Станислав Тарасов: Москва должна иметь "Дорожную карту" по карабахскому урегулированию

Баку, 25 ноября 2009, 16:00 — REGNUM  

В Ульяновске президенты России и Азербайджана Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев обсудили ход переговорного процесса по карабахскому урегулированию. По словам пресс-секретаря главы российского государства Натальи Тимаковой, "Ильхам Алиев подробно проинформировал Дмитрия Медведева об итогах очередного раунда его переговоров с президентом Армении Сержем Саргсяном с участием представителей Минской группы". Пресс-секретарь Дмитрия Медведева также отметила, что президент России "приветствовал позитивное движение переговорного процесса и заверил коллегу в том, что Москва и дальше будет прилагать все необходимые усилия для достижения урегулирования нагорно-карабахского конфликта".

Правда, никому не ведомо, в чем именно Дмитрий Медведев усматривает главный смысл обозначенного "позитивного переговорного процесса". Но выбор вариантов решений по Карабаху все же небольшой Например, бакинский политолог Эльдар Намазов считает, что "в Баку ждут от России оказания большего влияния на Армению в плане достижения тех компромиссов, которые предлагает Минская группа ОБСЕ". Если учесть, что основополагающими базовыми принципами переговоров являются Мадридские принципы - освобождение азербайджанских районов и проведение референдума в Карабахе - то отказ любой стороны от обозначенных позиций означал бы срыв переговоров. Раз они продолжаются, значит речь идет о некоторых "деталях", но в рамках предложенной формулы. Во всяком случае, на это намекают конфликтующие стороны. Именно в таком контексте логично звучат слова официального представителя МИД Азербайджана Эльхана Полухова: "В ходе мюнхенской встречи зарегистрирован прогресс, точки зрения 2-х стран по ряду вопросов сблизились, и стороны в процессе по урегулированию продвинулись вперед".Точно также вписывается в контекст и заявление сопредседателя от Франции в минской группе ОБСЕ Бернара Фасье, сделанное после встречи Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Мюнхене: "Дискуссия привела к тому, что президенты и мы нащупали проблемы, которые до сих пор нуждаются в решении. Однако важно, что мы получили инструкции по решению этих проблем".

Аналогично звучат и слова главы кремлевской администрации Сергея Нарышкина, который после встречи в Баку с Ильхамом Алиевым заявил, что "по мнению азербайджанского лидера, на мюнхенской встрече было достигнуто определенное продвижение, определенный оптимизм имеется, однако большую часть пути еще нужно будет пройти".

Тогда что же конкретно обсуждали в Ульяновске Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев? Похоже, что Баку пытается подтолкнуть Москву к выработке собственной позиции по карабахскому урегулированию. Фактом является то, что Россия не дезавуировала свои заявления относительно сохранения территориальной целостности Азербайджана. В то же время она через своего сопредседателя в минской группе ОБСЕ, а затем и саммите "восьмерки" в Италии поддержала новые Мадридские принципы. Поэтому единственный ресурс, имеющийся в ее распоряжении для того, чтобы повлиять на ход событий, это - попытка модернизировать эти принципы. Но сие означало бы не только развал Минской группы ОБСЕ, но и затруднило бы в будущем налаживание переговорного процесса по карабахскому урегулированию в любом ином международном формате. Идти на такой риск Москва способна только в том случае, если она имеет в своем распоряжении не только собственную "Дорожную карту" урегулирования, но и гарантии того, что ее примут конфликтующие стороны.

Причем первым этапом на этом пути могло бы стать согласие Армении освободить азербайджанские районы без определения будущего статуса Карабаха. Эту проблему можно было бы решать уже на втором этапе при качественно иных политических условиях: отказа сторон от информационной войны, налаживания торгово-экономического сотрудничества вплоть до подключения Армении к известным региональным энергетическим проектам. Кстати, некоторые контуры "Дорожной карты" налицо: готовность Армении вывести свои войска с азербайджанских районов. Но не более того.

Однако попытки сторон " упаковать" Карабах в ворох сопредельных проблем - армяно-турецкое урегулирование, определение статуса Карабаха - мешает всем. Плюс к этому целый комплекс проблем геополитического характера, который напрямую связан с развалом Советского Союза. Фактом является то, что Баку и Ереван по разным причинам и с разными целями ввели в "карабахское уравнение" внешних игроков, что и затрудняет осуществление возможной российской "Дорожной карты". Более того, то разыгрывание российской карты в интересах налаживания отношений с Западом, то видимая сдача позиций того же Запада для наведения мостов с Москвой создали в Закавказье дополнительные сложнейшие узлы, распутать которые не просто. В итоге на переговорном процессе по Карабаху при посреднических усилиях Минской группы ОБСЕ идет откровенный торг, когда стороны, как перчатки, меняют свои переговорные позиции.

Например, когда азербайджанская сторона намекнула на необходимость модернизации Мадридских принципов, то в Ереване стали раздаваться голоса. что Азербайджан, как проигравшая войну сторона, должен просто оформить "капитуляцию". Как, например, заявил лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян, "обсуждение вопроса о возврате освобожденных территорий - это уже прокол". Кроме того, по его же словам, когда речь заходит о беженцах, то говорят только об азербайджанцах: "Беженцы - это армяне, которые действительно вынуждены были бежать из Баку, Сумгаита и других населенных пунктов". То есть Азербайджану преподносят целый букет новых претензий, которые могут изменить существующую версию карабахского урегулирования.

Что же касается "возникших трудностей" на переговорах в Мюнхене между Ильхамом Алиевым и Сержем Саргяном, то, по сообщениям турецкой печати, Баку использовал "домашнюю заготовку", вводя в проект якобы готовящегося рамочного договора необходимость вывода из Кельбаджара армянских войск, что ранее не предусматривалось. Если это так, то тактика Баку направлена если не на "замораживание" переговорного процесса, то на создание таких тупиковых зон, которые позволили бы выиграть время. В то же время Баку острее сейчас стал ощущать ограниченность имеющихся в его распоряжении политико-дипломатических, да и временных ресурсов, что и послужило одной из причин в необходимости проведения очередных консультаций с Москвой.

Но Москву надо не вербовать на свою сторону, а создавать для нее условия, чтобы она получила больше вариантов для политико-дипломатического маневрирования и выработки такой позиции, которая устраивала бы Азербайджан и Армению. Ведь гости приходят и имеют обыкновение уходить, а соседи остаются.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.