"Медицинская обираловка".

(Советская Россия. 03.06.03. В.Симонин)

Одним 113 несомненных достижений социалистического строя в нашей стране являлась система здравоохранения, практически обеспечивавшая всем гражданам доступное медицинское обслуживание бесплатно, за счет общественных фондов потребления. Нынешние власти начали эту систему ломать, или, как они утверждают, встраивать ее в рыночные отношения. К чему это приводит, к каким извращениям, можно увидеть на основе проверки деятельности красноярских больниц и поликлиник, проведенной городской прокуратурой, обнаружившей массу правонарушений.

Первенство по их количеству заняла городская поликлиника N 7 Красноярска. Там в перечень платных услуг, утвержденный Главным управлением здравоохранения администрации Красноярска, внесены все виды медицинской деятельности лечебного учреждения, включая профилактику, диагностику и лечение. Для пациентов в медучреждении отсутствует информация о видах бесплатной медицинской помощи. Они не знают ни свои права, ни обязанности лечебного учреждения. Аналогичное положение и в городской стоматологической поликлинике N 2. Здесь тоже на платной основе предоставляются обязательные бесплатные услуги. Городской стоматологической поликлиникой N 4 в прейскурант цен, согласованный с Главным управлением здравоохранения администрации Красноярска, незаконно включены платные ортопедические и стоматологические услуги: оформление выписок из медицинской карты, истории болезни пациента, справок на инвалидность, актов обследования призывников.

Во многих лечебных учреждениях на информационных стендах отсутствует информация о видах и порядке оказания бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, условиях предоставления платных услуг, ценах, о режиме работы специалистов по оказанию платных услуг и их квалификации, о льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан. Платные услуги предоставляются зачастую одновременно с бесплатными в часы основной работы врачей в тех же кабинетах.

Таким образом, ухудшаются доступность и качество медицинской помощи, нарушаются требования законодательства в той части, что платные услуги предоставляются дополнительно к объему. установленному программой. Такие нарушения выявлены в Красноярской краевой клинической больнице N 1, муниципальных ЛПУ Красноярска: МУЗ ГП N 4 и N 7. ГСП N 2. ГКБ N 20; ЦРБ Тюхтетского, Козульского, Абанского, Сухобузимского, Шушенского и ряда других районов.

В Красноярском МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 1" придумали мотивировку предоставления платных услуг - желание пациента обслуживаться вне очереди. В результате услуга предоставляется в ущерб интересам пациентов, которым медпомощь должна быть оказана на бесплатной основе в соответствии с гарантированной программой. В Балахтинской ЦРБ потоки пациентов по платным и бесплатным услугам пересекаются в основное время работы учреждения и в одних и тех же кабинетах. Более того, оказание бесплатной медицинской помощи в рамках гарантированной программы проводится в последнюю очередь. Краевая клиническая больница N 1 является ведущим лечебным учреждением края. Многие годы проверка законности установления цен на платные медицинские услуги здесь не проводилась, но теперь прокуратурой установлены грубые нарушения порядка ценообразования, которые могли быть своевременно устранены при осуществлении надлежащего контроля со стороны комитета цен администрации края. Прейскурант цен в больнице не согласован в установленном порядке с управлением здравоохранения и комитетом цен администрации края. Цены на медицинские услуги, оказываемые больницей с 25.10.2002 года, выше на 50 процентов по сравнению с теми, что предоставлялись по прейскурантам, согласованным в установленном порядке. С учетом фактического объема оказанных платных услуг только за ноябрь - декабрь 2002 года сумма превышения цен составила 1.248.000 рублей, которые, естественно, были выужены из кошельков и без того не таких уж богатых граждан.

В краевой больнице N 2 в расчет стоимости медицинских услуг, в нарушение статьи 256 Налогового кодекса РФ, включены затраты на воспроизводство основных производственных фондов, амортизацию медицинского оборудования и другие затраты. Аналогичное нарушение установлено в государственном предприятии "Гомеопатический центр" (Центральный район). В краевом психоневрологическом диспансере (Октябрьский район) плата за оказание медицинских услуг взималась по прейскуранту, не согласованному с комитетом цен и управлением здравоохранения администрации края.

