Григор Григорян: Вперед нельзя отступать: где запятая?

Ереван, 24 ноября 2009, 21:34 — REGNUM  Последние развития в армяно-турецких отношениях породили много вопросов: реанимировали старые и стали поводом для совсем новых - беспрецедентных вопросов. Это неслучайно, поскольку эти отношения насколько стары, настолько и новы! Здесь есть и проблемы и... перспективы! С опубликованием протоколов много критики было озвучено в адрес армянских властей, которые, будто, пошли на поводу у турок и согласились на "позорную сделку". Немало критики есть также и в адрес турецких властей. Конечно, армянские власти пошли на весьма рискованный шаг, но чтобы дойти из одной точки до другой, необходимо двигаться. А в движении всегда есть риск! Но данный риск обязателен, поскольку в сегодняшнем мире "стоп - кран" сулит губительную стагнацию. Имеющееся у Армении положение и корзина проблем обязывают не стоять на месте, но двигаться с открытыми глазами - пойти на разведку боем! Не стоит понимать сказанное, как будто дальнейшая судьба Армении находится в руках Турции. Конечно нет! Основы дальнейшего стабильного развития Армении, и вообще всех стран, заложены в принципе сотрудничества и существовании в государственном "арсенале" всевозможных альтернатив. Таким образом, если б вместо Турции нашим соседом была бы какая-нибудь экзотическая страна, мы, все равно, должны были пойти на такой шаг.

Большая игра на ничейной границе

А Турция-то почему пошла на этот эксперимент, даже вопреки внутреннему и азербайджанскому противостоянию? Трудно не признать, что армяно-турецкое потепление является результатом созревших геополитических развитий, духу которых закрытые границы и закомлексованные отношения в регионе не только не соответствовали, но даже и противоречили. Ведь и США в рамках "Большого Ближнего Востока", и ЕС в рамках "Нового Соседства" и для РФ, как "ближнее зарубежье", которое является регионом национальных интересов, необходима стабильность и прогнозируемость в регионе. А армяно-турецкие отношения, по крайней мере, в "допротокольном" виде не соответствуют принципу и духу вышесказанного.

Сегодняшние армяно-турецкие отношения являются "геополитическим тупиком", унаследованным еще со времен прошлого геополитического противостояния и миропорядка. Ныне намечаются признаки открывания этой последней части границ прошлого. Может звучать парадоксально, но "открывание региона для мира" выгодно всем геополитическим игрокам. ЕС получит более стабильное соседство, менее дорогостоящие и короткие инфраструктуры в сторону Европы. США получат, помимо уменьшенного риска, менее проблемную ситуацию в регионе в целом, что облегчит осуществление собственных планов вокруг региона, хотя до сих пор политика США "поощряла" конфликтность отношений Турции с региональными странами. Россия получит шанс примкнуть к проектирующимся в регионе инфраструктурам, если не уже действующим - в том числе, хотя это не совсем нравится США. Ведь не секрет, что до сих пор эти проекты обходят Армению из-за позиций Азербайджана и Турции, тем самым обходя сферу энергетических и инфраструктурных интересов России, потому что ее же капитал играет доминирующую роль в соответствующих областях Армении.

Соответственно, сегодня, удивительным образом, в какой-то степени сочетаются интересы всех крупных игроков. Это в пользу самого же региона, потому что только тогда Южный Кавказ будет стабильным и мирным, когда находится под эгидой единого интереса: этот интерес может быть единоличным или коллективным, но важно, чтобы он был единственным гарантом и "патроном" региона! Сегодняшняя конфигурация в регионе не позволяет окончательно разделить регион на три части. Ни у Азербайджана нет общей границы с Турцией (не считая Нахиджеван), ни у Грузии с "Западом" и/или США, и ни у Армении с Россией, на которые эти региональные страны в основном ориентируются и рассчитывают. Так что даже если можно регион самым мирным путем разделить, невозможно удержаться в нем раздельно, потому что для дальнейшего удержания "своей зоны" необходимо будет сотрудничество с остальными партнерами по большой игре. Да и разделенный регион вряд ли представляет интерес для них.

Можно однозначно констатировать - сотрудничеству нет альтернативы!

