"Казахи Китай ненавидят генетически": Казахстан за неделю

Астана, 22 ноября 2009, 15:18 — REGNUM  

"Нурсултан Абишевич уже не способен предложить новых идей"

Прямая линия с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, которая прошла в конце прошлой недели - тема, если не самая обсуждаемая, то уж во всяком случае, по важности сопоставимая с ежегодным посланием главы государства к народу страны. Три часа в прямом эфире, около 40 тысяч вопросов на открытых специально для этих целей площадках. Назарбаев демонстрирует подзабытую открытость, PR-эффект инициативы изучают казахстанские политологи.

"Казахстанская правда" публикует огромный материал-распечатку ответов президента на вопросы граждан республики. Примечательно, что подавляющее большинство вопросов - носит откровенно местечковый характер. Это не уровень президента - скорее, ответ на таком уровне перед гражданами должны держать максимум профильные министры или акимы (мэры) городов и областей. Но за валом бытовых проблем, составивших основу вопросной базы, скрывается один тривиальный по своей сути вывод - власти на местах почти бессильны перед накопившимися проблемами, раз люди за их разрешением обращаются в самую высшую инстанцию страны.

"Президент ответил более чем на 50 вопросов и обращений граждан, - пишет официальный рупор страны. - Это стало своеобразным личным рекордом Главы государства в его практике широкого общения с населением в режиме интерактивной связи. Беспрецедентная по масштабам акция вызвала огромный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенностью нынешнего мероприятия в формате прямого общения стало то, что впервые в этом процессе были задействованы разнообразные каналы связи. Большая часть сообщений передана по единому для всей территории Казахстана номеру телефона, активно использовались и интернет, и мобильная связь. Широкие возможности для общения позволили охватить огромное количество желающих напрямую задать вопрос Президенту. Помимо проявивших наибольшую активность жителей Астаны, Алматы, Южно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской областей на сайт прямой линии www.line.gov.kz обратились также жители ближнего и дальнего зарубежья. В ходе прямой линии Президент ответил на наиболее популярные вопросы. Но ответы получит каждый обратившийся - их дадут соответствующие государственные органы: Нурсултан Абишевич во время прямого эфира дал поручения руководителям соответствующих госструктур в обязательном порядке решить все проблемы, поднятые гражданами. Перед тем, как ответить на вопросы, Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешний год оказался крайне сложным: из-за разразившегося финансово-экономического кризиса в мире остались без работы свыше 230 млн. человек. Многие транснациональные компании были вынуждены распродать свои активы. Не обошли стороной проявления кризиса и нашу страну. Но, как подчеркнул Президент, Казахстан достойно преодолел трудности.

Кстати, первый вопрос, адресованный Нурсултану Абишевичу, как раз и касался преодоления экономической турбулентности: реализация "дорожной карты" в Казахстане сыграла огромную роль, но будет ли данная программа пролонгирована?

Как отметил Глава государства, на реализацию "дорожной карты" было выделено порядка 1,5 млрд. долларов из Национального фонда. Государственная поддержка позволила избежать массового сокращения, более того, в республике было создано около 320 тыс. новых рабочих мест. Бесплатно 93 тыс. казахстанцев смогли освоить вторую профессию. Отремонтировано 2.900 км дорог, 2.300 больниц и школ...

И это только начало - в бюджете следующего года предусмотрены крупные суммы на продолжение реализации "дорожной карты".

- Но теперь, - заметил Нурсултан Абишевич, - надо акценты несколько изменить - деньги должны пойти на открытие новых производств и в центрах, и в самых отдаленных от областных центров населенных пунктах.

Первое включение прямой линии из регионов. На связи - Алматы, где в студии - представители Ассоциации финансистов, предприниматели... Вопрос, соответственно, касается финансовой сферы: предприниматель Адиль Амиров, в частности, замечает, не получится ли так, что иностранные инвесторы, конвертировав часть долгов наших банков, возьмут их под свой контроль?

- Действительно, - отметил Президент, - мы пережили в банковском секторе тяжелейшие времена. Изучая историю Великой депрессии в Америке 30-х годов, пришел к выводу: именно банкротство первого банка, которое допустило государство, привело к хаосу. Мы этого не могли допустить. Поэтому из Национального фонда было выделено 480 млрд. тенге, которыми государство вошло в капитал четырех системообразующих банков страны. В настоящее время финансовая система стабилизирована. Да, есть сложности. Но обстановка, тем не менее, неплохая - на полтора процента вырос основной капитал банков, кредитование экономики увеличилось на 7,6 процента. Что же касается возможностей влияния зарубежных инвесторов, то государство однозначно не допустит ситуации, при которой бы иностранные банкиры владели системообразующими банками.

А в целом чего ждать Казахстану в связи с непростой ситуацией на мировых рынках и при отсутствии нормальной валютной архитектуры, о чем Президент размышлял в статьях "Ключи от кризиса" и "Пятый путь"? Не ожидается ли в Казахстане еще одна девальвация национальной валюты? Такой вопрос поступил от Айдоса Демешева.

