В южной курортной Анталье, в Турции, состоялся широкий турецко-российский евразийский молодежный форум. Он был организован "Платформой диалог Евразия" совместно с международным экспертно-аналитическим форумом "Форос". В нем приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, члены Общественной палаты РФ, представили различных фондов Киргизии, Грузии, Украины и Абхазии, известные турецкие и российские политологи, ученые, а также представители СМИ.

В течение трех дней в отеле "Рексос" специалисты из этих стран в области политики, экономики и культуры обменяются мнениями о том, как наиболее эффективно выстроить сотрудничество на евразийском пространстве, наладить широкий конструктивный диалог между странами и народами в целях мира, спокойствия и процветания, а не конкуренции.

Вообще в последнее время подобного типа форумов прошло немало, но нынешний форум в Анталье приобретает особое значение хотя бы потому, что на нем со специальным докладом выступил председатель Национального собрания Турецкой Республики Мехмет Али Шахин. При этом, пожалуй, впервые авторитетный турецкий политик, вопреки ранее сделанным заявлениям об ориентации Турции на постсоветском пространстве прежде всего на сотрудничество с тюркскими народами, попытался отойти от привычного стандарта и более конкретно и адекватно обозначить новые подходы и новые направления во внешней политике Турции на евразийском пространстве.

По его словам, в этом регионе мира, где в прошлом проходили многочисленные разного рода конфликты, необходимо искать новые, более широкие форматы сотрудничества, которые в первую очередь способствовали установлению климата толерантности и созданию необходимых условий для принятия компромиссных решений. Главным политическим лозунгом современной Турции сейчас является " Мир внутри страны, мир за ее пределами". Спикер турецкого парламента заявил, что сутью новых турецких подходов является то, что она выходит за рамки традиционных представлений об истинном смысле и задачах Турции в Евразии, где проживают не одни только тюрки. Анкара призвала вырваться из замкнутого круга. Очевидно, что нельзя начать декларируемый диалог между цивилизациями с упором только на узкоконфесиональные или так называемые общие "тюркские ценности". Необходимо идти от обратного, выводя на первый план ценности цивилизационного свойства, что также невозможно без процесса "привыкания" народов друг к другу, больше взаимного обогащения знания о друг друге. Например, отметил Мехмет Али Шахин, из 500 лет турецко-российского общения, на войны между двумя странами выпадает всего около 30 лет. Однако до сих пор историки продолжают усердно писать одну только военную или политическую историю своих стран, и только вскользь упоминают о многовековых культурных и экономических контактах между двумя народами. Стереотипы, сложившиеся в историографии и в литературе россиян и турок сложились устойчивые негативные стереотипы в восприятии друг друга. Покончить с ними сразу невозможно. Для этого необходим новый длительный взаимный познавательный процесс. И отказ от приемов, который практиковал еще Александр Пушкин. В письме одному своему приятелю-дипломату, прибывшему из Турции, великий поэт писал: "Братец, поздравляю тебя с прибытием из Стамбула турецкого в Стамбул русский".

Образцом выхода из непростой ситуации Мехмет Али Шахин назвал сценарий развития современных турецко-российских отношений. По его словам, за последние годы прошло 12 личных встреч между председателем правительства России Владимиром Путиным и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Сейчас готовится очередной визит Эрдогана в Россию, а во время посещения Турции правительственной делегации, возглавляемой Владимиром Путиным в августе нынешнего года, было подписано сразу 20 соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере. Стало обычным делом и практика регулярных телефонных переговоров президентов двух стран, личные отношения между которыми характеризуются высоким уровнем доверия. Все дело идет к тому, уверен Мехмет Али Шахин, что экономики двух стран скоро начнут взаимно дополнять друг друга и совместно выходить на рынки третьих стран.

