В Минске 27 ноября президенты России, Белоруссии и Казахстана должны подписать документы по формированию Таможенного союза трёх стран. На данный момент уже согласован единый таможенный тариф, а сегодня, 20 ноября, Госдума РФ ратифицировала ряд нормативов, регулирующих процесс функционирования союза. При этом 17 ноября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у него нет уверенности в том, что участие в Таможенном союзе выгодно Минску, а 18 ноября президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что появление союза резко повысило интерес к вопросу вступления России в ВТО, из чего ряд экспертов сделал вывод, что целью создания Таможенного союза на самом деле являлось именно привлечение внимания Всемирной торговой организации к проблеме интеграции РФ в эту структуру. Ситуацию прокомментировал для ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии института стран СНГ Александр Фадеев.

Из всех трёх государств Таможенного союза он больше всех выгоден Белоруссии. Это транзитная страна, и, естественно, единая тарифная ставка, открытые границы и единые правила перевозки товаров очень выгодны Минску, равно как и то, что пошлины будут взиматься на внешней границе Таможенного союза. Поэтому мне кажется, что высказывания Лукашенко - это попытка переложить на своё правительство ответственность за потенциальную неудачу Таможенного союза. Если внимательно прочитать его заявление, то он говорит именно об этом - что, мол, вы в правительстве всё ещё раз внимательно просчитайте, не дай бог мы что-то там недополучим. Однако мне кажется, что 27 ноября Белоруссия подпишет все документы по Таможенному союзу, поскольку он ей выгоден.

Другая страна, для которой Таможенный союз не менее выгоден - это Россия. В принципе, большие страны, вступая в экономические или таможенные отношения с государствами, которые по своему потенциалу находятся ниже их, при этом, безусловно, проигрывают. Таможенный союз для Москвы - не та организация, за которую можно было бы держаться, но она очень интересна России с точки зрения развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Что касается проблемы вступления в ВТО, то мне кажется, что тройка стран никогда не вступит в эту структуру вместе, это просто невозможно. Это может сильно затянуть процесс, и при этом сама ВТО будет против такого варианта. В данном плане заявление Дмитрия Медведева можно только поддержать. Это разумный ход. Тем более, что в Минске решили, что Таможенный союз так нужен России, что перед подписанием документов 27 ноября ей можно выкрутить руки. Белорусское руководство думает, что у России можно что-то вытребовать, отвоевать, распространить единые пошлины на энергоресурсы и т.д. Однако заявление Медведева, сделанное очень вовремя, поставило Минск на место. Российский президент ясно дал понять, что мы можем рассмотреть вопрос о вступлении в ВТО самостоятельно.

Что касается дальнейшего развития экономических отношений стран Таможенного союза с теми постсоветскими государствами, которые туда не войдут, то если Таможенный союз начнёт реально действовать (а это при всех благоприятных условиях произойдёт не раньше лета следующего года), если стороны не переругаются, чего нельзя исключать, и союз покажет свою жизнеспособность, то для среднеазиатских стран это будет хорошим поводом задуматься о том, не стоит ли им интегрироваться в это образование или хотя бы присмотреться к нему повнимательнее. Таможенный союз не закрыт для приёма новых членов, он может расширяться.