"Силовые органы заняты междоусобной борьбой - все против всех"

Война спецслужб широко обсуждается в Казахстане на страницах СМИ - причем, как провластных, так и оппозиционных. Довольно редкое для информационного поля республики единодушие объясняется довольно просто - силовые структуры перешли грань привычного информационного молчания за счет количества, и самое главное, качества "работы". Каждый следующий арест - уже не просто очередное громкое дело чиновника, волей судьбы попавшего в жернова системы. Уголовные дела становятся мерилом ожесточенных разборок внутри власти. В условиях Казахстана, где чиновники - а особенно силовики, имеют не только политические или бизнес-интересы, но и мощные внутриродовые связи, - тайная война, очевидно, имеет колоссальное значение. Особенно важно, что воюющие между собой КНБ и финансовая полиция - ведомства, подчиненные непосредственно президенту Нурсултану Назарбаеву.

Помимо всего прочего, масла в огонь подливают своими противоречивыми заявлениями и сами силовики, на все лады отрицающие наличие межведомственного противостояния. Но очевидные факты отрицать довольно трудно. При этом в прессе неожиданным образом появляются как компрометирующие материалы, так и описание спецопераций. Например, газета "Время" явно смакует детали задержания и историю самого громкого дела нынешней недели: арест сотрудниками КНБ заместителя начальника алматинского департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Айдына Жантелеева, у которого в карманах обнаружено несколько граммов наркотических веществ.

"Брали Айдына Жантелеева явно не случайно. Все было настолько тщательно подготовлено, что можно было предположить: берут крупного наркобарона... Когда машина заехала в подземный паркинг дома, где он проживал, вдруг раздался треск автоматных очередей. Со всех сторон набежали в масках и с оружием на изготовку два с лишним десятка бойцов спецподразделения КНБ "Арыстан", которые выволокли их из машины и воткнули лицом в асфальт. А дальше, по словам одного случайного очевидца, складывается очень занятная ситуация. Некоторое время никаких активных действий не происходит. Задержанные в скрюченном состоянии лежат на земле, на них верхом сидит спецназ. И только минут через 20-30 привозят понятых, включается видеокамера оперативной съемки и начинается обыск. В заднем кармане брюк Жантелеева находят 8 граммов гашиша. В кармане пиджака - 3 грамма марихуаны. Но это еще не все - при обыске его служебной машины находят килограмм некоего порошка, очень похожего на героин. Всех задержанных везут на освидетельствование в наркодиспансер. Эксперт-медик Берик Мусаев в моче Жантелеева и двух его приятелей обнаруживает следы употребления наркотического вещества так называемой каннабисовой группы, к которой относятся гашиш и марихуана. Кроме того, у всех троих врач фиксирует клиническую картину, свойственную состоянию наркотического опьянения. В общем, все выглядит так, будто высокопоставленный офицер финпола со товарищи накурился чуть ли не до зеленых соплей".

Информационный видеопортал "Стан" отмечает еще одну интересную деталь: "за последнее время это уже шестой случай межведомственного противостояния. Складывается впечатление, что силовые органы заняты междоусобной борьбой - все против всех. И вряд ли к подобным действиям их побуждают только антикоррупционные мотивы".

Другой громкий, но непонятный наезд, состоявшийся на минувшей неделе, касается прокурора города Алматы Амирхана Естаева. Здесь необходимо оговориться, что глава надзорного органа южной столицы Казахстана с 2006-го работал начальником департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Атырауской области. В феврале 2009 года перебрался в Алматы и стал во главе финполовцев казахстанского мегаполиса. А в мае сменил кресло главного финполовца южной столицы на прокурорское. То есть в логику межведомственной войны операция против г-на Естаева вполне укладывается. Совпадает и стиль исполнения.

Проблемы Амирхана Естаева начались, когда какой-то дорожный полицейский ни с того, ни с сего "тормознул" ночью иномарку и решил проверить документы у водителя, - сообщает газета "Республика". - Когда выяснилось, что у того нет страхового полиса, "водила" вместо того чтобы предложить стандартные три-пять тысяч тенге "отступного" предложил инспектору дорожной полиции триста "баксов". У того от подобной суммы не только закружилась голова, но и проснулся инстинкт "сыщика". И он на всякий случай запросил подмогу, поскольку такими деньгами "отбиваются" или наркоперевозчики, или те, кто совершил крупное правонарушение. Когда патруль прибыл, дорожные полицейские первым делом обыскали остановленную автомашину и обнаружили в ней сто тысяч долларов. На естественный вопрос, откуда такие деньги, "брат"? водитель вдруг признался, что... везет взятку прокурору Алматы за то, чтобы тот не применял санкцию на арест по уголовному делу.

