Строительство сборочных автопроизводств в Санкт-Петербурге - это просто дань, отданная старой модели индустриального планирования города. Как сообщает сегодня, 16 ноября, ИА REGNUM Новости, об этом заявил председатель Совета национальной Гильдии градостроителей РФ Юрий Перелыгин. По его словам, самый яркий пример кластера - Силиконовая долина в США. Согласно теории Майкла Портера, кластер - это собранная на определенной территории группа взаимосвязанных компаний: сборочных производств, поставщиков оборудования и комплектующих частей; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Но Портер не придумал, а обнаружил кластеры в США, подчеркнул Перелыгин. "Их невозможно создать искусственно, кластеры могут возникать естественным путем в либеральных обществах, где развита предпринимательская активность и рыночные институты. Так что сейчас в России бесполезно искать кластеры - их просто нет и в ближайшее время, видимо, не будет. И как строить их искусственно, по велению власти, тем более никто не знает", - отметил он.

"Санкт-Петербург надо развивать как научный и инновационный центр, а не сборочный. Сегодняшний кризис и резкий спад производства на петербургских автозаводах подчеркивают неперспективность нынешнего подхода. Но полностью остановить производство автомашин на самом деле несложно, ведь это просто отдельно взятые сборочные производства, а не кластерно-устроенный район. Конечно, надо будет решать социальную проблему трудоустройства рабочих, но все-таки главное - разобраться в путях перспективного развития города", - рассказал председатель Совета национальной Гильдии градостроителей РФ.