"В 2010 году необходимо сделать все для повышения объективности результатов ЕГЭ", - заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. она предложила привлечь для этого общественность и ввести институт "общественных наблюдателей". По ее словам, Рособрнадзор собрал определенный набор типичных нарушений. Этот перечень в виде письма ведомство в ближайшее время разошлет в регионы, сообщает сайт Оценка качества образования.

Но сами общественники достаточно критично отнеслись к этой идее, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. "Во-первых, сложно определить тех, кто должен выступать наблюдателями. Возможно, это могли бы быть родители учащихся или общественные организации. Но тогда встает вопрос, если государство расписывается в своем бессилии и некомпетентности, если оно признает, что существующей модели недостаточно и нужно обеспечивать дополнительный контроль за проведением ЕГЭ, то почему оно хочет переложить ответственность за это на плечи родителей и общественников?" - вопрошает председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области Николай Мякшин.

Он отметил, что в условиях, когда государство бессильно обеспечить объективность контроля знаний в форме ЕГЭ, обществу будет сложно что-то сделать, ибо для контроля со стороны общества нет ни методик, ни других ресурсов. "Сама процедура проведения ЕГЭ достаточно сложная. И чтобы ее проконтролировать, нужно ознакомить с ней и обучить массу людей. Кто это будет делать? Общественные организации вполне могут справиться с задачей контроля, но им нужно дать определенную методику для этого, - сказал Мякшин. - В-третьих, если взять наблюдателей по аналогии с выборами, то получается, что их нужно посадить в каждый класс, где проводится экзамен. А какие у наблюдателей будут полномочия? И где гарантия, что не получится как с выборами: наблюдатели фиксируют нарушения, но комиссия говорит, что в целом эти нарушения на итог выборов (в данном случае экзаменов) не влияют. если у наблюдателей не будет определенных полномочий, то смысла в них нет никакого".

Напомним, главной проблемой глава Рособрнадзора считает бюрократическую неразбериху и непонимание на местном уровне законодательства о ЕГЭ. Другая проблема - это недостаточное знание участниками ЕГЭ своих прав и обязанностей. С этим ведомство намерено бороться с помощью детальных планов проведения госэкзамена, которые будут распространяться среди учителей и школьников. Чиновник призвала регионы развивать институт общественных наблюдателей за ходом проведения ЕГЭ. "Необходимо закрепить этот статус законодательно. На уровне федерального законодательства это долгий процесс, но мы его начали", - сказала Глебова.