Шокированные услышанным, дорожные полицейские немедленно сообщили о случившемся сотрудникам КНБ, которые проверив информацию, установили ее подлинность. После чего господин Естаев и стал из прокурора города Алматы подозреваемым в коррупционном преступлении... Похоже, что против Естаева была разыграна операция, - резюмирует издание. - Другое дело, не ясно, кто разыграл и зачем. Возможно, спецслужбы по своим каналам установили факт подготовки к даче взятки, после чего перехватили посредника на пути, подставив свою машину и переодетого в дорожного полицейского сотрудника. Когда водитель понял, что его взяли не случайно, он, конечно, мог сдать взяткополучателя с потрохами.

Но мы не исключаем и подставы, особенно если учесть сообщение о задержании заместителя начальника департамента финансовой полиции Алматы с наркотиками, что совсем нехарактерно для такого уровня "силовиков", и неудавшуюся попытку КНБ обыскать помещение городского департамента "фиников".

Впрочем, при любом раскладе дело Естаева можно расценивать как новое межведомственное столкновение КНБ и АБЭКП, которые недавно обменялись недружественными выпадами против друг друга. И очередной раунд внутриполитической борьбы между господствующей политической группировкой [премьер-министра Карима] Масимова - [олигарха, зятя президента Тимура] Кулибаева - [главы Нацбанка Григория] Марченко с примкнувшим к ним [председателем КНБ] Амангельды Шардарбаевым и группой "южан" по главе с [управделами президента] Сарыбаем Калмурзаевым и [вице-премьером] Умирзаком Шукеевым. Последние, кстати, контролируют финансовую полицию".

К этому надо добавить, что по слухам, нынешний прокурор Алматы близок к управляющему делами президента Сарбаю Калмурзаеву.

При этом примечательно, что информационную кампанию своим противникам проигрывает именно Комитет Национальной Безопасности. Немало шуму, например, наделали видеозаписи допросов бывшего главы НАК "Казатомпром" Мухтара Джакишева, выложенные на YOUTUBE. Ситуация тем комичнее, что вокруг дела Джакишева разыгралась нешуточная информационная драма. Ссылаясь на вопросы национальной безопасности и повышенной секретности, КНБ даже не позволил адвокату Джакишева заниматься этим делом. Противостояние адвоката и силовиков длится уже несколько месяцев - вопросы секретности довольно долго были предметом пересудов. Теперь, словно издеваясь над следствием, Мухтар Джакишев вещает посредством всемирно известного видеохостинга.

"Не исключено, что видеозапись могла быть выложена в сеть именно с этой целью - дискредитировать следственную группу, чтобы сменить ее состав, - считает новостной портал Nomad.su. - Тем более, что Валерий Петровский, возглавляющий следствие, известен в определенных кругах своей принципиальностью и давно приобрел славу неподкупного и несговорчивого "следака". Возможно, кому-то понадобились более "дружелюбно настроенные" следователи, с которыми можно будет договориться.

Выход в широкий доступ материалов по засекреченному делу в любом случае бросает тень на следствие. И вполне возможно, заставит подвергать сомнению любое заявление представителей КНБ, так или иначе связанных с этим делом. И тут, как нельзя кстати, вбрасывается мысль о "сливе" из "застенков КНБ". Расчет сделан на простой человеческий подход: значит, и чекисты - тоже люди, раз решились ТАКОЕ "слить". И дальше - по уже отработанной цепочке: раз это выдали сами "кээнбэшники", значит, Джакишев действительно почти умирает, и на самом деле он невиновен. Хотя на практике ни одного действительно аргументированного факта в защиту Джакишева пока так и не прозвучало. И, судя по всему, по причине отсутствия таких фактов".

Немного другой версии, оправдывающей чекистов, придерживаются и журналисты интернет-издания Dialog.kz. "Сама запись, хоть и подверглась монтажу, но видно, что сделана в один день. Содержание ее наталкивает на мысль о ее постановке. Алиев, обсуждая запись, произнес интересную фразу, что это "компилированная видеозапись". Вполне возможно, что бывший посол просто употребил не совсем верный термин, но не исключено, что он знал, о чем говорил. Дело в том, что на записи Мухтар Джакишев весьма подробно рассказывает, как он работал на благо родины и как эта родина (после его посадки) буквально испортила дело всей его жизни. А заодно весьма подробно расписывает несколько не совсем законных схем по, как было заявлено, сохранению госсобственности в госсобственности. По сути, раскрывая государственные секреты под ОЧЕНЬ большим грифом. (Это, кстати, уже явилось предметом критики со стороны ряда участников обсуждения данной темы в интернете, сомневающихся, что "хорошие дяди из КНБ" даже в очень благих целях помощи хорошему дяде Джакишеву решились бы на подобную глупость). В связи с чем уже появились высказывания, что данная запись могла быть сделана... еще до ареста Джакишева.

