Анатолий Цэрану: Россия, вперед к либеральной модернизации!

Кишинёв, 15 ноября 2009, 02:40 — REGNUM  

Озвученное на днях послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации имеет все шансы стать эпохальным документом. Но это только в том случае, если посланию не грозит риск остаться на уровне всего лишь декларации.

Практическая имплементация новой политической стратегии Дмитрия Медведева гарантирует России возвращение статуса мировой супердержавы, а подавляющему большинству рядовых россиян - вожделенного в веках положения самодостаточного и уважаемого всеми гражданина, ведущего образ жизни самого высокого мирового стандарта. В этом заключается истинная цена плана переустройства России, заявленного президентом Дмитрием Медведевым.

Первое впечатление, которое оставляет послание Медведева, - это чувство уважения к профессиональной подготовке его разработчиков. В первую очередь это касается уровня фундаментальности понимания проблем сегодняшней России и путей их преодоления. Содержание президентского послания свидетельствует о значительном опережении интеллектуального уровня нынешнего высшего российского политического руководства над общим фоном восприятия проблем страны, доминирующего в российском обществе. В сущности это означает, что в сегодняшней России образовалась достаточно редко встречающаяся в истории ситуация, когда политический фактор соответствует назревшим потребностям радикального реформирования страны.

Уже в самом начале своего послания российский президент фиксирует принципиальной важности тезис, когда говорит о необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. Менее всего Дмитрия Медведева можно заподозрить в историческом нигилизме. Но отдавая должное достижениям советского периода в российской истории, он делает фундаментальный важности вывод о том, что в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить.

Крах СССР российский президент видит не как результат пресловутого заграничного заговора, а как следствие того, что Советский Союз просто не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами. Сам по себе этот вывод уже является более чем очевидным целеполаганием, а именно - в каком направлении нужно искать наиболее приемлемую для России модель общественного развития. И вновь Дмитрий Медведев для конкретизации своего видения проблемы обращается к модернизационному опыту прошлого, особо подчеркивая, что предлагаемый им проект будет первым в российской истории опытом модернизации, основанном на ценностях и институтах демократии.

Нигде в своем послании российский президент не использует термин либерализм. Но он особо подчеркивает свою приверженность модели развития, в рамках которого россияне со всем основанием могут сказать, что вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, Россия станем обществом умных, свободных и ответственных людей.

Вряд ли Дмитрий Медведев имеет в виду какое-либо идеальное общество. Скорее речь идет о действующей общественной модели, которая демонстрирует наибольшую эффективность. Из всех известных сегодня парадигм человеческого развития наибольший потенциал для подражания генерирует, несмотря на всю раздающуюся в ее адрес критику, западная либеральная модель мироустройства. Наверняка именно ее имеет в виду российский президент, когда ищет горизонт, к которому необходимо стремиться, по крайней мере, как к промежуточной цели.

В том, что касается переустройства экономических отношений, либеральный дух послания более чем очевиден. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка. И далее российский президент считает нужным еще более усилить этот тезис. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция.

А чтобы не было сомнений, где именно нужно искать образцы именно таких форм организации производства послание говорит о необходимости рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. И хотя эта ссылка на нормы Евросоюза относится непосредственно к строительной отрасли, общий контекст высказывания не оставляет сомнения в его универсальном понимании. Исключительную смысловую нагрузку о новой роли личности в нарождающейся системе преобразующегося российского государства несет следующий пассаж президентского послания. Я надеюсь, говорит Дмитрий Медведев, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. И все это, как подчеркивается далее, необходимо для того, чтобы российская экономика смогла, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей.

С нашей точки зрения подобный подход к пониманию краеугольной задачи развития российского общества, рассматриваемый через призму реальных потребностей людей, совершенно революционен и навзничь опрокидывает традиционный взгляд российской политики на роль и место государства в общественном развитии. Человек больше не рассматривается как винтик сложного социального механизма, он становится самим смыслом существования и функционирования этого механизма. А это уже кардинальное переосмысление всей сложной цепочки социальных связей, именуемых культурой в самом широком смысле этого слова. Дмитрий Медведев видит задачи модернизации России не только в повышении уровня жизни людей. Важно изменить самого человека, его жизненную ориентацию и ценности. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры.

Личный успех и поощрение индивидуальной инициативы, а также свобода общественной дискуссии - вот, оказывается, те звенья, за которые, по мнению российского президента, нужно потянуть, чтобы вытянуть всю цепь российской модернизации. Не нужно быть большим знатоком либеральной доктрины, чтобы понять, что дух послания российского президента глубоко инспирирован постулатами либерального учения в частности и либеральной культуры в целом. В таком подходе чувствуется основательная теоретическая подготовка автора послания, несомненно, являющаяся отголоском плодотворного опыта и глубоких знаний, приобретенных за время работы на вузовской кафедре.

