Свое мнение о потенциальном объединение части субъектов РФ высказал в интервью "НИА ПЛН" председатель регионального отделения партии "Яблоко" в Псковской области Лев Шлосберг:

- Вот уже несколько лет федеральный центр (пока в неформальной стилистике) с настойчивостью, достойной лучшего применения, вбрасывает в общественное мнение идеи административного укрупнения российских регионов. Очередная не случайно спровоцированная информационная волна тоже создана для получения "среза" общественного мнения, общественной реакции не "предложение".

За этими намерениями стоит в первую очередь желание сократить число субъектов для внутрироссийского политического торга. Кроме того, таким образом, возможно перенесение ответственности за финансирование "малых" регионов на нынешние регионы-доноры напрямую, минуя федеральный центр, в виде некой "социальной нагрузки".

Существующая в президентских кругах мечта "упрощения политического поля" - вещь совершенно механистическая и жизнью не востребованная. Никакого отношения к реальной региональной политике такая реформа не имеет. Если кто-то искренне связывает с этой идеей позитивное развитие страны, то это опасная иллюзия.

Конфигурация властей должна быть максимально комфортна для граждан. Хорошо известна проблема дальневосточных и сибирских регионов России, когда от человека до институтов власти - сотни километров, и люди полностью забыты. Им не дойти, не достучаться, не докричаться ни до кого. Для жителей европейской России, где более высокая плотность населения и традиционно сложившаяся совершенно другая территориальная культура, укрупнение регионов будет иметь только отрицательные последствия.

Посмотрите на страны Европы: на Германию, Францию, Испанию, другие государства: там федеральные земли, автономии и другие территориальные субъекты намного меньше российских, и при этом весьма эффективно управляются. Близость человека к власти - одно из условий влияния людей на власть, ее рационального устройства.

Эффективность политического управления очень похожа на ситуацию с электросетями: чем длиннее "линии", тем выше потери и затраты.

Что касается весьма распространенного мнения, что вхождение в дом к более состоятельному соседу приведет к увеличению своей доли пирога на столе, то это не более чем наивность. Бедных родственников мало где любят. Никакой Петербург не будет заниматься Псковским регионом, глядя в "бинокль". Никому там псковичи не нужны, у питерцев хватает своих проблем.

В действительности административной реформой можно "занять" чиновничество, имитировать "бурную деятельность" властей, отвлечь внимание людей от реальных проблем, но при этом экономические последствия будет очень печальны, и рано или поздно это станет очевидно. Даже для экономически здорового государства такая операция была бы не просто болезненна, а приостановила бы развитие. Для России же с ее "экономикой переходного периода" эффект может оказаться критическим.

Лишение, например, Пскова, статуса административного центра субъекта Федерации, сразу приведет к искусственному отдалению от большинства граждан не только города, но и области институтов защиты прав человека, например, судебной системы (областной суд, арбитражный суд). Неизбежное ослабление финансовых потоков может привести к закрытию ряда банков. В целом регион, и без того малоконкурентоспособный на общероссийском рынке труда, станет еще менее привлекателен для самореализации. Точка принятия решений переместится в Питер или еще куда-то, и это увеличит административные издержки бизнеса. Перестанут существовать целый ряд важных общественных и гражданских институтов: региональное телевидение и радио, торгово-промышленная палата, отделения политических партий. Отъезд из региона способных людей возрастет в разы.

Есть еще один очень важный аспект проблемы. Намеченные "под нож" регионы - это традиционные исторические российские земли, в большинстве своем в средневековье - княжества, со своей культурной аурой, мифологией, самоидентификацией жителей. Их невозможно "смешать" с другими, это очень серьезный социальный конфликт. Сомневаюсь, чтобы такая реформа была покорно воспринята решающим большинством общества.

Если президент Путин рискнет поставить этот вопрос в общенациональную повестку дня, ему придется представить обществу намного более серьезные аргументы, нежели пресловутое "сокращение чиновников". Надо будет объяснить, как такая реформа послужит миллионам рядовых людей, их практическому удобству, их интересам. Ничего на эту тему до сих пор не прозвучало. Экономика совершенно не мотивирует к таким действиям.

Ситуация могла бы быть смягчена резким усилением полномочий и ресурсов местного самоуправления, но на сегодня разговоры об этом беспочвенны, что полностью подтверждает проект нового закона о местном самоуправлении, продвигаемый в парламенте администрацией Президента.

При таком развитии событий российская провинция (в худшем смысле слова) может заполнить практически всю территорию страны. Это будет уже не вертикаль власти, а горизонталь запустения. В итоге общественная апатия людей только возрастет. Никакие интересы России таким образом не могут быть достигнуты.

Другое дело, что руководители большинства дотационных регионов стимулируют такие волюнтаристские "инновации" Кремля, занимая по отношению к федеральному центру исключительно иждивенческую позицию, не предлагая со своей стороны никаких перспективных концепций регионального развития, приращения местных ресурсов, выхода если не на самодостаточность (это не везде возможно), то хотя бы на сбалансированные ресурсы. Как результат - федеральная власть готова просто избавиться от иждивенцев, перепутав по державной привычке чиновников и большинство граждан, простите за выражение, не отделяя мух от котлет.

Единственным способом противодействия фактической ликвидации регионов является усиление их содержательной ценности, рост активности субъектов Федерации - в первую очередь в экономической сфере. Но это полностью является ответственностью самих регионов, в первую очередь региональных управленцев. Федеральный центр по собственной инициативе не будет отягощать себя этими задачами.

Здесь положение Псковской области, к великому сожалению, безрадостно. Именно бездеятельность и недальновидность властей может оказаться "последней каплей" на чаше весов, и в решающий момент повлиять на судьбу сотен тысяч людей.