Конфликт президента и Верховного совета: "Президент наверняка твёрдо решил покончить с "обновленческим" большинством". Геополитика: "Дружественное руководство Молдавии облегчает Румынии задачу проникновения на украинские территории". Приднестровское урегулирование: "Курируя экономическую блокаду Приднестровья, ЕС оказался основным действующим лицом в нарушении прав человека в ПМР". Образование и ЕГЭ: "Вперёд, по пути дебилизации?"

Конфликт президента и Верховного совета: "Президент наверняка твёрдо решил покончить с "обновленческим" большинством"

В среду 18 ноября парламентарии рассмотрели инициативу президента Игоря Смирнова о проведении республиканского референдума по принятию новой конституции страны, сообщает Первый республиканский телеканал. Проект конституции рассматривался в комитетах Верховного совета по правоохранительным органам и законодательству. Именно руководители этих комитетов и сделали свое заключение на проект Основного закона страны на пленарном заседании, на которое были приглашены и политические партии, и политические движения, и руководители исполнительных органов власти, главы местных администраций и даже представители международных организаций. Дебаты, как и ожидалось, были жаркими, и в отличие от предшествующих деклараций депутатов Верховного совета - поправки, наконец, ими предлагались уместные. Несмотря на то, что депутаты были представлены в конституционной комиссии, там их конструктивных предложений озвучено не было - был протест против самого факта принятия новой конституции. На сессии, когда вопрос встал ребром - объявлять референдум или нет - депутаты все-таки согласились, что изменять конституцию необходимо, и свои конструктивные мнения озвучили президенту и всем остальным представителям органов власти.

Президент согласился с желанием парламента еще поработать над проектом конституции и учесть предложения депутатов. И, несмотря на острую дискуссию, глава государства, выполняя свою функцию, умерил пыл представителей депутатского корпуса и поддержал идею создания согласительной комиссии. Конституционной реформе - быть; после продолжительных дискуссий и обсуждений на всех уровнях представители законодательной и исполнительной ветвей власти сошлись во мнении, что изменения конституции необходимы. И правовые основания имеются - референдум 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум, на котором более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости). Тогда абсолютное большинство высказалось за сближение с Россией, поэтому и конституцию решили гармонизировать с российской, заключает телеканал.

18 ноября противоречия между президентом и Верховным советом вылились в открытую полемику, после которой правым кишинёвским политикам будет трудно утверждать, что в ПМР отсутствует демократия, пишет "Новая газета". Парламент сохранил определённый баланс полномочий между ветвями власти. И это - без сожжённых дворцов, разгонов, импичментов и т.д. Таков первый вывод после отклонения идей президента о полном переформатировании системы власти. Но куда интереснее подспудные последствия случившегося. Президент ПМР, сманеврировав, сохранил себе свободу рук. Он сохраняет огромные полномочия. У него - кабинет министров без премьера. Он - назначает и снимает министров, глав администраций. Рядом с ним - вице-президент, с атаки на которого началось противостояние ветвей власти. Строго говоря, не решив задачу усиления своих полномочий, он ничего не потерял в уже имеющихся.

Стратегически президент вечером 18 ноября остался с согласием парламента, что новая конституция всё-таки нужна. Но предлог-то как был, так и остаётся порочным - это пресловутая "гармонизация" основных законов ПМР и РФ. Это превращается в какую-то языческую молитву, когда практическая польза не просматривается. И шаманят здесь одновременно и президент, и парламент. Ну, скажите, какое имеет значение то, что, как пишут у нас, "нынешняя конституция ПМР больше напоминает конституцию США" с постом вице-президента? Главное - работает она или нет? Выполняется или игнорируется?

Россия нас не признает в обозримой перспективе и в свой состав не включит, продолжает "Новая газета". Да и какой в этом был бы смысл? Мы не можем свои вопросы решить, стали страной-банкротом, а тут ещё и российские проблемы добавились бы (с Чечнёй, Дагестаном и т.д.). Больше пользы мы принесли бы российским союзникам в качестве экономически состоявшегося, демократического государства. Поэтому Верховный совет мог бы набраться смелости и признать, что референдум 17 сентября 2006 года был бесполезным актом манипуляции общественным мнением с сугубо сиюминутной целью - обеспечить Игорю Смирнову переизбрание на президентских выборах 10 декабря того же года на пророссийской волне. Но признать это - значит разделить с президентом ответственность за коллективный обман населения республики. Вот и приходится ветвям власти продолжать этот спектакль со ссылками на "народное волеизъявление". А в этом спектакле на будущее у президента имеются немалые резервы. Если брать за основу конституцию России, то глава государства как минимум слабее не станет. Что ему и требуется. Да и основой для работы над новой конституцией всё равно остаётся президентский проект. Другого просто нет. Не написан.