Об этих безобразиях сообщает ИД "Пресс-Лайн" со ссылкой на данные заместителя прокурора края Владимира Белокопытова. Однако подобное положение характерно для медицинских учреждений и других регионов России. Так, по словам министра здравоохранения Свердловской области Михаила Скляра, факты взимания мзды с пациентов выявлены даже в роддомах, хотя услуги родовспоможения врачи обязаны оказывать бесплатно. В народе такую систему называют однозначно: обираловка. Но, видимо, необходимо все-таки сказать, что медиков к такой практике фактически подталкивает нынешний режим, который обрек их, бюджетников, на полуголодное существование. Хотя населению от этого факта не легче.

"Кредит недоверия". Первым делом - лицензии, ну а обязательства - потом?.."

(Василий Касаткин "Красноярский рабочий" 03.06.03)

Едва успели презентовать в Красноярском крае Сибирскую угольно-энергетическую компанию (СУЭК), как эта самая компания стала виновницей очередного скандала, участниками которого оказались все те же - собственники СУЭК с одной стороны и краевая власть - с другой. В который раз яблоком раздора послужил Березовский угольный разрез (находящийся в собственности СУЭК), а точнее - до предела обострившаяся там социальная ситуация.

На состоявшемся не так давно по этому поводу заседании в администрации края комиссия по соблюдению трудового законодательства, возглавляемая вице-губернатором Львом Кузнецовым, обрушилась на владельцев разреза с гневной критикой. По мнению чиновников, собственники одного из крупнейших угольных месторождений России просто игнорируют социальные проблемы горняков и города Шарыпова в целом.

Факты действительно печальные. Из трех крупнейших разрезов края Березовский принял на себя самый тяжелый удар: уволена уже почти треть работающих - 1100 человек. Недавно к ним присоединились еще 150. При этом, по словам председателя профсоюзного комитета Березовского разреза Олега Исянова, процесс сокращения рабочих проходит с нарушениями. Большинству уволенных работников не выплачивалась вовремя обещанная компенсация. К середине минувшего месяца, по свидетельству депутата Законодательного Собрания края, председателя комиссии по трудовым спорам Светланы Андроновой, из обещанных 20 млн рублей стабилизационный фонд выплатил только четверть суммы.

Между тем, пока власть и капитал спорят, кто прав, кто виноват, люди, оставшиеся без работы, просто на грани отчаяния. Им не на что жить, они не могут даже уехать, чтобы поискать новое место работы. Пятьдесят березовских горняков обратились в суд с иском на угольных олигархов, однако пока ясных перспектив в этих делах не наблюдается.

В ответ на происходящее звучат лишь робкие оправдания управленцев разреза - мол, техническая неувязочка вышла: "прогнозируемые расходы не были заложены в бюджет первого квартала".

Все это как-то слабо вяжется с тем оптимизмом и "шапкозакидательством", которые демонстрировали руководители СУЭК и финансово-промышленной группы МДМ на вышеупомянутой презентации компании. Тогда с широкой "американской" улыбкой президент СУЭК Олег Мисевра показывал краевым чиновникам и депутатам совсем другие цифры, приводил другие факты.

Суть его пламенной речи сводилась к тому, что новые собственники красноярских разрезов, оказывается, весьма рачительные хозяева. И налоги-то они платят вовремя, и задолженность своих предшественников усердно сокращают, и, несмотря на ряд объективных препятствий, изо всех сил стараются сохранить и даже улучшить производственно-технические показатели разрезов. Даже социальная карта пошла в ход: и компенсации ВЫНУЖДЕННО увольняемым выплачиваются, и вообще о каждом работнике разреза - почти отеческая забота.

Говорилось сие неспроста. Обнаружив намерение стать вертикально интегрированной структурой, СУЭК хочет прибрать к рукам последний козырь краевой власти в угольном споре - лицензию на добычу полезных ископаемых. Точнее, переоформить ее в собственность головной компании, находящейся в Москве.

Реорганизация монстра угольной промышленности предусматривает слияние большого количества зависимых компаний в одно целое. По замыслу инициаторов проекта, в регионах будут действовать угледобывающие филиалы и 100-процентные дочерние компании СУЭК в форме ООО. Имущество нынешних компаний, входящих в СУЭК, будет выкуплено по рыночной цене, что, в свою очередь, должно позволить тем рассчитаться по задолженности перед краевым бюджетом (сейчас она оценивается в сумму более 300 млн рублей).

