Руфат Алиев: Образование в Азербайджане широко шагает вверх, но по эскалатору, движущемуся вниз!

Баку, 11 Ноября 2009, 13:07 — REGNUM  

Интервью с независимым азербайджанским экспертом в сфере образования Руфатом Алиевым.

ИА REGNUM Новости: Господин Алиев, на днях мы узнали, что в очередной раз азербайджанские старшеклассники завоевали призовые места в одной из международных учебных олимпиад. Это конечно радует, но насколько престижны данные олимпиады и не много ли их развелось в последние годы?

Как знаете, для нас "международные" и "зарубежные" соревнования теперь начинаются непосредственно от границ Азербайджанской Республики во всех четырех направлениях света. Да, исходя из потенциальных возможностей, успехи горстки азербайджанских школьников радуют. Истинный талант везде пробьёт себе дорогу и преодолеет любое естественное препятствие. Но плохо, когда препятствия создаются искусственно.

Ведь что такое олимпиады или любые другие соревнования, по сути? Они создаются и проводятся, поскольку востребованы. Человеческой природе присуще постоянно выяснять выяснить, кто же все-таки самый-самый... А там, в ходе процесса, последовательно включаются такие греховные качества, как гордыня, зависть, ревность, стяжательство и все такое прочее. И вот начинают разрабатываться поощрительные награды, затем благотворительные, затем льготные...

Формируются группы, которые с этого хотят "что-то иметь"... В моем представлении, все это работает на унижение, обесценивание таланта.

Увы, "образовательное чиновничество" в Азербайджане добилось от нынешних законодателей введения в новый закон льготы для "победителей международных олимпиад", что явно является шагом назад. Подобное и было названо известной английской писательницей Бел Кауфманн движением "вверх по лестнице, которая ведет вниз".

ИА REGNUM Новости: Но почему успеха на этих олимпиадах, как правило, добиваются ученики частных, к примеру, турецких лицеев, а не общеобразовательных школ Азербайджана?

В иностранных школах, здесь в Азербайджане (не надо никуда ездить и "перенимать" опыт - он у нас под носом!), вы чётко увидите, кто, за что и как ответственен, как четко поставлен механизм исполнения и отчетности, что значит командная работа в сочетании с индивидуальным творчеством. В наших школах, в нашей образовательной системе ответственности размыты.

Для турецких лицеев же, в частности, успехи их учащихся были и есть индикатор качества образования, индикатор качества работы образовательного учреждения, индикатор развития интеллектуальности, и делом престижа, гражданской чести. Этого в "потребительской корзине" нашего образования пока нет. Мы на стадии переходного периода.

ИА REGNUM Новости: Хотя опыт частных лицеев пока недостаточно востребован, но правительство пытается сдвинуть дело с мертвой точки и, в частности, им утверждено 16 программ для совершенствования системы образования...

Считаю проявлением непрофессионализма и бесхозяйственности невнимание ответственных за развитие образования в стране к такому образовательному опыту, которым обладает Международная школа Азербайджана Tisa, созданная по инициативе нефтяного консорциума, и действующая в Баку вот уже на протяжении более десяти лет. Да, правительством утверждено около 16 программ для совершенствования системы образования. Это замечательно. Это свидетельство присутствия в "высших умах" понимания необходимости изменений. Но на какую почву "сбрасываются" эти семена"? И почему они по большей части напоминают "генномодифицированные": на вид вроде здоровые, но от их внедрения больше, похоже, вреда, чем пользы?

Вспомним, сколько раз с начала нынешнего учебного года отечественные СМИ критиковали состояние школьных учебников?! В ответ же из министерства, как и прежде, звучит: недостатки учтём, и в следующем году учебники будут переизданы. А что это значит как не выделение, заметьте, в условиях мирового финансового кризиса, дополнительных миллионов манатов?! И никто не спрашивает, почему в учебниках столько недостатков, ведь на протяжении последних 5 лет они разрабатываются в соответствии с утвержденной одной из этих самых 16 госпрограмм реформирования школьного образования?!

