Крейсер "Очаков". Фотография 1902 года

1905 год. 24 ноября (11 ноября ст.ст.) началось восстание солдат и матросов в Севастополе. На следующий день оно было поддержано командами крейсера "Очаков" и броненосца "Св. Пантелеймон". Во главе восстания встал отправленный в отставку офицер флота П.П.Шмидт. Через несколько дней выступление в Севастополе было подавлено, а Шмидт и три матроса приговорены к расстрелу.

Лейтенант П.П.Шмидт. Начало 20 века

Участники восстания 1905 года. Слева - С.П.Частник

Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

История в лицах

Телеграммы адмирала Г. П. Чухнина Николаю II 24 и 25 ноября 1905 года:

Матросы, вероятно, поставят какие-нибудь условия, которым придется подчиниться или распустить флот. Матросы овладели дивизией и положением дела; Мастеровые порта присоединяются к социальной партии"; "Для подавления силой указанного движения необходима присылка больших военных сил с артиллерией или подчинение всем требованиям.

Цитируется по: Мельников Р. М. Крейсер "Очаков". Л.: Судостроение, 1986

Мир в это время

В 1905 году братья Орвил и Вильбур Райт продолжают экспериментальные полеты на сконструированном ими аэроплане и добиваются первых крупных рекордов продолжительности полета. Впервые полет длился более получаса - 33 минуты 17 секунд. Устранив технические ошибки аппарата, братья смогли легко наращивать время, проведенное в воздухе.

Чертежи аэроплана братьев Райт

"Затруднение возникало вследствие того, что при полете по кругу машина догружалась центробежной силой в добавление к ее собственному весу, так как действительное давление, которое должен был выдержать воздух, являлось равнодействующей этих двух сил. Та машина, о которой идет речь, имела очень небольшой избыток мощности сверх той, которая требовалась для полета по прямой, и так как добавочная нагрузка, получаемая от полета по кругу, быстро возрастала по мере того, как круг становился меньше, то скоро достигался тот предел, за которым машина не могла более поддерживать скорость, достаточную для того, чтобы держаться в воздухе. А так как подъемная сила внутреннего крыла, вследствие уменьшившейся скорости, уравновешивала большую часть увеличившейся подъемной силы вследствие большего угла атаки этого крыла, то действие бокового управления было настолько слабое, что машина опускалась на землю обычно раньше, чем удавалось ее выровнять. Другими словами, машина попадала в то положение, которое известно под названием "потери скорости".

Когда мы открыли настоящую причину затруднений и узнали, что оно может быть всегда устранено наклоном машины вперед, мы почувствовали, что можем изготовлять машины на рынок",Причина затруднений была обнаружена только в конце сентября, и только после этого продолжительность полетов сразу увеличилась. Самые большие рекорды были поставлены в октябре.

26 сентября в присутствии отца Вильбур кружился над пастбищем без спуска, пока не вышло все горючее, и пролетел 11 миль (17,7 километра).

29 сентября Орвил побил этот рекорд Вильбура, пролетев 12 с половиной миль (20 км.). полет был прекращен из-за израсходования горючего. 3 октября в присутствии собравшейся за забором толпы любопытных, вылезших из двух вагонов трамвая, Орвил пролетел по кругу 14 с половиной миль (24,5 км.) в 25 минут. Прекращение полета было вызвано перегревом подшипников трансмиссии, в которых не было смазки.

4 октября в присутствии собравшихся родных и знакомых Орвил поставил новый рекорд, покрыв расстояние в 20 и три четвертых мили (33,5 км.) в 33 минуты 17 секунд; прекращение полета снова было вызвано перегревом подшипников трансмиссии.

Рекордный полет 1905 года, так же как и в предыдущем году, был сделан Вильбуром.

5 октября, в присутствии 15 зрителей, он сделал 29 кругов, покрыв расстояние в 24 с половиной мили (39 км.) в 38 минут 3 секунды. Полет должен был продолжаться целый час, так как на аэроплан был поставлен новый бак, вмещавший запас горючего на один час, а в подшипниках трансмиссии во избежание перегрева устроена смазка, но к несчастью братья забыли долить бак перед стартом, и полет ограничился 38 минутами. Свидетели полета были в таком восторге, писал потом Орвил, что "не могли удержать языков". На следующий день на пастбище собралась целая толпа и вдоль забора выстроились фотографы. Братья Райт решили прекратить полеты и разобрать аэроплан.

Полеты братьев на пастбище в 1905 году происходили так же открыто, как и в предыдущем году, и были известны всему Дэйтону".

Цитируется по: Зенкевич М. Братья Райт. Жизнь замечательных людей. М.: Журнально-газетное объединение, 1933. с.114.-115

Материал предоставлен АНО "Руниверс"