- В условиях рецессии, - ответил Нурсултан Абишевич, - мы правильно сделали, что девальвировали нашу валюту. Это помогло нашей экономике, особенно экспортоориентированным предприятиям. Об этом я говорил и в своих статьях, с которыми ознакомились лидеры ведущих государств мира. И здесь есть понимание. Возникшая 60 лет назад финансовая система не может одинаково работать все время, потому что мир меняется. И сейчас уже идет создание региональных валют. Конечно, быстро решить вопрос создания справедливой валюты вряд ли получится, но, считает Глава государства, его нужно ставить. Что же касается девальвации, то для нее сейчас нет причин. Золотовалютные резервы страны растут, инфляция даже ниже, чем в прошлом году".

"Вопрос по телефону из Алматинской области: "Здравствуйте, Нурсултан Абишевич. Меня зовут Крещенко Сергей Викторович, - продолжает газета. - По национальности я русский, в селе у нас проживают казахи, русские, украинцы, немцы, чеченцы и люди других национальностей. И все мы живем с полным осознанием того, что делить нам нечего, земля у нас общая и Родина одна. Вопрос такой: на последнем форуме Ассамблеи народа Казахстана Вы говорили о новой программе национального единства, в чем будет ее особенность? Не могли бы рассказать поподробнее?"

- Сергей Викторович, очень хороший вопрос, спасибо за него! - ответил Президент и продолжил. - У нас повсеместно живут бок о бок люди разных национальностей, разных религий, живут в дружбе, согласии и любви. Это, не устаю повторять, золотое достояние нашего общества. Когда кругом льется кровь, происходят столкновения межрелигиозные, межнациональные, межгосударственные, в Казахстане все 18 лет нашей независимости мы живем в спокойствии. И поэтому Казахстан - уважаемая в мире страна, здесь происходят съезды лидеров мировых религий, поэтому мы развиваемся, поэтому улучшается жизнь людей. Это основа нашей жизни, никакой политики здесь нет. И дружба и взаимопонимание не есть что-то навсегда данное нам: каждый из нас должен это понимать и беречь эту основу, на которой мы будем развивать экономику и страну. И все вопросы национальностей, в том числе будущего казахской нации, ее истории, языка, будут решаться в этой плоскости, а не в какой-нибудь другой.

Да, я вынес на обсуждение Доктрину национального единства. Она даст ответы на три вопроса: что мы понимаем под словосочетанием "национальное единство", что является основой национального единства и как мы его должны укреплять. И желательно, чтобы как можно больше казахстанцев обсуждали эту доктрину, больше людей знали ее, и мы на этой основе выработали общеказахстанскую модель нашего совместного общежития на далекое будущее. У нас огромная земля, у нас богатая страна, у нас все есть. Единство держится на трех столпах. Первый касается нашей общей истории. Все народы, нации живут в едином сообществе, по крайней мере, последние сто лет - это наша история, наш опыт. Второй - это общие для всех казахстанцев ценности, которых нет у других народов. Мы вместе отмечаем Курбан-айт, вместе празднуем Рождество и Пасху, другие праздники, в том числе День единства нашего народа. У нас есть традиции почтения старших, добрососедства, взаимоуважения, любовь и бережное отношение к женщинам и детям... Таких традиций нет ни в Америке, ни в Европе. И третий столп - это наше общее будущее, которое мы строим. С обретением независимости Казахстана единство нашего народа стало большой ценностью, поэтому я прошу всех отнестись к Доктрине национального единства очень серьезно, скрупулезно. Должны сказать свое слово неправительственные организации, политические партии, движения, все культурные центры нашей страны, малые ассамблеи. Мы должны подробно обсудить доктрину на национальном совете, а может, и в Парламенте, Правительстве и принять согласованную политику, чтобы мы друг друга еще лучше понимали. Это необходимо для будущего".

Партийный "Литер" анализирует прецедент общения власти с простым народом. По мнению политолога Досыма Сатпаева, "обычно общение с верхами для простых людей больше напоминает кабинет психоаналитика, где главное - выговориться и выпустить пар, не рассчитывая быстро решить свои проблемы. И учитывая, что бытие определяет сознание, основная часть вопросов в адрес главы Казахстана, как обычно, касалась социальной тематики - от необходимости снижения пенсионного возраста до решения вопросов долевого строительства. В целом ситуация в здравоохранении и в образовании, социальное обеспечение, выход из кризиса, борьба с коррупцией и многое другое по своей значимости заняли первое место в глазах казахстанцев, по сравнению с более отдаленными темами, как например, председательство Казахстана в ОБСЕ в следующем году. Интересная тенденция, учитывая, что государственные структуры не жалеют денег, газетных полос и эфирного времени, чтобы представить это событие в качестве эпохального. Печально и то, что мало вопросов было о политическом развитии Казахстана, хотя тема пожизненного президентства и лидера нации не осталась без внимания.

В общем, данное положение вещей является неким показателем, своеобразной лакмусовой бумажкой, ибо можно согласиться с тем, что если в вопросах людей доминируют физиологические мотивы, то есть стремление людей нормально питаться, иметь крышу над головой, получать более высокую зарплату и так далее, это свидетельствует об общем ухудшении ситуации с удовлетворением этих самых физиологических мотивов.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в этот раз вопросов было больше, чем обычно. Еще за две недели до прямой линии поступило около 30 тысяч вопросов и предложений. Поэтому "достучаться до небес" смогли не все. Стоит напомнить, что в 2007 году во время интернет-конференции главы государства поступило чуть больше 5 тысяч вопросов. Это также говорит о том, что у народа накипело, особенно в условиях ухудшения социально-экономической обстановки. По такому случаю Станислав Ежи Лец отмечал: "Верхи вступают в контакт с низами во время землетрясения". Хотя лучше, если наоборот. Ведь, чтобы социального землетрясения не произошло, верхи обязаны регулярно вступать в контакт с низами".

