"Войти и забрать" транспортный коридор Азия-Европа, ЮКЖД может, только построив дорогу Иран-Армения

Баку, 3 ноября 2009, 10:56 — REGNUM  "Войти и забрать" транспортный коридор Азия-Европа, как это говорил глава компании "Южно-кавказские железные дороги" (ЮКЖД) Шевкет Шайдулин, можно, использовав два возможных сценария развития региональной инфраструктуры - первый условно можно назвать коридором "Восток-Запад", другой - "Север-Юг". Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости заявил депутат парламента Армении, член Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" Ара Нранян, комментируя соответствующее заявление руководителя ЮКЖД.

По его словам, под направлением "Восток-Запад" имеется ввиду ветка, связывающая Европу через территории Турции, Армении и Азербайджана со Средней Азией. Однако подобный маршрут, о котором мечтают и американцы, имеет очень слабое экономическое обоснование. "Зачем он России? Непонятно. Из двух проблем - инженерно-коммуникационное обеспечение и экономическое обоснование - обе настолько слабообеспечены и сомнительно обоснованны, что думать о реализации такой схемы весьма и весьма трудно. И тут проблема вовсе не в армяно-турецкой границе. Более того, из всех проблем это наименьшая", - отметил он. Нранян подчеркнул, что с точки зрения реализации, ЮКЖД должна позаботиться не столько об армянской железной дороге, сколько о турецкой - слаборазвитой и отсталой. "Я уж не говорю о других участках возможного пути. Но даже если ЮКЖД решится заняться также и развитием турецкой железной дороги, то подобная деятельность будет в лучшем случае использована другими, для других и вовсе не экономических целей. Направление "Восток-Запад" - это направление в никуда. И... к никому", - отметил он. Обосновывая этот тезис, Нранян подчеркнул, что в данной модели не надо сбрасывать со счетов и политическую составляющую, ведь как армяно-турецкие отношения, так и армяно-азербайджанские, а в перспективе и вся Средняя Азия вовсе не предрасполагают в ближайшие годы к спокойному и безоблачному, неконфликтному развитию.

"В отличие от данного коридора для реализации другого проекта по маршруту "Север-Юг" необходимость в инвестициях намного меньше, а реализация проекта и обеспечение политической стабильности находится конкретно в руках России. Для реализации данного проекта нужно лишь строительство железной дороги Иран-Армения (проект, который уже находится на стадии реализации), восстановление абхазского участка железной дороги и обеспечение нормального железнодорожного сообщения. В отличие от политических рисков другого плана здесь один из ключей, если не главный ключ, находится в руках России, а нормализация грузино-российских отношений в перспективе не имеет альтернативы. А если брать экономическую составляющую, то железнодорожная ветка через Иран выводит как к богатому региону Персидского залива, так и к быстроразвивающимся странам Юго-Восточной Азии", - пояснил он.

По мнению Нраняна, коридор "Восток-Запад" - это огромные капиталовложения в политически нестабильные направления с сомнительной экономической и политической отдачей, без реальной интеграции с российским рынком, коридор "Север-Юг" - почти готовые коммуникации, подконтрольный конфликтный участок и выход как на перспективные рынки, так и возможность соединения этих рынков с собственных рынком.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.