По словам Мисевры, от этих преобразований местные бюджеты только выиграют. Во-первых, после устранения из цепочки производитель-потребитель столичных фирм-посредников (к примеру, таких, как "Росуглесбыт") в региональную казну увеличатся поступления от налога на прибыль. Если учесть, что на территории края находится порядка 60 процентов основных угледобывающих фондов холдинга и треть всех сотрудников СУЭК, здешняя доля налогов с 6,66 процента увеличится до 47,42 процента. Это, конечно, много. Кроме того, подчиненная единому командованию компания должна стать менее громоздкой, забюрократизированной, а значит, более эффективно управляемой. В результате появится новый импульс к улучшению производственных показателей, к социальному благополучию работников компании.

Звучит, надо признать, красиво. Да и рациональное зерно в этих идеях тоже, безусловно, есть (в конце концов, любой серьезный цивилизованный бизнес заинтересован в своем развитии, а не наоборот).

Однако новые обещания угольных баронов вызывают далеко не однозначную реакцию. И если чиновники краевой администрации демонстрируют пусть осторожную, но все же более или менее лояльную по отношению к хозяевам угольных разрезов позицию, так или иначе склоняясь к решению передать лицензию на угледобычу собственникам СУЭК, то вот депутаты Законодательного Собрания - отнюдь.

По словам Валерия Сергиенко (вовсе не понаслышке знакомого с проблемами в угольной отрасли края), в вопросе о переоформлении лицензии в пользу СУЭК депутатский корпус беспокоит прежде всего наиболее вероятная в этом случае потеря краевой властью последнего рычага влияния на ситуацию в угольной сфере в собственном регионе. Надеяться же на добросовестность бизнеса здесь пока не приходится.

И тому есть серьезные причины. В частности, проведенные краевой Счетной палатой проверки хозяйственной деятельности в период с 2001 по 2002 год Красноярского филиала ОАО "СУЭК" и находящихся в крае угольных разрезов компании выявили многочисленные нарушения последними действующего законодательства. К примеру, СУЭК, придя на территорию края, не проявила горячего стремления к участию в социально-экономическом развитии этой самой территории - лицензионные соглашения, предусматривающие такое участие, были заключены только на период оформления лицензий и более не продлялись. Кроме того, как выяснилось, Красноярский филиал СУЭК без уведомления органов, предоставивших разрезам лицензии на право пользования недрами, в нарушение лицензионного соглашения (п. 3 и абз. 5 п. 5), а также Закона РФ "О недрах" (п. 2, 10 части второй ст. 22) уменьшил технические задания по корректировке годового проекта на добычу угля разрезам "Бородинский", "Назаровский", "Березовский". В нарушение российского законодательства (ст. 20, 39) пользователями лицензий осуществлялась деятельность недропользования "с невыполнением условий лицензионных соглашений в части соблюдения сроков внесения в соответствующие бюджеты ресурсных платежей".

Безусловно, в том, что все это стало возможным, есть немалая доля вины и самой краевой власти, коей в самую пору бросить в глаза известное гайдаевское: "Да как же вы допустили?!" И все же легче от этого не становится и доверия к горе-бизнесменам не прибавляется.

Тем более если вновь вспомнить о социальной составляющей проблемы. Как сообщила не так давно губернатору края Татьяна Давыденко, 428 оказавшихся в последнее время "за бортом" работников Березовского разреза были уволены с нарушениями.

Вообще возникает ощущение, что активно декларируемое руководством СУЭК стремление предотвратить в городах угольщиков (в первую очередь это касается Шарыпова) угрозу массовой безработицы - искусно раздуваемый мыльный пузырь. Средств пресловутого стабилизационного фонда (о котором, чуть что, так любят вспоминать в СУЭК) на создание в крае новых рабочих мест явно недостаточно. По подсчетам специалистов, одно новое рабочее место - это около 70 тысяч рублей инвестиций. На 20 млн суэковских (и столько же бюджетных) денег всех не облагодетельствуешь. Хватит разве что на компенсации по безработице. Да и с теми, как видим, периодически возникают проблемы. Внутри собственной же структуры СУЭК дополнительных рабочих мест создавать не намерена.