Однако по турецкой версии многое необходимо начинать с образования. Например, Анкара ждет добро от России на создание Русского университета в Турции, а работающая в России турецкая структура "Платформа диалог Евразия" активно занимается просветительской деятельностью, способствует созданию турецких школ в нашей стране. Все это, по оценке главы турецкого парламента, приметы именно той новой политики Турции, которая начинает приобретать особую динамичность не только в России, но и на всем евразийском пространстве.

Но именно в этом обстоятельстве и загадка момента, ведь наряду с интеграционными процессами Россия-Турция на этом пространстве существует немало реальных и потенциальных конфликтных зон. Достаточно вспомнить хотя бы недавний "кавказский кризис", в урегулировании которого Турция действительно приняла немалое участие, или многолетнюю проблему Карабаха. На такой вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости на форуме в Анталье своеобразно ответил депутат парламента Турции, глава турецкой делегации в ПАСЕ Мевлют Чавушоглу. По его словам, Турция стремится сейчас оценивать ситуацию в более широком геополитическом контексте, включая даже свое возможное вступление в ШОС или развитие самого широкого сотрудничества между НАТО и ОДКБ. "Это не утопия,- подчеркнул Чавушоглу,- переговоры на этом направлении уже ведутся". Более того, глава турецкой делегации в ПАСЕ не исключает и развитие отношений Анкары с Тегераном именно в формате ШОС.

В целом же турецкое солидное политическое и аналитическое сообщество, широко представленное на форуме в Анталье, очень осторожно пока оперирирует проблемами большой геополитики, поскольку страна еще только начинает учиться и привыкать мыслить категориями не только державы регионального уровня. Пока на данном этапе очевидно только то, что Анкара не скрывает свою заинтересованность принять такое участие. например, в "большой игре" вокруг Каспийского моря, которое бы не вело бы к обострению конкурентного противостояния с Россией в регионе, а наоборот, а сближало их. Поэтому сейчас ведется серьезная не афишируемая работа, которую выполняет турецкая дипломатия на Кавказе.

Кстати, именно формула диалога в масштабах всей Евразии позволяет Анкаре несмотря на существующие препятствия не отказываться и не дискредитировать подписанные в Цюрихе турецко-армянские протоколы, призванные восстановлению дипломатических отношений между двумя странами и открытию границ. При этом Турция пытается создать именно такую ситуацию в регионе, чтобы не испортить отношения с Азербайджаном и подтолкнуть конфликтующие стороны к поиску взаимоприемлемых решений. В ситуации, когда на протяжении многих лет подобные попытки не вели к успеху, Анкара пытается найти их решение уже на системном уровне иного порядка, не противопоставляя себя России или иной региональной державе. Именно в этом главная особенность нынешнего момента.

Конечно, в этой новой политике Анкары присутствует и некоторый подтекст. Возможно, Турция, оказавшись на Большом Ближнем Востоке в эпицентре новых угроз и вызовов, решила искать выход в выстраивании общих глобальных интересов с Россией и стала готовиться к принятию серьезной ответственности за обеспечение стабильной, нормальной обстановки не только на Ближнем Востоке, или на Кавказе, но и в зоне всей Евразии. Если это действительно так, что в будущем нас ждет настоящий ренессанс российско-турецкого сотрудничества в самых различных областях, включая и высокую положительную комплиментарность между русскими и турками, и появление фактора России у "южных морей". Не случайно, например, в некоторых новых турецких учебниках по истории вообще исчезли упоминания о русско-турецких войнах.

И еще один момент. Когда в 2002 году на парламентских выборах в Турции победила Партия справедливости и развития, многие российские СМИ квалифицировали победившую партию как "умеренно религиозную". Но парадокс в том, что именно эта партия осуществляет невиданный исторический прорыв на российском направлении. При этом турки, считая себя европейцами, не отрекаются от своей евразийской сущности. В этом отношении россияне и турки во многом схожи, что и предопределяет в будущем немало интересных и, возможно, сенсационных сюжетов, поскольку сложностей на пути осуществления турецко-российского проекта не меньше, чем очевидные плюсы от его реализации.