Итоги внешнеэкономической деятельности республики в 1 квартале 2003 подвел заместитель председателя Государственного комитета по промышленности и предпринимательству РХ Юрий Устинов. Внешнеторговый оборот республики Хакасия, по оперативным данным Хакасской таможни, в первом квартале достиг 164,5 миллиона долларов США. По сравнению с аналогичным периодом минувшего года он увеличился на 44,8 миллиона долларов и составил 137,4 процента. Экспорт увеличился на 46,4 процента, импорт - на 19,1 процента.

- Успехи внешнеэкономической деятельности республики в минувшем году были более скромными: стоимостный объем внешнеторгового оборота составил 96 процентов к уровню 2001 года. Положительные подвижки первого квартала дают старт долгожданным кардинальным коррективам в этом важном секторе или это пока еще временный неустойчивый результат?

- Учитывая нашу традиционную товарную структуру экспорта, я бы посчитал настрой на исключительно мажорную тональность неоправданным. О кардинальных переменах говорить еще рано. Внешнеторговый оборот в объеме 592,3 миллиона долларов, который республика имела в 1999 году, мы сумеем достичь лишь только в 2004 году. Таков прогноз.

Выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией сопряжен с большими трудностями. К сожалению, даже на федеральном уровне нет четкой системы мер по политической, организационной и финансовой поддержке экспорта. Нет отлаженной системы стимулирования производств с традиционными экспортными сферами и в регионах. Поэтому товарная структура экспорта на протяжении нескольких лет претерпела лишь незначительные изменения.

Самыми крупными участниками внешнеэкономической деятельности региона по-прежнему являются предприятия цветной металлургии. Товарооборот Саяногорского алюминиевого завода в минувшем году составил 417 миллионов долларов, его удельный вес во внешнеторговом обороте региона довольно высокий - более 80 процентов. На втором месте - акционерное общество "Саянская фольга". Его товарооборот составил 43 миллиона долларов, удельный вес - девять процентов.

Активными участниками внешнеэкономической деятельности являются "Абаканвагонмаш" (удельный вес - 3,4 процента), Сорский ГОК (2,3 процента), Черногорская угольная компания (1,6 процента). Доля других весьма незначительна - "Аян" (0,6 процента), угольный разрез "Степной" (0,4), "Хакасразрезуголь" (0,3), Восточно-Бейский разрез (0,2), "Саянмолоко" (0,1).

В экспорте первое место занимают алюминий и алюминиевые изделия. В минувшем году экспорт алюминия в натуральном и стоимостном выражении уменьшился на 10 и 14 процентов соответственно. Причина кроется в неблагоприятной конъюнктуре мировых цен. Причем такая неблагополучная тенденция прослеживается уже в течение нескольких лет. Позитив ожидается, и, вполне возможно, уже в этом году. Второе место в экспорте занимают поставки молибденового концентрата в страны дальнего зарубежья - Китай и Нидерланды. Его доля в общем объеме экспорта составила 5,7 процента.

- Прогнозные ожидания связаны прежде всего с тем, как сумеют реализовать свои конкурентные преимущества самые крупные участники внешнеэкономической деятельности, такие, как Саяногорский алюминиевый завод. А смогут ли нарастить свое присутствие на внешнем рынке представители не менее динамично развивающегося среднего бизнеса?

- Такими возможностями средний бизнес, безусловно, располагает. Малое предпринимательство имеет большие потенциальные возможности для роста производства товаров. В республике этот сектор экономики способен стать фактором устойчивого социально-экономического развития региона. Реальны и амбициозные планы по освоению мировых рынков. Тем более в Хакасии традиционно выдерживается благоприятная отраслевая структура малого предпринимательства. Если в других регионах малый бизнес в основном ориентирован на торговлю, то 43,5 процента хакасских предпринимателей предпочли другие сферы - промышленность, строительство, транспорт.

Но, к сожалению, вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем появления большого количества предпринимателей, которые ринутся осваивать зарубежные рынки. Такая задача по плечу только эффективному собственнику, который сумел организовать экспортоориентированное производство с высокой степенью переработки и выстроить стабильные связи с зарубежными партнерами.

