Интервью с независимым азербайджанским экспертом в сфере образования Руфатом Алиевым.

ИА REGNUM Новости: Господин Алиев, на днях мы узнали, что в очередной раз азербайджанские старшеклассники завоевали призовые места в одной из международных учебных олимпиад. Это конечно радует, но насколько престижны данные олимпиады и не много ли их развелось в последние годы?

Как знаете, для нас "международные" и "зарубежные" соревнования теперь начинаются непосредственно от границ Азербайджанской Республики во всех четырех направлениях света. Да, исходя из потенциальных возможностей, успехи горстки азербайджанских школьников радуют. Истинный талант везде пробьёт себе дорогу и преодолеет любое естественное препятствие. Но плохо, когда препятствия создаются искусственно.

Ведь что такое олимпиады или любые другие соревнования, по сути? Они создаются и проводятся, поскольку востребованы. Человеческой природе присуще постоянно выяснять выяснить, кто же все-таки самый-самый... А там, в ходе процесса, последовательно включаются такие греховные качества, как гордыня, зависть, ревность, стяжательство и все такое прочее. И вот начинают разрабатываться поощрительные награды, затем благотворительные, затем льготные...

Формируются группы, которые с этого хотят "что-то иметь"... В моем представлении, все это работает на унижение, обесценивание таланта.

Увы, "образовательное чиновничество" в Азербайджане добилось от нынешних законодателей введения в новый закон льготы для "победителей международных олимпиад", что явно является шагом назад. Подобное и было названо известной английской писательницей Бел Кауфманн движением "вверх по лестнице, которая ведет вниз".

ИА REGNUM Новости: Но почему успеха на этих олимпиадах, как правило, добиваются ученики частных, к примеру, турецких лицеев, а не общеобразовательных школ Азербайджана?

В иностранных школах, здесь в Азербайджане (не надо никуда ездить и "перенимать" опыт - он у нас под носом!), вы чётко увидите, кто, за что и как ответственен, как четко поставлен механизм исполнения и отчетности, что значит командная работа в сочетании с индивидуальным творчеством. В наших школах, в нашей образовательной системе ответственности размыты.

Для турецких лицеев же, в частности, успехи их учащихся были и есть индикатор качества образования, индикатор качества работы образовательного учреждения, индикатор развития интеллектуальности, и делом престижа, гражданской чести. Этого в "потребительской корзине" нашего образования пока нет. Мы на стадии переходного периода.

ИА REGNUM Новости: Хотя опыт частных лицеев пока недостаточно востребован, но правительство пытается сдвинуть дело с мертвой точки и, в частности, им утверждено 16 программ для совершенствования системы образования...

Считаю проявлением непрофессионализма и бесхозяйственности невнимание ответственных за развитие образования в стране к такому образовательному опыту, которым обладает Международная школа Азербайджана Tisa, созданная по инициативе нефтяного консорциума, и действующая в Баку вот уже на протяжении более десяти лет. Да, правительством утверждено около 16 программ для совершенствования системы образования. Это замечательно. Это свидетельство присутствия в "высших умах" понимания необходимости изменений. Но на какую почву "сбрасываются" эти семена"? И почему они по большей части напоминают "генномодифицированные": на вид вроде здоровые, но от их внедрения больше, похоже, вреда, чем пользы?

Вспомним, сколько раз с начала нынешнего учебного года отечественные СМИ критиковали состояние школьных учебников?! В ответ же из министерства, как и прежде, звучит: недостатки учтём, и в следующем году учебники будут переизданы. А что это значит как не выделение, заметьте, в условиях мирового финансового кризиса, дополнительных миллионов манатов?! И никто не спрашивает, почему в учебниках столько недостатков, ведь на протяжении последних 5 лет они разрабатываются в соответствии с утвержденной одной из этих самых 16 госпрограмм реформирования школьного образования?!

Положение в наших школах и "греет" почву для ностальгии по иллюзорному советскому образованию - "мёртвой лошади", которую пытаются реанимировать и заставить скакать. Возьмите абсурдное развитие тестовой инициативы минобразования в сторону 9-х классов, а именно, выпускников основной школы. Уверен, что обязательно придет время, когда этой инициативе будет вынесен административный приговор, но, к сожалению, как всегда это будет поздно! Вред, который наносится образованию, устраняется десятилетиями, в том числе и качеством жизни, как минимум, трех поколений.

ИА REGNUM Новости: В неофициальных беседах школьники и студенты нередко жалуются на взяточничество в средних и высших учебных заведениях. Насколько широко, по-вашему, оно распространено?

На самом деле со взяточничеством не всё так просто, как могло казаться в первые годы восстановленной независимости Азербайджана. Это не эпизодическое использование отдельными администраторами образования своего служебного положения в личных корыстных интересах. Это уже образ жизни, образ мышления, системный процесс. "Взятка" - это не только средство обогащения для многих. Это и средство выживания, и средство достойного жития! Как личностного, индивидуального, так и социального.