"Деловая неделя" отмечает, что президентская линия не дала выдающихся результатов, получилась чем-то средним между разбором полетов и общественной приемной.

"Выборы президент не объявил, правительство в отставку не отправил, Рахата Алиева с Мухтаром Аблязовым в прямом эфире не простил. Впрочем, это, наверное, и не предполагалось. Зато предполагалось, что глава государства спросит с чиновников хотя бы за самые выдающиеся проколы последних дней. Нельзя сказать, что он их не заметил, но и то, что реально "поставил на вид" - тоже нельзя. Получилось как-то параллельно - и критика, и удовлетворение одновременно. Вот только не бывает так, чтобы правительство одновременно справлялось со своими задачами и годами не решало насущных проблем. Один из главных выводов президента о том, что "фактически наше население, простые казахстанцы, никак не ощущает кризис, который мы переживаем", из коего исходит его удовлетворение работой правительства, которое "имеет право работать дальше", вызывает большие вопросы. Прежде всего потому, что кризис казахстанцы еще как почувствовали.

Правительство, по словам президента, не допустило "развала финансовой системы", обеспечило работу МСБ, хотя он и признал, что "к примеру, объемы экспорта по крупным промышленным предприятиям сократились на 50%". Очень сильно он хвалил "Дорожную карту", которую теперь намечается переориентировать на "организацию производств, пусть небольших, но повсеместно, даже в небольших селах и районах".

Назарбаев также похвалил правительство за своевременное вмешательство в дела банков в начале года. "Если бы в пятницу правительство не вошло в капитал [БТА] банка, то в понедельник мы бы объявили [его] банкротство", - считает он. Впрочем, тут как раз получается, что на фоне неоднозначной ситуации в БТА его бывший главный акционер и руководитель Мухтар Аблязов теперь говорит об отъеме бизнеса, даже судится с государством, в то время как бывший владелец Альянс банка, также объявленный в розыск, об этом даже не заикается, потому как сам предложил государству контрольный пакет за 100 тенге. Будь на его месте экс-министр финансов в правительстве Токаева, у страны было бы сегодня куда меньше проблем. То есть похвала получается неоднозначной, вроде и хвалю, и вижу, что сделать можно было бы лучше.

Вообще, это, наверное, фирменный стиль президента, скрытый message между строк. Вот, к примеру, он оправдывал девальвацию, проведенную в начале года, мол, она защитила наших экспортеров, а тут и сам говорит, что по крупным промышленным предприятиям объем экспорта сократился на 50% (а больше у нас никто и ничего практически не вывозит). То есть гордиться тоже, получается, нечем".

Пропагандистский Информационно-аналитический центр при МГУ им. М.Ломоносова публикует апологетическое выступление доктора политических наук Л. Адиловой, которое косвенно затрагивает прямую линию главы государства: "Властные качества Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева можно разделить на три основных свойства:

Харизматические врожденные качества, то что невозможно приобрести, это как бы дано от бога. У президента Украины Ющенко приобретенный, взращенный политтехнологический ресурс, который дает возможность выработать харизматические качества, которые потом рутинизируются и угасают, если их не подкреплять регулярно. Рейтинговый авторитет Н.А.Назарбаева связан с тем, что он очень хорошо работает с массами, он четко чувствует ситуацию и вовремя реагирует не как популист, а как политик, который связан со своими избирателями, с обществом, реципиентами. И он регулярно подпитывается этой энергетикой и она дает возможность для его рейтинга. И все политические институты, которые им созданы, также зиждутся на рейтинговом авторитете".

"В Казахстане "имидж" страны и "имидж" лидера - это рукотворный продукт, поэтому мы говорим о феномене национального лидера, - продолжает эксперт. - И он нуждается в постоянной огранке и подпитывании именно серьезными инициативами, гуманитарными проектами в области международных отношений в целях установления международной идентификации Казахстана. Сегодня Казахстан идентифицируется только через политического лидера. Казахстан - это Назарбаев. Ассоциативное связывание образа страны с образом лидера связано с технологией персонифицированного восприятия и страны и власти. А международная идентификация предполагает структурирование образа страны, лидера, народа и ценностей истории народа, по которой живет этот народ и ценности, которые разделяет в целом вся нация. Вот тогда произойдет международная идентификация страны. Образ лидера это все-таки знаковая модель и он несет с собой заряд не только своей харизмы, но и направленности, устремленности в будущее. Он закладывает различные смыслы. Стратегия "Казахстан-2030" это программа, которую многие копируют. Потом [в России] появилась программа "2020", на Украине "10 шагов навстречу простому человеку". Нужны новые ориентиры, символическая система, помогающая определять направления, куда будет дальше двигаться народ".

