ЕГЭ преследует две задачи, а нужно выбрать одну: Архангельский эксперт

Архангельск, 27 ноября 2009, 14:50 — REGNUM  На сегодняшний момент в России ЕГЭ применяется как единый инструмент для решения двух совершенно различных задач: итоговой аттестации и конкурсного отбора. Но эти две задачи являются очень разными и поэтому мешают друг другу, они мешают адекватно оценить итоги обучения школьника и точно ранжировать его по отношению к другим абитуриентам при поступлении в вуз. Об этом рассказал в ходе работы круглого стола по вопросам оценки качества образования, прошедшего в Поморском госуниверситете, директор информационно-вычислительного центра Поморского госуниверситета Александр Гильдебрант.

"В теории тестового контроля существует два подхода: нормативно-ориентированное тестирование и критериально-ориентированное тестирование. Чтобы понять, какое противоречие в ЕГЭ "зашито", необходимо посмотреть на эти два вида тестирования, - рассказал он. - Цель нормативно-ориентированного теста - это сравнение уровня подготовки испытуемых друг с другом. Этот подход отвечает задачам конкурсного отбора. И именно эту цель мы преследуем, отбирая студентов в вузы. А цель критериально-ориентированное тестирование - это ответ на вопрос "выполнена или не выполнена обязательная программа?". Это две совершенно разные задачи, и технологии, используемые для их решения, тоже разные".

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, он пояснил разницу между подходами: "При нормально-ориентированном тесте нам надо отобрать те моменты содержания, где активно работает разделение на "хуже-лучше". А при критериально-ориентированном мы должны отобрать те элементы содержания, которые являются стандартом при освоении образовательной программы. Описанные элементы - настолько разные, что при акцентировании внимания на одном аспекте автоматически ухудшаются показатели по другому аспекту. Это я могу утверждать на основе 7 лет работы в своей должности". Александр Гильдебрант привел пример. В 2005 году Рособрнадзор был завален жалобами от руководителей вузов технического профиля. В жалобах указывалось, что ЕГЭ по математике дал очень плохой дифференцирующий результат в верхней части шкалы. Высшая школа экономики, МИСИС и другие вузы говорили, что получилось слишком много хороших баллов по математике. В итоге вузы не могли дифференцировать выпускников, выбрать из них лучших, ибо устроить свои испытания им не позволяли. Технические вузы попросили сделать так, чтобы дифференцирующая сила ЕГЭ по математике в верхней части шкалы была сильнее. На следующий год Рособрнадзор дал поручение Институту педагогических измерений: "Сделайте, чтобы было сильнее!". И Институт говорит: "Как? Есть же спецификация, есть же стандарт!", но все-таки в нарушение собственных спецификаций включил в ЕГЭ большее количество сложных заданий. И в итоге в 2006 году в среднем по России было 22% двоек по математике. "Все радовались, что вскрыли наконец-то проблему! Оказывается, у нас в стране было низкое качество преподавания математики! Но не так на самом деле. Вовсе не это показал ЕГЭ, - рассказывал Гильдебрант. - Просто из-за слишком сложного теста мы получили несимметричный результат и его отнормировали. И чиновники по этой шкале определили волевым решением будущее количество двоек. Получается, что с одной стороны мы пытаемся составлять как при критериально-ориентированном тестировании, а шкалирование и интерпретацию результата потом центр тестирования производит в соответствии с классическим жанром нормативно-ориентированного тестирования. А так делать нежелательно".

По мнению директора информационного центра, реализовать одну из задач ЕГЭ у нас не получится до тех пор, пока "мы не плюнем на одну из задач". Сам Гильдебрант полагает, что можно немного сдать позиции в сфере итоговой аттестации выпускников. "Что такое аттестация? Она есть, но никаких последствий для выпускника школы она сама по себе не несет. А конкурсный отбор - это процедура со вполне понятными социальными последствиями как для каждого абитуриента, так и для вузов, и для страны в целом. Поэтому я бы хотел, чтобы меньший урон наносился конкурсному отбору".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.