А, наверное, можно было бы. К примеру, если компания помимо добычи угля включилась бы в его переработку, а также освоение ряда других находящихся по соседству с разрезами месторождений. Согласно геологическим данным Рыбинский район (Бородинский разрез) - это не только уголь, но и Богунайский золоторудный узел. Назаровский район является уникальной цеолитовой провинцией, а в Шарыповском районе расположена группа геологических объектов с медной минерализацией.

Воплощение в жизнь золотого, цеолитового и медного проектов вполне могло бы стать примером взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти, дать работу многим горнякам и обеспечить дополнительные условия экономического развития региона. Только вот вспомнят ли об этом дискутирующие стороны?.. Во всяком случае, новая краевая программа о недропользовании, которая способна стимулировать именно такое развитие событий, - пока только сырой проект.

Тем временем администрация края и СУЭК все ж таки пытается договориться. В Красноярске общественности был представлен рабочий проект соглашения о сотрудничестве. Но самое пикантное в этой ситуации то, что, пока исполнительная власть старается найти общий язык с угольщиками, местное Законодательное Собрание и региональный комитет госимущества активно судятся с последними. Кроме того, по словам Валерия Сергиенко, в проекте вышеупомянутого соглашения с трудом просматриваются какие бы то ни было социальные обязательства СУЭК. В тумане остается и налоговая составляющая будущей деятельности компании. А также депутатам до сих пор не ясно, по каким ценам угледобывающие предприятия СУЭК будут продавать уголь потребителям в крае.

А ведь лицензия на недропользование (в переоформленном виде), столь необходимая сегодня Сибирской угольно-энергетической компании, могла бы принести краю значительно большие дивиденды. Например, в случае появления тщательно выверенного регионального закона об инвестиционной деятельности на территории края, о возможности создания которого уже не раз заговаривали в депутатской среде. Этот закон, наверное, скорее стал бы эффективным инструментом контроля за деятельностью тех или иных компаний, нежели разного рода соглашения.

Ведь пообещать ради этих соглашений можно все что угодно. А вот кто будет потом все обещанное выполнять? И как призывать "мистеров Обещалкиных" к ответу? Проза жизни пока свидетельствует о том, что красивые теории о мудром хозяйствовании СУЭК, увы, во многом не совпадают с практикой. А потому и кредит недоверия к компании в крае по-прежнему слишком высок...

"Договор договору рознь".

(Сергей Киндяков "Красноярский рабочий" 03.06.03)

Для многих наблюдателей наше профсоюзное движение выглядит некоей общественной силой, лишенной четкой политической и экономической ориентации. Так ли это на самом деле? Над ситуацией мы предложили поразмышлять заместителю председателя федерации профсоюзов края Василию ДЕРКАЧУ.

- В первую очередь хочу задать вам вопрос не как заместителю председателя регионального профобъединения, а как аналитику, изучающему вопросы профсоюзного движения: влияние профсоюзов падает во многих странах с развитой экономикой, так стоит ли в России городить огород "профстроительства"?

- Не могу согласиться с вашим тезисом. Хотя во многих европейских странах, где профсоюзы добились принятия жесткого трудового законодательства, они же столкнулись с серьезными проблемами сокращения своей численности...

- Может, и правильно, "мавр сделал свое дело - мавр может уходить"?

- Думаю, что сторонников такой позиции ждет определенное разочарование. Ведь успехов в сфере законодательства профсоюзам удалось достичь при левых правительствах. Когда власть меняется, начинается ревизия трудового права. Вот тогда и оказывается, что организационный и финансовый ресурс профсоюза гораздо надежней защищает интересы трудящихся, чем свод законов.

- Но при этом профсоюз еще и деньги с работников собирает. А что, без денег солидарность трудящихся не работает?

- Работает, но менее эффективно. Вы как член профсоюза отдаете один процент взносов и ставите профсоюзу задачу: организуйте на эти средства нас (членов профсоюза) так, чтобы завтра я получал на 10 процентов выше зарплату, кроме того, помимо зарплаты критерием профсоюзной эффективности являются и гарантии занятости, охрана труда и многое другое. Конкретный пример: результатом переговоров краевых профсоюзов и администрации края стал согласованный протокол, по которому работникам бюджетной сферы дополнительно будет выплачено по два оклада. В масштабах края это более 450 миллионов рублей.

- Эффект есть. Правда, на этот раз для всех работников, а не только для членов профсоюза.

