Рабочая поездка премьер-министра России Владимира Путина в Татарстан, которая заняла один день, отличалась необычайно плотным графиком и закрытостью для представителей СМИ. Обнародованным результатом визита премьера в Набережные Челны и Нижнекамск стали пуск конвейера на заводе "Камминз-КАМА" и совещание на ОАО "Нижнекамскнефтехим", где Владимир Путин заявил о необходимости наведения порядка в нефтегазохимической отрасли.

Основное заявление премьера по нефтехимии, которое дошло до СМИ, - то, что "добывающие компании и нефтеперерабатывающие должны договариваться между собой", так как это будет способствовать нормализации цен. Как стало известно позднее, главными фигурантами в этом процессе должны стать газпромовский холдинг "Сибур" и ОАО "Казаньоргсинтез" (КОС), от недоговоренностей которых по поставкам этана страдает, прежде всего, КОС, контролируемый местной "президентской" группой компаний ТАИФ.

В остальном, в прессу попали лишь официальные релизы, которые содержат общие фразы об укрупнении, улучшении, выравнивании и нормализации. Так, в оценке ситуации на КамАЗе прозвучало утверждение, что "меры, разработанные правительством для поддержки предприятия, принесли успех". Однако при ближайшем рассмотрении, показатели этого успеха выглядят весьма сомнительно. Как сообщают эксперты, падение производства на КамАЗе в сравнении с общим падением на рынке, выглядит, безусловно, лучше - это не 80%, а всего около 50%. Но дает ли это повод для оптимизма? Тем не менее, благосклонная оценка премьера дала повод руководству предприятия сообщить, что КамАЗ запросил у ВЭБа кредит 10 млрд. рублей "для реализации новых инвестпроектов", главным из которых будет разработка полноприводного автомобиля.

Зачем разрабатывать полноприводный автомобиль на предприятии в период кризиса и снижения продаж (чистый убыток завода за первые девять месяцев этого года составил 4,3 млрд. рублей), осталось за рамками сообщений пресс-службы. Появившиеся комментарии подтверждают недоумение: на рынке давно имеются отечественные полноприводные грузовики "Урал" группы ГАЗ, а тратить деньги на проект, который, может быть, принесет некую прибыль в будущем, явно не рационально. Объяснить данный шаг может наблюдение, что Владимир Путин с некоторых пор посещает только те предприятия, которые запускают новое производство или рапортуют о внедрении технологий. Таким образом, тактика КамАЗа выглядит оправданной - премьер приехал, посмотрел, одобрил и даже слегка похвалил. Значит, есть основание для запуска новых проектов под новые кредиты.

Отдельной темой стала личная встреча Владимира Путина с президентом РТ Минтимером Шаймиевым, у которого в марте истекает четвертый срок нахождения на президентском посту. На протокольном допуске журналисты зафиксировали сугубо технические вопросы, которые Путин задавал Шаймиеву - состояние дел в нефтехимии, убытки и падение производства в республике в связи с кризисом, общие результаты работы. Судя по спокойной реакции премьера и уверенным ответам Шаймиева, никаких политических неожиданностей в ближайшее время для обеих сторон не ожидается, и Шаймиев вполне может рассчитывать на пятый срок. Другим объяснением может стать то, что стороны уже давно договорились о перспективах, а теперь лишь проводят дополнительные консультации, которые необходимы для решения именно технических и финансовых вопросов.