Заявление президента Дмитрия Медведева на пресс- конференции по итогам саммита Россия-ЕС в Стокгольме относительно перспектив урегулирования карабахского конфликта, вызвало неоднозначную реакцию, прежде всего, в Азербайджане. Напомним, что, говоря об оценке ситуации в Закавказье, глава России уточнил, что позиции России и ЕС "не совпадают, но это не повод драматизировать ситуацию". В первую очередь речь идет, конечно, о том, что ЕС продолжает считать, что Россия "незаконно поддерживает "сепаратистские режимы Абхазии и Южной Осетии". Скажу откровенно, здесь наши позиции не совпадают, и это нужно открыто признать", - заявил Дмитрий Медведев. Но в этом контексте глава России подчеркнул, что существуют и положительные примеры сотрудничества между Россией и ЕС по урегулированию ситуации в конфликтных регионах. "В частности, мы обсуждали тот процесс, который идет между Азербайджаном и Арменией по нагорно-карабахскому урегулированию. Там есть позитивные сдвиги. Это как раз пример того, как мы можем сотрудничать или как мы могли бы сотрудничать, если бы в прошлом году не случилась известная агрессия", - напомнил Дмитрий Медведев.

В этой связи бакинский политолог Зардушт Ализаде, например, следующим образом интерпретировал свое видение указанных "позитивных сдвигов": "Если Россия заставит Армению встать на верный путь, то, думаю, мы станем свидетелями тех подвижек, о которых говорит господин Медведев. Просто здесь нужна воля президентов России и США. Если они хотят решения этого конфликта, то многое зависит от их позиции. Давайте подождем переговоров, может, Армения еще проявит конструктивизм, хотя я в этом очень сомневаюсь".

Переговоры Алиев - Саргсян действительно состоятся 22 ноября в Мюнхене в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Но каковы шансы на прорыв в урегулировании проблем Карабаха?

Сразу отметим, что президент Дмитрий Медведев, приводя в качестве позитивного примера сотрудничества России с ЕС, имел в виду, конечно, подготовленные Минской группой ОБСЕ обновленные Мадридские принципы, предусматривающие освобождение азербайджанских районов и проведение референдума в Карабахе. Это находит прямое подтверждение и в заявлении официального представителя МИД Азербайджана Эльхана Полухова: "Вопрос освобождения оккупированных азербайджанских территорий заложен в основу Мадридских принципов, а так же т. н. Пражского процесса. Более того, вопрос о выводе армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана относится к числу уже согласованных вопросов между сторонами". Но, по мнению азербайджанской стороны, Ереван "возвращается к этому вопросу и поднимая его на своих внутриполитических обсуждениях, тем самым косвенно подтверждает, что этот вопрос был и есть, и он нашел свое согласование". "Касательно участия армянской общины Нагорного Карабаха в переговорном процессе, - уточнил при этом Эльхан Полухов, - позиция азербайджанской стороны состоит в том, что после освобождения оккупированных территорий Азербайджана, армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха вместе с руководством Азербайджанской Республики, в рамках территориальной целостности Азербайджана будут обсуждать вопрос статуса данного региона".

То есть Азербайджан предпочитает вести переговоры с Арменией только по вопросам освобождения оккупированных районов и далее выводит ее из миротворческого процесса, вводя в него Карабах. Не случайно оппозиция в Армении инспирировала законопроект "О признании Нагорно-Карабахской Республики". Однако 12 ноября на заседании кабинета министров Армении этому документу было дано отрицательное заключение, в связи с тем, что "на данном этапе делать это нецелесообразно". Понятно - почему, такая акция сорвала бы идущий переговорный процесс по урегулированию конфликта. Тем более, что ОБСЕ придерживается принципа права Нагорного Карабаха на референдум под гарантии ведущих стран мира. В противном случае нельзя исключать вооруженной эскалации, против которой выступают все, включая Россию и США.

Поэтому понятно, почему Баку атакует Минскую группу ОБСЕ, предлагая, например, ввести в ее состав в качестве сопредседателя Турцию. Тогда логичным выглядит и заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что "конфликты на пространстве ОБСЕ, такие, как нагорно-карабахский, приднестровский, косовский должны решаться согласно ранее принятому формату".

Но интриги все же сохраняются. Одна из них, например, связана с заявлением главы МИД Армении Эдварда Налбандяна: "Я не знаю, с кем Азербайджан обсуждал вопросы беженцев или семи районов вокруг НКР, так как на данный момент ведутся переговоры только вокруг статуса Нагорного Карабаха". При этом глава МИД Армении подчеркивает, что урегулирование карабахского конфликта невозможно без прямого участия в переговорах самого Карабаха.

Говоря проще, Армения не желает оставлять один на один НКР и Баку и выступает сторонницей своеобразного пакетного соглашения. После того, как ей удалось разорвать некогда единый "тюркский фронт" Баку - Анкара, главное сейчас - не допустить осуществления аналогичной дипломатической операции Баку - Ханкенди. Заметим в этой связи, что если бы теоретически сам факт начала такого переговорного процесса мог бы привести к урегулированию самого конфликта, то наверняка повлиял бы на расстановку политических сил внутри самой Армении.

То, что обозначенный вариант не является плодом одних только размышлений политологов, свидетельствует попытка Эдварда Налбандяна опровергнуть заявление официального представителя МИД РФ о том, что "во время армяно-турецких переговоров также обсуждается проблема Нагорного Карабаха". При этом Эдвард Налбандян многозначительно намекнул, что "нужно ждать других заявлений МИД России, которые вновь подтвердят невзаимосвязанность процессов нормализации армяно-турецких отношений и нагорно-карабахского урегулирования".

Все это свидетельствует о том, что на Баку и Ереван оказывается серьезное международное давление с целью поиска либо двусторонних развязок многолетнего конфликта, либо - принять сценарий урегулирования, подготовленный Минской группой ОБСЕ. Но, судя по всему, стороны на данном этапе пытаются использовать карабахский фактор в своей внутренней политике. Вот почему на саммите в Мюнхене Алиев - Саргсян прорыва в карабахском урегулировании ждать не приходится. Баку и Ереван как всегда, заявят, что "сделали маленькие шаги навстречу друг другу".