- Но добились этого именно профсоюзы! Многие наши законодательные нормы построены таким образом, что пассивная часть работников может пользоваться результатами активности своих коллег. У нас много говорят о рыночных принципах в интересах предпринимательства, но когда эти принципы содействуют самоорганизации трудящихся, так сразу раздаются окрики: "Ах! Дискриминация! Даешь равную оплату за равный труд!" Притом если работодатели и власти желают, чтобы и работники следовали достигнутым с профсоюзом договоренностям, то им необходимо понять, что профсоюз не отвечает за работников, в нем не состоящих. Значит, получение или потеря профсоюзного билета должны иметь для работника экономическое значение.

- Однако сейчас в России нет ни одной политической партии, которая бы поддержала такой подход к трудовым отношениям.

- Вообще ни одна партия, представленная в Думе, не имеет четкой позиции по развитию трудовых отношений в России. КПРФ зациклена на вопросах соцобеспечения. "Единая Россия" провозглашает себя партией "антикризисного управления страной". Предполагает ли такая концепция приоритет по совершенствованию трудовых отношений? Не знаю! Пока это не ощущается.

Но в части влияния на общественные процессы на политических партиях свет клином не сошелся. Есть еще исполнительная власть как самостоятельный политический фактор.

На краевом уровне существует определенная общность интересов, которая может реализоваться положительно и для профсоюзов, и для команды губернатора.

- Но недавние и нынешние бои вокруг реформы ЖКХ о такой общности вовсе не свидетельствуют?

- Когда мы занимаемся своим делом - боремся с правительственным проектом Трудового кодекса, с его же вариантом реформирования оплаты труда бюджетников, то получаем положительный результат. Но когда выходим за пределы сферы своей ответственности - вопросов зарплаты и занятости, блокируясь с определенными политическими силами, то и получаем отрицательный результат. Ведь решение по 90-процентой оплате было принято.

- Какой вывод? Нужно было поддерживать позицию губернатора?

- Не вопрос, поддерживать или нет! Зачем даже из благородных побуждений подменять другие общественные организации? Единственно правильной реакцией со стороны профсоюзов на увеличение оплаты услуг ЖКХ должно являться требование повышения реального уровня зарплаты.

- В отношении требований к власти у профсоюзов давно "колея накатанная". Но вот в отношении работодателя-частника слабо верится в реальность профсоюзных действий.

- Между тем и сама краевая администрация слишком медленно переходит от политики невмешательства в трудовые отношения во внебюджетном секторе к политике активного регулирования этих процессов, к осознанию своего интереса на рынке труда. Хотя трудовые отношения, зарплата, занятость - это тоже экономика края. Власть может пойти двумя путями: или занять "круговую оборону", или уравновесить ситуацию поиском стратегического партнера. Политические партии появляются и исчезают, финансово-промышленные группы враждуют между собой, только профсоюзы являются "долгоиграющим" фактором и в стране, и в мире.

- Но именно представители работодателей предлагают сейчас губернатору заключить общественный договор.

- Речь идет о том, что власти предлагается взять перед обществом всю полноту ответственности за положение дел в крае. При этом совершенно непонятно, в чем тогда будет проявляться ответственность капитала, работодателей. Опять предлагается "перевести все стрелки" на одного Хлопонина.

- Разве на протяжении последних лет сторона, представляющая работодателей, не заседает в трехсторонних комиссиях, не принимает на себя какие-то обязательства?

- Насчет обязательств скажу так: у меня уже телефон разрывается от звонков с тех частных предприятий, на которых по подобному соглашению, заключенному с работодателями, должна была быть увеличена зарплата. Сдвигов нет, хотя соблюдены все правовые формальности. При желании в суд можно идти с требованием повышения зарплаты.

- Почему не идете?

- Пойдем! Необходимо только, чтобы сами работники были готовы выдержать встречный прессинг работодателей. Работники предприятий быстро начинают понимать: зачем унижаться в очередях за жилсубсидиями, когда имеют полное право потребовать эти же деньги не из бюджета, а от своего работодателя в виде зарплаты.

- Как говорится, отвергая - предлагай! Если не договор общества и власти, то что взамен?

- А взамен договор между властью, трудом и капиталом - социальный договор, в котором каждая сторона должна взять на себя свою меру ответственности за вывод края из кризиса.

- То есть профсоюзы тоже должны будут взять на себя обязательства?