18 ноября он потребовал себе 100% желаемой власти, пишет "Новая газета". Ему не дали. Ну, и ладно. Схема проста: зато в следующий раз 50-60% можно запросто получить. Тем более, что внешняя ситуация остаётся в целом для него благоприятной: после начала политического бардака в Молдавии нормальному человеку и в голову не придёт требовать в ПМР парламентской республики. Украина тоже не играет на его оппонентов.

Вероятно, пост премьер-министра будет пробивать сам президент, потому что сейчас для его команды очень важно найти "стрелочника", на которого можно будет переложить ответственность за банкротство республики. Позитив событий 18 ноября в том, что депутаты перестали надеяться только на доброго барина из Москвы. Они сами пошли в бой, и некоторые даже потребовали отставки главы государства. В общем, они сказали многое из того, что реальная оппозиция говорит каждый день, начиная с середины 1990-х годов. Так что тут нашего полку прибыло!

Согласительная комиссия из трёх ветвей власти будет создана до 23 декабря, продолжает "Новая газета". А там - бесконечные праздники, пьянки-гулянки и т.д. Заработает она не раньше февраля. В марте - местные выборы. Далее - пару месяцев до лета, которое сильно своими отпусками. Так что возможно перед нами - реальный компромисс. Его суть: конституция всё-таки изменится, но во второй половине 2010 года, когда полный срок депутатства нынешнего Верховного совета завершится. Это время каждая из сторон посвятит укреплению своих позиций перед новыми парламентскими выборами. Противоречия после 18 ноября ведь остались. Президент наверняка твёрдо решил покончить с "обновленческим" большинством, а "Обновление" хочет сохранить нынешнюю выборную систему, при которой можно было бы пустить в ход систему пайков и подарков в одномандатных округах. За это сохранение президент может потребовать не мешать ему идти на пятый срок в 2011 году.

Интересный нюанс: СМИ вечером 18-го сообщили, что как только между ветвями власти замаячил компромисс, требования отставки президента утихли. С трибуны зазвучали депутатские призывы не обнародовать больше наиболее острые высказывания в его адрес, а сам он превратился из кандидата на импичмент в "безусловного лидера", которого, оказывается, "спасают" с помощью отклонения его же проекта. И тут он уже, как представляется, нужен Москве, которая "опускает" таким образом Кишинёв с его правой прорумынской властью. Смирнов с его твёрдой позицией по военному присутствию РФ, нежеланию возобновлять переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) может позволить открыто и без дипломатии сказать то, что в Москве сказать не могут без риска ухудшить отношения с Западом. В итоге можно высказать прогноз: президент попытается свести новую конституцию к действительно российской модели, когда ключевые полномочия будут у него, рядом окажется лояльный ему премьер (возможно, Александр Королев), парламент (неважно, двухпалатный или однопалатный) будет состоять из социал-патриотического большинства вместо нынешнего "обновленческого", а в целом у законодателей всё равно будет немного реальной власти. Как у российской Думы. Если и впрямь гармонизировать законы ПМР и РФ, другим это завершиться не может, заключает издание.

Газета "Профсоюзные вести" публикует комментарий директора Бюро политических исследований и информационных технологий "Медиатор" Сергея Широкова о противостоянии президента и Верховного совета Приднестровья вокруг проекта новой конституции. Кто же все-таки победил в противостоянии исполнительной и законодательной власти? - задаётся вопросом Широков. Думается, что победил все-таки разум. Очевидно, что продолжение жесткой конфронтации между президентом и Верховным советом, заставило бы оппонентов искать общественную поддержку и мобилизовывать своих сторонников, что спровоцировало бы раскол в обществе и угрожало бы вывести ситуацию за рамки правового и конституционного поля.