Положение в наших школах и "греет" почву для ностальгии по иллюзорному советскому образованию - "мёртвой лошади", которую пытаются реанимировать и заставить скакать. Возьмите абсурдное развитие тестовой инициативы минобразования в сторону 9-х классов, а именно, выпускников основной школы. Уверен, что обязательно придет время, когда этой инициативе будет вынесен административный приговор, но, к сожалению, как всегда это будет поздно! Вред, который наносится образованию, устраняется десятилетиями, в том числе и качеством жизни, как минимум, трех поколений.

ИА REGNUM Новости: В неофициальных беседах школьники и студенты нередко жалуются на взяточничество в средних и высших учебных заведениях. Насколько широко, по-вашему, оно распространено?

На самом деле со взяточничеством не всё так просто, как могло казаться в первые годы восстановленной независимости Азербайджана. Это не эпизодическое использование отдельными администраторами образования своего служебного положения в личных корыстных интересах. Это уже образ жизни, образ мышления, системный процесс. "Взятка" - это не только средство обогащения для многих. Это и средство выживания, и средство достойного жития! Как личностного, индивидуального, так и социального.

В частности, в школе - это необычное проявление обычного попрошайничества. Не секрет, что выжить на получаемую зарплату учителю, как индивиду, который социально и профессионально ответственен не только перед собой, но и перед своей семьей, в своем сообществе, стоит огромных усилий. Не секрет для тех, кто изнутри знает жизнедеятельность школы, что все формируемые в ней и образовательный, и педагогический, и инфраструктурный, и хозяйственный процессы не только технологичны, но и финансовоёмкие. Школа не ограничена только обеспечением прихода ребенка-ученика в школу, подготовкой учителя к уроку и выставлением в классный журнал той или иной оценки.

Мы продолжаем говорить об образовании, как учебном процессе, как уроке, где задают и спрашивают. Но на самом деле мы давно должны говорить не об академическом, а о социальном и личностно ориентированном образовании, в котором первое - только одна из его востребованных частей, и далеко не решающая. Школа - это не учреждение по присмотру за растущими детьми, или решению проблемы безработицы. Грантовые попытки ввести модельное, интерактивное обучение, сформировать инновационное мышление в умах руководителей и учителей должны были, в конечном итоге, подвести к трансформации образования советско-административного типа в развивающее, личностно ориентированное и педагогически технологичное образование. Но сопротивление чиновничества советского пошиба оказалось более изворотливым и стойким, и эти попытки, в конечном итоге, лопнули, как мыльные пузыри.

В высшем управлении до сих пор работают специалисты, которые с той же "преданностью" работали в системе образования и в советские времена. Поэтому говоря о стартовой ситуации Азербайджана в новых условиях, все-таки не стоит забывать прошлых уроков. Напомню, что союзная проверка в середине 80-х годов Азербайджанского института народного хозяйства (ныне Экономического университета) выявила катастрофические результаты - многие будущие экономисты не справлялись с квадратными уравнениями, а кое-кто не знал даже таблицы умножения. На какое-то время институт закрыли, превратив его в филиал Ленинградского госуниверситета...

Проявляемые в управлении упущения, близорукость в том, что все еще в предназначении школы оно видит "институт промывки мозгов". А надо бы, учитывая приоритеты и основы экономического развития, видеть в школе одну из важнейших единиц социально-экономического развития. Ведь основной кадровый и гражданский потенциал, как фундамент качества, формируется именно в дошкольный и школьный периоды развития ребенка, а точнее, до 18 лет...

Школе, образованию, образовательному, педагогическому процессу постоянно нужны деньги, финансы. Если их недостаточно, то неизменно растущая потребность начинает включать нелегальные механизмы... А по мере развития и распространения этой заразы, когда аромат и вкус возможно более легкого обогащения начинает действовать опьяняюще, и взятки порождают такие чудовищные явления, как коррупция, как мафия и все тому подобное.

ИА REGNUM Новости: Достаточно ли защищена сегодня от коррупционеров и взяточников тестовая система приёма студентов в азербайджанские вузы?