- Профсоюзы настаивают на повышении зарплаты, что от нас требуется взамен? Определяйтесь! Получим предложения - будем их обдумывать.

Так сложились социальные отношения в России, что обязательств на себя не хочет брать никто. Всех бы устроило, чтобы только власть взяла на себя всю меру ответственности за судьбы людей. Но это неправильно. Вот почему совместная работа администрации и профсоюзов по выработке концепции социального договора в регионе уже ведется - и на уровне идеологии пока у нас нет противоречий.

- На каком этапе предполагается подключение к процессу работодателей?

- Во-первых, в крае существуют два объединения работодателей, претендующих на роль их представителей. Сначала они должны разобраться между собой. Во-вторых, будет весьма сложно убедить те профсоюзные организации, чьи ожидания были обмануты из-за невыполнения ранее подписанных соглашений, что новые обязательства, принятые от лица товаропроизводителей края, будут реализованы. Но свой путь необходимо пройти всем заинтересованным сторонам. И лишь тогда можно рассчитывать на результаты, которые сделают жизнь рабочего человека лучше, сытнее, стабильнее.

"Сначала наполняем карман, а потом из него берем".

(Евгений Куксин "Сегодняшняя газета" 03.06.03)

В ПОСЛЕДНИЕ дни весны заместитель губернатора Красноярского края Анатолий Матюшенко отчитался перед депутатами Законодательного Собрания по ходу реформы ЖКХ. Особенно активные депутаты назвали реформу "лукавством" и "нарушением Конституции, при котором деньги получает Чубайс". Депутат Всеволод Севастьянов сделал сенсационное, неожиданное предложение - национализировать жилкомхоз.

"Население устало жить в неухоженных домах с перебоями в коммунальном обслуживании. Поэтому с ноября работа Совета администрации приобрела системность, направленность и ускорение. В начале года были провалы по сбору платежей с населения, но к 20 мая 88,4% населения исправно вносит платежи. В 2002 году платило 89% жителей. К маю население осознало: если хочешь жить, то надо платить", - такова квинтэссенция выступления Анатолия Ивановича, который вполне доволен тем, как идет реформа ЖКХ.

Основные задачи на 2003 год - завершение управленческой реформы, вопросы финансового оздоровления отрасли и доработка до конца системы социальной защиты. Комиссия, проверяющая нормы и тарифы, в ряде территорий (по жалобам жителей) установила, что тарифы не завышены. Так, в Боготоле существующие тарифы на 1 рубль 20 копеек ниже расчетных; по Ачинскому району ниже на 0,33 рубля, по Боготольскому - на 8,21 рубля, по Сухобузимскому - на 4,79 рубля. Для населения это плюс, с точки зрения реального содержания жилья и предоставления качества услуг - минус.

Из доклада зама губернатора следовало, что единственные минусы в том, что не все бюджеты территорий смогли рассчитаться по начисленным субсидиям. 23% населения охвачено субсидиями, но по краю только 54% исполнителей услуг получили эти деньги. До предприятий дошло только 79% денег. Главная задача - переломить финансовую ситуацию, чтобы ЖКХ начало возвращать деньги населению в виде услуг, ремонта, подготовки к зиме. Тем более, что в этом году на подготовку к зиме предполагается затратить в два раза больше, чем в прошлом.

Депутат Юрий Абакумов громогласно заявил, что администрация края лукавит при перечислении денег на территории для выплаты субсидий. По этому поводу поднялся небольшой базар. Возможно, дошло бы и до драки, но, во-первых, ушел самый ершистый депутат Абакумов, во-вторых, Матюшенко торопился на семинар в "Сосны". Мудрую денежную политику имени Хлопонина он объяснил так:

- Субсидии находятся в двух бюджетах. 80% на территории, остальные в краевом. Например, в бюджете Ермаковского района написано 12 миллионов - на субсидии. Когда район выберет эти деньги, тогда приходит в бюджет и говорит: у меня еще там заложено три миллиона, будьте любезны. С 1 октября задекларировано повышение зарплаты бюджетникам, а денег в России нет. Поэтому край сегодня в таком же положении. А вдруг район и не выберет деньги на субсидии, тогда ему эти деньги край направит в виде реальной помощи.

