Антикризисная программа казахстанского правительства составлена на "тройку". А исполнение - на "минус два". Бывший вице-премьер, экс-министр сельского хозяйства Балташ Турсумбаев уверяет: антикризисная программа - это не закон. В ней не заложено, что пойдут осадки, и уборка затянется на 15 дней. Ее надо корректировать. А в Казахстане - этого нет. Здесь - кабинетная работа. И от этого - все проблемы.

ИА REGNUM Новости: Казахстан в этом году собрал рекордный урожай зерна. И мы не знаем, что с ним делать. Может и не нужно республике изобилие?

Урожай далеко не рекордный. Если в этом году собрали 22 млн тонн зерна, то надо увеличить эту цифру в 3 раза. В Казахстане есть возможность получать ежегодно валовый сбор зерновых 60 млн тонн. Эти 60 млн тонн быстро разойдутся. Их можно реализовать ускоренными темпами. Но для этого надо быть подготовленными. Взять, к примеру, США. Своим аграрникам они выплачивают субсидии, помощь от государства составляет 300 млрд долларов ежегодно. Поэтому 7% сельского населения кормят полностью США и еще столько же продают за пределы страны. Экспортируют и зерно, и сою, и кукурузу, и мясо, и молоко - все. А что у нас в Казахстане? Между прочим 2-3 года, в начале 1990-х, мы добивались рекордного урожая для нашей республики. В один год валовый сбор составил 32 млн тонн зерна, в другой - 34 млн. И это количество мы можем удвоить за счет применения новых технологий, за счет сохранения убранного. Ведь у нас после уборки идут огромные потери. В зерносушилках, в элеваторах, в местах хранения. Почему бы не организовать в Казахстане логистический центр? Несколько логистических центров. Чтоб был полный мониторинг: где хранится зерно, куда оно поступает. Надо его возить напрямую в хранилища, минуя ток. А у нас получается двойная или тройная перевалка. Так нельзя. Так с зерном не работают. Это огромные потери. А перспектива у Казахстана в производстве зерна огромная.

ИА REGNUM Новости: Почему мы ею не пользуемся?

Да потому, что ничего нет. Все старое разрушили. Если посмотреть статистику 1990-го года, то у нас государственных хранилищ, элеваторов было на 24 млн тонн. И еще на 10 млн тонн было токовое хозяйство. Капитальные склады для хранения семян, для излишков зерна, для натуральной оплаты, для фуражного зерна. То есть 34 млн тонн единовременно мы могли хранить. И это количество мы могли сушить. Потому что каждый ток, каждое хозяйство, где-то 2,5 тысячи колхозов-совхозов имели свои собственные хранилища, собственные очистительные машины, собственные сушилки.

ИА REGNUM Новости:... И конечно же, мы все успешно разрушили...

Это оборудование технологически устарело, сегодня оно экономически неэффективно. И никто ничего не восстанавливает, не ремонтирует. Взамен ушедшей в металлолом технике никто ничего не приобретает. Ни зерноочистительную технику, ни сушилки. Комбайны вот начали приобретать, посевные комплексы начали приобретать, а остальное - нет.

ИА REGNUM Новости: Как все исправить?

В первую очередь, надо выделять субсидии, надо выделять льготные долгосрочные кредиты через банки второго уровня. И, конечно, нужна прямая помощь правительства. Надо полностью показать народу технологию. Пусть государство займется строительством нормальных хранилищ, весовых хозяйств, закупкой зерноочистительных машин, сушилок. И все это затем отдаст аграрникам в лизинг, чтобы они в течение 10-15 лет смогли рассчитаться с государством. Путей очень много, но их же надо использовать!

ИА REGNUM Новости: Нужен ли ресурс Продкорпорации?

Продкорпорацию надо иметь. Во всем мире зерно хранят таким образом. Допустим, наша потребность 6-7 млн тонн зерна. Эти 6-7 млн нужно в этом году засыпать в хранилища продкорпорации. И на следующий год использовать пшеницу только этого года. А выращенную в 2010-м году оставить на 2011-й год. Потому что зерно - это не скоропортящийся продукт. Если оно будет год лежать при нормальной влажности, нормальном хранении, то оно при отлежке даже увеличит качество, клейковину.

ИА REGNUM Новости: При этом мы не можем продать зерно даже Китаю...

Китай у нас начнет закупать зерно не раньше, чем через 10-15 лет. Пока Китай и мешка зерна не купит. Потому что им своего хватает. Но они не отказываются, потому что рассчитывают на сотрудничество в будущем. Они нас как бы готовят. Чтобы у нас было стандартное зерно. Чтобы у нас не было никаких препон. Чтобы было зерно и третьего класса, и первого класса. Чтобы были хранилища, прирельсовые элеваторы, чтоб можно было зерно быстро отгрузить. И лет через 10 они начнут у нас закупать. А сегодня им не нужно.

ИА REGNUM Новости: Может, обеспечить с избытком внутренний рынок? Ведь удешевлением хлеба можно решить немало социальных проблем.

Внутренний рынок обеспечен. Недостатка в хлебобулочных изделиях у нас нет. Хлеб дорогой, но удешевить его невозможно. Скажи предпринимателю: "Сегодня ты будешь продавать зерно вполовину дешевле мировых цен!", - и в ответ услышишь: "Я могу продавать ниже мировых цен, но вы мне возместите разницу в конце месяца или через квартал". А кто должен возмещать? Снова государство. Но у государства таких денег нет. И делать этого не надо.