Уязвимость тестовой системы в определенной мере озвучила и сама ГКПС. В вузах никто не несет ответственности за отобранный и принятый контингент первокурсников. Более того, первокурсники становятся объектами "необъявленной войны" между руководящим и педагогическим "войском" вуза и, условно говоря, "Госкомиссией"... Размыта ответственность и с выпуском "продукта" в лице бакалавров и магистров.

Тем не менее тестовая инициатива, поддержанная правительством, сыграла и играет свою важную и технологическую, и профессиональную, и социальную роль. На сегодня и в перспективном видении ей нет альтернативы. Но и как всякая управленческая система она имеет свой ресурс пользования. Она должна обновляться, совершенствоваться, трансформироваться в соответствии с вызовами развития и потребностями общества. В системе тестового оценивания есть умные, технологически продвинутые специалисты и руководители. Но вместе с тем и они, на самом деле, могут действовать в рамках, установленных феодально-крепостническим менталитетом, той культурой социального выбора, принятия решения и ответственности, которые сложились в образовательном пространстве, на образовательном поле страны. Не всегда удается бежать впереди паровоза. Но, несомненно и то, что всегда есть возможность изменить его движение. В качестве слабого звена я вижу отсутствие ответственности среди тех, кто выпускает "продукт образовательного производства" и тех, кто принимает его. Проще говоря, Министерству образования вот уже на протяжении всего периода деятельности тестовой аттестации в лице Госкомиссии по приему студентов (ГКПС) пока удается сбрасывать ответственность за конечные результаты или на мифического ученика, или на мифического учителя или все также мифического директора школа. В азербайджанском образовании давно назрели системные перемены. Время не ждёт. Развивающаяся экономика уже ставит серьезные требования и претензии, на которые собственными силами действующая система образования ответить уже не способна. Нужна помощь на уровне правительства, Милли меджлиса, гражданского общества Азербайджана...

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
07.12.16
Скворцова рассказала, когда граждане ощутят изменения в медобслуживании
NB!
07.12.16
Спрос граждан РФ на наличную валюту в октябре вырос на 23%
NB!
07.12.16
Обама, Елизавета II, Усама бен Ладен: образцы в фотоцентре Чебоксар
NB!
07.12.16
Global Times: Альянс США и Японии не сможет удушить Китай
NB!
07.12.16
Саратовские власти оставили дома без тепла, предложив людям согреваться сам
NB!
07.12.16
«Европе надоело топить бездонную киевскую топку своими деньгами»
NB!
07.12.16
Петербургский парламент отказался раскрыть тайну своих голосований
NB!
07.12.16
The Strategist: От раскола в ЕС из-за Трампа выигрывает только Россия
NB!
07.12.16
Экс-генерал НАТО рассказал о возможном «захвате» Россией Прибалтики
NB!
07.12.16
Губернатору ХМАО наплевать на детей — Жириновский
NB!
07.12.16
Разрушенные души сирийцев. ВИДЕО
NB!
07.12.16
Украинский депутат: «Польша хочет повторить Крым на Галичине»
NB!
07.12.16
«Качество продуктов падает»: как обеспечить продовольственную безопасность
NB!
07.12.16
Итоги протеста в Махачкале: в мэрии — громкие отставки
NB!
07.12.16
В Сирии от ран скончался полковник ВС РФ Руслан Галицкий
NB!
07.12.16
«Нефть готовится к падению»
NB!
07.12.16
В Петербурге принят бюджет-2017, санкционирующий рост тарифов на проезд
NB!
07.12.16
Китайские ученые разработали нетоксичное ракетное топливо
NB!
07.12.16
«Не будем голосовать за «макаровский» бюджет» — Жириновский
NB!
07.12.16
Трагедия в горах. Спитакское землетрясение
NB!
07.12.16
National Interest: Почему Италия может выйти из еврозоны
NB!
07.12.16
Роскачество: Треть шампанского, продающегося в РФ — сладкая газировка