Депутат Всеволод Севастьянов заключил, что так плановые вопросы не решаются. И распри государственных мужей продолжились с новой энергией. Матюшенко уже не торопился в "Сосны". Впервые Анатолий Иванович перешел на крик и даже врезал кулаком по столу: "Как проводить реформу без денег?! Нужно сначала наполнить карман, а потом оттуда брать! Все развалится, если население не будет платить, будет еще хуже".

"Ухудшение жизни населения, грубые нарушения Конституции, законодательства - все налицо. Надо признать, что мы ухудшили ситуацию, - возражал Всеволод Николаевич, - и ничего не будет потому, что вы, собрав с населения девять миллиардов, четыре отдаете на субсидии, а на инженерное обеспечение 286 миллионов. Поднимая тарифы, мы отправляем наши деньги Чубайсу. Деньги уходят не в ЖКХ".

Словом, споры и переливания из пустого в порожнее длились долго. Журналисты разошлись, зачем, собственно, воевать - все равно не покажут. Главное, что все это бесполезно. На завтра была намечена сессия Заксобрания, и все понимали, что при любом раскладе за отмену тарифов депутаты не проголосуют. Тем не менее, во время скорой избирательной кампании мы еще наслушаемся споров до хрипоты. Будем считать, что репетиция прошла успешно.

"Обаятелен и очень опасен".

(Людмила Винская "Сегодняшняя газета" 03.06.03)

НАРОЧИТЫЕ попытки некоторых персон стать героями телеэкрана и захватить внимание телезрителей мы наблюдаем ежедневно. Но не каждому удается преодолеть планку на той высоте, чтобы все ахнули. Нынче трудно удивить народ, хотя вполне возможно. Но теперь для этого требуется не шарик, который надо проткнуть иголкой, чтобы все повернулись на звук взрывчика. Общество, иной раз само того не сознавая, ждет встречи с настоящим явлением.

Все последние дни пресса и зрители обсуждают телевизионный сериал Владимира Бортко по Достоевскому "Идиот". Самое большое потрясение - Евгений Миронов, сыгравший князя Мышкина. Да и вся "идиотская" команда была хороша: показала, что значит русская актерская школа, а заодно и напомнила о непреходящих ценностях великой литературы, которую нынче пытаются отодвинуть на второй план. В школе ее "проходят". На книжных прилавках - она позади скороспелых донцово-устиновских сочинений. А бандиты на телеэкране появляются, не как страдающие погибшие души, а как видные деятели передовой отрасли, которая заставила себя, если не уважать, то бояться.

В минувшую пятницу "Вести. Дежурная часть" всей стране сообщили как о значимом событии, что там-то на таком-то году жизни "скончался вор в законе" такой-то. Далее следовал рассказ, чем знаменит усопший, прототипом героя какого популярного телесериала он стал. Не обошлось и без прямого намека - на похороны должны съехаться многие криминальные авторитеты. Не доставало лишь фразы "выражаем соболезнование коллегам (семьи у вора в законе быть не должно - Л.В.) покойного". Эти телеминуты могли бы быть отданы сообщению о судьбе или "круглой" дате какого-нибудь сыщика или талантливого криминалиста. Но, как правило, телепередачи о здоровье посвящены болезням, а передачи о милиции - бандитам. И это в лучшем случае, если не заподозрить в сообщении о смерти вора в законе элементарную оплаченную братвой информацию. И то, и другое худо.

Все чаще начинает казаться, будто в телетеле - то бишь, в телевизионном теле - смещены не только позвоночные диски, но и происходят другие "атипичные" явления. До четвертой власти допущены люди, которые властвовать не умеют, но любят. И от этого все беды. На наглость человека с микрофоном собеседники ответить достойно не могут, они сразу как-то сникают, начинают оправдываться, молоть всякую чушь. А уж о том, чтобы поставить на место зарвавшихся служителей "свободного слова" и мечтать не приходится. Точнее, не приходилось. До последнего времени. Генерал Лебедь глубоко заблуждался, считая, будто на телевизионщиков можно не обращать внимания, когда добродушно бросал: "Нехай клевещут!" Они и старались. И поставленных целей, кстати, зачастую добивались, чему способствовал тогда (теперь это уже отчетливо видно) и пресс-секретарь губернатора Александр Козлов, делая все, чтоб обострить отношения с прессой.

