"Так называемый чешский прецедент является комплексным решением для Европейского союза и представляет собой своего рода "вынужденную жертву" со стороны европейских органов на алтарь успешного созидания европейских институтов. Ведь для Европейского союза события Второй Мировой войны являются серьезной проблемой в процессе создания общих институтов из-за присутствия территориальных споров, гуманитарных проблем, финансовых притязаний и так далее", - заявил 10 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости директор Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя.

Эксперт призвал рассматривать данное решение в нескольких плоскостях. "С морально-правовой точки зрения этим решением нарушаются некоторые статьи Европейской хартии по правам человека: судетским немцам отказывается в праве получить законную моральную и финансовую компенсацию. В Германии некоторые политические комментаторы и общественные деятели уже выразили свое недовольство в связи с этим решением, посчитав это унижением и несправедливостью. Скажем больше: тот факт, что Чехия поставила это решение в качестве ультиматума для подписания Лиссабонского договора, говорит о том, насколько серьезной является эта проблема для Чехии, Германии и для ЕС в целом. В принципе, это решение является серьезной победой Чехии, которой грозили миллиардные иски. Но в ЕС надеются, что в будущем это решение стабилизирует отношения между членами ЕС, поможет относительно спокойно решать исторические проблемы без излишней политизации", - отметил Цырдя.

В то же время, с правовой точки зрения, считает эксперт, ЕС вынужден будет дать те же привилегии и Словакии. "Это, скорее всего, будет истолковано и другими членами ЕС как общее юридическое правило, а не исключение. Следовательно, ЕС вынужден будет рано или поздно признать силу данного решения на всей территории союза, а значит, и в отношениях с соседями", - полагает политолог.

"С политической точки зрения, само подписание Лиссабонского договора сильно ограничит автономию национальных государств, задушит "Новую Европу" и ее притязания к соседям (главным образом, России и частично Германии), - продолжил Цырдя. - Если проще, то Польше и Прибалтике будет намного сложнее после подписания Лиссабонского договора предъявлять финансовые и моральные претензии России. После данного решения по судетским немцам это будет еще сложнее сделать, так как оно, несомненно, будет использоваться Россией в качестве "прецедента". В конце концов, это будет способствовать нормализации отношений между ЕС и Россией. По крайней мере, Брюсселю в будущем удастся вырвать "Новую Европу" из-под влияния Вашингтона, а значит экономическое и гуманитарное сотрудничество между Россией и ЕС усилятся. Конечно, это решение является ударом в основном для Германии, а также частично Венгрии и Болгарии, имеющих претензии к Польше, Румынии и так далее. Правда, в итоге Германия получит больший контроль над членами ЕС благодаря централизации внутри ЕС".

"И конечно, это решение частично ударит по сторонникам ревизии итогов Второй мировой войны. Ведь отказ в финансовых компенсациях можно интерпретировать и как отказ ЕС поднимать вопросы и о других претензиях к государствам-членам ЕС. А, следовательно, и к соседям ЕС. По крайней мере, так говорит юридическая логика. Но эта логика, увы, не всегда пересекается с логикой политической. По крайней мере, Европе нужно будет серьезно проанализировать историческую плоскость проблем, существующих в ЕС. Ведь действительно, если такие проблемы имеют срок давности, то какой? Сто лет, семьдесят, двести? Тем более, когда политики начинают интерпретировать историю на свой лад, тогда проблем не избежать", - подвел итог Богдан Цырдя.

Напомним, 29 октября лидеры ЕС согласились с требованиями Чехии, которые она выдвинула в отношении Лиссабонского договора по поводу гарантий от исков потомков 3-х миллионов немцев, изгнанных в 1946 году из Судетской области Чехословакии по декретам президента Эдварда Бенеша, в отношении компенсации за имущество и земли, которых они лишились. В экспертном сообществе данная ситуация уже получила название "чешского прецедента".