Очень показательно, что в своем послании Дмитрий Медведев избегает каких-либо упоминаний об особом пути развития России, какой-то особой модели организации российской общественной и политической жизни. Он прямо заявляет, что считает важнейшей задачей государства создание условий для развития гражданского общества. И считает нужным усилить этот тезис тем, что рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе. А политическую систему России Дмитрий Медведев видит как многопартийную, функционирующую в системе плюралистической демократии.

Для Молдавии непосредственно прикладной интерес представляет раздел послания, касающийся внешней политики России. И здесь текст послания также содержит новый подход. Российская внешняя политика должна быть исключительно прагматичной, считает Дмитрий Медведев. И добавляет, что её эффективность должна оцениваться по простому критерию: "способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?"

Совершенно очевидно, что практическое применение этого подхода в российской внешней политике может существенным образом повлиять на динамику политического решения приднестровского конфликта. На сегодняшний день только газовый долг Приднестровья России исчисляется суммой в два миллиарда долларов. Нет сомнения, что не существует внешнеполитических резонов дальнейшего закачивания российских ресурсов в коррумпированный приднестровский режим. По крайней мере, такая затратная политика никак не способствует улучшению жизненных стандартов российских граждан.

Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева зиждется на фундаменте философского переосмысления существующего миропорядка и места России в нем. Новый политический класс России, олицетворяемый такими прагматичными лидерами как Дмитрий Медведев и Владимир Путин, окончательно готов отказаться от последних стереотипов закончившейся вот уже двадцать лет назад холодной войны. Оставаясь на позициях российского патриотизма, они, тем не менее, в отличие от многих поколений предшествующих политиков, отказываются строить величие России на костях собственных соотечественников. Отсюда уверенный настрой российского президента на то, что вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, Россия будет проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. А эти прагматические цели состоят в необходимости изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций страны в мире.

Если эта исключительно амбициозная и не имеющая аналогов в российской истории программа развития, целью и смыслом которой является кардинальное улучшение уровня и качества жизни простого россиянина, станет практическим действием, то международный престиж и привлекательность сотрудничества с Россией возрастут многократно. И в первую очередь эта смена настроений коснется таких стран как Молдавия, для которых особые отношения с Россией жизненно важны. Тем более что Молдавия после досрочных парламентских выборов сама втягивается в этап либеральной модернизации. Рождение новой, европейской по своей сути России прервет для Молдавии мучительный процесс судьбоносного выбора между западным и восточным векторами развития, превратит нашу страну в искреннего и надежного партнера Российской Федерации. И именно в этом заключается главный интерес граждан Молдавии к положениям новой политической стратегии России, изложенной в послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию своей страны.

Анатолий Цэрану - директор Института политических и военных исследований Молдавии, экс-депутат парламента РМ, бывший посол Молдавии в России.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.04.17
«Войну фейков Мадуро проигрывает»
NB!
27.04.17
«Освобождение Шуши — крах политики Азербайджана по тюркизации Арцаха»
NB!
27.04.17
Курильские рыболовные страдания
NB!
27.04.17
Враг готов к диверсии: НПО «Сатурн» под угрозой
NB!
27.04.17
В Киеве 2017 год объявят Годом УПА*
NB!
27.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 апреля
NB!
27.04.17
«Строительство Эгийнской ГЭС — это вопрос независимости Монголии»
NB!
27.04.17
Песков: Москва осуждает авиаудары Израиля по Дамаску
NB!
27.04.17
Россия или терроризм: чего действительно боятся шведы
NB!
27.04.17
Беби-бокс: «Простое иллюзорное решение очень сложной проблемы»
NB!
27.04.17
МИД Пакистана обвинил Индию в поддержке «Талибана»*
NB!
27.04.17
Сепаратизм Канарских островов: лояльность центру за его же деньги
NB!
27.04.17
МИД РФ — журналисту США: Если в Москве — «режим», то что в Вашингтоне?
NB!
27.04.17
Получить возмещение по ОСАГО наличными смогут 30% владельцев машин
NB!
27.04.17
Счетная палата: В Дагестане были использованы незаконно 2,126 млрд рублей
NB!
27.04.17
Захоронение Ленина церковными канонами не регулируется
NB!
27.04.17
Машина инкассаторов попала в ДТП на Кубани: четверо погибших
NB!
27.04.17
Чернобыльская АЭС снова загрязнена – теперь львовским мусором
NB!
27.04.17
Багровые воды: В реку Сочи сливали краску
NB!
27.04.17
Министр — об авиаударе: Событие в САР полностью отвечает политике Израиля
NB!
27.04.17
Пособник власовцев Оболенский — «реабилитации не подлежит»
NB!
27.04.17
Пермь: Оборонные заказы — под угрозой срыва