Так уж сложилось в постсоветской политической культуре, что от борьбы за власть между политиками, проигрывают не только они, а общество в целом, продолжает аналитик. В нашем случае, начиная с апреля по ноябрь, все это время и силы государства были потрачены не на эффективную борьбу с экономическим кризисом, не на наполнение "пустого" бюджета 2009 и уже очевидно такого же "пустого" 2010, а на противостояние между исполнительной и законодательной властью. Остается надеяться, что все политики извлекут должные уроки из сложившейся ситуации и вспомнят об ответственности перед обществом, которое наделило их не "мандатом" на борьбу за власть, а на должное и эффективное исполнение вполне конкретных функций и обязательств. Между тем, данное политическое противостояние вскрыло давно назревшую проблему. Приднестровью срочно необходима не "декларативно-декоративная", а глубокая, комплексная, системная "перезагрузка". Это касается и отношений между ветвями власти, и системы государственного управления, и отношений между обществом и государством. Фактически нужен полноценный и долгосрочный общественный договор. Очевидно, что без "перезагрузки" системы, без модернизации государственной машины, невозможно будет построить современное эффективное государство, отвечающее требованиям нового времени. В ином случае Приднестровье окажется на обочине мировых процессов и пополнит список "несостоявшихся" стран, делает вывод эксперт.

Справка ИА REGNUM Новости: Принятая в 1995 году на референдуме голосами более 80% избирателей первая конституция ПМР устанавливала парламентско-президентскую форму правления. В 2000 году по инициативе президента без проведения референдума в конституцию были внесены изменения, которые превратили Приднестровье в президентскую республику. Полномочия парламента были урезаны и сокращены. 15 апреля 2009 года Верховный совет ПМР принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. В результате, разработкой проекта нового Основного закона республики занялась Комиссия по развитию и совершенствованию конституции ПМР, созданная при президенте ПМР. Деятельность президентской комиссии неоднократно подвергалась критике со стороны приднестровских политиков и СМИ за попытку "перекроить" новую конституцию в пользу еще большего увеличения полномочий президента. Противники инициативы Игоря Смирнова указывали на риск установления в ПМР жёсткого авторитарного президентского режима, окончательную международную изоляцию и, как следствие потерю Приднестровьем своей независимости. Критическое заключение по проекту президентского документа вынесли и ряд ведущих российских учёных в области конституционного законодательства, а также депутаты Госдумы России. Президент Смирнов и его сторонники объясняли необходимость принятия новой конституции сложными условиями непризнанности, в которых функционирует Приднестровье. 18 ноября 2009 года состоялось рассмотрение президентского законопроекта на сессии Верховного совета ПМР, в ходе которой председатель Республиканской партии "Обновление" Евгений Шевчук и спикер первых трёх созывов приднестровского парламента Григорий Маракуца призвали Игоря Смирнова сложить с себя президентские полномочия. По итогам 5-часового обсуждения в ВС депутаты отклонили президентскую инициативу о проведении конституционного референдума и предложили создать новую комиссию с участием представителей исполнительных и законодательных органов власти, которая займётся созданием согласованного проекта Основного закона, либо разработкой поправок в раздел III "Основы государственного управления" действующей конституции ПМР.

Геополитика: "Вхождение ПМР в состав унитарной Молдавии заставит румыноунионистов обратить взоры в сторону украинских земель"

Как показывает анализ событий последних месяцев, украинское государство всё больше погружается в обстановку борьбы за власть между лидерами ведущих политических сил, пишет "Новая газета". Тем не менее, дипломатическая активность Киева возрастает, что ставит перед Тирасполем задачу максимального учёта украинского фактора в политике ПМР. Очевидно, что Киев остаётся постоянной величиной в ситуации вокруг ПМР в силу того, что распад Украины, о чём говорили некоторые радикальные деятели ряда стран, не состоялся, и ожидать этого в ближайшее время было бы неверно. Можно вести речь о пониженной активности внешней политики Украины, ослабленной внутренними противоречиями. Однако следует видеть, что в 2009 году произошло своеобразное распределение обязанностей между первыми лицами страны: внешней политикой ведает президент, а внешнеэкономическими связями - премьер-министр Украины. Влияние Верховной рады, являющейся мощным фактором во внутренних делах, за пределами Украины представляется весьма ограниченным. Это распределение повысило активность Киева.

