Вугар Сеидов: Новая война в Карабахе - лотерея с одинаковыми шансами для обеих сторон

Баку, 26 ноября 2009, 08:22 — REGNUM  

Один из постоянных авторов ИА REGNUM Виктор Якубян, рецензируя статью автора этих строк от 24 ноября, постарался убедить читательскую аудиторию в содержащихся в четырёх резолюциях Совета Безопасности ООН по армяно-азербайджанскому конфликту призывах к Азербайджану (внимание: к Азербайджану, а не Армении) "прекратить военную авантюру". Подобная оригинальная интерпретация недвусмысленно составленных и строго выверенных международных документов приводит оппонента к не менее оригинальному заключению: "Баку упорно игнорировал требования высшей международной инстанции, наращивая давление, взамен же армянская сторона перекидывала линию фронта всё дальше вглубь Азербайджана. Потеря Азербайджаном своих территорий вокруг Нагорного Карабаха есть прямой результат игнорирования резолюций Совбеза именно со стороны Баку. Потеря районов Азербайджаном есть не результат оккупационных планов Армении, а итог непродуманной военной авантюры Азербайджана", - старается убедить читателей Якубян.

Нет необходимости в дискуссии на очевидные темы. Как историк, я привык работать с первоисточниками и самостоятельно делать выводы (к чему призываю также читателей), а не полагаться на вольные интерпретации международных документов со стороны других людей, пусть даже участвовавших в те годы в посреднических миссиях в качестве сопредседателя от РФ. Первоисточники сии, благо, имеются в открытом доступе на разных языках, и аудитория вполне в состоянии самостоятельно ознакомиться с четырьмя резолюциями СБ ООН и без помощи со стороны уяснить для себя, к кому всё-таки адресован призыв к выводу оккупационных сил - Армении или Азербайджану:

http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res822.htm

http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res853.htm

http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res874.htm

http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res884.htm

В этой связи необходимо отметить, что резолюции СБ ООН явились крупным успехом молодой азербайджанской дипломатии, которая провела трудную и кропотливую работу по их принятию, несмотря на ожесточённое закулисное сопротивление со стороны представительства Армении и контрлоббирование симпатизирующих ей групп в ООН. Теперь же, по Якубяну, выясняется, что оказывается, азербайджанские дипломаты работали над принятием резолюций, "красной нитью" призывающих их же родное государство "прекратить военную авантюру". Впрочем, нет смысла продолжать - ссылки на резолюции приведены выше. Имеющий глаза - да прочтёт.

Заодно не мешало бы читателям (да и оппоненту тоже) внимательно ознакомиться с текстами резолюций других международных организаций и постараться самостоятельно, без помощи извне и посторонней вольной интерпретации определить для себя, кого касается та самая "красная нить":

Резолюция 1416 (2005) ПАСЕ: http://www.coe.int/T/r/parliamentary_assembly/%5Brussian_documents%5D/%5B2005%5D/%5BJan2005%5D/Res1416_rus.asp

Резолюция A/RES/62/243 Генеральной Ассамблеи ООН (2008): http://www.azembassy.ro/rus/news/press_releases/N0747837.pdf

Символична также ссылка Якубяна на Владимира Казимирова, также грешащего оригинальной интерпретацией составленных на предельно однозначном юридическом языке документов. В частности, в интервью агентству АрмИнфо от 22 октября 2007 года бывший сопредседатель МГ ОБСЕ от РФ сказал: "Согласно статье 9 своей Конституции Азербайджанская Республика отвергает войну как способ решения международных конфликтов. Осмелится ли [президент Ильхам Алиев] изменить или нарушить отцовскую конституцию - посмотрим". Российский дипломат даёт интервью и не удосуживается предварительно прочитать внимательно какие-то 2-3 строчки из документа, о котором говорит. Между тем, статья девятая Конституции Азербайджана звучит дословно так: "Азербайджанская Республика с целью обеспечения своей безопасности и обороны создает Вооруженные Силы и другие вооруженные формирования. Азербайджанская Республика отвергает войну как средство посягательства на независимость других государств и как способ решения международных конфликтов". Либо Казимиров просто пожалел две минуты своего времени, чтобы ознакомиться с тем, на что ссылается в своём интервью, либо же из его слов следует так понимать, что он уже причислил Нагорный Карабах к числу суверенных государств, на независимость которых, дескать, Азербайджан согласно своей конституции не имеет право покушаться. Нет смысла комментировать! Наверное, прежде чем давать интервью, имеет смысл обратиться к толковому словарю Даля или Ожегова, чтобы уяснить разницу между русскими словами "оборона" и "нападение". А на досуге ознакомиться со статьёй 4 Конституции своей собственной страны, которая также обязывает её обеспечивать целостность и неприкосновенность территории РФ, и поразмышлять на тему соответствия данной статьи целям и задачам второй чеченской войны.

В общем, спелись, чай вдвоём.

Далее Якубян пишет об операционных возможностях "карабахских хлопцев" и упоминает про "карабахскую сторону". Можно, конечно, бесконечно спорить на тему, есть ли на Марсе вода. Возможно и есть, не берёмся утверждать или опровергать. Но вот чего действительно нет на нашей грешной планете, так это "карабахской стороны" с её "карабахской армией"! Всё это, извините, профанация, плод пропаганды, имеющей, впрочем, свои вполне объяснимые тактические цели (это тема отдельного разговора)! Есть вооружённые силы Азербайджана и вооружённые силы Армении. Всё! И не надо спорить на эту тему, because it insults my intelligence (Michael Corleone). В случае войны, бои будут протекать между ними. Большей частью на международно признанной территории Азербайджана. Всё остальное - а именно, "армия обороны Нагорного Карабаха", возможный "межгосударственный договор о взаимопомощи" и т.д. - имитация невовлечённости Армении в конфликт, её целомудренности и "а-я-тут-непричём"-ности. Конечно, в самой Армении вправе называть, делить и классифицировать свою армию, как хотят - дело хозяйское. Но в любом случае в Азербайджане готовятся к войне с единой армией Армении со всеми её карабахскими и некарабахскими подразделениями.

