По информации латвийской газеты Diena, в рамках уголовного процесса о возможных нарушениях в процессе перенятия государством Parex banka повестки от Генпрокуратуры Латвии получили члены правительства. По данным издания, сегодня для беседы с прокурорами должны явиться министр юстиции Марек Сеглиньш (Народная партия) и министр сообщения Каспарс Герхардс ("ТБ"/ДННЛ). В скором времени в прокуратуру придется отправиться и другим членам правительства Ивара Годманиса (ЛПП/ "Латвийский путь").

Уголовный процесс по делу о национализации Parex banka был начат 16 октября. Ранее Госконтроль Латвии указал на многочисленные нарушения в процессе осуществления сделки. Отвечая на вопрос газеты "Бизнес & Балтия", какие нарушения обнаружила ревизии, глава Госконтроля Ингуна Судраба сказала: "Основная проблема в том, что правительство, перенимая банк, не составило четкого плана, что с ним делать потом. Правительство приобрело кота в мешке, поскольку не провело стандартной процедуры due diligence, которая осуществляется при любой сделке. Процесс перенятия не был скоординированным и спланированным. Самое наглядное подтверждение этому - не введение ограничений на изъятие депозитов со счетов Parex banka. За три недели после перенятия кредитного учреждения государство влило в него несколько сотен миллионов латов. Но при этом правительство не закрыло брешь, из которой утекли те же сотни миллионов".

Накануне исполнился год с момента национализации Parex banka. И если представители власти, принимавшие решение о перенятии банка, продолжают утверждать, что все было сделано правильно и тогда, год назад, речь шла о спасении финансовой системы Латвии, то независимые (хотя и заинтересованные) наблюдатели говорят о другом. "Parex banka - это частный случай частного банка, а не проявление слабости всей финансовой системы страны", - заявил в интервью "Бизнес & Балтия" глава Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодор Тверийонс. По его словам, до сих пор нет ответа на вопрос "Почему у нас случился Parex banka?". Паники среди обычных вкладчиков не наблюдалось, кто же тогда выводил средства со счетов в банке, спрашивает он.

"Средства стали изымать крупные корпоративные клиенты. Все сразу. Причем среди них были и государственные, и муниципальные структуры, в том числе и министерства. Именно из-за этого возник кризис ликвидности. Но опять-таки я все задаюсь вопросом, почему именно крупные, а не мелкие вкладчики стали паниковать. Какое-то слишком странное стечение обстоятельств. И прихожу к следующему вопросу: а не были ли такие действия корпоративных клиентов Parex banka целенаправленной экономической диверсией?", - рассуждает Тверийонс.