Чудес в политике не бывает. Вес государства, его значительность определяются не категоричностью высказываний ее руководства, а суммой многообразных его достижений, самостоятельно корректирующих те или иные явления регионального или же мирового значения. Причем данный процесс сохраняет в себе причинно-следственную зависимость, в которой настоящее является всего лишь закономерным продолжением прошлого...

Так, воздерживаясь от покупки туркменского газа вот уже полгода, Россия невольно оттолкнула Туркменистан в сторону диверсификации своего экспорта. И прекращение поставок в Россию стало для Туркменистана серьезным ударом, так как этот вид экспорта составлял львиную долю доходов страны. Но, одновременно с этим, этот факт дал Туркменистану свободу поиска альтернативных путей для реализации своего продукта.

Вскоре Ашхабад подписал соглашения с Тегераном об увеличении газоэкспорта в Иран. Готовится также запуск газопровода в Китай. Эти два проекта позволят Туркменистану увеличить продажу газа в Иран до 12,5 млрд. кубометров и начать прокачку в Китай ежегодно до 40 млрд. кубометров газа. Таким образом покрывается в экспортных объемах до 90% предполагавшегося по 2010 году экспорта туркменского газа в Россию.

Вместе с тем туркменский газ может поступить и на европейские рынки посредством NABUCCO уже с 2014 года. Западные компании уверяют, что Туркменистан мог бы для начала начать свое участие в NABUCCO разработкой одной из своих прикаспийских месторождений в последующем закрепив свое участие строительством газотрубопровода по дну Каспийского моря. NABUCCO для Ашхабада привлекательная и коммерчески оправданная перспектива. Для покрытия потребностей и не только этого трансевропейского проекта необходимыми сырьевыми объемами Туркменистан уже приступил к реализации первого этапа промышленного обустройства стратегически важного месторождения Южный Елотен-Осман. Следует заметить, что для реализации данного проекта еще в июне 2009 года было заключено межправительственное соглашение межу Пекином и Ашхабадом о предоставлении Туркменистану льготного кредита в размере более $4 млрд.

Для ввода в эксплуатацию богатейших залежей гигантского месторождения привлечены авторитетные зарубежные партнеры. Так, китайской CNPC поручены бурение скважин, строительство завода по сероочистке газа мощностью в 10 миллиардов кубометров в год. На первоначальном этапе газ с этого месторождения по труботрассе Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай будет отгружаться в "поднебесную". Соответствующий контракт между ГК "Туркменгаз" и китайской CNPC был подписан в Ашхабаде в июне 2009 года. Одновременно CNPC и Государственное агентство по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркменистана подписали контракт купли-продажи природного газа, в соответствии с которым сырье, добываемое в рамках АГБ, будет реализовываться на туркмено-узбекской границе другой китайской компанией - "Петрочайна Интернейшнл Компани Лимитед".

Таким образом амударьинский газоносный бассейн (АГБ) становится объектом заинтересованного сотрудничества Ашхабада с мировыми нефтегазовыми компаниями.

И последнее. Роль этого нефтегазоносного района особенно возрастает в связи с открытием здесь целой группы перспективных на нефть и газ площадей. К примеру, месторождение Южный Елотен-Осман, согласно результатам независимого аудита известной британской компании Gaffney, Cline & Associates, стало настоящей мировой сенсацией. Экспертиза оценила газовые запасы этого месторождения в 14 триллионов кубометров, что позволяет включить Южный Елотен-Осман в тройку самых крупнейших газовых кладовых планеты.

Специалисты считают неплохими перспективы и другого амударьинского месторождения - Яшлар. По предварительной экспертной оценке, объемы газа здесь составляют порядка 1,5 триллиона кубометров. Следует заметить, что только подтвержденные объемы по Яшлар в абсолютных цифрах уже больше того, что имеют и по разрабатываемым, и по предполагаемым газовым месторождениям по прикаспийскому шельфу в сумме все страны прикаспийского бассейна (1,3 триллиона кубометров).

Вместе с тем есть убеждение, что дополнительные буровые работы и сейсмические исследования амударьинского бассейна наверняка позволят получить новые данные, корректирующие оценки объемов углеводородных ресурсов, которые хранятся в недрах этого нефтегазоносного района в сторону их увеличения.

Вывод. Сегодня Армения получила очень хорошие перспективы через объединенную туркмено-ирано-армянскую газотранспортную сеть заявить о себе как об экономически оправданной транзитной площадке. Ну, а завтра, с вводом в эксплуатацию совмещенной армяно-ирано-туркменстанской железнодорожной магистрали (для этого потребуется строительство одного железнодорожного моста через Аракс и прокладка 60-ти километрового стыкового железнодорожного полотна, соединяющего иранскую железную дорогу с армянским Мегри) Армения, как минимум, будет иметь несомненные конкурентные преимущества и в грузотранспортной схеме берег Балтийского моря-Украина-Грузия-Армения-Иран-Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай-берег Тихого океана. Так что, от нашего прагматизма, от того, какими интересами руководствуемся или же будем руководствоваться участвуя в строительстве экономической модели, которая на длительную перспективу предрешит место и значение государств кавказско-среднеазиатского региона на обширном евразийском пространстве, в значительной степени будет зависеть место Армении в структуре этих отношений. Тем более, что эти отношения не исчезнут из-за того, что кто-то не хочет или даже не может их видеть. Наоборот. На определенном витке своего развития они вновь приобретенным качеством, определяющим образом уже или влияют, или же очень скоро начнут влиять на все происходящее, изменяя их не в рамках наших представлений, а в соответствии с логикой своего естественного развития.

Владимир Саркисян