Как известно, он был арестован вскоре после возвращения из одной из европейских клиник после достаточно продолжительного лечения. Как бы не была хороша Европа, но больничное питание и там предполагает ограничение в количестве. Так что похудеть до "видео-состояния" Джакишев мог и к маю. Что касается списка обвинений, который он опровергает на видео, то здесь объяснение тоже может найтись - большая половина из прозвучавших обвинений была озвучена еще пару лет назад Татьяной Квятковской. А "остатки" наверняка готовились не один день, и Джакишеву про них было прекрасно известно. А значит - и заранее подготовить обеляющую его версию ответов на них. Может, именно поэтому на записи Джакишев ни на секунду не задумывается над задаваемыми вопросами. Как будто ему были заранее известны вопросы и заучены четко написанные ответы".

Кстати, официальный представитель КНБ, полковник Кенжебулат Бекназаров в эти дни лично приехал из Астаны в Алма-Ату, чтобы прокомментировать как работу чекистов, так и явные выпады против ведомства. В этой связи довольно занятно, что расширенная версия его комментариев появилась именно в газете "Литер", газете, подконтрольной партии "Нур Отан". Ситуацию со "сливом" Джакишева в интернет он не комментировал, а от ответа на вопрос о войне силовиков ушел, дав понять, что структуре интересно комментировать только международную деятельность. Также в этой связи интересно, что телекомпания КТК, которую связывают с администрацией президента, косвенно поддержала финпол.

"В КНБ утверждают, что Жантелеев уже давно употребляет наркотики - это указано в официальном пресс-релизе, который распространил департамент КНБ. Между тем алматинские наркологи утверждают, что проверяли высокопоставленного пациента лишь однажды - в ночь, когда он и был задержан. Святослав Антыков, врач-нарколог Городского наркологического центра медико-социальной коррекции: "Для того чтобы определить, является ли человек наркоманом, существует судебно-наркологическая экспертиза, куда входят ряд специалистов: психотерапевт, нарколог, невропатолог. И уже потом рассматривается, амбулаторно наблюдается этот человек какое-то время, и только потом коллегиально выносится заключение: страдает человек наркотической зависимостью или нет. По одному разу это невозможно определить".

Однако в КНБ заявили, что у них есть неопровержимые доказательства того, что финансовый полицейский употреблял, приобретал и хранил наркотики".

"Сделать комфортнее условия для всех компаний Таможенного Союза"

Аналитические журналы актуализируют вопрос создания Таможенного Союза. Эту тему так и не сумели "разжевать" казахстанские газеты. Деловые издания, по некоторым данным, лоббировали интересы предпринимателей - но информационной истерики, которой так хотели многие представители бизнеса, не получилось. Даже на уровне обсуждения выяснилось - в стране немало тех, кому единое таможенное пространство принесет дополнительные выгоды.

Не так давно открытое на базе журнала "Континент" аналитическое издание "Центр Азии" сдержанно взвешивает плюсы и минусы таможенной интеграции. Сделав грядущее объединение темой номера, издание отмечает, что структура, которая начнет действовать на территории трех государств - России, Казахстана и Белоруссии, будет довольно шатким образованием.

"Основной выигрыш в рамках Таможенного союза получают экспортеры. Длительные переговоры, которые все еще не завершены, главным образом были нацелены именно на это - сделать комфортнее условия для всех компаний, которые ищут рынки сбыта на территории других стран-участниц Таможенного союза. В Казахстане главным образом речь идет об интересах крупного бизнеса, хотя новое объединение ориентировано на интересы экспортеров самого разного уровня: от компаний-лидеров нефтегазовой и металлургической индустрии до небольших перерабатывающих заводов, например, в секторе пищепрома. Это, конечно, важно для отечественных экспортеров, которые изначально "зажаты" географически и к тому же испытывают мощное давление конкурентов из Китая, стран Южной Азии и других наших сильных соседей. Однако следует понимать, что потери, которые может понести внутренний бизнес и потребители в Казахстане, могут оказаться также существенными, и возможно, даже более серьезными, чем тот выигрыш, которые получат экспортеры. У многих представителей бизнеса возникают сомнения: не потеряют ли они больше, чем приобретут?