"Республика", в свою очередь, считает: прямая линия - была создана исключительно для того, чтобы президент пиарился. "С одной стороны, нас радует, что главе государства в общей сложности было задано около 40 тысяч вопросов, с другой - пугает. И не только потому, что президент смог ответить лишь на один из восьмисот, а на остальные поручил дать ответы чиновникам. Большинство заданных ему вопросов в цивилизованной стране выглядели бы дикостью, потому что поднятые в них проблемы должны решаться на уровне местной исполнительной власти или максимум правительства.

Впрочем, президент вряд ли об этом задумывается, а организаторам прямого эфира столь широкая активность казахстанцев на руку: введя многоуровневый отбор вопросов, они смогли сымитировать диалог Назарбаева с народом и создать ощущение, что глава государства доступен и напрямую общается с согражданами. Хотя очевидно, что нынешнее мероприятие имеет такое же отношение к настоящим прямым эфирам, как и массовое посещение под контролем чиновников избирательных участков в день голосования.

Нет смысла анализировать, что ответил Назарбаев тому или иному гражданину, - он ведь отвечал на вопросы, отобранные клерками из его администрации, а людские проблемы были всего лишь поводом для президента сделать широкий жест в виде указания снять с должности зарвавшегося чиновника или оказать денежную помощь для лечения тяжелобольной девочки.

В этом смысле предложение Нурсултана Абишевича неизвестно кому покаяться по примеру небезызвестного Бигельдина Габдуллина и попросить у него то ли прощения, то ли помилования, можно сказать, сенсация. Не зря за нее так уцепились комментаторы и аналитики. Хотя главная цель подобных эскапад - не простить врагов, а продемонстрировать стране и миру свое великодушие. Давайте поймем, чего хотели главный заказчик и организаторы мероприятия.

Ну, во-первых, видимо, продемонстрировать, что глава государства в отличной политической и физической форме. Что касается последней, с этим можно согласиться: почти три часа прямого эфира - нагрузка не для слабых. Но вот отличную политическую форму Назарбаева можно оспорить. Идейная нищета, несмотря на теоретические потуги типа акметала и новой мировой демократически выбранной валюты, все очевиднее.

Нурсултан Абишевич уже не способен предложить новых идей, которые могут мобилизовать нацию и стать материальной силой. Не зря же он завершил прямой эфир ответом на свой же вопрос про национальную идею - чувствует, где у него главная проблема, но решить ее не может.

Во-вторых, организаторы мероприятия явно хотели показать гражданам, что Нурсултан Абишевич по-прежнему у руля государства и знает все, что творится в стране. Однако именно здесь он прокалывался, особенно когда речь заходила о темах более сложных, чем любимый спиртной напиток или смешные случаи из жизни.

В-третьих, судя по всему, Астане очень хотелось продемонстрировать казахстанцам, что первый президент заботится о них больше, чем о самом себе. Но хотя, как и полагается в подобных срежиссированных мероприятиях, был снят допустивший оплошность чиновник районного масштаба, оказана немедленная помощь больному и совершены прочие полагающиеся в таких случаях "административные чудеса", ощущение театра все время прямого эфира не уходило".

"На протяжении десятилетий старшежузовский клан укреплял позиции в правящей среде Казахстана"

Серия громких перестановок случилась на минувшей неделе в Казахстане. Их нельзя назвать ключевыми, но с тем, что они имеют стратегическое значение, пожалуй, не спорит ни одно издание в стране. С поста первого заместителя партии "Нур Отан" ушел Дархан Калетаев. Что примечательно - передвинули его на пост одного из директоров госхолдинга "Самрук-Казына". Фонд национальной безопасности уже давно нуждается в человеке с положительным индексом публичности - ведь технократ Кайрат Келимбетов проигрывает информационные схватки одну за одной. На место первого заместителя президента по партийной линии выдвинули акима Карагандинской области Нурлана Нигматулина. Назначение имеет не меньшую значимость, но, что важнее, оно очень говорящее. Дело в том, что Нигматуллин - возглавлял предвыборный штаб президента - это говорит о степени доверия главы государства к персоне. Он умеет работать с информационным полем и является, как рассказывают, идеальным помощником во время электоральных циклов. Поэтому его приход в партию власти - можно расценить еще и как ответ о досрочных выборах. В любом случае, бывший глава крупнейшей в Казахстане Карагандинской области очень усилит административную обойму партии власти. В свою очередь, вице-премьер Серик Ахметов работал в свое время акимом (мэром) Темиртау - города-спутника Караганды, поэтому его возвращение в область в новом качестве - позволит снизить градус социальной напряженности.

Радио "Азаттык" публикует мнение нескольких наблюдателей: "после таких перестановок нужно ждать новых политических изменений. Журналист Айгуль Омарова считает, что Калетаева понизили, потому что он, будучи первым заместителем председателя президентской партии, мог влиять на решения каких-то вопросов.

- Сейчас он этого не сможет сделать. Во-вторых, ясно, что продолжается внутриэлитная борьба и Калетаев стал жертвой этой борьбы, потому что он неосторожно делал заявления. Это формально стало причиной его отстранения, - говорит Айгуль Омарова. 37-летний Дархан Калетаев, занимая должность заместителя председателя президентской партии "Нур Отан", успел прославиться различными предложениями. Эти инициативы его и погубили, считают некоторые политики. По мнению оппозиционного политика Балташа Турсумбаева, Дархан Калетаев дошел "до предела", думая, что может открыто выражать свое мнение от имени партии.

