В конце мая 2003 г. в правоохранительные органы обратились жители н.п. Махкеты Веденского района, которые сообщили о том, что на протяжении нескольких последних ночей в ряд домов на окраине села заходили бандиты и под угрозой оружия требовали от граждан деньги, продукты питания, одежду. На основе полученной информации 22 мая 2003 г. в районе данного населённого пункта была проведена специальная операция. В ходе ее проведения, помимо выполнения поставленных задач, сотрудниками правоохранительных структур был обнаружен крупный тайник, в котором, кроме большого количества оружия и боеприпасов, находился личный архив Аслана Масхадова. Тайник был оборудован в фундаменте дома, принадлежащего жителю села Абуханову Шаиду, 1930 года рождения, учителю махкетинской средней школы. Известно, что Ш. Абуханов является преданным сторонником бывшего так называемого вице-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Ш. Абуханов, будучи авторитетным и уважаемым человеком в Веденском районе, в силу своего социального статуса сыграл немаловажную роль в агитации населения района в период предвыборных кампаний З. Яндарбиева на должность так называемого президента Ичкерии.

Установлено, что этот архив в свое время А. Масхадов передал на хранение Алику Абуханову, бывшему начальнику так называемого особого отдела МШГБ района - известному бандглаварю по кличке "Алик Махкетинский", являющемуся сыном Ш. Абуханова.

Данный архив хранился длительное время под бетонной плитой фундамента, в сыром и грязном месте, что негативно сказалось на сохранности находящихся в нём документов. Некоторые из них рассыпаются в руках, однако основная масса сохранилась в удовлетворительном состоянии.

Как сообщили ИА REGNUM в региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, анализ содержащихся в тайнике материалов позволяет говорить о том, что А. Масхадов к 1999 году располагал очень крупными суммами денег. Финансовые средства, выделяемые в то время из российского бюджета на здравоохранение, выплату пенсий, детских пособий и другие социальные программы, не доходили до граждан, которым они предназначались. Эти деньги присваивались А. Масхадовым и других руководителей тогдашней Ичкерии.

В настоящее время доподлинно известно, что большая часть этих денег передавалась А. Масхадовым подчиненным ему главарям на обеспечение бандгруппировок. Наиболее крупные суммы выдавались на длительное хранение особо приближенным полевым командирам в качестве резерва на "черный день". Фактически же деньги были разворованы ими. По имеющимся данным эти крупные суммы денег находятся у них до сих пор как неприкосновенный запас, который потребуется для экстренного бегства главарей за пределы страны.

А. Масхадов брал расписки за выданные деньги, суммы значительные - десятки, сотни тысяч долларов. Маловероятно, что рядовые боевики знали о них. Доверенные лица из ближайшего окружения А. Масхадова, через которых осуществлялась выдача денег представителям низшего звена формирований, брали расписки с проставлением на них печатей за сравнительно незначительные суммы (расписка Умарова Арсахана на 1000 рублей, 100 долларов "на ремонт" и т.д.).

Так называемым полевым командирам Ахмадову Зелимхану, Пайзулаеву Умару, Мунаеву Мусе, Дагалаеву Лёме и другим выдавались сотни тысяч долларов.

В расписке Шамиля Басаева обращает на себя внимание не только огромная сумма в 700 тысяч долларов, но и дата её получения - 3 июля 1999 года. Этот документ подтверждает, что А. Масхадов является организатором нападения на Дагестан.

Изъятые из архива фальшивые финансовые отчёты, которые для достоверности писались на имя самого президента Масхадова, в очередной раз показывают методику разворовывания денег так называемыми официальными структурами Ичкерии с помощью подлога. Например, десятки тысяч долларов ежемесячно "расходовались" на создание и функционирование так называемой Чеченской телерадиокомпании. Реально же не было образовано ни полноценного телевидения, ни радио, ни типографии. Однако, не смотря на это, Бейтельгареев Лом-Али, "серый кардинал" в окружении А. Масхадова, один из реальных теневых идеологов бандформирований Ичкерии, аккуратно составлял подробные отчёты о расходовании средств на несуществующую информационную систему ЧРИ. Примечательно, что в одном из пунктов отчёта он указал 5 рублей, потраченные на покупку хлеба.

Данные материалы архива подтверждают признания бывшего начальника департамента печати масхадовского правительства Вахи Дадулагова, сделанные им на следствии в начале 2002 года. По словам В. Дадулагова, финансовые отчёты составлялись ответственными лицами по их собственному усмотрению, а выделенные деньги просто списывались руководством так и не созданных СМИ. Несколько отчётов самого В. Дадулагова нашли в архиве А. Масхадова.

В 1999 году, помимо присваивания поступавших в республику российских финансовых средств, так называемый президент Ичкерии с приближенными выпрашивали деньги у различных международных террористических организаций. Предлог выбирался один - необходимость ведения "джихада" против России. Яркий пример этому - письмо Л. Масхадова Давлету Бахчери, лидеру турецкой экстремистской организации "Серые волки", ответственной за целый ряд терактов и печально известной попыткой покушения на Папу Римского. В данном документе без предисловий, коротко и ясно выражено требование прислать денег и оказать другую материальную помощь "воюющим мусульманам Чечни".

Особого внимания заслуживает также письмо А. Масхадова Хизиру Алдамову, так называемому представителю Ичкерии в Республике Грузия. В нем содержится приказ оказать содействие раненым боевикам Абубакарову Хасану, Арсаеву Адаму, Арсаеву Ади и Ахмадову Вахарсолту.