Изначально важно знать и ответ на вопрос, что, в свою очередь, получат в Казахстане наши северные соседи. Прежде всего для компаний из РФ это местные рынки сбыта, которые будут защищены от конкурирующего импорта из третьих стран высокими пошлинами. На казахстанский рынок рассчитывают в первую очередь российские машиностроители, которые заинтересованы не только в сбыте продукции, но и в создании производственных площадок на территории РК с ее гораздо более мягким, по сравнению с Россией, налоговым климатом. После ввода новых пошлин на внешний импорт и снятия межгосударственных таможенных барьеров на эффективный сбыт в Казахстане смогут рассчитывать также российские производители одежды, кондитерских изделий, бытовой техники, нефтегазового оборудования. В целом ожидаемые выгоды для российской экономики весьма серьезны. По прогнозам Минэкономразвития РФ, Россия получит наибольший экономический эффект от ликвидации таможенных барьеров внутри Таможенного союза. В частности, Россия надеется получать более 90 процентов от всех импортных пошлин, собранных в рамках ТС. В Москве, говоря об этом, ссылаются на экономические пропорции: российский ВВП в 14 раз превосходит ВВП Казахстана и в 34 раза - Белоруссии. Здесь следует отметить, что таможенные сборы дают половину российского бюджета, в 2008 году они составили почти 157 млрд. долл. За счет львиной доли внешних сборов Таможенного союза Москва рассчитывает еще существенно повысить объемы поступлений в бюджет.

Правда, такая позиция России не устраивает ее коллег по будущему союзу. Механизм распределения платежей в рамках ТС планировалось утвердить еще к 1 июля, однако он так и не согласован, и, как сообщил в своем интервью "Ведомостям" представитель Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, "находится в острой фазе обсуждения". Договорятся ли, пока неясно, но очевидно, что в целом экономическая цена вопроса для соседа огромна. По расчетам Российской академии наук, в 2015 году (к моменту завершения "адаптационного периода" по выравниванию некоторых тарифов Казахстаном и Белоруссией) общий эффект от Таможенного союза для РФ должен составить порядка 400 миллиардов долларов, или 16,8 проц. российского ВВП.

Для Казахстана прогнозируемый эффект в том же 2015 году, если верить выкладкам РАН, может составить до 14,7 проц. ВВП республики. На эти оценки иногда ссылаются и отечественные авторы прогнозов, однако они вызывают сомнения у многих казахстанских аналитиков, так как основаны на предположении, что казахстанские производители ТНП получат аналогичные рынки сбыта в России. Между тем сегодня из Казахстана в РФ экспортируется не так много видов товаров, причем в основном это продукция тяжелой и добывающей промышленности. В денежном выражении основную долю экспорта (около 70 проц.) составляет железорудное сырье для металлургических комбинатов, прокат черных металлов, уголь, урановые топливные сборки для АЭС, сырье цветной металлургии. По этим позициям, если исходить из прогнозных потребностей российских компаний-потребителей, существенного роста экспорта ожидать не приходится. Тогда как с казахстанскими ТНП, имеющими спрос в РФ (пищевая продукция, мука и зерно, крепкий алкоголь, кожевенное сырье, хлопок-сырец) для достижения ожидаемого эффекта потребовалось бы поднять экспорт как минимум в четыре раза. Но позволят ли нашим компаниям развить такую мощную экспансию на свои рынки их российские конкуренты, вопрос спорный, и мы к нему еще вернемся. В целом же напрашивается вывод, что Таможенный союз будет "неравным браком" с доминированием интересов северного соседа. Что, очевидно, обусловлено политическим решением, в котором важная роль отведена интересам казахстанских сырьевых компаний-экспортеров".