- Не предпринимались ли попытки сориентировать рыночные предпочтения предпринимателей на наиболее перспективные отрасли? Экспортный потенциал того же лесопромышленного комплекса высокий, а удельный вес лесоматериалов в экспорте региона составил чуть более двух процентов. При этом львиная доля его приходится на фирмы-перекупщики.

- Состояние лесопромышленного комплекса действительно требует конкретных и сбалансированных мер по стимулированию развития обрабатывающих производств. Республика располагает значительными ресурсами. Утвержденная расчетная лесосека в минувшем году составила 2485 тысяч кубометров, но лесосырьевой запас древесины был использован на 7,4 процента.

Не менее актуальной проблемой является исключительно сырьевая направленность экспорта - превалируют поставки круглого леса. Причем более 95 процентов его идет в Китай. Доля экспорта пиломатериалов составляет менее одного процента. Об экономических потерях красноречиво говорит статистика. Средняя цена отгружаемого в Китай круглого леса составила в минувшем году 63,4 доллара за один кубический метр. А Канада экспортирует круглый лес по цене 110 долларов, США - 121 доллар. Доля экспорта круглого леса в этих странах в общем объеме лесоматериалов не превышает двух процентов. Китай не только экспортирует круглый лес для собственных нужд, но и выступает посредником для перепродажи древесины на Азиатском рынке и в другие страны. Не случайно на северо-востоке Китая, в приграничных с Россией районах, отмечена стойкая тенденция роста деревообрабатывающей промышленности. Средняя цена круглого леса на внутреннем китайском рынке составляет уже 131 доллар за один кубический метр. Недополученная сумма валютной выручки республики от реализации круглого леса в минувшем году составила более 5,6 миллиона долларов.

- И это только в том объеме экспортных поставок, границы которого обозначены официальной таможенной статистикой. Не менее существенный ущерб приносит, как известно, и нелегальная вырубка леса. Ожидаются ли долгожданные подвижки в этой сфере в ближайшее время?

- Решение ключевых проблем государственного регулирования лесной отрасли отнесено к полномочиям федерального центра. К примеру, разговоры об изменении таможенных пошлин с разной степенью интенсивности идут уже на протяжении двух лет, а воз и ныне там. Для того, чтобы прекратить экспорт необработанной продукции, необходимо повысить сборы с экспорта круглого леса. Соответственно должны быть увеличены пошлины на импорт продукции высокой степени переработки в страну. Кроме того, следует стимулировать ее переработку в России. Только так можно предотвратить хищническое использование лесного фонда и стимулировать легальное инвестирование капитала в развитие лесной отрасли.

Решение этих проблем позволит развиваться отрасли значительно более высокими темпами. Но это произойдет только в том случае, если за решением задач федерального уровня последует сбалансированный региональный комплекс мер. Произойдут ли кардинальные изменения в этой важной отрасли, во многом будет зависеть от того, какими темпами пойдет реформа.

- Импульс дальнейшему развитию внешнеэкономической деятельности способно придать и расширение экономических связей со странами СНГ. Прошлогодний визит в Хакасию президента Киргизии Аскара Акаева будет иметь развитие?

- В августе планируется подписание программы сотрудничества между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Хакасия. Проект программы прошел согласование с соответствующими федеральными структурами, согласованы наши действия и с руководством Сибирского федерального округа. В настоящее время идут последние протокольные сверки с ответственными исполнителями из Киргизии. Программа из четырнадцати разделов включает мероприятия социально-экономического характера, кроме того, она будет способствовать научно-техническому и культурному сотрудничеству.

Предполагается реализовать совместные инвестиционные проекты, направленные на развитие реального сектора экономики, расширить поставки в Киргизию продукции промышленных предприятий Хакасии. Киргизская сторона инициирует создание оптовых рынков по торговле своей традиционной сельскохозяйственной продукцией, поставки оборудования, мини-цехов по переработке сельскохозяйственной продукции и открытие на их базе совместных предприятий. Планируется сотрудничество в организации выставочно-ярмарочной деятельности, создание торговых представительств.

Кроме того, в стадии подготовки находятся аналогичные соглашения о сотрудничестве с Республикой Молдова и Республикой Узбекистан. Предстоит наполнить реальным содержанием и договор о сотрудничестве между правительством Хакасии и администрацией Увс аймака Монголии. А это как раз и есть широкое поле деятельности для бизнеса.