Интервью ИА REGNUM Новости с иранистом, кандидатом исторических наук, доцентом Гоар Искандарян

ИА REGNUM Новости: В последнее время, наряду с угрозами применить дополнительные санкции к Ирану, в мире обсуждается его участие в лоббируемом Евросоюзом проекте газопровода NABUCСO. Насколько вероятно, что Иран будет включен в этот проект?

Иран после долгих раздумий отверг предложение МАГАТЭ обогащать свой уран в других странах. Дело в том, что Ирану не выгодно, чтобы низкообогащенный уран вывозился за пределы страны. Глава МАГАТЭ Мухаммед Эль-Барадеи даже предложил Тегерану вывозить уран в Турцию, если он не доверяет России. Иран согласен обогащать уран под контролем МАГАТЭ, но в пределах своей страны. Его отказ вызвал серьезную напряженность международного сообщества. Ситуация накалилась еще и после того, когда Тегеран объявил о том что строит еще один завод по обогащению урана, что ввело в недоумение МАГАТЭ, у которого усилились подозрения в непрозрачности действий Ирана. То есть, пока вопрос иранской атомной программы не будет решен, маловероятно, что Ирану позволят участвовать в каком-либо международном масштабном проекте или программах.

ИА REGNUM Новости: Считаете ли вы возможным, что Европа закроет глаза на ядерную программу Ирана ради доступа на иранские газовые месторождения?

Если бы это было так, то европейские страны не одобрили бы введение таких жестких санкций против Ирана. Более того, сегодня идут разговоры о том, что в отношении Ирана возможно будет проводиться более жесткая политика, вплоть до военных действий. И недавние учения в Иране были ответом на подобные намерения западных стран. То есть Тегеран хотел показать, что у него есть определенные ракеты, техника, и он в состоянии ответить на любую попытку атаковать ядерные объекты. В первую очередь, это шоу было отыграно для Израиля, так как главная опасность исходит с этой стороны и со стороны американских баз, расположенных в Персидском заливе. Так что, в этих условиях участие Ирана в энергетических проектах представляется весьма сомнительным. Тем более, что NABUCCO может существовать и без иранского газа. Топливо можно будет поставлять из Туркмении, транспортировать через Каспийское море, а дальше, или через Азербайджан, Грузию или Армению, доставлять в Европу. Это уже вопрос переговоров.

ИА REGNUM Новости: Почему Иран отказывается сотрудничать с Турцией по вопросу ядерной программы, тем более, что в последнее время наблюдается потепление в отношениях Тегерана и Анкары?

Турция в последнее время осуществляет активную политику и укрепляет свои позиции в особенности на Среднем и Ближнем Востоке. Конечно, Анкара любыми способами хочет взять этот иранский процесс в свои руки, так как это даст потом рычаги влияния на Иран. Активизация политики Турции происходит благодаря дипломатической деятельности министра иностранных дел Ахмеда Давудоглу. Своими активными действиями Анкара в какой-то мере бросает тень на политику Ирана и выхватывает у него из рук подходы к определенным вопросам. Например, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад всегда был известен своими воинственными заявлениями в отношении Израиля. И впервые, аналогичная политика Турции была продемонстрирована в Давосе, когда премьер Турции демонстративно покинул зал заседаний, во время выступления представителя Израиля. Это было странно, так как всем было известно о партнерских отношениях Турции и Израиля. Однако данный факт был очередным шоу, целью которого было выхватить из рук Ирана политику протекционизма в регионе. Турция начала активно поддерживать палестинцев, что до этого делал Иран, обвинила Тель-Авив в геноциде. Арабы в восторге от этих шагов и сегодня рассматривают Турцию в качестве своего покровителя. Все это, на первый взгляд, должно сблизить отношения Ирана и Турции. Но Турция срежиссировала очередной спектакль, чтобы сдружиться с Ираном, и повысить доверие к себе.

Но, отношения Турции и Ирана уходят своими корнями в века, и Тегеран отлично знаком с дипломатией Анкары. Следовательно, ни в коем случае не согласится на обогащение своего урана в Турции, так как это поставит его в зависимость от нее.

ИА REGNUM Новости: Если Турция выдавливает Иран из Среднего и Ближнего Востока, может ли Тегеран активизировать свою политику в Южнокавказском регионе?

Этот регион не однороден. В Азербайджане исповедуют ислам и шиизм, то есть также как в Иране. Но этимология этого народа - тюркская, и азербайджанская элита предпочитает развивать отношения с Турцией. Иран для Баку всегда являлся инструментом "устрашения" турков: если вы не поддержите нас в каком-либо вопросе мы обратимся к Ирану. С другой стороны, в Иране проживают азербайджанцы, которые периодически восстают, в чем Тегеран обвиняет азербайджанское руководство. В то же время на территории Азербайджана проживают талыши, которые в 90-е годы подняли голос, в чем Баку углядел руку иранского руководства.

Проблемы есть и в Грузии. Эта страна стремится в НАТО, а такие страны не могут иметь хорошие отношения с Ираном. Остается лишь Армения. Отношения Тегерана с Ереваном находятся на достаточно высоком уроне. Иран - единственная страна в которой не только не разрушаются, но и восстанавливаются и строятся армянские культурные памятники. Но, получается, что вход Ирана в регион выгоден только Армении, и эту брешь также заполнила Турция.

Сверхзадачей Ирана сегодня является урегулирование ядерной программы. В то же время Иран начал разворачиваться в сторону Азии. На днях глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил, что будущее - за Азией, поскольку здесь аккумулированы энергетические ресурсы. Тегеран также намерен активизироваться в ШОС и перейти из состояния наблюдателя в полноправные члены организации.

ИА REGNUM Новости: В свое время Иран был посредником в карабахском урегулировании. Что вынудило иранские власти уйти с этой арены?

В период карабахской войны Иран был одним из посредников, благодаря которому было заключено соглашение о прекращении огня. Стороны прекратили военные действия и перевели вопрос в плоскость переговоров. Но из-за ядерной программы на Иран постоянно налагаются санкции, которые сокращают его полномочия. Многие предполагали, что Иран войдет в инициированную Турцией Платформу стабильности и безопасности на Кавказе, однако несмотря на это, международное сообщество не поддерживает подобные идеи, что также является своеобразной санкцией. Получается, что пока Иран не решит ядерную проблему и не улучшит права человека, он так и останется в изоляции.

ИА REGNUM Новости: А как складываются отношения Ирана с Россией? Ведь Тегеран отказался обогащать уран и в России...

У Ирана два "покровителя" - Россия и Китай. В Совбезе ООН эти страны в 2005 году наложили вето на санкции против Ирана. Китай рассматривает Иран в качестве главного поставщика энергоресурсов. С Россией отношения находятся на довольно высоком уровне. Россия просто не желает давать Ирану больше свободы и привилегий в этой сфере, но всегда поддерживала право Ирана на использование мирного атома.

Российская сторона даже взялась за строительство АЭС Бушер, которая будет запущена в начале 2010 года. Однако она тоже не до конца уверенна в намерениях Ирана, а наличие у этой страны ядерного оружия не выгодно в первую очередь России. Нет гарантий, что отношения с ИРИ всегда будут хорошими, а Россия одна из самых близко расположенных стран, которые могут попасть под иранский удар.

Иран же не желает обогащать свой уран на территории России все из тех же соображений - не хочет попасть в зависимость от Москвы, тем более, что не были обговорены сроки этого процесса.