- А его мнение не совпадает. Я скажу больше: это идет вразрез с общественным мнением. Он же начал культивировать то, что надо президента сделать лидером нации, закрепить за ним статус пожизненного президента. Самой последней чашей терпения было его высказывание, что лидеры оппозиции с ним видеться, встречаться не хотят. Поэтому убрали его, - говорит Балташ Турсумбаев. Между тем президент Нурсултан Назарбаев в день перестановок поблагодарил Дархана Калетаева за проделанную работу.

"Я еще раз хочу подчеркнуть свою благодарность Дархану Калетаеву, который много лет работал очень активно рядом со мной", - сказал президент Нурсултан Назарбаев в четверг, 19 ноября, в Астане, представляя нового заместителя председателя партии Нурлана Нигматулина. "Может быть, не хватало каких-то моментов по работе, организации исполнительных органов власти, но он еще молод, как говорится, всё впереди", - сказал Нурсултан Назарбаев.

"Между тем генеральный секретарь ОСДП "Азат" Амиржан Косанов считает, что эти перестановки говорят о возможных политических изменениях. Амиржан Косанов был единственным оппозиционным политиком, с которым бывший заместитель председателя "Нур Отана" Дархан Калетаев не хотел сотрудничать. Амиржан Косанов ранее назвал президентскую партию "исчадием ада".

- Я думаю, что "Нур Отан" пересматривает свою поведенческую линию, в том числе и в идеологических контактах со своими оппонентами. Потому что если Казахстан станет председателем ОБСЕ, то, естественно, без формального диалога с оппозицией он не обойдется. Наверное, грядут какие-то политические события и президент решил таким образом сделать рокировку. Причину знает только президент, - говорит Амиржан Косанов".

ИАЦ МГУ анализирует причины ухода Дархана Калетаева. "Дархана Калетаева "уходят" во второй раз. Впервые рокировка должна была произойти в самый канун съезда партии власти. Ориентировочно Калетаев должен был вернуться в администрацию президента, а вот имя его возможного приемника тогда не называлось. Но президент в последний момент все переиначил в фирменном назарбаевском стиле. Судя по всему, этой кадровой паузой Дархан Калетаев сумел воспользоваться лишь отчасти. "Двинулся" вроде бы в правильном направлении, но вот по вертикальной иерархии статус не очень понятен. Хотя, в нынешней ситуации его возвращение в АП было бы крайне нежелательным, прежде всего, для него самого, а вот стать членом "самруковской команды" - это, как говорится, "окна новых возможностей", учитывая тот негативный фон, который распространяли вокруг Дархана Калетаева его политические недоброжелатели. Правда, как бы не оказаться в формате "из огня да в полымя". Вполне возможно, что калетаевские навыки "удара справа" по недоброжелателям пригодятся вегетариански настроенному руководству ФНБ, упорно нежелающему давать "обратки" ретивым конкурентам.

Как отметил один из астанинских собеседников, "Нурсултан Назарбаев, как всегда, решил кадровый вопрос в стиле "равноудаленности", переключив бывшего зампреда с политических инициатив на решение финансовых проблем и, в то же время, сохранив для него возможности для дальнейшего карьерного роста". Калетаев остается в президентской обойме, но в то же время "любимые темы" последних нескольких недель, включая вопрос о факторе национального лидерства, остаются без "отца-основателя", что означает возвращение в администрацию президента всей полноты прав на манипулирование идеологическими вопросами. Так что, если раньше шла конкуренция проектов пожизненного президентства и статуса лидера нации, то теперь можно предположить, что в этой сфере наступит определенное единомыслие. Осталось только понять, на какой именно платформе, а, с другой стороны, убедиться в том, что перемены в Нур Отан не повлекут за собой серьезные изменения и в администрации президента".

А вот для "Республики" гораздо интереснее фигура нового вождя партии на оперативном управлении. Например, "заместитель председателя ДПК "Ак жол" Людмила Жуланова считает, что новое назначение - шанс для Нигматулина.

- Если у человека слабый рейтинг, то не важно, кем его назначили, лишь бы только не выпасть из этой обоймы. У Нигматулина сейчас появится больше возможностей себя проявить, потому что аким ограничен рамками той области или города, где он работает. А здесь он будет публичным человеком и сможет продемонстрировать свои иные способности. Если говорить о номенклатуре, то для Нигматулина это понижение, если судить о возможностях, то это, скорее, повышение, - заявила она. Депутат Мажилиса Владимир Нехорошев назвал Нурлана Нигматулина политическим тяжеловесом.

- Если вы посмотрите предыдущие рейтинги и другие опросы, то увидите, что он всегда был в верхней половине. Я знаю мнения шахтеров, с которыми он спускался (в шахты - авт.) в самое трудное время, когда действительно гибли люди. Он был с ними на площадях и очень жестко вел диалог с работодателями. Ему не нужны никакие рейтинги для его авторитета! - сказал мажилисмен - сам, кстати, карагандинец.

- Могу сказать, что решение главы государства, лидера партии, только усилит партию, центральный аппарат и руководство. Это я расцениваю солидным повышением, - добавил он. Земляк мажилисмена - сопредседатель ОСДП "Азат" Булат Абилов - пост заместителя председателя президентской партии для Нурлана Нигматулина считает повышением.

