"Несмотря на то, что в ходе встреч с Виктором Ющенко молдавское руководство выразило готовность как можно скорее разрешить все спорные вопросы с Украиной, дальше слов дело пока не сдвинулось". Об этом пишет украинский политический эксперт Виталий Кулик в статье для издания "Зеркало недели".

"Украинские эксперты, посетившие в октябре Кишинев для проведения двусторонних консультаций, столкнулись с явным ужесточением молдавской позиции. После этого в ход была запущена более "тяжелая артиллерия": 3-4 ноября секретарь Совнацбеза Украины Раиса Богатырева провела в Кишиневе встречи со всеми основными представителями молдавского властного истеблишмента. Украинская делегация привезла несколько альтернативных вариантов разрешения основных двусторонних проблем, однако ни один из молдавских руководителей ничем не ответил по сути", - отмечает эксперт.

"Напомним, что ключевыми украинско-молдавскими проблемами являются вопросы демаркации границы и признания собственности. Так, Украина заинтересована в разрешении вопроса демаркации границы в районе буферного узла Днестровской ГЭС-2, где часть технологических сооружений станции находится на правом берегу Днестра. В свою очередь Молдавии для завершения строительства транспортно-энергетического комплекса в населенном пункте Джурджулешть необходимо получить от Украины дополнительно несколько гектаров водной поверхности Дуная", - пишет также Виталий Кулик. "В Киеве прекрасно понимают, что молдавский международный порт Джурджулешть ничего хорошего не сулит ни Украине, ни любой другой придунайской державе как в плане экологии, так и в сфере обеспечения безопасности судоходства. Тем не менее Украина готова решать эту проблему по-добрососедски, с учетом общего курса стран на европейскую интеграцию. В частности, еще несколько лет назад Киев выразил готовность пойти на компромисс по проблеме демаркации в районе Джурджулешть, если Кишинев пойдет на ответные уступки по Днестровской ГЭС-2. К сожалению, у Киева уже есть негативный опыт "пакетного" разрешения вопросов с молдавской стороной. До сих пор одним из самых крамольных остается вопрос, что конкретно получил Киев от Кишинева в обмен на то, что Украина сделала Молдавию морской державой. По мнению многих экспертов, тогда Украина должна была получить в собственность участок дороги в районе населенного пункта Паланка, как это предусмотрено документами, ратифицированными парламентами обеих стран. Не будем спорить о степени равноценности такого обмена, скажем лишь, что акт на право пользования землей под автомобильной дорогой в Паланке так и не был передан украинской стороне. Представители молдавской стороны любят иногда шутить: мол, дорога ваша, а земля подней - наша", - говорится также в материале.

"Теперь наученные опытом украинские эксперты, прежде чем предлагать Молдавии новый "пакет", требуют выполнения ею обязательств в рамках предыдущих договоренностей. Новая молдавская власть как ни в чем не бывало заявляет, что готова передать акт на право пользования землей под участком автодороги Рени - Измаил в районе Паланки одновременно с получением Кишиневом дополнительной территории в акватории порта Джурджулешть, а вопрос с буферным узлом Днестровской ГЭС-2 нужно, мол, еще дополнительно изучать. Такое впечатление, что Молдавия в очередной раз надеется "продать" Украине одну и ту же уступку", - отмечает также политолог. "Непонятной остается и позиция Кишинева относительно демаркации центрального (приднестровского) участка украинско-молдавской границы. При том, что этот вопрос является одним из ключевых для Молдавии как в контексте скорейшего регулирования приднестровского конфликта, так и с точки зрения отсутствия юридически оформленной границы с Румынией", - пишет также Виталий Кулик.