За 18 лет независимости правительство Казахстана так и не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов видит в образовании Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, как плюсы, так и минусы. Но при этом считает, что интеграционная инициатива завалит на бок зачатки казахстанского производства.

ИА REGNUM Новости: Выиграет или проиграет казахстанский бизнес в результате образования Таможенного Союза? Этот вопрос так и остается неоднозначным.

Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Белоруссии. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. Шестнадцать миллионов населения Казахстана - это совсем маленький рынок для производителя, для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление. Не будет таможенных постов, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не секрет, что зачастую таможенные процедуры не очень прозрачны, запутаны и регулярно меняются. А участники внешнеэкономической деятельности не всегда узнают об этом вовремя. Я сам три года "растаможивал" грузы, которые прибывали из Европы. И почти каждый месяц появлялось какое-нибудь новое письмо или новая инструкция, о которых мы узнавали, когда уже пришел товар, когда надо оформлять документы. На выполнение новых требований нужны деньги и, естественно, время. А на складах временного хранения товар долго лежать не может, за это тоже надо платить. И хорошо, что не будет посредников, когда товар проходит казахстанскую таможню, потом пограничников, фитосанитарную инспекцию, СЭС, ветнадзор, плюс еще транспортный контроль. А после пересечения границы есть еще и российская таможня, пограничники и т.д. Это, конечно, отнимает время. Надо готовить очень много различных документов. Это приличные деньги. И то, что не будет границ и не будет обязательных требований СВХ - это большой плюс. Это уменьшение издержек бизнеса.

ИА REGNUM Новости: А обратная сторона медали?

Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров где-то на 32% будут повышаться пошлины. Где-то процентов на 10 они будут усредненные, и где-то на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. На большое количество товарных позиций пошлины будут повышаться. Это, естественно, не очень хорошо. И ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Они повысят цену, и тем самым снизят вероятность того, что товар их будет раскупаться. И, кроме того, оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. Это производственное оборудование, не бытовые холодильники. И перед производителями дилемма. Или прекратить производство, которым они занимаются уже 4 года и уже начали наращивать объемы продаж. И тогда завозить готовое оборудование из России, и это будет намного дешевле. Или так же производить в Казахстане эти морозильные камеры, используя европейские комплектующие, которые, проходя через Россию, будут облагаться 20% пошлиной. И тогда они вынуждены будут повышать расценки.

ИА REGNUM Новости: То есть однозначно Таможенный союз не выгоден производителям? Да, эта тема волнует многих предпринимателей, занимающихся именно производством. Для тех, кто занимался импортом, ввозил готовую продукцию, все остается на прежних позициях - ну придется чуть больше или меньше бумаг оформлять, здесь это не принципиально. А для казахстанских производителей это вопрос принципиальный. Понятно, что, если рассматривать 3 страны, входящие в Таможенный союз, Россия и Белоруссия - это страны, в которых развито производство. Так повелось еще с Советского Союза. А Казахстан должен был поставлять нефть, мясо, шерсть, кожу, зерно. И эта специализация, к сожалению, до сих пор сохранилась. В Казахстане принимались амбициозные программы. В том числе программа по индустриализации и инновациям до 2011, она фактически не выполнена. А там одной из поставленных задач было увеличение добавленной стоимости. То есть производить свою продукцию, перерабатывать ее. К сожалению, огромные бюджетные поступления от продажи нефти, газа, зерна, которые в последние годы хорошо котировались на рынке, усыпили бдительность нашего правительства, чиновников. Фактически, задачи, поставленные этой программой, не были выполнены. То есть по-прежнему у нас производство не развито, а развиты торговля и услуги. То, что мы называем производством, начинается не с нулевого цикла, а собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. И здесь, по сути, идет отверточная сборка. Та же мебель. По сути, вся фурнитура идет из Польши, Италии, Германии, частично из России. Хотя Россия, насколько я знаю, тоже многое закупает в Европе. Древесно-стружечные плиты тоже покупаются в Европе или в России. Возьмем автомобили. В Усть-Каменогорске - "Нива". Тоже отверточное производство. И там количество выпуска в год просто смешное. Да и выпуск холодильного оборудования, о котором я говорил, тоже, по сути, строится на сборке из комплектующих, которые везут из-за границы. Поэтому говорить о том, что у нас есть производство, и выпускается товар с добавленной стоимостью хотя бы 20-30%, не приходится.

ИА REGNUM Новости: Кого тогда нам защищать? Мы же сами не хотим работать. Может, так правильнее - отдать Кесарю кесарево?