"Начнем с макроуровня, - продолжает издание - где основной негатив, ожидаемый с вводом единого тарифа в январе 2010 года, эксперты связывают с импортом иномарок из дальнего зарубежья. Россия настояла на фиксации ставок в Таможенном союзе на своем уровне - 30 процентов для новых автомобилей и 35 - для подержанных старше трех лет, но не ниже 1,2 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Для сравнения, сейчас в Казахстане ввозные пошлины на иномарки исчисляются по каталогам, в зависимости от марки, года выпуска и других факторов, и в среднем составляют 10 проц., но не более 0,1 евро за кубический сантиметр двигателя, независимо от возраста авто. Получается, что таможенные выплаты за один и тот же ввозимый автомобиль до и после ввода ЕТТ в денежном выражении могут различаться в 12 (!) раз. Это означает, по сути, закрытие казахстанского рынка для столь популярных подержанных иномарок. Директор российского веб-портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив в интервью Newsweek в этой связи предупредил, что правительства в Казахстане и Белоруссии "рискуют нарваться на протесты, так как повышение пошлин на иномарки там воспринимается очень болезненно". Следует учесть и то, что Москва настояла на своих условиях размещения автопроизводств в РК и РБ - выпуск не менее 25000 машин в год с уровнем закупа комплектующих, произведенных в странах Таможенного союза, не менее 30 процентов. Такие ограничения отсекут немцев, японцев и других от новых проектов "отверточной" сборки своих машин на территории РК, открывая широкую дорогу АвтоВАЗу. Оптимизма, прямо скажем, местному потребителю такая перспектива не прибавляет.

Однако не все плохо - на макроэкономическом уровне есть и позитивные моменты. В частности, для автомобилистов отмена пошлин внутри Таможенного союза может вылиться в существенное удешевление российского бензина, который пока ввозится по ставке в среднем порядка 10 проц. Правда, здесь автоматически возникает вопрос о том, сможем ли мы в будущем защищать свой топливный рынок от ценовых скачков с помощью временных мораториев на экспорт нефтепродуктов - внутри Таможенного союза, очевидно, цены будет определять общий рынок с Россией, где бензин стоит на 10-20 проц. дороже, чем в Казахстане.

Плюсом для пищевых компаний Казахстана стало то, что в ходе переговоров удалось отстоять действующие нулевые ввозные пошлины на сахар до 2019 года. РК сегодня лишь на 60 процентов обеспечивает свои потребности в сахаре за счет внутреннего производства, к тому же ряд сахарных заводов работает на импортируемом сахаре-сырце. Поэтому устанавливать вслед за Россией высокие (до 35 проц.) импортные ставки Астана отказалась, обеспечив казахстанской кондитерской промышленности потенциальные конкурентные преимущества, в том числе и на российском рынке. Правда, тут опять-таки есть вопросы - неизвестно, не пойдет ли дешевый сахар широким потоком из Казахстана в Россию, с нашим развитым посредническим бизнесом и при отсутствии каких-либо барьеров на границе.

Важным, в том числе и политически, выигрышным моментом можно считать сохранение действующих мягких режимов на импорт в РК нефтегазового оборудования из дальнего зарубежья. По неофициальным сведениям, в этом сегменте, как и в автопроме, в ходе переговоров особенно остро проявилось лобби крупного российского бизнеса, заинтересованного в расширении сбыта своей машиностроительной продукции. Но для работающих в республике нефтегазовых компаний сохранение действующего статус-кво являлось принципиальным, чего они в итоге и добились.

Впрочем, следует оговориться, что все такие пункты, идущие вразрез с основным вариантом, формально рассматриваются Таможенным союзом лишь как временные исключения из правил. Когда истечет оговоренный по ним срок, единый импортный тариф должен будет распространиться на все товарные позиции. Но сомнительно, что за предполагаемые 5 - 9 лет "адаптационного периода" (для каждого вида товара он свой) удастся снять все противоречия в тарифных интересах союзников. Дело здесь не только в том, что "спорных" товаров, по которым оговорена возможность пересмотра принятых ставок, насчитывается более двух тысяч - среди них те же автомобили, спирт, одежда, молоко, цифровое оборудование и многое другое. Проблема в том, что изначально в процедуре принятия решений заложено неравенство. Стороны договорились, что менять пошлины на них по инициативе одной из сторон страны ТС будут вместе. А когда кто-то из участников захочет сделать это в одностороннем порядке (скажем, если Казахстан решит снизить пошлины на иномарки), то для этого ему потребуется не менее 75 процентов голосов. Россия в принятии таких решений застолбила себе безусловное главенство с правом вето - за ней закреплено 56 проц. голосов, тогда как за Казахстаном и Белоруссией - по 22 процента. Получается, чтобы провести какую-то свою инициативу, "старшему брату" будет достаточно с кем-то договориться, а для блокирования инициатив других участников Москве нужно лишь сказать "нет". Модель, как видим, потенциально конфликтная, и трудно сказать, как участники союза поведут себя в ее рамках в случае резкого несовпадения интересов".