Что касается ПМР, то интересы Киева здесь олицетворяют, во-первых, министерство иностранных дел Украины и, во-вторых, Совет национальной безопасности и обороны (СНБОУ), продолжает "Новая газета". МИД влияет через посольство в Кишинёве и через специального представителя по вопросу приднестровского урегулирования, вице-министра Виктора Крыжановского. СНБОУ сделал это на самом высоком уровне: недавно Молдавию и ПМР с визитом посетила секретарь Совета Раиса Богатырева. В какой-то мере можно говорить о координации шагов и стратегии в целом между МИД и СНБОУ, так как посол Украины в Молдавии Сергей Пирожков до приезда в Кишинёв занимал должность заместителя секретаря СНБОУ. следовательно, ему знакома кухня выработки и принятия решений как во внешнеполитическом ведомстве, так и на прежнем месте работы. Явно благожелательная позиция Пирожкова в отношении ПМР (его заявление в бытность замсекретаря СНБОУ об отсутствии производства оружия на приднестровских заводах) создаёт для Тирасполя благоприятные возможности активизации и улучшения приднестровско-украинских отношений.

Роль ПМР как сдерживающего фактора в отношении румынской экспансии, создающей реальную угрозу для Украины, в последние месяцы заметно возросла, пишет "Новая газета". Сближение Кишинёва и Бухареста создаёт для Украины ряд угроз. Первая. Правое руководство Молдавии (прежде всего в лице и.о. президента, спикера парламента Михаила Гимпу) создаёт дружественный Бухаресту тыл на Востоке. Это облегчает Румынии задачу проникновения в Южную Бессарабию, Северную Буковину и на Украинский Черноморский шельф. Следует ожидать, что прорумынская унионистская пропаганда на украинские территории будет осуществляться не только из Румынии, но и из Молдавии. Вторая. Молдавское руководство может встать на позицию единой румынской идентичности латинского населения Молдавии, Румынии, Южной Бессарабии, Северной Буковины и даже Приднестровья. Это, несомненно, придаст новый импульс прорумынскому движению на территориях Украины и усилит румынскую паспортизацию молдавского и румынского населения Украины. Третья. Румыния усилит поддержку официального Кишинёва в вопросах урегулирования приднестровского конфликта. Цель: не допустить федерализации (конфедерализации) бывшей Молдавской ССР. Бухарест опасается, что в случае компромисса Кишинёва и Тирасполя сильный статус ПМР мог бы удержать Молдавию от крена в сторону Румынии. В свою очередь, вхождение ПМР в состав унитарной Молдавии усилило бы позиции унионистов по обе стороны Прута и заставило бы их, окрылённых успехами, обратить взоры уже в сторону указанных выше украинских земель. Таким образом, роль ПМР как противовеса румынской опасности для Украины объективно повышается. Но возможности приднестровской дипломатии, как это ни парадоксально звучит, снижаются по вине самого Тирасполя.

По состоянию на осень 2009 года Киев продолжает рассматривать ПМР как плацдарм российского влияния на юго-западе бывшего СССР и как участника внутриполитической борьбы в самой Украине, продолжает "Новая газета". Это вызывает у украинской стороны опасения и настороженность. Последние заявления высших представителей исполнительной власти Тирасполя о готовности ПМР войти в состав России на правах региона следует расценивать как крайне непродуманные и нанесшие огромный ущерб позициям ПМР в отношениях с Украиной (2 октября на пресс-конференции в тирасполе президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что Приднестровье готово к вхождению с состав России на правах региона. Позже данное высказывание подтвердил министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак - прим. ИА REGNUM Новости). Более того, ссылки при этом на итоги референдума 17 сентября 2006 года, допущенные президентом ПМР Игорем Смирновым, выглядят абсолютно несерьёзными даже в самой Москве, поскольку ясно, что ни признавать Приднестровье, ни включать его в свой состав Россия не собирается. Да и без общей границы ПМР-РФ технически это сделать практически невозможно. Реагируя на эти конъюнктурные заявления лидеров ПМР, Украина подтвердила желание вести переговоры только в формате "5+2", подтвердила установленный в 2006 году на границе с ПМР режим, а также не продлила некоторое время назад разрешения на работу для приднестровских автоперевозчиков.