Теперь и времена иные. И у власти в крае иные люди. Как мне кажется, понимающие, что есть СМИ и как с ними "бороться". Или вернее, - как им противостоять, если того потребуют обстоятельства. Принцип "наглость - второе счастье" теперь уже не действует столь эффективно. А зачастую вообще дает такой сбой, что ни одна видеокамера не может скрыть растерянности журналистов, имеющий бледный вид нерадивых учеников. Смотреть на эти уроки без удовлетворения нельзя.

На прошлой неделе моментов "ликбеза" было несколько. Одним из преподавателей оказался губернатор Александр Хлопонин, хорошо чувствующий, что бесполезно читать плебеям утонченные лекции об этических нормах. Не поймут. С эллином надо говорить на языке эллина, а с плебеем (в данном случае слово употребляется в его третьем значении: "человек, не обладающий благородством" - Л.В.)... Не угадали, не на языке плебса. С ним лучше вообще не вступать в разговор.

Помните, наверное: на днях во всех теленовостях спикер Заксобрания Усс поведал о своей состоятельности и сообщил, что его семье ничего не стоит перечислить пострадавшим от огня казачинцам 60 тысяч рублей. Сумма большая, но семейный бюджет от этого не пострадает. Как говорится, грех не поделиться. Тут и восхититься-то нечем, не лепта же вдовицы. А информация явно предполагала благодарный восторг народа. Но на Руси как-то не принято трезвонить о благодеяниях...

Сделал добро - уйди от расплаты. Построил церковь - не пиши на самом видном месте, что это ты сделал. Издал многотомник Пушкина - не ставь на самой первой странице свою фамилию, даже если это ты дал денег на издание произведений великого поэта. Попросись, по крайней мере, на последнюю страницу. Но какую силу надо иметь, чтоб остаться в тени! Казалось, и нет уж таких людей. И тем радостнее было ошибиться - есть. Да еще и рядом с нами живут. Когда телерепортеры новостных выпусков попытались выведать у губернатора Хлопонина, поможет ли он лично погорельцам, то коротко ответил: "Да". Но на вопрос, как это выразится в денежном эквиваленте, последовал ответ, что об этом, по его мнению, говорить не принято. Тогда журналисты начали "давить", требуя конкретной суммы, мол, спикер-то сказал, - ну как же, им ведь надо сравнить, кто щедрее, Усс или Хлопонин. Тогда губернатор еще раз, но тверже и лапидарнее, сообщил представителям телевидения о своем принципе не обсуждать подобные вещи. Снимаю шляпу.

Вторым человеком, который занялся перевоспитанием СМИ, стал новый председатель крайизбиркома Константин Бочаров. Кстати, Наталья Кечина (ТВК) сделала довольно милый сюжет об этом руководителе, показав его в кругу семьи, - обаятельный человек, заботливый муж и отец. Музыкант с консерваторским образованием, ставший потом дипломированным юристом и сделавший карьеру. Ни в чем дурном не замечен. Как сказала в "Субботнем госте" супруга Константина: "У моего мужа нет недостатков". Для ТВ это нонсенс. Поэтому первое пятно решила посадить на бочаровский мундир репортер ТВК Черепанова, заявив мимоходом, будто крайизбирком подконтролен губернатору. Дескать, с ним все ясно. Вот те раз! Доводов никаких, фактов - тоже. А заявление мощное.

Даже из обычного ознакомления представителей ЦИК с документацией красноярской комиссии некоторые телеканалы попытались сделать "потрошиловку", после которой надо было ждать жуткой казни. Сопоставив ту информацию, которая была доведена до журналистов, и проанализировав выданный ими на-гора "СМИшной" продукт, Константин Бочаров сделал беспроигрышный воспитательный ход. Он принес на очередную пресс-конференцию диктофон и объявил, что отныне будет фиксировать все сказанное им прессе. Мол, комментируйте, как хотите, но факты искажать никому не дозволено. Вот такой бекар поставил фальшивым журналистским "нотам" музыкальный юрист Бочаров. Теперь еще надо посмотреть, кто и для кого представляет большую опасность. Бочаров для журналистов, не обладающих достаточным профессионализмом, весьма опасен. И подобная опасность, на мой взгляд, очень даже полезна.

Парадокс, но оказывается, и чиновники могут играть положительную роль в повышении профессионального мастерства работников телевизионного цеха.