"Эксперт-Казахстан", в свою очередь предупреждает, что с появлением Таможенного союза казахстанским производителям придется учиться работать в конкурентной среде - лоббирование интересов заметно осложнится.

"Единый таможенный тариф приближен к российским тарифам, - утверждает издание. - А там есть что защищать. Тот же автопром (вопрос, нужен ли вообще такой автопром, оставим россиянам). По уровню развития обрабатывающей промышленности она является бесспорным лидером среди таможенной "тройки". Экономика Казахстана преимущественно сырьевая, готовую продукцию нам приходится в основном ввозить. Исключение составляет, пожалуй, небольшой перечень продуктов питания - та же кондитерка, молочные продукты, колбасы. Да и те производятся с использованием импортного сырья. Поэтому у нашей республики основная задача таможенно-тарифной политики - соблюдение баланса интересов производителей и потребителей.

Россия является нашим основным торговым партнером. Правда, доля экспорта в Россию за январь-июль 2009 года составила лишь 8,6% от общего объема казахстанского экспорта, а вот на импорт российской продукции в Казахстан приходится более 30%. Среди стран-импортеров в РК Россия стоит на первом месте. Не последнюю роль в этом играет свободная (беспошлинная) торговля в рамках Евразийского экономического сообщества. И с введением ЕТТ поток российских товаров в Казахстан может вырасти. Цель таможенного союза - установить единые правила игры в торговле с третьими странами, не входящими в ТС. То есть это протекционизм чистой воды на межгосударственном уровне. Но не все предприниматели Казахстана ему рады.

"Россия, защищая своего производителя, вводит пошлины, мы будем вынуждены покупать дорогое оборудование или ввозить российское... Аналогично и с сырьем - если у них есть дерево, значит, в России будет закрыт его ввоз через пошлины. А у нас его нет, как и бумаги. Получается, что мы должны будем тоже вводить пошлины на эту продукцию и покупать в третьих странах дорогую бумагу, либо у России беспошлинно. Но она-то защищает свой рынок. А мы что?", - задается г-жа Палташева риторическим вопросом.

Беларуси и Казахстану придется повысить таможенные пошлины на импорт из третьих стран адекватно российским. Это негативно отразится на потребительском рынке, поскольку ввозимые из этих стран товары автоматически подорожают.

Чтобы не нанести ущерба своим производителям, Казахстан планирует присоединиться по ряду товаров к уровню ставок ЕТТ поэтапно. В список таких товаров входят, в частности, сырье для пищевой и химической промышленности, бумага и картон, фармпрепараты и медицинское оборудование. Ввоз же технологического оборудования, станков и других средств производства из третьих стран для реализации инвестпроектов будет подпадать под режим целевого импорта в рамках закона "Об инвестициях". То есть для ряда инвестпроектов (критерии их отбора пока неясны) оборудование будет ввозиться по прежним ставкам".

Автомобильный рынок претерпит, по мнению газеты "Караван", существенные изменения после 1 января 2010 года. В этом газета полностью солидарна с аналитическими изданиями. Впрочем, изменит ли ситуацию взлет цен? "Сложившаяся на сегодня ситуация на рынке подержанных автомобилей вскоре изменится, - прогнозирует издание. - Причина тому - создание единого Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

- Тогда, согласно сообщениям официальных органов, будет введен единый таможенный тариф на все виды товаров, подлежащих таможенному оформлению, - рассказал поставщик подержанных автомобилей Юрий Николаевич Николаев. - Пока список товаров не опубликован, но однозначно, что автомобили попадут в него. При введении новых тарифов будут учитываться год выпуска, марка автомобиля и мощность двигателя. Сейчас ходит информация, что акцизный тариф будет варьироваться от 1,4 евро до 3,5-4 евро за "один куб". В России тарифы уже сейчас намного выше, чем в Казахстане, поскольку соседи защищают свой автопром. Ясно, что и Казахстану, и Белоруссии придется "подтягивать" свои таможенные тарифы.

По словам поставщиков подержанных автомобилей, на автобазарах сейчас крайне мало автомобилей. Все, что стоит, достаточно быстро скупается без особого торга. Поэтому мнение о том, что сейчас автомобиль покупать не стоит и что цены будут еще падать, по словам поставщиков, неверное. И хотя они - люди заинтересованные, прислушаться к ним, может, и стоит.

Сегодня машин привозится немного, хозяева базаров говорят, что продавцы выставляют на продажу всего 50 процентов от того количества автомобилей, на которые рассчитана площадь автобарахолки. Склады временного хранения - пустые, и цены на автомобили, которые там находятся, уже поднимаются. Неизвестно, когда введут таможенные тарифы, может, через месяц, а может, через два, а доставка автомобиля в Казахстан порой занимает три месяца. Так что кому железный конь все-таки нужен - покупают.