После этого Тирасполь совершил новые ошибки. По государственному "Первому республиканскому" телеканалу в связи с визитом в ПМР Раисы Богатырёвой прошли высказывания, что этот визит исходит от команды президента Виктора Ющенко, который, скорее всего, не останется на своём посту после выборов 17 января 2010 года. Недвусмысленно прозвучали мотивы невозможности возврата к плану Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта. Наконец, не прекращена полемика вокруг памятника гетману Ивану Мазепе. Учитывая неоднозначное отношение к данной фигуре в самой Украине, было бы рациональнее предоставить право спора жителям Украины, не раздражая ни одну из тамошних политических сил. Власти ПМР могли бы инициировать тайные или явные переговоры Москвы, Киева и Тирасполя для того, чтобы снять накал страстей вокруг памятника Мазепе. Тем более что Киев сделал компромиссный ход: профинансировал установление памятника в Бендерах российскому полководцу Михаилу Кутузову.

К числу реальных интересов Украины в ПМР можно отнести следующие, пишет "Новая газета". Первый. Учёт потребностей украинского бизнеса в ПМР наряду с российским. В какой-то мере позиции предпринимателей Украины сильны. Но это относится, прежде всего, к ввозу в ПМР товаров, преимущественно - продовольственных. А участие в приватизации практически не просматривается или просматривается в недостаточном с точки зрения Киева объёме. Второй. Сохранение Тирасполем определённого политического баланса между Россией и Украиной. Попытка на деле реализовать декларации о вхождении ПМР в состав РФ превратят Украину в недоброжелательно настроенное государство со всеми вытекающими последствиями (ужесточение таможенно-пограничного режима, увеличение полномочий миссии EUBAM, возможный запрет въезда на Украину автотранспорта с приднестровскими номерами, резкое сближение с Молдавией и, возможно даже, с Румынией и т.д.). Третий. Повышение роли украинского языка в ПМР и большее присутствие украинской системы образования, а также государственная поддержка общественных организаций местных украинцев. Очевидно, что Киев хочет паритета между приднестровскими русской и украинской общинами, но реальных возможностей Киева для обеспечения такого паритета пока недостаточно. Четвёртый. Киев заинтересован в обсуждении модели урегулирования конфликта на Днестре в границах бывшей МССР потому, что это позволяет избежать постановки вопроса о вхождении ПМР в состав Украины. Такая постановка вопроса, во-первых, поссорила бы Украину с ЕС; во-вторых, потребовала бы включить в состав Украины расположенные на Правобережье территории ПМР, включая Бендеры. А эти территории никогда в составе Украины не находились. Пятый. Сохранение режима наибольшего благоприятствования в торговле с Украиной со стороны ПМР.

Если подходить реально, при условии невмешательства Тирасполя во внутриполитическую борьбу на Украине, интересы ПМР на этом направлении могут быть следующие. Первый. Обеспечение антиунитаристской позиции Киева в вопросе урегулирования конфликта. Второй. Обеспечение как минимум благожелательной позиции Украины по отношению к ПМР в Объединённой контрольной комиссии. Третий. Добиться со временем режима наибольшего благоприятствования в торговле с ПМР со стороны Украины. Четвёртый. В случае чрезмерного сближения Молдавии с Румынией, признания в качестве противовеса этому сближению таможенных документов ПМР и вывода приднестровского экспорта из-под контроля Молдавии. Пятый. Размещение консульства Украины в Тирасполе и, возможно, в северных районах ПМР, где проживает много украинцев. Шестой. Облегчение процедуры раздачи паспортов граждан Украины среди приднестровцев, как это и было до 2005 года. Седьмой. Установление прямой координации шагов Тирасполя и Киева в вопросах борьбы с румынским влиянием на юго-западе бывшего СССР. Восьмой. Увеличение числа филиалов украинских учебных заведений в ПМР и квот для обучения приднестровских юношей и девушек на Украине.

Таким образом, в отношениях с Украиной ПМР может сосредоточиться не на решении глобальных задач вроде признания независимости Приднестровья (так как сегодняшняя Украина не может пойти на это), а на конкретных шагах, помогающих сближению во всех областях. Хорошие отношения с Украиной с точки зрения выживания ПМР, учитывая совокупность всех моментов в политике, экономике и гуманитарной сфере, не менее важны, чем союзные отношения ПМР с Россией, заключает издание.

