Котласе, рассчитан на 150-160 человек. На железнодорожной линии Котлас-Архангельск, после постройки терминала, 800 цистерн будут перевозить нефть, а впоследствии - 1500 цистерн. Три танкера ледового класса будут работать на линии Архангельск - Мурманск, что позволит вывозить из Архангельска 2,2 млн. тонн ненецкой нефти в год, впоследствии эта цифра вырастет до 4 млн. тонн.

В 2001 году компанией "Роснефть - Архангельскнефтепродукт" и терминалом архангельской нефтебазы была получена чистая прибыль 58 млн. рублей, в 2002 году - 300 млн. рублей. В 2001 году эти компании заплатили 55 млн. рублей налогов, из них 16 млн. рублей - в бюджет Архангельской области и Приморского района. В 2002 году заплатили 259 млн. рублей налогов, из них 102 млн. рублей - в бюджеты области и района.

Добыча нефти на месторождении "Приразломное" начнется в 2005 году. До 2005 года в Архангельске будет прописано 10 судов, рассчитанных на обслуживание перевозок нефти в Архангельск. Это не менее двух ледоколов-снабженцев, задачей которых будет возить детали для буровых установок, буровые растворы, питание на "Приразломную", три танкера, объемом 70 тысяч тонн, 2-3 судна, отвечающие за экологическую безопасность. Тендер на постройку данных судов закончен, его результаты обрабатываются. Специально создана Северная морская компания, которая будет заниматься с Севмашем проектами по дноуглублению в Северодвинске. Компания должна организовать вывоз из зоны промысла 200 тысяч тонн щебенки, организовать доставку 150 тысяч тонн питания в год на месторождение. Дно в районе Северодвинска необходимо углубить до 14 метров, чтобы платформа смогла выйти из порта.

Журналистами была затронута проблема акцизных платежей. В.Иванчиков объяснил причину по которой "Роснефть" не платит акцизные платежи в области в отличии от НК "Лукойл". "Лукойл" получает топливо с Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, так как он расположен близко географически, а "Роснефть" покупает топливо на вторичных рынках у посредников: на Самарском нефтеперерабатывающем заводе, у НК "Юкос", так как цена и качество топливо Ухтинского нефтеперерабатывающего завода не устраивает (отсутствует гидроочистка).

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM - Архангельские Новости, о доле Архангельской области в договоре о совместном разделе продукции по месторождению "Приразломное", В.Иванчиков сказал, что шельфовая зона не принадлежит ни одному субъекту Российской федерации и является федеральной собственностью. Поэтому налоги от добычи нефти на

"Приразломной" "Роснефть" будет платить Российской Федерации. По словам В.Иванчикова, вопрос о передаче части доходов федерального бюджета от "Приразломной" Архангельской области в компетенции администрации области. Также следует учитывать, что в области создаются рабочие места и заказы.

Ледоколы Мурманского и Северного морского пароходства - это федеральная собственность, находящаяся в управлении частными компаниями и эти компании работают на фрахтовом рынке. В конце 90-х годов работы у ледоколов в акватории Архангельского и Мурманского портов было немного. В 2002 году Архангельский порт увеличил грузооборот в 2,5 раза и сейчас не хватает ледоколов. Танкеры "Роснефти" стоят по 10 суток у края льда, в то время, как компании, заключившие фрахтовые договора с пароходствами, обеспечиваются ледоколами в течение четырёх часов. Позиция "Роснефти" - вывести ледоколы, находящиеся в федеральной собственности, из коммерческих предприятий, и направить их на обслуживание Северного и Мурманского пароходств.

"Роснефть" разрабатывает и газовое месторождение "Штокмановское", обладающими огромными запасами газа. Прогнозируемые объемы добычи газа будут эквивалентны объёмам, которые "Газпром" продает на экспорт. На вопрос о местонахождении акций Севмаша "Росшельфа", В.Иванчиков ответил, что этот пакет акций находится в залоге у НК "Лукойл" за поставки мазута.