- Пост заместителя председателя партии, которая считается правящей, думаю, выше, чем пост акима области, - сказал политик. - Тут смотря кто какие задачи и цели перед собой ставит. Я знаю Нурлана с детства, мы выросли вместе, парень он амбициозный, и, думаю, для себя он сам считает новое назначение ступенью вверх, - заявил политик.

- На этой должности был Джаксыбеков - стал министром обороны, еще кто-то был - все встали на хорошие должности - это партийная должность. Я считаю, что большого значения этому не надо придавать, поскольку это внутрипартийное дело, - пояснил г-н Абилов. Однако известный в Караганде правозащитник Евгений Танков заявил, что для бывшего акима Карагандинской области новое назначение, скорее, является понижением.

- Теперь реальных рычагов воздействия и прямых возможностей обогащения, как на посту акима Карагандинской области, уже нет. Хотя я могу и ошибаться. В качестве же акима области он от начала и до конца плохо выполнял свои функции. На поверхности возникал лишь дешевый пиар, а о том, каковы были конкретные действия, мы все прекрасно осведомлены, - заявил правозащитник и добавил: - Это, на мой взгляд, мало соотносится с теми функциями, которые должен на себя брать аким области. Что же касается полученной им должности зампреда "Нур Отана", то, как мне кажется, Нурлан Зайруллаевич будет себя чувствовать хорошо на любом месте, куда его назначат".

"Советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев подтвердил соображения Серикболсына Абдильдина о сомнительных талантах Нурлана Нигматулина, - продолжает издание. - Что касается новой должности, то это решало бюро партии "Нур Отан". Собралось бюро, президент предложил. Видимо, у него есть какие-то планы, о которых я сейчас не хочу говорить. Но вы, журналисты, сами должны делать выводы, а не только задавать вопросы. Нигматулин является одним из самых сильных менеджеров. Не исключаю и парламентских выборов. Нигматулин - сильный организатор, и он сможет на новом этапе, когда партия будет бороться за Мажилис, построить все таким образом, чтобы одержать внушительную победу, - сказал г-н советник президента, отвечая на вопрос "Республики".

Положительно советник президента оценил и работу Дархана Калетаева, заявив, что тот "за короткое время смог стать новым публичным политтехнологом". - Он придал политической партии новое лицо. Раньше "Нур Отан" воспринимали как часть государственного аппарата, которая была слита с администрацией. На мой взгляд, Калетаев смог вывести партию на качественно новый уровень. На новом же месте работы, в "Самрук-Казына", он приобретет совершенной новый опыт работы: экономика, финансы, производство... Президент знает, что делает. Каждый член его команды на каждом новом участке приобретает новый опыт работы с последующим назначением на новую должность в госаппарате, в регионах, в партии и т.д. У нас есть ротация".

Сайт Inosmikz.com отреагировал на перестановки занятным материалом о кризисе государственного управления в Казахстане. По мнению аналитиков, существующая модель казахстанской власти не только изжила себя, но и стремительно архаизируется. "Не секрет, что власть в Казахстане распределяется по жузовским правящим кланам. За послевоенные десятилетия сложилась такая практика, при которой верховодили старшежузовцы, а среднежузовцы и младшежузовцы были вынуждены удовлетворяться второстепенными ролями. И это несмотря на то, что на протяжении всех прошлых столетий среднежузовцы являлись корневым улусом казахской государственности, а младшежузовцы - самым многолюдным улусом. Московский державный центр в советское время в силу своих понятий регулировал баланс участия представителей трех жузов во власти Казахстане. Но в определенный момент на высших в республике должностях оказались выходцы из Южного Казахстана. И на протяжении последующих десятилетий старшежузовский клан только укреплял свои позиции в правящей среде Казахстана. Особенно явственно эта политика, направленная на обеспечение максимальной концентрации административных и материальных ресурсов в руках южно-казахстанцев, проявляла себя за последние 15 лет. В общественном сознании населения северного и западного региона страны сформировалась стойкое неприятие (фобия в отношении) южан как таковых. Однако названная политика не только не сворачивается или хотя бы не камуфлируется, но даже принимает все более откровенные и произвольные формы.

Здесь следует сказать, что все изложенное в предыдущем абзаце для общественного мнения Казахстана хорошо известно. Но мало кто обращает внимание на то, что действующая практика в русле названной политики давно уже вышли за рамки того, под чем мы понимаем простую жузовщину и трайбализм. Все гораздо серьезней. Есть множество фактов, которые указывают на то, что общая линия, проводимая власть предержащим слоем нынешнего Казахстана, должна рассматриваться как аномальная. По-другому ее можно квалифицировать - как деструктивную или даже разрушительную для государства и общества.

Такой вывод проистекает из той очевидности, что эта практика не только перешла ту грань, которая отделяет нормы так называемого "внутриказахского политиканства" на жузовской основе от откровенного подрыва духовных основ казахского единства, но и взяла уже курс на утверждение таких идеологем, которые входят в противоречие с представлениями традиционного казахского сознания. Другими словами, она показывает, что традиции казахской государственности чужды ей. Все это говорит о том, что кризис государственного управления в Казахстане все больше и больше усугубляется. Но при этом реальной альтернативы ему нет. Оппозиция продолжает оставаться относительно слабой. Правящий режим много говорит о модернизации, а сам между тем, наоборот, все сильней и сильней архаизируется. Этот процесс проявляется, прежде всего, в продолжающейся абсолютизации исполнительной власти".