Приднестровское урегулирование: "Курируя экономическую блокаду Приднестровья, ЕС оказался основным действующим лицом в нарушении прав человека в ПМР"

В нашей республике, вероятно, всем "до чертиков" надоело постоянно слышать о том, что кто бы ни приходил на вершину власти в Кишиневе, как попугаи, повторяют одно и то же: Приднестровье безоговорочно принадлежит Молдавии и будет ей принадлежать, несмотря ни на какие противодействия Тирасполя, пишет "Приднестровье". Подобный подход к решению приднестровской проблемы имеет под собой основания. В Европе и Америке, в Молдавии и в России хорошо усвоили одну мудрость (скорее, психологический эффект): "Если человеку постоянно твердить, что он свинья, человек обязательно захрюкает". Вот почему, взяв этот принцип на вооружение, на Западе и на Востоке, стремясь не допустить признания ПМР субъектом международного права и сохранить унитарность Молдавии, вот уже два десятилетия твердят приднестровцам, что курс ПМР на укрепление независимости - это "путь в никуда", что Приднестровье - это восточный регион Молдавии, и что только в составе Молдавии, по словам европейских (и некоторых российских) политиков, наша республика станет "процветающей". Для этого так называемого "процветания" и "благополучия" народа ПМР Молдавия с 1 сентября 2001 г., заменив таможенные печати и не передав их образцы таможенному комитету ПМР, начала процесс экономического блокирования всей внешнеэкономической деятельности ПМР.

Однако хозяйственную деятельность Приднестровья полностью Молдавии парализовать не удалось, продолжает "Приднестровье". И тогда и Запад, и Молдавия, найдя общий язык с руководством Украины, с 3 марта 2006 года объявили приднестровским экономическим агентам, незарегистрированным в молдавском Минюсте, "Ленинградскую блокаду" (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств - прим. ИА REGNUM Новости), а с тех, кто зарегистрирован, Молдавия начала взимать в свой бюджет все налоги. Подвергая приднестровских предпринимателей двойному налогообложению и вынуждая их поднимать цены на товары, ввозимые в Приднестровье, практически вдвое, Молдавия, таким образом, вот уже восемь с половиной лет проявляет "отеческую заботу" о процветании Приднестровья. Так было при старом режиме, это же продолжается и при новом, возглавляемом Гимпу. И изменять сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях с ПМР новый режим в Кишиневе не намерен.

Следует отметить, что Евросоюз, на словах - главный борец за права человека в Европе, сердобольный "раделец" за процветание Приднестровья, на деле оказался основным действующим лицом в нарушении прав человека у нас в республике, пишет "Приднестровье". Вот уже три с половиной года Евросоюз курирует экономическую блокаду ПМР. На словах выступая за экономическое развитие Приднестровья и его "движение вперед", на деле он уже три с половиной года помогает Молдавии и Украине блокировать его экономическое развитие (Деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине EUBAM была начата 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз. Формальным поводом для деятельности миссии стали обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья, которые, впоследствии, не были подтверждены - прим. ИА REGNUM Новости). Миссия EUBAM предназначена специально для того, чтобы придать соглашению между Молдавией и Украиной по экономической блокаде Приднестровья европейский "законный вид и толк" и иметь основания лгать европейской общественности о том, что никакой "так называемой экономической удавки" вокруг Приднестровья не существует - как говорили при Брежневе: все остается "по-прежнему".

