Поправки в закон об ОСАГО: кто должен возмещать ущерб? Комментарии экспертов

Москва, 26 ноября 2009, 18:10 — REGNUM  Глобальный финансовый кризис не обошел стороной и страховой рынок. По данным издания Pravda.ru, в 2009 году с рынка ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) ушли 16 страховых компаний. В 2008 году - всего 7. Прошлогодние потери составили всего 2 процента совокупных сборов рынка, а нынешние - уже 3,26. Рост существенный.

Что же скрывается за формулировкой "уход с рынка"? Только то, что бремя обязательств, которое компании-банкроты сняли с себя перед страхователями, придется нести другим компаниям. Страхователь не виноват, что фирма, в которой он оформил полис, не выполнила своих обязательств. Возместить ущерб страхователя должен Российский Союз автостраховщиков (РСА). Именно из его средств производятся выплаты по проблемным страховым случаям. К таковым и относятся финансовые обязательства, не выполненные ушедшими в небытие компаниями. А также выплаты за вред, причиненный водителем без полиса ОСАГО или скрывшимся с места ДТП.

Собственно, в этом и заключается одна из задач РСА (созданного в 2003 году). В РФ должна была появиться организация, которая выступила бы координатором и регулятором на рынке ОСАГО. По Уставу РСА является некоммерческой организацией. То есть союз не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Но вполне может открывать счета в банках и создавать денежные фонды, средства из которых идут только на уставные цели. В настоящее время в РСА созданы два спецфонда, из которых осуществляются выплаты по долгам страховщиков ОСАГО.

Первый фонд - это резерв гарантий, второй - резерв текущих компенсационных выплат. Из первого оплачивают долги лишившихся лицензий страховщиков, из второго - вред, причиненный водителями без ОСАГО или уехавшими с места происшествия. Средства фонда формируются по-разному. От собранных при оформлении ОСАГО премий страховые компании отчисляют 2 процента в резерв гарантий, и 1 процент - в резерв текущих компенсационных выплат.

По состоянию на 1 ноября 2009 года в фонде гарантий средства уже заканчиваются. А в компенсационном фонде остается 6,6 миллиарда рублей. "Если все будет двигаться по текущему сценарию, когда РСА платит по 400 миллионов рублей из резерва гарантий за обанкротившиеся компании, то этого фонда хватит до конца первого квартала 2010 года" - заявил вице президент РСА Андрей Батуркин.

Согласно прогнозам РСА на 2010 год, в марте выплаты из гарантийных фондов могут достигнуть 5 млрд рублей, а к декабрю - вырасти до 9 млрд. Всего же на 1 сентября 2010 года в гарантийный фонд страховщики сдали 4,6 млрд рублей. "Подобный рост выплат нас, если честно, напрягает", - заявил А. Батуркин.

В Госдуму внесены поправки к закону об ОСАГО, которые позволят объединить резервные фонды. И тогда, если истощается фонд гарантий, можно будет использовать средства компенсационного фонда. Одновременно предлагается ограничить размер агентских комиссий страховщиков 10 процентами. Авторы поправок - депутаты Госдумы Владислав Резник и Ольга Онищенко. Но инициированы поправки руководством РСА.

В страховом сообществе нововведения встретили без энтузиазма. Ведь поправки, если они будут приняты, означают одно: увеличатся взносы компаний в фонды РСА. Между тем, цифры, которыми оперируют руководители РСА, если и верны, то лишь отчасти.

Средства страховых компаний поступают на счета РСА с 2003 года. И размещаются на банковских депозитах под проценты. В Сбербанке, ВТБ, Альфа-банке, МДМ-банке, Русь-банке и Газпромбанке. Если взять даже самый консервативный расчет: 5 процентов годовых (столько платит Сбербанк по свободным инвестиционным средствам, размещенным на депозитных вкладах), то прибыль РСА должна по идее составлять не один миллиард рублей в год. Где эти деньги? О них в РСА молчат. Предпочитая другое решение проблем - "подоить" автовладельцев и страховщиков. Ведь в конечном итоге, все эти нововведения обернутся тем, что страховщики будут вынуждены поднять тарифы на полисы ОСАГО. Обрадуются ли такому решению 60 миллионов автовладельцев?

"Повышение стоимости ОСАГО нельзя оправдать экономическими причинами, - считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Тарифы и так завышены. Слава Богу, не реализовалась идея с резким увеличением транспортного налога. Ведь протестующие могли выйти на улицы. Если сейчас поднимать цены на ОСАГО, реакция людей будет та же".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
31.03.17
Освоение Дальнего Востока: мирная Россия – и воинственный Запад
NB!
31.03.17
Ярмарки Казахстана времен империи: государство в государстве
NB!
31.03.17
Посла РФ встретили в МИДе Молдавии картой с «украинским» Крымом
NB!
31.03.17
Белоруссия бросается обвинениями, западные соседи негодуют
NB!
31.03.17
Кандидаты меняют партии. Цинизм или практичность?
NB!
31.03.17
Кто будет стабилизировать освобожденные от боевиков территории Сирии?
NB!
31.03.17
Реальность против Украины — 6:0
NB!
31.03.17
Как два генерала НАТО террористов обсуждали
NB!
31.03.17
Сирийская оппозиция не приемлет участия Башара Асада в будущем Сирии
NB!
31.03.17
До нас, с нами, после нас: вечный человек в литературе для детей и о детях
NB!
31.03.17
Прокуратура Южной Кореи арестовала экс-президента Пак Кын Хе
NB!
30.03.17
«Вокруг России возвели электронный железный занавес»
NB!
30.03.17
Берлин и НАТО: «Германия останется страной с ограниченным суверенитетом»
NB!
30.03.17
Донбасс за сутки: ВСУ выделит «Айдару» новые участки для мародерства
NB!
30.03.17
Россия—НАТО: «США заинтересованы лишь в диалоге всадника с лошадью»
NB!
30.03.17
США: Асад может не уходить
NB!
30.03.17
Работающие финны выстраиваются в очереди за бесплатной едой
NB!
30.03.17
«Нефтегазовый спор могут разрешить теперь только лично Путин и Лукашенко»
NB!
30.03.17
The Telegraph: «Путин начинает освоение Арктики с установки систем ПВО»
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?