"Китай становится крупнейшим энергетическим игроком в Центральной Азии"

Очень обсуждаемая тема последней недели в Казахстане - взаимоотношения республики с Поднебесной. Причина новой алармистской волны - серия из двух "аналитических" статей в "Комсомольской правде", хотя эта "аналитика" исполнена всего лишь таким второразрядным шоу-деятелем, как Дарья Асламова. По ее прогнозам - ближайшая перспектива Казахстана - быть захваченным стремительно растущим Китаем. Судя по тому, что тема активно обсуждается в блогах, скандальная репутация автора заставила обратить внимание на то, что без скандала говорят десятки профессионалов.

"Уже по итогам 2008 года стало ясно, что Китай контролирует 21 процент общей нефтедобычи в Казахстане (в 2,5 раза больше, чем стратегический партнер Россия). А 2009-й принес Китаю подлинный успех: за кредит в 10 миллиардов долларов Поднебесная получила один из главных активов в казахском нефтяном секторе, на который претендовала "Газпром нефть", - 49% компании "Мангистаумунайгаз" (ММГ), а также потенциальный доступ к урановым месторождениям. По оценкам экспертов, доля китайских компаний в общем объеме нефтедобычи в Казахстане почти сравнялась с долей национальной компании "Казмунайгаз". Подмяв под себя треть казахских энергоресурсов, Китай обеспечил и маршрут транспортировки нефти: заработал нефтепровод Казахстан - Китай (итоговая мощность трубы - до 20 миллионов тонн в год). А введение в строй казахстанско-китайского газопровода, по которому потечет туркменский газ, сильно ослабит позиции Газпрома и фактически лишит его монополии. Словом, Китай становится крупнейшим энергетическим игроком в Центральной Азии.

В отношении Китая в Казахстане существуют две позиции. Одна - официальная, прекрасно озвученная председателем cената парламента Казахстана Касым-Жомартом Токаевым: "Мы не можем игнорировать Китай, у нас граница с ним - 1700 километров. Китайская экономика - самая динамичная в мире и скоро станет второй. Как выразился наш президент, не надо заниматься фантомными страхами и распространять слухи о китайской угрозе".

Любой казахский чиновник при включенном диктофоне скажет вам модную фразу: "Китайская опасность - алармистский миф". Точка. А вот при выключенном... Тут вы услышите вторую, бытовую версию происходящего, основанную на глубинных исторических страхах, на том народном инстинкте, безошибочную верность которого любил подчеркивать Лев Толстой. Точнее всех этот страх определил мне один светский человек по имени Мухтар, владелец модного в Алма-Ате клуба "Сохо": "Казахи Китай ненавидят генетически. Будь наша воля, мы бы давно выстроили Великую Казахскую стену, чтобы отгородиться от нашего соседа, да силенок не хватает. Поведение Казахстана сейчас - это поведение ягненка, окруженного волками. Мы безропотно сдаем им наши нефть и газ, пытаясь откупиться. Пусть высосут все наши ресурсы, лишь бы оставили нам любимую землю, где зимой минус сорок, а летом плюс сорок. Мы кизяками будем топить печки, как топили наши предки, но выживем". "После позорной сдачи наших границ все бывшие советские погранзаставы скатились с высоток вниз, - продолжает издание. - Как так случилось? Казахские пограничники сами переносили столбы за деньги! В России еще жив имперский ген, там понимают ценность каждого метра земли, а в Казахстане еще до этого не доросли..."

"Некоторые горячие головы сравнивают китайский национализм с фашизмом. Уместно ли такое сравнение?" - "Нет, это не фашизм, и объясню почему, хотя хрен редьки не слаще. Это этноцентризм необыкновенной силы. Китайцы беспощадны в достижении цели - в выполнении тысячелетней воли предков. Не существует моральных запретов - ни библейских, ни коранических. Они живут в другом измерении. У них некое ощущение избранничества, уже начавшегося пути решения всех задач. Они нас даже не сильно упрекают за то, что мы так отстали от них. Мы - плохие ученики, шаловливые, и всех нас надо приструнить и привести к общему знаменателю. Нормальный китаец считает, что он облагодетельствует и принесет счастье тому же уйгуру или казаху, если объявит ему, что он такой же и равен ему. Китайцы не собираются нас во что-то превращать, они из НАС сделают СЕБЯ. Мы не будем рабами или покоренным, униженным народом, мы будем китайцами. Помните, была такая общность - советский народ? А теперь будет общность - китайский народ, и все будут счастливы".

В свою очередь, ресурс Better.kz бьет тревогу: Россия и Китай снова делят Евразию!

"Новая фаза активизации битвы за Евразию связана с усилением геополитической игры со стороны России и Китая. После событий 11 сентября 2001 года США и их союзники существенно задели позиции Москвы и Пекина в очень важных для них районах. Когда стало очевидно, что американские интересы не ограничиваются борьбой с международным терроризмом, Россия и Китай озаботились "контрнаступлением". Первый раз удобный шанс представился когда возглавляемая Вашингтоном военная коалиция увязла в Ираке. Период глобального кризиса и туманные перспективы доллара также используются в качестве повода "подвинуть" США и Европейский союз.