Кстати сказать, официальная Москва по-прежнему не отказывает официальному Кишиневу в праве считать Приднестровье восточным регионом Молдавии. Именно в этом ракурсе вел переговоры с лидерами ведущих политических сил глава президентской администрации Сергей Нарышкин, побывавший в Кишиневе во время саммита СНГ. Его главной задачей было убедить Воронина не мешать избранию президентом страны Мариана Лупу, который, будучи еще председателем парламента, утверждал, что перспектива Молдавии - это Евросоюз и членство в НАТО. А при встрече с и.о. президента Молдавии, который считается одним из самых непримиримых русофобских политиков, ориентированных на Запад и сближение с Румынией, Нарышкин убеждал Гимпу "не портить" отношения с Москвой, если последний желает для Молдавии сохранения энергобезопасности, российских кредитов и мирного приднестровского урегулирования. То, что Россия пытается выстроить отношения с новой молдавской властью - возможно, разумный шаг: строить отношения нужно с любым правительством страны. Но строить эти отношения с Молдавией без учета ее перспективы, независимости ПМР и российских стратегических интересов, слепо, по крайней мере, неразумно. Это понимают в Кишиневе, поэтому на данном этапе лидеры демократической коалиции делают все возможное, чтобы "лишний раз не раздражать Москву и сохранить с ней преемственность рабочих отношений". Сейчас Россия надеется наладить отношения с новой молдавской властью, чтобы сохранить свое присутствие в регионе и какую-то возможность отстаивать свои интересы в Юго-Восточной Европе. Однако, как максимум, она стремится сохранить ключевую роль в приднестровском урегулировании еще на 20 лет и добиться от Молдавии сохранения нейтралитета. Пока что "Альянс за евроинтеграцию" обещает Москве сохранять нейтралитет. Но вектор внешней политики и политическая логика нового правительства Молдавии откровенно противоречат интересам России. Поэтому на горизонте уже маячит конфликт по "грузинскому сценарию". Поэтому ставка Москвы на Мариана Лупу, Владимира Филата и Михаила Гимпу на фоне противостояния Запада и Востока патриотически настроенные политологи России считают неоправданными. Главная опора России в Юго-Восточной Европе - это Приднестровье, которое было, есть и будет всегда пророссийским форпостом, подводит итог издание.

В Молдавии явно прослеживается прогресс, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Не прошло и нескольких недель, как молдавские власти осознали, что требовать вывода российских войск, в том числе и миротворческого контингента, ссылаясь на Стамбульские обязательства России, по меньшей мере, нелепо. Еще в 2007 году Москва объявила о моратории на ДОВСЕ - главный документ, подписанный в турецкой столице, а вместе с ним и на все остальные документы в рамках данного договора, то есть и на обязательства перед Молдавией, которые, к слову сказать, Россия давно выполнила в полном объеме.

Сегодня устами и.о. молдавского президента и спикера парламента Михаила Гимпу озвучена новая формула требований к России, продолжает "Ольвия-пресс". Москва обязана вывести свои войска из Приднестровья "в соответствии с принципами международного права". Правда, на основании какого именно международно-правового документа Москва должна это сделать, Гимпу не уточняет, потому как его, в общем-то, и не существует. Зато есть другой международно-правовой акт, а именно Соглашение "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанный 21 июля 1992 года в Москве с участием сторон конфликта, в котором четко указывается, что миротворческая операция на берегах Днестра осуществляется под гарантией Российской Федерации. Согласно еще одному документу, подписанному в марте нынешнего года в Москве президентами Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики, изменение существующего миротворческого формата с заменой российских миротворцев на гражданских наблюдателей ОБСЕ произойдет лишь по факту полного и окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Поэтому ссылки и.о. главы молдавского государства на какие-то правовые акты, вне контекста принятых соглашений неуместны, так как согласно вышеназванным документам, Молдавия, по сути, дала согласие на миротворческое присутствие России в регионе и определила сроки такого присутствия. Требуя вывода российских войск из Приднестровья, Кишинев, по меньшей мере, должен денонсировать оба договора, чтобы данные требования приобрели законную силу. Если Молдавия на это пойдет, данный шаг будет означать возврат двух берегов Днестра к ситуации 1992 года, то есть к военной фазе конфликта. Но даже это ничего Кишиневу не даст, ибо Россия, подписавшая Соглашение "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта", будет выполнять взятые на себя обязательства, т.е. осуществлять миротворческую операцию.

Национализм, который на правом берегу Днестра по-прежнему цветет махровым цветом, геноцид 1992 года в отношении народа Приднестровья (В ходе агрессии Молдавии против Приднестровья в марте 1992 года, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 287 участников конфликта, ранения получили 400 - прим. ИА REGNUM Новости), стремление Молдавии войти в НАТО и ЕС - не те факторы, которые могли бы сблизить Кишинев и Тирасполь. Заявления о том, что улучшение уровня жизни в Молдавии приведет к тому, что приднестровцы сами захотят объединения, также не выдерживают никакой критики. Молдавские власти не настолько наивны, чтобы не понимать истинных причин отказа ПМР от совместного сосуществования с Молдавией. Эти заявления предназначены вовсе не приднестровцам, а Западу, с тем, чтобы выдоить из него как можно больше денег под проект "реинтеграции РМ". Народ ПМР прекрасно осознает, кто сегодня пришел к власти в Молдавии и каковы их истинные задачи. Все заявления официального Кишинева по поводу благих намерений в отношении населения Приднестровья, на левом берегу Днестра воспринимают адекватно и не тешат себя иллюзиями по поводу настоящих устремлений Молдавии. Исходя из этого понимания и строится политика приднестровского государства, направленная на установление добрососедских отношений между двумя государствами - Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой, заключает информагентство.