- Мы сами ездим в США за автомобилями, и надо отметить, что рынок подержанных автомобилей изменился и там: большое количество машин стало уходить в Европу, Пакистан, страны Ближнего Востока, - рассказал Юрий Николаевич. - В Прибалтике, где последнее время было выгодно покупать автомобили, стоит на продажу всего 300 автовозов. Если раньше поставщикам подержанных автомобилей было из чего выбирать, то сейчас берут все подряд, даже "убитые" автомобили, которые запрещены для эксплуатации в США...

По расчетам дилеров подержанных авто, арифметика очень простая. Даже если новый акцизный тариф составит 1,5 евро, а это примерно 3 доллара за "кубик", то за машину с объемом 3000 кубических сантиметров придется выложить на таможне 9000 долларов. Насколько поднимутся цены на автомобили, можно судить по разнице их цены в Москве и Алматы. Например, по словам Юрия Николаевича, подержанный автомобиль Subaru Tribeka 2004 года выпуска на нашем рынке можно приобрести за 23-24 тысячи долларов, а в Москве такой автомобиль на автобарахолке стоит 40 тысяч долларов. Так что ценам есть куда расти. Другое дело, что и покупателей с толстым кошельком в той же Москве намного больше, чем у нас".

Еженедельник "Мегаполис", в свою очередь, поднимает тему взаимоотношений Казахстана с Китаем - в стране вообще популярна тема противостояния держав на территории республики. По данным газеты, "Китай стал главным инвестором Казахстана. Китайское присутствие в нефтегазовой отрасли стало подавляющим. Китайцы будут даже модернизировать Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Если раньше депутаты и общественность опасались усиления китайских компаний, теперь об этом рассуждать поздно. Примечательно, что все это произошло в период премьерства Карима Масимова, который в свое время учился в Китае".

"С одной стороны, - продолжает издание, - благодаря китайским деньгам мы получаем возможность не просто "держаться на плаву" во время экономического кризиса, но и продолжать развиваться. Мировой фондовый рынок также благосклонно относится к вливанию китайских денег в нашу экономику: после того, как CIC сообщил о приобретении 11 процентов РД КМГ, акции компании на Лондонской бирже значительно выросли. Впрочем, на этом польза для РД от этой сделки заканчивается. Этот почти миллиард долларов получил какой-то акционер (и мы, конечно, даже не можем предположить, как его зовут), а РД КМГ - головную боль в связи с появлением нового члена Совета директоров.

С другой стороны, китайские деньги означают сильное китайское влияние. Все, кто был в Актобе, знают, что это такое. Отдельные районы города уже называют чайна-тауном, да и весь малый бизнес нацелен в основном на них - выходцев из Поднебесной. Похоже, в ближайшее время такая же картина будет наблюдаться и в Атырау. Конечно, гарантируется создание 2500 рабочих мест для казахстанцев, но никто не говорит, сколько рабочих мест будет создано для китайцев.

И, наконец, деньги, полученные от КНР, - это кредит. А кредит придётся возвращать. Деньгами ли, повышением цен на бензин, но возвращать придётся так или иначе всем казахстанцам. В общем, получается, что мы согласились на то, что китайцы будут контролировать все больше, их присутствие будет все ощутимее, да еще и сами в конечном итоге заплатим за это. И если раньше были депутатские запросы, возмущенные статьи в газетах, то теперь - тишь да гладь. Китай идёт, ему - дорогу!"

"У нас господствует мнение: рынок все отрегулирует. Это нелепое утверждение!"

Экономические итоги года начинают подводить многие издания. И если по отдельности критические статьи выглядят в общей общественно-политической массе невинно, то общая картина, если сконцентрироваться только на экономике, выглядит неутешительно.