Однополюсный мир кончился еще в 2003 году, когда пределы американских возможностей были ясно показаны в Ираке. Само нападение Белого дома на режим Саддама Хусейна - это военное проявление желания контролировать мировые стратегические ресурсы. Курс на удержание глобальных ресурсов США взяли еще в 80-е годы прошлого века, когда большинство представителей Римского клуба (объединяет авторитетных ученых, аналитиков, экспертов) пришли к заключению, что ресурсы ограничены и на всех их не хватит.

Геополитика подразумевает долгосрочный план, четкое определение перспектив и конкуренции. У Белого дома все в порядке со стратегическим планированием, но конкуренция систематически возрастает. США крайне проблематично поддерживать сложившийся уровень потребления своего населения, поскольку ресурсы нужны всем, и борьба за них ожесточается. Даже с коллегами по "золотому миллиарду" в лице Европейского Союза разногласия и разночтения у Вашингтона увеличиваются. Ученые давно указывают на необратимые экологические изменения, которые будут проходить в ближайшие пятьдесят лет в режиме катаклизмов. Логика выживания требует от человечества минимизировать издержки своей хозяйственной деятельности, однако общество потребления задает совершенно иной вектор. Широкое тиражирование образцов материального благополучия через СМИ усиливает желание обладать ими во всех уголках планеты и объективно подталкивает конкуренцию. Россия и Китай относятся к группе "больших государств". Большие государства - это субъекты глобального процесса, одним из их атрибутов является наличие пояса влияния. Москва и Пекин пока не в состоянии противостоять США в глобальном масштабе, зато они объективно сильны по периметру своих границ. Вдобавок обе эти страны находятся в Евразии, тогда как Вашингтону для борьбы на данном поле приходится действовать из-за океана".

По мнению авторов, в этой битве принимает участие и Казахстан. "Стратегию многовекторности, давно взятую на вооружение политическим руководством Казахстана, ждут серьезные испытания на прочность. Это вызвано как общим повышением геополитической температуры, так и усилением активности больших государств на пространстве Евразии. В современных условиях никто из ведущих мировых держав не может оставить без внимания территорию размером в пять Франций. Для Астаны важно, чтобы в ходе нового витка битвы за Евразию она не утратила своей субъектности.

Все годы независимости Казахстан только тем и занимается, что уклоняется от неблагоприятных геополитических раскладов и пытается сгладить внутренние противоречия. Последние события свидетельствуют, что это ставшее уже традиционным занятие будет протекать в более сложных условиях. Самые мощные соседи Астаны - Россия и Китай, намерены расширять свое геополитическое пространство. Параллельно с этим на преференции в регионе рассчитывают США и Евросоюз. Казахстан, как "малая страна с большой территорией" и сравнительно слабое государство, вынужден занимать позицию максимального сохранения безопасности. При этом делать это становится все сложнее. Из-за расширения источников и очагов напряженности нагнетается общая угроза нестабильности. Американцы увязли в Афганистане. Не прекращается насилие на Ближнем Востоке. Россия все больше превращается в воюющую страну, так как круги от чеченского конфликта расходятся все дальше по углам государства. Пекин усиливает силовое давление на Синцзян, а в Казахстан возрастает поток уйгурских беженцев. К югу от республики - сплошная зона нестабильности от Узбекистана и Туркменистана до Афганистана и Пакистана.

При этом все субъекты геополитики, от "больших государств" до ТНК и террористических организаций ведут борьбу за ресурсы и расширение сфер влияния. В таких условиях Астану ждут все новые и более серьезные вызовы. Уже сегодня заметен геополитический дрейф Казахстана от Запада в сторону Москвы и Пекина. Институционально это оформляется через структуры Таможенного союза и ШОС. Запад со своей стороны тоже не сдается, соглашается на подарки для Ак Орды в виде председательства ОБСЕ-2010, активно участвует в освоении углеводородов на Каспии. Однако те, кто ближе - в лице России и Китая, на сегодняшний день здесь объективно сильнее и влиятельнее. Но вместе с тем растет и другой Казахстан, который, образно говоря, "себе на уме" и, который, уже в ближайшем будущем не проведешь на мякине. Для этого, Казахстану, в случае нормального развития своего креатива, можно свои недостатки перерабатывать, приспосабливать для будущего и осознать свою самобытность относительно других цивилизаций. Безусловно, позитивным фактором, относительно поднятой темы, можно считать наличие у молодого государства такого самобытного лидера, как Нурсултан Назарбаев. Даже тот факт, что он находится достаточно длительное время у штурвала государства, становится одним из главных стабилизирующих моментов в условиях складывающейся геополитической ситуации..."

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Нефть дешевеет, бензин дорожает. Странно? Отнюдь!
NB!
24.03.17
Турецкий интерес и американские гарантии в Сирии
NB!
24.03.17
Кто осуществлял политическое прикрытие белорусского Майдана?
NB!
24.03.17
Пока Трамп отвлекся, Маккейн увлекся: ястребиные обещания буйного сенатора
NB!
24.03.17
В Сенат США внесён законопроект о новых санкциях против Ирана
NB!
24.03.17
Югославия-99. Как США разжигали Балканский конфликт
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России