Так в этом союзе именно интересы России и будут преобладать. Тем более, что ее голос и в комиссии 57%, по 21,5 у Казахстана и у Белоруссии. То есть фактически в 2 раза квота на принятие решений у России больше. И когда шли переговоры по ВТО, неоднократно говорили о том, что если мы входим в ВТО, наш МСБ может загнуться, особенно производители. Потому что сюда будут поступать дешевые товары, и нашим производителям, себестоимость продукции которых достаточно высока, будет невыгодно этим заниматься, и все будут заниматься только продажей и перепродажей. Как оно и сейчас, собственно, происходит.

Но в каких-то отраслях производство в последние 3-4 года стало налаживаться. В сельском хозяйстве переработка была в последнее время достаточно развита. Машиностроение немного стало развиваться, производство строительных материалов. Это - отрасли, где в последние годы началось оживление. Понятно, что они только встают на ноги, и себестоимость их продукции достаточно высокая. Налоговая политика, административные и разрешительные процедуры не способствуют более динамичному развитию производства. Поэтому в Казахстане было выгоднее заниматься не производством, а торговлей или услугами. И теперь, когда мы входим в Таможенный союз, эта ситуация может закрепиться. Казахстанский бизнес будет заниматься только покупкой и продажей товаров. В Петропавловске, если брать кондитерские изделия, в магазинах практически только российские конфеты, в Западном Казахстане почти вся молочная продукция приходит из России. Учитывая климатические условия, своего молока там почти нет, а то, что производится, делается из порошка. А порошок этот приходит из Европы, Дании, Голландии и из России. И завтра, когда не станет границ и стимула у бизнеса заниматься производством, мы все будем потреблять российские товары. Одевать, пить, есть. Как сейчас происходит с китайскими товарами, особенно в приграничных областях. И такая же ситуация будет с Россией. Российские товары будут превалировать на рынке. Такая обеспокоенность есть. Понятно, что в течение 5 лет эти пошлины можно будет регулировать, но это будет не так просто. Потому что российские и белорусские производители будут заинтересованы в том, чтобы их продукция продавалась. И не только в России, но и в Казахстане. И их голос будет более убедительным.

ИА REGNUM Новости: Ну, если мы закупаем, скажем, молочный порошок там же, но при этом не выдерживаем конкуренции - надо ли поддерживать такой бизнес? Кому он вообще нужен в таком виде?

Это вопрос к правительству, которое за 18 лет независимости не создало условий для бизнеса, для производства. Принимаются разные программы, были разные декларации с высоких трибун, но реально поддержки производству было очень мало. Кондитеры говорят, что у них есть преференции по налогам и оборудованию. Но если сравнивать с Китаем, то там 5 первых лет не платят налоги. И Китай своей продукцией завалил весь мир. Потому что там власти создают условия. В течение одного дня ты оформляешь документы и разрешения на открытие завода. А у нас надо около года только приходится собирать документы. Потом, в Китае ты открыл завод, в течение года выпускаешь продукцию, и если возникла проблема, местные власти тут же ее решают. У нас же один из предпринимателей к районному акиму (мэру) не мог попасть полгода. Уехал в Киргизию, выпускает там чипсы. Говорит, достаточно позвонить, и уже через 15 минут встречаемся с акимом. Выдали землю, он там сажает картошку и из нее делает свои чипсы. Электроэнергия дешевая, аренда низкая. Отношение местной власти доброжелательное. При том, что для них он иностранец. Но он инвестор, и они это ценят. А у нас не то, что к областному или городскому, - к районному акиму предпринимателю нелегко попасть, если только у него нет с этим акимом совместного бизнеса. Такая ситуация сложилась и не меняется, потому что результаты работы власти и акимов не определяются развитием в регионе бизнеса, не зависят от того, сколько предприятий создано, какие налоги платят. Хотя 5-7 лет назад президент говорил, что будут рейтинги, в которых будет учитываться участие чиновника в поддержке развития МСБ. Но, насколько мне известно, эти слова остались только словами. Единственное исключение Алматы, где в бюджете 60% поступления от МСБ. Ни в одном другом регионе такого больше нет. Понятно, что местная власть не беспокоится о том, чтобы поддерживать бизнес, создавать для него условия. Центральная власть считает, что налоги должны быть такими, какие они есть сейчас. Сложно добиться решения о том, чтобы убрать хотя бы половину разрешительных документов. А лицензирование? Сколько мы говорим об этом, сколько законов принимается. Вроде сокращают количество видов лицензируемой деятельности, а через год-два - снова увеличивается. Потом проходит ревизия, опять сокращается количество. А через год-два - снова повышается. Это как многоголовая гидра. На месте отрубленной - по две новых головы. Бизнес потому и не хочет заниматься производством. Это очень хлопотно, это очень затратно. И каждый чиновник, от которого зависит решение о создании того или иного производства, хочет, чтобы ему дали деньги. За любую подпись требует денег. Я знаю человека, который 3 раза пытался открыть производство. Полно проверок, и всем надо положить в карман. В России в этих вопросах не далеко от нас ушли. Но там традиционно производство развито. Им проще. Хотя и налоговая политика у них жесткая, и коррупция есть, и отношение власти к бизнесу примерно такое, как у нас. В этих сферах мы не очень отличаемся. Но там сохранились сектора промышленности, развитые еще в советское время. А у нас в 91-92 гг почти все предприятия остановились. Более 80% фабрик, заводов были приватизированы. Государство не могло их содержать. А рабочие выехали. Русские, немцы были инженерами. И они выехали за рубеж: в Россию, Германию, Грецию, Израиль. И фактически все эти заводы закрылись. А если на их месте что-то и создавалось, то это небольшие фирмочки, которые занимались посредничеством, а не производством, потому что производство требует больших вложений. И реальной, а не на бумаге, поддержки государства.