Кроме геополитической необходимости для некоторого улучшения отношений, у сторон также и свои "субъективные" причины. Насколько Армении нужна открытая граница, настолько она нужна Турции. Если снижение напряжений в отношениях с Турцией повышает показатель государственной обороноспособности Армении, улучшит военно-политическую макросферу, что может позитивно повлиять на урегулирование вопроса НКР, шанс для политического урегулирования которого будет преобладать, и улучшится экономическая привлекательность Армении, то для Турции нужны улучшенные отношения с Арменией для облегчения турецких европретензий, снижения давления со стороны США и ЕС и отдельных европейских стран из-за вопроса Геноцида армян и закрытых границ, и для легитимизации своих амбиций по региону. А если взглянуть объемнее, то можно увидеть, что нынешняя политика Турции в отношении Арменией входит в логику "ноль проблем с соседями", что призвано повысить самостоятельность Турции. Есть основания констатировать, что косвенно Армения вынудила Турции идти на отступление от своей прежней политики обязательных предусловий и наоборот - Турция заставила Армению пойти на смелый и рискованный шаг.

Внутритурецкая противоположность или СССР-2

Но дело еще в том, что кроме внешних факторов у Турции есть также и внутренние импульсы в пользу "потепления". Турция светская страна, стремящаяся в Европу, дорога куда лежит через усыновление и практическое применение некоторых принципов. Процесс практического внедрения этих принципов можно вполне сопоставить с перестройкой в СССР. С другой стороны, у Турции есть "секреты" и слабые точки, "заземление" которых, по мнению, не чуждому турецкой точки зрении не совсем уж последнего разряда, способствует сохранению существования самой Турции - творения отца народа турецкого. Так вот же это "нераспространение турецких секретов" возможно в обществе с закрытыми принципами и всевозможными ограничениями. А это значит отступление Турции от светских республиканских позиций в сторону большего авторитаризма - теократии. То есть, согласно этому тезису, судьба Турции лежит на пути отступления от основополагающих принципов самого Ататюрка. Звучит парадоксально, но - правдоподобно. Тем не менее, такой путь закрыт для Турции и в саму структуру турецкой государственности внедрены механизмы, не допускающие отступления. Этого требуют также и те европейские принципы и ценности, к которым, по крайней мере - официально, стремится Турция. Процесс активизации основополагающих и вновь усыновленных принципов пошел! Его можно остановить теоретически, но нельзя по призванию! Модернизация невероятна, отступление - невозможно!

Все углубляющаяся "перестройка" турецкого общества и расширяющаяся "гласность" усиливают внутреннее давление в турецком обществе. Так что Турция в тупике как и в свое время СССР? Да, если и в Турции примут то же решение и изберут тот же путь выхода из ситуации, что и в стране советов: а ведь это было попыткой сохранения прежней формы и структуры при качественно изменяющейся концентрации составных частей. Это одно и то же, что и бессмысленные усердия сохранения воздушного шарика при постоянном увеличении в нем воздуха, может быть и самого чистого воздуха, который, кстати, начал греться.

У Турции есть другой путь, нежели избранный в СССР. Это сценарий постоянного органического изменения общества согласно внутренним и внешним импульсам. "Общественная пружина" должна работать! Состояние постоянной напряженности любой пружины приведет к ее разрыву, а постоянная сжатость может и обязательно приведет к истощению сжимающей силы, и в этом случае противодействующая сила пружины выльется в разрушающую мощь, не поддающейся никаким ограничениям и регуляторам. Таким образом, неестественное состояние "общественной пружины" в виде постоянного напряжения и/или сжатия губительно. С другой стороны, когда-нибудь в таком обществе обязательно начнётся развитие и некоторые процессы, которым уже нечего будет противопоставить, как это было всегда со всеми подобными обществами. А фиксирование пружины в первоначальном виде тоже не выход, поскольку это значит стагнация в начальной стадии, а ведь для общества развитие настолько естественно, насколько постоянные колебания для пружины.

Как раз эти же развития и запугивают соответствующие круги турецкого общества, которые либо подсознательно, либо сознательно понимают, что нынешняя Турция не является нацией-государством, общество в котором должно быть, если даже не монотонным, то хотя бы органическим единством. Наоборот, турецкое общество и его нынешняя форма не продукт добровольного общественного соглашения, что и порождает агрессивный национализм в некоторых кругах общества Турции. Вот отсюда и выраженная нетерпимость к соответствующим развитиям и результатам "гласности" по "классическим правилам" национализма. Но попытки последних - это сценарии развитии ситуации по версии "постоянно сжатой пружины", где не только сжимающая сила истощается, но также и противодействующая сила все наращивается. Это не Happy end!

Сегодняшние шаги официальной Турции претендуют быть откликом на импульсы естественных развитий. Нормализация отношений с Арменией откроет путь к прямому диалогу, что есть шанс для некоторого излечения "больного человека". А это, как ни крути, шанс на ослабление как внешнего, так и внутреннего давления. Это и правильно, поскольку каждое бремя на плечах становится все тяжелее с каждым шагом и пройденной секундой. Необходимо разобраться с собственным историческим багажом и, считаясь с ним, переоценить собственное "я" и не пойти наперекосяк с собственной идентичностью.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.