Например, бывший депутат нижней палаты парламента, экономист Валентин Макалкин в интервью интернет-изданию Dialog.kz утверждает: "Приходится констатировать, что хвастаться нам особо нечем. Дело в том, что не мы являлись основным провокатором кризиса и не нам со своей мизерной экономикой вытаскивать мир из этого кризиса. Если бы мы в свое время не произвели деиндустриализацию и не развалили бы сельское хозяйство, мировой финансовый кризис не ощущался бы нами столь остро, а его последствия не были бы столь тяжкими, как сегодня. Если же будут улучшения - они пойдут параллельно с улучшением общемировых тенденций. Как говорится, семь лет мак не родил, а голода не было. Это как раз о нашей экономике в мировой системе отношений. Зашевелилось в мире - шевелится у нас. Собственно наших усилий прилагается недостаточно, да и то, в большинстве своем они абсолютно неадекватны....Дело в том, что мы только "играем в деньги". Переливаем их из пустого в порожнее. Государство ведь ничем заниматься не хочет, считая, что достаточно создать необходимые условия, а бизнес и рынок все сделают сами. Ничего они не сделают. Потому что бизнес будет заниматься только теми проектами, которые приносят много прибыли и сразу. И в чем там нуждается экономика страны, бизнесменов не очень-то интересует. Вот у нас господствует мнение о том, что рынок все отрегулирует. Утверждение это совершенно нелепо".

Казахстанские "Известия", в свою очередь, уверены - социально-экономическое положение страны не такое плохое, как это прогнозировали раньше. По данным издания, "в октябре безработных стало еще на 0,1 процента больше. Официально в органах занятости сегодня зарегистрировано 85,5 тысячи человек. Неофициально, как принято считать, безработных в Казахстане в два раза больше. И все же эти цифры значительно меньше тех, что прогнозировали год назад. Тогда ситуация на рынке труда была настолько патовой, что эксперты утверждали: безработными в 2009 году станут от одного до двух миллионов человек. К счастью, до этого не дошло, хотя число официально безработных по сравнению с прошлым годом немного увеличилось. Тем не менее общее настроение специалистов кадровых и рекрутинговых агентств за последние полгода заметно улучшилось. Например, директор рекрутингового агентства FMI professional Алма Жандаулетова этой весной в интервью нашей газете отмечала, что количество вакансий сократилось почти на 85 процентов. Сейчас же, по ее словам, лед, сковавший рынок труда, тронулся.

- Можно сказать, что сейчас наступил переломный момент, - считает Жандаулетова. - В первую очередь в Казахстане "просыпаются" американские компании. Это значит, что в Америке кризис уже кончился. Поэтому они и начали снова нанимать людей, причем даже на те вакансии, которые долгое время были "заморожены". Могу сказать, что уже почти исчезло само понятие "замораживание вакансий", что нас, несомненно, радует".

Между тем, по данным журнала "Центр Азии", "с окончанием строительных работ на бюджетных проектах в рамках "Дорожной карты" высвободилось около 80 тыс. человек. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, до конца года в бюджетных проектах потеряют работу еще 54 тыс. человек. Такая масса работников, в основном низкой квалификации, может оказать достаточно серьезное давление на рынок труда. На улице в общей сложности окажется около трети задействованных в проекте людей. Всего по "Дорожной карте" было создано порядка 350 тыс. рабочих мест".

"Бизнес и власть" отмечает интересную инициативу, которая более чем наглядно демонстрирует социально-экономическое состояние страны. Издание рассказывает, что "налоговый комитет предлагает ввести в стране институт банкротства физлиц. Финансовый регулятор категорически против этой идеи. Число безнадежных займов растет. По данным АФН, их доля в структуре кредитного портфеля банков на 1 октября 2009 года составила 30% (на 1 января - 4,4%). Впрочем, без учета БТА и Альянса этот показатель гораздо меньше - 8,9%. В Налоговом комитете предлагают решить проблему путем создания института банкротства физлиц. "Люди, которые не могут расплатиться с банком, получат судебную защиту от кредиторов и возможность цивилизованно рассчитаться с долгами. Сейчас механизм банкротства распространяется на компании и индивидуальных предпринимателей, но не на физических лиц", - сообщил изданию председатель Налогового комитета Минфина Даулет Ергожин.

Фискалы предлагают рассмотреть данный вопрос в рамках введения всеобщего декларирования, чтобы любой несостоятельный должник с постоянным доходом получил право подать заявление в суд о банкротстве для избежания единовременного изъятия имущества в счет погашения долга. Юристы и финансовые консультанты составят, а кредиторы утвердят реабилитационный план на срок до пяти лет, расписывает схему г-н Ергожин. Помимо рассрочки, отмечает он, заемщику по решению суда может быть предоставлена отсрочка по уплате штрафов и неустойки, а часть долга может быть списана.

Сейчас идея введения института банкротства физлиц обсуждается в Минфине, где помимо фискалов свои предложения вносят банкиры. Чиновникам предстоит определить минимальную сумму просроченной задолженности, начиная с которой гражданин сможет подпасть под действие процедуры банкротства".