Образование и ЕГЭ: "Вперёд, по пути дебилизации?"

В Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко (ПГУ) в ближайшем будущем не планируют отказываться от приема студентов по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) - цитирует выступление на пресс-конференции ректора приднестровского Госуниверситета Степана Берила информационное агентство "Ольвия-пресс". Вместе с тем, по словам ректора, ПГУ сохранит за собой право принимать студентов по итогам профильных экзаменов. Он отметил, что отказаться от проведения ЕГЭ в Приднестровье в свете гармонизации приднестровского законодательства с российским было бы неправильно. "В России ЕГЭ сегодня закреплен законом. Тестовая форма контроля знаний доказала свою эффективность, поэтому сегодня необходимо не отказываться от ЕГЭ, а совершенствовать его систему. Однако результаты ЕГЭ не должны стать единственным критерием при поступлении. В российском МГУ 60% студентов уже на первой сессии не подтвердили своих результатов ЕГЭ. Поэтому в Приднестровском госуниверситете при поступлении будут учитывать результаты как ЕГЭ, так и профильных экзаменов. Мы не можем себе позволить терять талантливых ребят", - заявил ректор ПГУ.

Среди внешних ориентиров, которыми руководствуется Приднестровская Молдавская Республика в своём развитии, не последнее место занимает многоуровневая система образования ПМР, адаптированная к российским образовательным стандартам, пишет газета "Приднестровье" в материале "Вперёд, по пути дебилизации?". До недавнего времени этот пример приводился нами как неопровержимое доказательство нашего духовного и культурного единства с Российской Федерацией. Следование в фарватере Минпроса РФ не вызывало сомнения. Также ничтоже сумняшеся ввели мы в учебных заведениях и пресловутый ЕГЭ. Говоря "ввели мы", мы намеренно выводим из-под огня критики тех руководителей нашей системы образования, которые ратовали за введение единого государственного экзамена. Что сделано, то сделано. Педагогический мир разделился на два лагеря - на сторонников и противников единого государственного экзамена в виде тестов. Аргументы противников сводились к тому, что советская система обучения всегда считалась лучшей в мире. И это не голословное утверждение. Советская образовательная система уже на уровне школьных программ давала фундаментальные знания по многим предметам, которые в американской школе изучаются факультативно, в примитивном упрощении. Знаменитый сатирик Михаил Задорнов отнюдь не утрирует, когда говорит о том, что если в американской школе в классе появляется ребёнок из России, то все остальные ученики на его фоне выглядят даунами. По крайней мере, так было, когда эти дети на родине учились по советским образовательным программам. Стоит ли после этого удивляться тому, что на стенде с информацией о высокопоставленных гостях, посетивших университет, фамилия депутата Государственной думы Российской Федерации Алексея Островского набрана на компьютере с буквы "А" - Астровский. Очевидно, студенту, готовившему подпись под фотографией, на вступительных экзаменах не попался тест с вопросом, как правильно пишется фамилия известного драматурга либо автора романа "Как закалялась сталь".

И хоть противников было гораздо больше, на сей раз "победили" те, кто отстаивал нововведение. Победа получилась пиррова, об этом уже можно судить на основании первых "достижений". А они таковы, что впору срочно, невзирая на политическую целесообразность, возвращаться к старой советской традиционной системе обучения и экзаменов. Сегодня в России за продолжение использования тестовой системы ратуют ради сохранения чести мундира в основном только руководители министерства просвещения. Но в обществе зреет понимание роковой ошибки, которую совершили, поспешно отказавшись от ценного педагогического опыта многих поколений отечественной образовательной системы, системы, позволившей многие десятилетия находиться на вершине мировой образовательной пирамиды, заключает издание.