ИА REGNUM Новости: Выгоднее продавать за рубеж?

Конечно. Когда продают за рубеж, сразу получают деньги. Если же продавать зерно Продкорпорации, то денег нужно ждать месяц или три. А продавец взял кредит в банке, надо рассчитываться. Уборка закончилась в конце сентября, и в конце октября срок платежа в банк. А он не может получить деньги за свой хлеб. И в банке набегают проценты, пеня. А зачем платить воздушные штрафы банку, когда можно сразу продать зерно за рубеж и закрыть кредит?

ИА REGNUM Новости: Но при этом у нас есть программа поддержки аула.

Программа поддержки аулов оказалась малоэффективна. Суммы выделили, но в расходную часть, я думаю, включили и мелкие соцобъекты, такие, как дороги внутри поселка, и водопровод, и развитие племенного хозяйства, и приобретение пестицидов-гербицидов. И никакого эффекта не получилось. И не будет его.

ИА REGNUM Новости: Хоть какая-нибудь эффективная программа у нас есть? Например, антикризисная?

Антикризисная программа правительства составлена на "тройку". А исполнение - на "минус два". Потому что они думают, что, раз составили антикризисную программу, то Аманбаев, Иванов, получив этот документ, будут работать. Нет! Во всем мире надо осуществлять контроль, надо программу корректировать. Антикризисная программа - это не закон. Там не заложено, что пойдут осадки в сентябре, и уборка затянется на 15 дней. И ее надо постоянно обновлять, постоянно менять в связи с новыми обстоятельствами. А у нас этого нет. У нас кабинетная работа. Слоеный пирог какой-то. Правительство поручает "Самрук-Казына", "Самрук-Казына" поручает нацкомпаниям, нацкомпании - своим подразделениям и т.д. И пока все раскачаются! А кто-то не хочет брать на себя ответственность, и не выдают деньги, даже если определенная сумма находится в банке. Прежде чем выдать, тысячи раз проверяют. Вот и идет задержка антикризисных мер на несколько месяцев.

ИА REGNUM Новости: И что в итоге?

Мы не будем двигаться вперед. Как были, так и будем существовать. А разница между "жить" и "существовать" огромная. Голода не будет, но будем кое-как перебиваться. Хлеба будет достаточно, зарплаты будет хватать на хлеб, на чай, на сахар. А если меню состоит всего из трех продуктов - это медленная смерть, можно сказать.

ИА REGNUM Новости: В стране обострилась война силовых ведомств. КНБ воюет против финпола. С чем это связано?

Это невидимая часть айсберга. Войной силовых ведомств это назвать нельзя. Все началось с объявления борьбы с коррупцией. Но коррупцию в РК победить невозможно. В одном ведомстве одного сажают, на следующий день второго ловят. Им уже стыдно сажать. Потому что крышует их один и тот же человек. Он крышует и представителей финполиции, и представителей МВД. Когда несколько клановых групп крышуют силовые ведомства, то у них сверху идут столкновения, которые видим мы, простые люди, а внизу айсберга - коррупция. Кого-то наказывают, судят, кого-то отпускают. Чтобы силовые ведомства работали на основании законов Казахстана, нужно сделать борьбу с коррупцией прозрачной. В обязательном порядке в борьбе с коррупцией должны участвовать представители общественных организаций, политических партий, СМИ, вне зависимости от ориентации. И когда на основании анализа в обществе начнут, прежде всего, обсуждать борьбу с коррупцией, тогда появятся методы борьбы с коррупцией. Россия тоже много лет объявляет о борьбе с коррупцией. Но ничего сделать не может. И не сделает.

Потому что прессу они не подключают, силовики разобщены. Этот бизнесмен-коррупционер - человек МВД, этот - ФСБ, этот - прокуратуры. И если будет пойман человек прокуратуры, то прокуратура в отместку поймает человека МВД, посадит. Хотя бы для того, чтобы потом по телефону договориться. Это разве борьба? Это иллюзия, пародия на борьбу с коррупцией. Я не могу сказать, что идет борьба силовых ведомств. Идет непонимание казахстанских законов некоторыми ведомствами. Каждый толкует по-своему. И у них есть подзащитные, работающие в бизнесе, в чиновничьем аппарате. И начинаются столкновения. Пока в Казахстане они незначительны. Но если их не остановить и не приучить выполнять законы, то ситуация будет усугубляться. И коррупция будет проникать все глубже в общественность Казахстана.

ИА REGNUM Новости: Разве только коррупция тому причиной? Не существует жузовых противоречий? Межродовых?

От родовой системы мы уже отошли. Это было в первые 10 лет после приобретения суверенитета. Были жузовые, родовые деления. Сейчас их нет. Есть семейные кланы. Несколько семей объединяются, имеют общий бизнес. Друг друга приглашают в гости, детей женят. Весь казахстанский олигархат - сваты. И 10-15 влиятельных семей в будущем будут представлять опасность. Когда в 15 семьях сосредоточены 10 миллиардов долларов, то они любого могут купить. Мы и знать не будем. Я думаю, вероятность того, что я прав, 95%. Но есть 5% - мое право на ошибку.