"Суть вопроса сегодня состоит в том, что армяне могут вернуть эти районы Азербайджану только лишь под серьёзные международные гарантии безопасности самого Нагорного Карабаха и его населения. То есть, армянская сторона готова выполнить свою часть обязательств, зафиксированных резолюциями Совбеза, но лишь в том случае, если у Азербайджана не будет больше никакой возможности нарушить свою часть обязательств, то есть вновь встать на тропу войны, используя стратегическое положение возвращаемых районов", - считает Якубян.

Суть вопроса, коллега, состоит не в гарантиях безопасности населения Нагорного Карабаха, а несколько в другом, в самой "малости" - территориальной принадлежности Нагорного Карабаха! То есть именно в том, с чего и начинался конфликт. Это уже потом "территориальная" суть была отодвинута (по совету Г.Старовойтовой и А.Сахарова) на второй план, а на первый был выдвинут тезис о "праве нации на самоопределении", не имеющий, впрочем, к Карабаху никакой применимости. Если бы всё было так, как полагает Якубян, то конфликта сегодня не было бы, так как Баку неоднократно на самом высоком уровне заявлял как о предоставлении собственных гарантий безопасности населения Нагорного Карабаха, так и о согласии на подкреплениe этих заверений международными гарантиями вплоть до размещения миротворцев. Армянству же нужны не мнимые гарантии, а сугубо территория. Тезисы о "гарантиях безопасности", "чувстве незащищённости", "угрозе истребления" используются для достижения главной цели - приобретении территории, расширении жизненного пространства. Если Ереван поставить перед простейшим выбором - процветающая жизнь в составе Азербайджана с международными гарантиями безопасности или же нищая жизнь в независимом и непризнанном Нагорном Карабахе без каких бы то ни было гарантий безопасности и с постоянной угрозой войны - не сомневаюсь, он выберет второе. Армении нужна территория, даже если придётся пожертвовать жизнью карабахцев.

Так что, сожалею, не согласен с Якубяном. Поэтому неудивительно, что, как он пишет, "азербайджанское руководство перманентно озвучивает угрозы вернуть Карабах в свой состав силовым путём". Как же, батенька, не угрожать-то, когда отвергаются все предложения о самом высоком статусе, гарантиях безопасности, а сутью конфликта по-прежнему остаётся всё та же "территория"?! Если я неправ, то пусть карабахские армяне заявят во всеуслышанье: "Мы хотим жить достойно на земле своих предков, в условиях физической безопасности, гражданского равенства и экономического процветания, и нам абсолютно всё равно, в составе какого государства". И тогда - уверяю вас - конфликт будет моментально решён. Но ведь не заявят они этого! Армянству нужна территория. А там, где территория, там, извините, война, какой бы отвратительной она ни была!

А на войне, как на войне. Гарантий на выигрыш, действительно, нет ни у одной лотереи. И если это утверждение - правда, то оно, как палка на двух концах, относится и к армянской стороне. Разве не так? Поэтому шансы на достижение азербайджанской армией Лачина и занятие "файно" знающими своё нехитрое дело "карабахскими хлопчиками" Мингечевирской ГЭС, как ни крути, одинаковые. Как одинаковы шансы переноса партизанской войны как собственно на территорию Азербайджана, о чём пишет Якубян, так и на улицы Еревана, что, опять же, вытекает из теории об отсутствии гарантий на выигрыш у любой лотереи. Ведь не предполагали же армянские военные в 1990-м году, что обстрел реактивными снарядами покроет окраины Арташата, откуда до Еревана рукой подать. Забыли?

А что до признания Арменией Нагорного Карабаха как "независимого государства" в случае возобновления военных действий, неофициально Ереван давно признал эту область... нет, не как независимое государство, а как часть Армении. В Карабахе в хождении драм, экономика включена в бюджет Армении, заграницу карабахские армяне ездят по армянским загранпаспортам, и многое другое. Так что изменят ли что-нибудь на реальном поле сражения бумажные формальности - вопрос риторический.

Кстати, о резолюциях СБ ООН. С каждым их принятием Армения успешно их игнорировала и продолжала своё дело на поле боя. Чуть более 70 лет до этого новообразованное правительство Ататюрка успешно "чихнула" на план союзников по послевоенному разделу Турции и, на удивление всему миру, начало освободительную войну одновременно на 6 фронтах - против Англии, Франции, Италии, Армении, Греции и собственного султана. Результат - Лозанский и Карсский договоры вместо Севрского. Как показывает история, вопрос не в принятых резолюциях и признаниях, а в практическом принуждении адресата к их выполнению. Как в случае с Кувейтом и бывшей Югославии. В условиях отсутствия механизма принуждения цена международно-дипломатических решений падает ниже цены бумаги, на которой они написаны. Кто кого будет принуждать в случае возобновления войны в Карабахе - неизвестно. А вот убавит ли решимости у Азербайджана череда гипотетический признаний Нагорного Карабаха - очень хорошо известно. Ответ - ничуть! Поэтому, пусть Ереван либо сегодня же признает "НКР", либо же перестанет, наконец, "шантажировать" Баку тем, что не имеет абсолютно никакого практического значения. Особенно на поле боя.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.