По имеющейся информации Абубакаров Хасан, 1979 года рождения, гражданин Узбекистана, являлся активным участником банды полевого командира Рахимова Ойбека, финансиста Хаттаба, известного под кличкой "Узбек", уничтоженного в феврале 2002 года. Примерно в это же время в ходе спецоперации в н.п. Бачи-Юрт Курчалойского района, Абубакаров X.С. был также уничтожен федеральными войсками. Арсаев Адам, родной брат бывшего министра внутренних дел Асланбека Арсаева, в 1998 году благодаря его протекции получил должность начальника УБЭП МШГБ и звание полковника. В настоящее время скрывается за пределами РФ. Другой брат Адама Арсаева принимал участие в захвате пассажирского самолёта в Саудовской Аравии. Ахмадов Вахарсолт, командир бандгруппы из незаконных вооруженных формирований (НВФ) А. Масхадова, специализирующийся на совершении ДТА на дорогах, в январе 2003 года уничтожен в ходе боестолкновения с федеральными силами в урочище Султан-Мурат Ножай-Юртовского района.

Текст письма также предельно лаконичен. Мнение грузинских властей по вопросу въезда в страну и нахождения в ней раненых боевиков даже не интересует А. Масхадова. Известно, что на протяжении нескольких последних лет в паспортах всех иностранных наёмников, уничтоженных российскими войсками на территории Чечни, имелись грузинские визы. Не секрет, что перед отправкой в Чечню наемники проходили обучение в лагерях боевиков, располагающихся до настоящего времени на территории Панкисского ущелья и соседних районах Грузии. Тбилисские власти не только не препятствовали нелегальным перемещениям боевиков с территории Грузии в Россию, куда они направлялись для совершения преступлений, но и оказывали всяческое содействие в их переправке обратно из России в Грузию, где бандиты, могут надёжно скрываться от правосудия, и где созданы все условия для их лечения и отдыха.

В личном архиве А. Масхадова обнаружен также план мероприятий по организации и проведению "психологическо-информационной войны" под кодовым наименованием "Лифт". По замыслу разработчиков, эту войну должны были вести специально созданные структуры с широчайшими полномочиями. В плане по пунктам расписаны основные направления деятельности НВФ по тотальной дезинформации и введению в заблуждение российской и мировой общественности. В частности, предусматривалось создание официального информационного агентства "Чеченвоенпресс", а также телекоммуникационной сети и печатных изданий, которые должны были распространять в России и за рубежом выгодную для главарей НВФ дезинформацию.

Предварительный анализ данного документа даёт основания утверждать об имевшей место всесторонней поддержке и финансовой подпитке местных специалистов "информационной войны" со стороны заинтересованных иностранных спецслужб.

Документ в целом уникален тем, что раскрывает истинные причины резких высказываний и заявлений со стороны целого ряда политиков, журналистов, общественных деятелей из многих стран мира, сделанных с 1999 года по настоящее время на тему политики руководства России в Чечне.

Этот документ отвечает также на все вопросы, связанные с повышенным вниманием к обсуждению "чеченской" темы в российских и зарубежных СМИ, поскольку через призму проекта "Лифт" достаточно ясно видны истинные замыслы тех, кто заинтересован в его реализации.

В пунктах 7, 22 и 32 этот плана содержатся положения, предусматривающие подпольный выпуск на территории Чечни различного рода обращений и листовок информационно-пропагандистского содержания, а также назначение активистов из числа пособников НВФ, на которых возлагалась обязанность по организации митингов, пикетов и других провокационных акций, направленных против деятельности федеральной и республиканской властей. Для придания этим акциям массовости в различных населенных пунктах Чечни предусматривалось использование специально подобранных агитаторов, которые должны были участвовать в митингах и производить впечатление возмущенных граждан.

Реализация положений этих пунктов отмечается и в настоящее время. Властями и правоохранительными органами республики неоднократно обращалось внимание общественности на участие одних и тех же лиц в "стихийных" провокационных пикетах и митингах.

В пункте 24 речь идет о проведении пропагандистской операции по давлению на президента России. При ее проведении рекомендовано опираться на лиц из числа оппозиционеров официальной власти, поддерживающих сепаратистскую позицию лидеров Чечни. В проекте "Лифт" также содержатся планы использования чеченских диаспор в России (п. 18), движения солдатских матерей, беженцев, пленных (п. 20) и т.д. ООН, ОБСЕ, другим международным организациям (п. 31), а также использовать мировые информационные ресурсы (п.4, 33). Недоученным уголовникам типа Мовлади Удугова или Шамиля Басаева, а также артиллеристу Аслану Масхадову такое явно не под силу. Данное обстоятельство в совокупности с целым рядом известных фактов (иностранные инструкторы и наемники в чеченских лагерях боевиков, действующие информационные центры ЧРИ в странах Европы, Америки и Азии, теплый прием на своей территории и покровительство со стороны отдельных глав государств международным преступникам Яндарбиеву, Закаеву, Удугову и др.) дают веские основания говорить о поддержке НВФ в Чечне спецслужбами тех стран, которым выгодна эскалация напряжённости в Северо-Кавказском регионе России.

Основные пункты программы "Лифт", реализация которых требовала финансовых вложений, оказались невыполненными из-за того, что деньги, выделенные из-за рубежа на создание телевидения Ичкерии, информационного атенства "Чеченвоенпресс", полноценной типографии, радиостанции, системы радиосвязи и многого другого были разворованы.

Кроме этого, в последнее время, в связи с созданием международного антитеррористического сообщества, наметилась тенденция к осознанию лидерами многих государств бесперспективности дальнейшей поддержки чеченских боевиков. Для примера можно отметить закрытие нескольких информационных центров ЧРИ, ликвидацию 56 из 60 действующих интернет-сайтов НВФ и т.д.