ИА REGNUM Новости: И что получится в итоге?

Я ожидаю, что в Таможенном союзе будет примерно такая же ситуация, как в Советском Союзе. То есть Казахстан будет поставлять зерно, нефть, газ, металл. А все остальное нам будут отправлять. Может, это и правильно. С тем же Китаем бессмысленно состязаться в сфере легкой промышленности. Даже Америка не занимается выпуском трикотажных изделий, потому что есть Китай. Есть сектора, которые традиционно заняты той или иной страной, и качество и цены приемлемые. Поэтому Европа и Америка насыщены китайским текстилем. Ту же обувь в Казахстане нет смысла делать. Прежние перерабатывающие заводы мехов, кожи и т.д. фактически остановились. А те, что восстановились, занимаются первичной переработкой, и потом отправляют в Европу, Испанию, Англию, Турцию. Там все перерабатывается, делаются дубленки, которые мы потом покупаем.

ИА REGNUM Новости: Значит, нам нет смысла барахтаться?

Вопрос в том, насколько конкурентоспособны наши предприятия. У нас еще нет жесткой борьбы, разве что в производстве соков, молока. Да, мы могли бы поставлять комплектующие, сырье для российских производств. То же мясо, зерно. Но у нас есть и предприятия, которые занимаются производством. Их немного, но там тоже есть рабочие, сотрудники. Что с ними будет завтра? И если брать выживаемость в условиях кризиса, то те страны, которые занимаются производством, имеют более высокий порог выживаемости. И есть опасность, что мы окончательно добьем свое зарождающееся производство, и при очередном кризисе шансов на выживание у нас будет все меньше. Пока цена на нефть на мировом рынке растет, мы еще кое-как держимся. Но и нефть может оказаться невостребованной. Страны могут сделать большие запасы топлива, или внедрить энергосберегающие технологии, перейти на биотопливо. Россия, может, это лучше, чем Китай, если выбирать из двух зол. Но и тут есть две стороны медали. Совместные предприятия, снижение издержек при импорте и экспорте - это плюс. Но с другой стороны - пострадает производственный бизнес. Обеспокоенность высказывают и большие ассоциации, куда входят крупные предприятия, занимающиеся зерном, металлом. У них претензии связаны с тарифами на перевозки, они свой товар везут через территорию России. И тарифы в стоимости занимают до 30%. Для нас тарифы намного выше, чем для россиян. И вопрос тарифов пока в подвешенном состоянии. Есть намерение их снизить, но насколько - пока неизвестно. И крупные недропользователи тоже выражают свою обеспокоенность. Я не говорю про МСБ. Те, кто занимаются железнодорожными перевозками тоже в ожидании. Если сравнивать железнодорожный парк России и Казахстана, это просто несопоставимо. Они придут на наш рынок со своими низкими ценами, и наши не выдержат конкуренции. Потом цены будут расти, конечно. И в разных сферах, в производстве оборудования, в перевозках грузов, - для всех встает вопрос о будущем. Тем более что российские компании уже года 2-3 постепенно входят на наш рынок. Я не могу сказать, что весь бизнес однозначно радуется созданию Таможенного союза.