В частности, в школе - это необычное проявление обычного попрошайничества. Не секрет, что выжить на получаемую зарплату учителю, как индивиду, который социально и профессионально ответственен не только перед собой, но и перед своей семьей, в своем сообществе, стоит огромных усилий. Не секрет для тех, кто изнутри знает жизнедеятельность школы, что все формируемые в ней и образовательный, и педагогический, и инфраструктурный, и хозяйственный процессы не только технологичны, но и финансовоёмкие. Школа не ограничена только обеспечением прихода ребенка-ученика в школу, подготовкой учителя к уроку и выставлением в классный журнал той или иной оценки.

Мы продолжаем говорить об образовании, как учебном процессе, как уроке, где задают и спрашивают. Но на самом деле мы давно должны говорить не об академическом, а о социальном и личностно ориентированном образовании, в котором первое - только одна из его востребованных частей, и далеко не решающая. Школа - это не учреждение по присмотру за растущими детьми, или решению проблемы безработицы. Грантовые попытки ввести модельное, интерактивное обучение, сформировать инновационное мышление в умах руководителей и учителей должны были, в конечном итоге, подвести к трансформации образования советско-административного типа в развивающее, личностно ориентированное и педагогически технологичное образование. Но сопротивление чиновничества советского пошиба оказалось более изворотливым и стойким, и эти попытки, в конечном итоге, лопнули, как мыльные пузыри.

В высшем управлении до сих пор работают специалисты, которые с той же "преданностью" работали в системе образования и в советские времена. Поэтому говоря о стартовой ситуации Азербайджана в новых условиях, все-таки не стоит забывать прошлых уроков. Напомню, что союзная проверка в середине 80-х годов Азербайджанского института народного хозяйства (ныне Экономического университета) выявила катастрофические результаты - многие будущие экономисты не справлялись с квадратными уравнениями, а кое-кто не знал даже таблицы умножения. На какое-то время институт закрыли, превратив его в филиал Ленинградского госуниверситета...

Проявляемые в управлении упущения, близорукость в том, что все еще в предназначении школы оно видит "институт промывки мозгов". А надо бы, учитывая приоритеты и основы экономического развития, видеть в школе одну из важнейших единиц социально-экономического развития. Ведь основной кадровый и гражданский потенциал, как фундамент качества, формируется именно в дошкольный и школьный периоды развития ребенка, а точнее, до 18 лет...

Школе, образованию, образовательному, педагогическому процессу постоянно нужны деньги, финансы. Если их недостаточно, то неизменно растущая потребность начинает включать нелегальные механизмы... А по мере развития и распространения этой заразы, когда аромат и вкус возможно более легкого обогащения начинает действовать опьяняюще, и взятки порождают такие чудовищные явления, как коррупция, как мафия и все тому подобное.

ИА REGNUM Новости: Достаточно ли защищена сегодня от коррупционеров и взяточников тестовая система приёма студентов в азербайджанские вузы?

Уязвимость тестовой системы в определенной мере озвучила и сама ГКПС. В вузах никто не несет ответственности за отобранный и принятый контингент первокурсников. Более того, первокурсники становятся объектами "необъявленной войны" между руководящим и педагогическим "войском" вуза и, условно говоря, "Госкомиссией"... Размыта ответственность и с выпуском "продукта" в лице бакалавров и магистров.

Тем не менее тестовая инициатива, поддержанная правительством, сыграла и играет свою важную и технологическую, и профессиональную, и социальную роль. На сегодня и в перспективном видении ей нет альтернативы. Но и как всякая управленческая система она имеет свой ресурс пользования. Она должна обновляться, совершенствоваться, трансформироваться в соответствии с вызовами развития и потребностями общества. В системе тестового оценивания есть умные, технологически продвинутые специалисты и руководители. Но вместе с тем и они, на самом деле, могут действовать в рамках, установленных феодально-крепостническим менталитетом, той культурой социального выбора, принятия решения и ответственности, которые сложились в образовательном пространстве, на образовательном поле страны. Не всегда удается бежать впереди паровоза. Но, несомненно и то, что всегда есть возможность изменить его движение. В качестве слабого звена я вижу отсутствие ответственности среди тех, кто выпускает "продукт образовательного производства" и тех, кто принимает его. Проще говоря, Министерству образования вот уже на протяжении всего периода деятельности тестовой аттестации в лице Госкомиссии по приему студентов (ГКПС) пока удается сбрасывать ответственность за конечные результаты или на мифического ученика, или на мифического учителя или все также мифического директора школа. В азербайджанском образовании давно назрели системные перемены. Время не ждёт. Развивающаяся экономика уже ставит серьезные требования и претензии, на которые собственными силами действующая система образования ответить уже не способна. Нужна помощь на уровне правительства, Милли меджлиса, гражданского общества Азербайджана...